Из тряпья и палок, или история танкового надувательства
Когда великий китайский полководец и мыслитель Сунь Цзы создавал свой знаменитый трактат «Искусство войны», до появления на поле боя танков оставалось около 2500 лет. Тем не менее, само появление их засекреченного названия и последующее боевое применение чётко укладывались в одну из самых известных цитат стратега древности: «Война – это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко».
Первые танки были настолько малочисленными, а эффект от их применения был настолько ошеломляющим, что потребность в макетах технической новинки была велика у всех участников Первой мировой. Однако строились они с разными целями.
У Центральных держав и их союзников танков было недостаточно или не было вовсе, и необходимо было создать видимость их наличия. Кроме того, макеты танков также были нужны для обучения пехоты и артиллерии противодействию танкам Антанты. Армий же Антанты и стран, примкнувших к этому союзу, это касалось в меньшей степени.
С окончанием Первой мировой потребность в строительстве макетов отпала практически у всех, кроме побеждённой Германии. Лишённые по условиям Версальского мирного договора возможности иметь танки, немцы, тем не менее, пытались не отстать от всего мира и упорно отрабатывали тактику применения бронетанковых сил теми средствами, которые им были доступны. Фото 20–30-х годов прошлого века могли бы вызвать улыбку, однако начало Второй мировой войны показало, что смешного в немецких упражнениях с фанерными коробками было мало.
Начавшаяся Вторая мировая война в целом привнесла мало нового в использование макетов военной техники – по-прежнему фальшивые танки служили мишенями для гранатомётчиков и артиллеристов, создавали иллюзию присутствия бронетехники там, где её не было. В обратной ситуации, когда необходимо было скрыть переброску танков на определённом участке фронта, использовалась маскировка под более мирную технику, т.е. грузовики и тягачи. В целом же подросли лишь масштабы явления – так, американцы и англичане в преддверии высадки в Нормандии создавали целые подразделения, укомплектованные профессиональными художниками и малярами и оснащённые звуковой техникой. Теперь правдоподобно выглядящие «Шерманы» ещё и передвигались под звуки моторов, раздающихся из динамиков. Эти подразделения теперь могли создавать целые группировки, дезинформирующие немцев относительно места будущего вторжения.
За время, прошедшее после окончания Второй мировой и до наших дней, производство макетов военной техники вообще и танков в частности постепенно превратилось в целую индустрию – с увеличением возможностей авиационной и космической разведки кустарщина в деле дезинформации противника окончательно ушла в прошлое.
Когда великий китайский полководец и мыслитель Сунь Цзы создавал свой знаменитый трактат «Искусство войны», до появления на поле боя танков оставалось около 2500 лет. Тем не менее, само появление их засекреченного названия и последующее боевое применение чётко укладывались в одну из самых известных цитат стратега древности: «Война – это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко».
Первые танки были настолько малочисленными, а эффект от их применения был настолько ошеломляющим, что потребность в макетах технической новинки была велика у всех участников Первой мировой. Однако строились они с разными целями.
У Центральных держав и их союзников танков было недостаточно или не было вовсе, и необходимо было создать видимость их наличия. Кроме того, макеты танков также были нужны для обучения пехоты и артиллерии противодействию танкам Антанты. Армий же Антанты и стран, примкнувших к этому союзу, это касалось в меньшей степени.
С окончанием Первой мировой потребность в строительстве макетов отпала практически у всех, кроме побеждённой Германии. Лишённые по условиям Версальского мирного договора возможности иметь танки, немцы, тем не менее, пытались не отстать от всего мира и упорно отрабатывали тактику применения бронетанковых сил теми средствами, которые им были доступны. Фото 20–30-х годов прошлого века могли бы вызвать улыбку, однако начало Второй мировой войны показало, что смешного в немецких упражнениях с фанерными коробками было мало.
Начавшаяся Вторая мировая война в целом привнесла мало нового в использование макетов военной техники – по-прежнему фальшивые танки служили мишенями для гранатомётчиков и артиллеристов, создавали иллюзию присутствия бронетехники там, где её не было. В обратной ситуации, когда необходимо было скрыть переброску танков на определённом участке фронта, использовалась маскировка под более мирную технику, т.е. грузовики и тягачи. В целом же подросли лишь масштабы явления – так, американцы и англичане в преддверии высадки в Нормандии создавали целые подразделения, укомплектованные профессиональными художниками и малярами и оснащённые звуковой техникой. Теперь правдоподобно выглядящие «Шерманы» ещё и передвигались под звуки моторов, раздающихся из динамиков. Эти подразделения теперь могли создавать целые группировки, дезинформирующие немцев относительно места будущего вторжения.
За время, прошедшее после окончания Второй мировой и до наших дней, производство макетов военной техники вообще и танков в частности постепенно превратилось в целую индустрию – с увеличением возможностей авиационной и космической разведки кустарщина в деле дезинформации противника окончательно ушла в прошлое.
Комментарии к данной статье отключены.