17
Третья жизнь канадского медведя на Warspot.ru
Третья жизнь канадского медведя

После ознакомления с американским Medium Tank M3 канадские военные и конструкторы высоко оценили потенциал его шасси, но 37-мм орудие в башне и ограниченный сектор обстрела основного 75-мм орудия им не понравились. Также канадская промышленность не могла осилить массовую сборку танка на заклёпках. В результате запущенный в серийное производство канадский танк «Рэм» не только был более технологичным, но и имел более высокие боевые качества.

Но американский вариант эволюции среднего танка оказался более удачным, и в 1943 году им пришлось переключиться на производство копии американского Medium Tank M4A1 под именем «Гризли». Танков такого типа было выпущено всего 188 штук. Воевать им не пришлось, а после войны многие из них отправились в качестве военной помощи в Португалию. После списания «Гризли» скупили частные коллекционеры, после чего канадские танки расползлись по всему миру. Многие из них, восстановленные до ходового состояния, теперь выступают в роли M4A1 на всевозможных военных реконструкциях — как этот танк с личным именем «Голем», снятый на военно-историческом фестивале «День «D» в Огайо» в августе 2019 года.

​Издалека машину сложно отличить от танка американского выпуска. О канадском происхождении машины напоминает только комбинация крепления орудия в походном положении и катаной бронировки трансмиссии на болтах. На заднем плане видна самоходная гаубица M7 «Прист» - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Издалека машину сложно отличить от танка американского выпуска. О канадском происхождении машины напоминает только комбинация крепления орудия в походном положении и катаной бронировки трансмиссии на болтах. На заднем плане видна самоходная гаубица M7 «Прист»
​«Голем» слева. Танк представляет не какую-либо конкретную машину из 2-й американской бронетанковой дивизии, а собирательный образ «Шерманов» из этого соединения - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
«Голем» слева. Танк представляет не какую-либо конкретную машину из 2-й американской бронетанковой дивизии, а собирательный образ «Шерманов» из этого соединения
​На броню нанесены прозвища членов экипажа танка - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
На броню нанесены прозвища членов экипажа танка
​Вид справа сзади. Крупный кормовой люк для обслуживания двигателя открыт. На заднем плане виден гаубичный «Шерман» модификации M4A3(105)HVSS - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Вид справа сзади. Крупный кормовой люк для обслуживания двигателя открыт. На заднем плане виден гаубичный «Шерман» модификации M4A3(105)HVSS
​Вид с кормы. С этого ракурса видны воздухофильтры и выхлопные патрубки - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Вид с кормы. С этого ракурса видны воздухофильтры и выхлопные патрубки
​На «Гризли», как и на многих «Шерманах», устанавливался радиальный двигатель «Континенталь» R-975. Как и некоторые другие танковые моторы, он имел авиационные корни - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
На «Гризли», как и на многих «Шерманах», устанавливался радиальный двигатель «Континенталь» R-975. Как и некоторые другие танковые моторы, он имел авиационные корни
​Надмоторная плита машины с характерным для модификации M4A1 выступом за башней - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Надмоторная плита машины с характерным для модификации M4A1 выступом за башней
​В отличие от разнообразных по технологии производства корпусов, башни «Шерманов» всех модификаций были литыми. При близком осмотре видна грубая фактура литой брони. Примета нынешнего времени: к броне корпуса и башни приварены кожухи для видеокамер - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
В отличие от разнообразных по технологии производства корпусов, башни «Шерманов» всех модификаций были литыми. При близком осмотре видна грубая фактура литой брони. Примета нынешнего времени: к броне корпуса и башни приварены кожухи для видеокамер
​Для дополнительной защиты боеукладок на многие «Шерманы», в том числе и M4A1 поздних серий, наваривали экраны. На наплыв с левого борта нанесены названия кампаний, в которых отличились «Шерманы» 2-й бронетанковой дивизии: Африка, Сицилия, Франция - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Для дополнительной защиты боеукладок на многие «Шерманы», в том числе и M4A1 поздних серий, наваривали экраны. На наплыв с левого борта нанесены названия кампаний, в которых отличились «Шерманы» 2-й бронетанковой дивизии: Африка, Сицилия, Франция
​Задний наплыв с правого борта с личным именем танка - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Задний наплыв с правого борта с личным именем танка
​Передний наплыв с правого борта остался без надписей - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Передний наплыв с правого борта остался без надписей
​Звёздочка этого «Гризли» не оригинальная: для большего сходства с американским вариантом и более безопасного передвижения по асфальту на «Голем» установили стандартные гусеницы от «Шермана» с резинометаллическими траками, что потребовало другого профиля зубчатого венца - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Звёздочка этого «Гризли» не оригинальная: для большего сходства с американским вариантом и более безопасного передвижения по асфальту на «Голем» установили стандартные гусеницы от «Шермана» с резинометаллическими траками, что потребовало другого профиля зубчатого венца
​Гусеничная лента, собранная из резинометаллических траков Т48 - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Гусеничная лента, собранная из резинометаллических траков Т48
​Тележка подвески с вертикальными спиральными пружинами (VVSS — Vertical Volute Spring Suspension) - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Тележка подвески с вертикальными спиральными пружинами (VVSS — Vertical Volute Spring Suspension)
​С этого ракурса виден упругий элемент подвески. В отличие от опорных катков, поддерживающие были цельнометаллическими, без резиновых бандажей - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
С этого ракурса виден упругий элемент подвески. В отличие от опорных катков, поддерживающие были цельнометаллическими, без резиновых бандажей
​Проблемы с резиновыми бандажами опорных катков были присущи всем «Шерманам», включая «Гризли». В ходе эксплуатации они трескались, расслаивались и выкрашивались - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Проблемы с резиновыми бандажами опорных катков были присущи всем «Шерманам», включая «Гризли». В ходе эксплуатации они трескались, расслаивались и выкрашивались
​Крепление орудия в походном положении — один из признаков, что перед вами именно «Гризли», а не обычный М4А1 - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Крепление орудия в походном положении — один из признаков, что перед вами именно «Гризли», а не обычный М4А1
​«Яблоко» пулемётной установки не предусматривало наличия прицела, и помощник водителя был вынужден наводить пулемёт на цель по трассе. Вокруг виден крепёж тента — без него в дождь в установку затекала вода - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
«Яблоко» пулемётной установки не предусматривало наличия прицела, и помощник водителя был вынужден наводить пулемёт на цель по трассе. Вокруг виден крепёж тента — без него в дождь в установку затекала вода
​Люк механика-водителя оснащён встроенным перископическим смотровым прибором - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Люк механика-водителя оснащён встроенным перископическим смотровым прибором
​К корпусу приваривались строповочные проушины для погрузки с помощью подъёмных кранов. Из-под сколотой американской краски Olive Drab проглядывает тёмно-зелёная краска, в которую красили канадскую бронетехнику после окончания Второй мировой войны - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
К корпусу приваривались строповочные проушины для погрузки с помощью подъёмных кранов. Из-под сколотой американской краски Olive Drab проглядывает тёмно-зелёная краска, в которую красили канадскую бронетехнику после окончания Второй мировой войны
​Колпак вентилятора отделения управления - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Колпак вентилятора отделения управления
​Эмблема на лобовой броне в виде щита с литерой G и четырьмя звёздами означает, что корпус танка был отлит компанией General Steel Castings - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Эмблема на лобовой броне в виде щита с литерой G и четырьмя звёздами означает, что корпус танка был отлит компанией General Steel Castings
​«Голем» на пробном пробеге по пляжу до начала реконструкции - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
«Голем» на пробном пробеге по пляжу до начала реконструкции
​Реконструкция высадки началась: «Голем» въезжает на поле боя - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
Реконструкция высадки началась: «Голем» въезжает на поле боя
​«Голем» ведёт огонь - Третья жизнь канадского медведя | Warspot.ru
«Голем» ведёт огонь
Загрузить еще
Неизвестный
Спасибо! Голем ему больше подходит).
| Ответить
Интересно...
Откуда у американских конструкторов такая страсть к криволинейным поверхностям во всём...
Они всерьёз считали что подобная броня более стойкая чем плоская?
| Ответить
Посмотрите на литые башни советских танков - увидите много нового.
| Ответить
На советских танках криволинейные поверхности только на башнях. И то не на всех.
А у американцев на всём остальном корпусе. Никакой гранёности.
| Ответить
То есть, разницы между литьем и сваркой катаных листов Вы не видите? Ок.
| Ответить
А какое преимущество в гранёности? Стойкость брони М4А1 кардинально не отличалась от "угловатых" "Шерманов".
| Ответить
Преимущество в гранёности - то бишь в сварке плоских броневых листов - в более дешёвом и быстром производстве
| Ответить
Всё правильно с точностью наоборот. Аж в 1940 году оказалось что литьё получается быстрее. Первые "Шерманы" были литыми не просто так. http://i.imgur.com/Nc9BI69l.png
| Ответить
Это было в 1940 году в США.
А в 1942 году - в СССР разработали технологию автомати­ческой сварки брони. За счёт чего выпуск Т-34 увеличился в разы.
Благодаря этому человеку.
| Ответить
Кто такой Патон - я в курсе. Но я как-то не припомню, чтобы он варил корпуса "Шерманов". Я у Вас спросил, можно как-то сравнить стоимость изготовления одного и того же корпуса сваркой и литьем? В виде "литой корпус - ххххх долларов, ххххх часов, сварной - ххххх долларов, ххххх часов".
| Ответить
Я не связывал Евгения Патона с Шерманом. Я его связал с Т-34.
----
Насчёт сравнения цен - у меня на примете нет аналитических источников оценивавших сравнение себестоимости и человеко-затрат производства броневых корпусов литьём и сваркой в годы ВМВ согласно уровню развития технологий тех лет и экономического положения конкретных государств.
А у вас есть?
-----
Из фактов предполагающих вывод о том что сварка лучше литья - решение американцев изготавливать Шерманам литой броневой корпус только для одной модификации из шести производившихся.
Тут признаюсь - понятия не имею сколько времени уходило у американцев на изготовление литого шермана или на его сварку.
Но из личного опыта работы в чугунолитейном цеху Алтайского тракторного завода скажу что литьё - это не только время на заливку в формы. Необходимо время на изготовление песочных форм, остывание металла (для больших деталей в десять тонн - до 3-4 суток), очистка отливки от остатков формы, обработка отливки на устранение заусениц и неровностей, сверление посадочных отверстий и создание в них внутренней резьбы.
Автоматическая сварка - куда быстрее, при учёте что процесс изготовление катаной брони идёт параллельно.
Литьё - на первый взгляд менее трудоёмкий процесс. Но он тоже градируется по сложности и затратам. Отливать сложные формовые изделия - намного затратнее чем отливать и прокатывать толстые листы.
И не всё что делается быстро - является рациональным. Иначе как вы объясните что у современных "абрамсов" и башня и бронекорпус - сварные...
| Ответить
Пожалуйста, прекратите заниматься софистикой. Вы сами признаётесь, что понятия не имеете, что и сколько стоило, но при этом продолжаете настаивать на своей очке зрения, основываясь на опыте работы в литейном цеху Алтайского тракторного завода.
Пётр вам предложил перечитать статьи Юрия Пашолока, - присоединяюсь к его предложению. Понятно, что это не такой источник эталонных знаний, как википедия,в которую вы в ответ отправляете Петра. Но в статьях Юрия многое из того, что вы тут пытаетесь предположить, опираясь на свою интуицию, уже давно разложено по полочкам. Например, вы совершенно упускаете из виду тот факт, что при прочих равных литые детали одинаковой толщины (и массы) с катаными обладают меншьей снарядостойкостью - как раз это и есть один из ключевых факторов отказа от литья. https://warspot.ru/6356-menshe-da-bolshe вот тут, например, довольно подробно разобраны недостатки и преимущества клепаных, литых и сварных конструкций. Именно этот факт, а не измышленные вами более высокая скорость, некая "рациональность" или "дешевизна" сварки определили отказ многих производителей от литья крупных танковых деталей.
| Ответить
Не надо сарказма - я хотя бы имею представление о литейном деле. И это не так просто и быстро - как многим тут кажется.
В статьях Юрия нет ответа на тот вопрос - который он мне задал.
Его статья - которую вы мне предлагаете прочесть - рассказывает о временах давно минувшей эпохи, когда и технические возможности и технологии были совершенно иными.
Так что не в тему.
Именно этот факт, а не измышленные вами более высокая скорость, некая "рациональность" или "дешевизна" сварки определили отказ многих производителей от литья крупных танковых деталей
Напоминаю вам что литьё таких крупных танковых деталей как башня - применялось до недавнего времени на М60, Леопард-1, Т-64, Т-72А, Т-80 и первой версии Т-90.
Так что отказ от литья произошёл не в годы ВМВ (что здесь и обсуждается) - а совсем недавно.
Если что, у Меркавы всех четырёх модификаций - и корпус и башня - литые. Наверное израильтяне не знали про указанный вами ключевой фактор.
| Ответить
Ага, только корпуса ИСов почему-то всё равно были литыми. Конкретные изделия надо производить своим образом, универсального решения нет. В случае "Шерманов" правильный ответ был литьём. Тут угловатость не причём.
| Ответить
Вот только корпуса ИСов стали литыми только после войны.
А в условиях суровой военной экономики только технология сварки плит оказалась в СССР более рациональной.
| Ответить
Ничего подобного. Читайте статьи Пашолока.

https://warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere
"С самого начала свердловская продукция немного отличалась от челябинской. Лобовая деталь завода №200 имела литьевой номер с левой стороны, а на нижнем лобовом листе имелись характерные приливы."
| Ответить
Мой ответ удалили - читайте внимательно другие источники.
У ИС-2 литой была только лобовая деталь корпуса. А сам корпус собирался сваркой из кучи деталей и не являлся цельно отлитым.
| Ответить
Для того чтобы отлить целый корпус тоже нужны специфические производственные мощности. Например, для Т-34 пытались создать цельнолитой корпус, не получилось.
| Ответить
У Вас есть какие-то цифры для сравнения цен и скорости производства корпусов?
| Ответить
У нас у всех есть факты из истории танкостроения в ВОВ.
-----------
Если советские конструкторы выбрали метод сварки броневых корпусов - исходя из катастрофической экономической ситуации в стране и постоянно возрастающих потребностей фронта - то значит просчитали что литьё обходится дороже и длительнее.
Или вы таки знаете хоть один советский танк военной поры чей броневой корпус был вылит?
С башнями так не получалось - их приходилось выливать.
| Ответить
Правильно - "отливать".
Французы пытались наладить производство сварных корпусов в 30-е, но не смогли и согласились на литье. Англичане использовали болты и заклепки. У американцев тоже были свои технологические ограничения.
Самое лучшее оружие - то, что есть.
| Ответить
Если противник с удовольствием использует трофейное оружие - то всё что под рукой не является лучшим. Так к примеру немцы использовали трофейные Т-34 и ППШ
| Ответить
То есть, Т-34 они использовали потому, что они были лучше немецких танков, верно?
| Ответить
Получается так.
Доработанные немцами до ума трофейные Т-34 - были лучше чем их Pz III.
| Ответить
А ещё немцы использовали трофейные Hotchkiss H35, это значит, что они лучше Pz.Kpfw. III?
| Ответить
На этом портале утверждают что они оказались нехуже.
| Ответить
Ну если вы Pz.Kpfw.II путаете с Pz.Kpfw.III, то пусть будет так
| Ответить
Раз они у них были - значит, можно и нужно использовать. Очевидно, трофейный Т-34, заправленный и укомплектованный, лучше Пантеры, которую обещают, но не дают, а если дают, то не работающую.
| Ответить