В середине 30-х годов английские военные разделили свои танки на три класса. Лёгкие танки сохранили свой статус — их основной задачей была разведка. Новый класс пехотных танков, обладающих мощной бронёй и небольшой скоростью, был призван заниматься сопровождением пехоты. А средние танки переквалифицировали в кавалерийские (крейсерские). Основная задача этих машин заключалась в быстром перемещении по полю боя и в совершении рейдов по тылам противника. Они же должны были бороться с вражескими танками. Чтобы соответствовать поставленным задачам, крейсерские танки должны были иметь высокую скорость, сочетавшуюся с мощным вооружением. Первым полноценным британским крейсерским танком стал Cruiser Tank Mk.III, с детальным фотообзором которого можно познакомиться здесь.
Догоняя советское танкостроение
Первая половина 30-х годов для английского танкостроения была временем глубокого кризиса. Единственными машинами, которые в то время британцы приняли на вооружение, оказались лёгкие танки. В итоге на начало Второй мировой войны именно они составляли основу английских бронетанковых сил.
Гордиться тут было особо нечем. Машины боевой массой 4–5 тонн с вооружением, в лучшем случае состоящим из спарки крупнокалиберного и обычного пулемётов, совершенно не подходили для боевых действий в Европе. Что же касается средних танков, то здесь наблюдался застой. Попытки принять на вооружение средний танк A7, который разрабатывался с 1929 года, ни к чему хорошему не привели. В итоге полноценным первенцем новоиспечённого класса крейсерских танков стал A9, он же Cruiser Tank Mk.I, разработанный концерном Vickers. Впрочем, и у этой машины была масса недостатков. Особенно это касалось надёжности.
Сам по себе класс крейсерских танков появился не на пустом месте. В 1936 году, во время проведения осенних военных манёвров Киевского военного округа, среди иностранных наблюдателей оказался помощник начальника отдела механизации Военного министерства, подполковник Гиффорд Ле Квесне Мартель (Gifford le Quesne Martel). Этот человек был далеко не последней фигурой в английском танкостроении. Например, именно он популяризировал танкетки. На манёврах больше всего его потрясли колонны советских колёсно-гусеничных танков БТ. По мнению Мартеля, именно БТ больше всего соответствовали концепции танка современной войны. Как раз после этого посещения танк A7 был принят на вооружение как первый крейсерский танк, но было понятно, что это лишь временное решение. Требовалась другая машина — более манёвренная.
Понимая, что время стремительно уходит, англичане поступили мудро, обратившись к американскому конструктору Джону Уолтеру Кристи. На тот момент дела у создателя лучшей в мире концепции колёсно-гусеничного танка обстояли неважно. Вместо его машин в крупную серию шли другие, а авиадесантные танки будоражили умы разве что прессы. Поэтому предложение англичан было принято молниеносно. 3 октября 1936 года было подписано соглашение между Wheel Track Layer Corporation и Morris Motor Company о покупке одного танка. Согласно контракту номер 89, за машину было выплачено 8000 фунтов стерлингов. Появление нового заказчика было воспринято Кристи с большим энтузиазмом: помимо танка, в Англию поехал сам конструктор, а также его главный испытатель.
Танк, который приобрели англичане, сам по себе весьма интересен. С подачи ряда авторов, включая Питера Чемберлена, распространение получил миф о том, что испытывался якобы авиадесантный танк M1932. На самом деле англичанам досталась машина с бурной историей. Известная как Christie M1931, эта машина стала предшественником серийных Christie T3 Medium Tank и Christie T1 Combat Car. В июне 1932 года Кристи пытался продать его Департаменту Вооружений армии США за $20 000. Поскольку испытания машины привели к созданию длинного списка требований по переделке конструкции танка, сделка не состоялась.
Кристи демонстративно поставил машину во внутреннем дворе Управления Вооружений. Спустя несколько месяцев танк отправился в отстойник, где простоял четыре года. После того как танками Кристи заинтересовались англичане, Christie M1931 отремонтировали и отправили в Англию. Машина, получившая индекс A13E1 и регистрационный номер T.2086, прибыла без башни. По документам она именовалась трактором. С осени 1936 до зимы 1937 года A13E1 прошёл интенсивные испытания на полигоне в районе города Олдершот, графство Хэмпшир. Всего танк прошёл 1085 километров, из них 523 по бездорожью. К слову, для A13E1 была разработана башня и даже изготовлен её макет. Но до воплощения в металле дело не дошло.
Благодаря новым финансовым вливаниям Кристи смог создать ещё один авиадесантный танк, получивший индекс Christie M1937. Это было скорее тестовое шасси, чем танк, но от этого оно не становилось менее интересным. В отличие от A13E1, Christie M1937 был чисто гусеничным танком. Благодаря авиационному двигателю Curtiss D-12, который дефорсировали до 430 лошадиных сил, скорость у этого танка была выше, чем у M1931 на колёсах. Ещё одним существенным отличием стало использование в подвеске в паре со свечой (пружиной) параллельно установленного амортизатора. Такое решение делало подвеску Кристи значительно совершеннее, поскольку амортизатор быстро гасил колебания танка при разгоне и торможении.
Новый танк также заинтересовал английский военных. Christie M1937 пересёк на корабле Атлантику, после чего начались его испытания на аэродроме Фарнборо. Танк развил максимальную скорость 102,5 км/ч, что привело английских военных в восторг. Впрочем, мечты Кристи о продаже нового танка и патентов к нему оказались нереализованными. Озвученная сумма в 320 000$ оказалась запредельной. Тем не менее, полученные от англичан деньги позволили Кристи дальше развивать свои авиадесантные танки. Увы, в итоге эта работа оказалась путём в никуда.
Английский подход
Между тем, в 1937 году начались работы по английскому аналогу танка Кристи, получившего индекс A13E2 Cruiser Tank. Инженеры Morris Motor Company, в 1938 году превратившейся в многопрофильный концерн Nuffield Mechanization & Aero, от танка Кристи позаимствовали ходовую часть, двигатель, трансмиссию и систему охлаждения. В остальном A13E2 был самостоятельной машиной, сильно отличавшейся от других танков, также произошедших от машин американского изобретателя.
Прежде всего, англичане с самого начала отказались от колёсно-гусеничной схемы. К концу 30-х годов ресурс гусеничных траков, наконец, перешагнул планку в 1000 километров, а это лишало колёсно-гусеничную схему одного из главных козырей. Максимальная скорость нового танка превышала 50 км/ч, чего для машины крейсерского класса было вполне достаточно.
Ещё одно нововведение, схему с параллельным использованием свечи и амортизатора, инженеры Morris Motor Company позаимствовали у авиадесантного танка M1937. Правда, при этом они обошли стороной другую изюминку – размещение подвески под углом, что позволяло понизить корпус машины. Посчитав, что лучшее – враг хорошего, размещение подвески англичане оставили таким же, как на Christie M1931. Для нового танка немного переделали и опорные катки, прикрыв их крышками. Силовую установку, как упоминалось выше, менять не стали, так что приводил в движение новый танк 12-циллиндровый V-образный авиационный двигатель Liberty L-12. Англичане организовали производство этих моторов у себя. Лицензионный двигатель получил название Nuffield-Liberty.
Совсем по-иному англичане подошли к конструкции корпуса. У Кристи танк имел носовую часть, больше похожую на таран. Такая форма носа способствовала рикошетам пуль, но установка ленивцев была для танков Кристи головной болью. Поломка креплений ленивцев являлась довольно распространённой проблемой этих машин. Кроме того, корпуса танков Кристи были довольно узкие, что ограничивало диаметр башенного погона.
Английские инженеры пошли по своему пути и спроектировали корпус, который оказался на полметра длиннее и на 10 сантиметров шире американского прародителя. Носовая часть получилась традиционной для английских танков 30-х годов формы, которая в чём-то перекликалась с прототипом A9E1. В то время идефиксом для англичан являлась установка пулемётных башенок, но A13E2 обошёлся без них. Механик-водитель сидел по центру носовой части в специальной рубке, которая обеспечивала неплохой обзор. Вполне самобытной получилась и остальная часть корпуса, разве что глушители остались без изменений.
Характерной особенностью английского танка стало наличие большого количества лючков. Это явно не способствовало усилению броневой защиты. Впрочем, толщина брони A13E2 составляла всего 14 мм, чего было недостаточно даже для полноценной защиты от огня крупнокалиберных пулемётов.
Установленная на новом танке башня с творениями Кристи не имела ничего общего. Вместо одноместной башни, которой были недовольны ещё в 1932 году, инженеры Morris Motor Company установили трёхместную. Её конструкция имела много общего с башней среднего танка A7. Похожие башни ставились и на Cruiser Tank Mk.I и II. В башню установили 40-мм (2-фунтовую) пушку и спаренный с ней пулемёт Vickers. Правда, прототип имел только макетное вооружение.
Изготовили A13E2 к октябрю 1937 года. Тогда же и начались испытания опытной машины, получившей регистрационный номер T.2085. Испытания показали правильность выбранного Мартелем пути. 14-тонная английская машина с американскими корнями развила на испытаниях максимальную скорость 56 км/ч, лишь немного недотянув до показателей 5-тонного Light Tank Mk.VI.
Впрочем, выявились и «детские» болезни. Большие нарекания вызвали траки, которые перекочевали на A13E2 с танка Кристи без изменений. Из-за особенностей их конструкции шёл довольно быстрый износ бандажей катков. По итогам испытаний был построен второй опытный образец, получивший индекс A13E3 и регистрационный номер T.3642.
Одним из существенных нововведений стало появление нового мелкозвенчатого трака. Благодаря его введению ресурс ходовой части вырос. В связи с установкой новых гусениц переделали и ведущие колёса. Максимальную скорость танка урезали до 48 км/ч. A13E3 получил настоящее, а не макетное вооружение, что позволило провести его полноценные огневые испытания.
Трудный первенец
По итогам испытаний A13E3 был принят на вооружение как Cruiser Tank Mk.III. Его производство организовали на мощностях Nuffield Mechanization & Aero. Так компания, до середины 30-х годов занимавшаяся автомобилями, превратилась в одно из крупнейших английских танкосборочных предприятий. Впрочем, по-настоящему Nuffield Mechanization & Aero развернулась уже во время Второй мировой войны, а в 1938 году полученный заказ был достаточно скромным. На танки британское Военное министерство тратило значительно меньше, чем на флот и авиацию.
Стоимость английских танков в то время оценить достаточно просто – так сложилось, что она подчинялась правилу «1000 фунтов стерлингов на тонну». Соответственно, 14-тонный танк стоил порядка 14 тысяч фунтов. По тогдашнему курсу это составляло 150 тысяч рейхсмарок, или 68 тысяч долларов США. Для сравнения: Pz.Kpfw.III стоил порядка 110 тысяч рейхсмарок, а американский Medium Tank M3 обходился в 55 тысяч долларов.
Серийные Cruiser Tank Mk.III несколько отличались от A13E3. С правого борта башни появилась спарка дымовых гранатомётов (крепления под них появились ещё на A13E2), а выхлопную систему прикрыли специальным кожухом.
Заказ по Cruiser Tank Mk.III составил всего 65 машин. Они получили регистрационные номера с T.4385 по T.4449. Небольшой размер серии связан в том числе и с тем, что к моменту запуска Cruiser Tank Mk.III в производство стало очевидным: с такой бронёй танк на поле боя долго не проживёт. Начались работы по проектированию улучшенной версии танка, получившей индекс Cruiser Tank Mk.IV. Впрочем, усовершенствованная машина в плане брони ушла от предшественника не особо далеко.
Несмотря на то, что Cruiser Tank Mk.III был скорее пробой пера, ему довелось понюхать пороха. По состоянию на 1 сентября 1939 года английская армия имела всего лишь 79 крейсерских танков всех типов. До 1 июня 1940 года было выпущено ещё 322 танка, но пока эти машины попали в части, прошло время. Поэтому в мае 1940 года, когда немцы начали наступление через Бельгию, на территорию континентальной Европы перебросили едва ли не всё, что англичане могли использовать. В составе сил Британского Экспедиционного корпуса (British Expeditionary Force, BEF) попало и 38 Cruiser Tank Mk.III. Организационно эти машины входили в состав 3-го и 5-го Королевских танковых полков (3 RTR и 5 RTR), которые, в свою очередь, были включены в 1-ю тяжёлую танковую бригаду 1-й танковой дивизии. Позже танки из 3 RTR и 5 RTR попали в 3-ю танковую бригаду (3-rd Armored Brigade).
Впервые новые английские машины были использованы в конце мая 1940 года в ходе сражения за Абвиль. На ход боевых действий сильно повлиял тот факт, что 1-я танковая дивизия под командованием генерал-майора Эванса прибыла во Францию 15 мая, и часть подразделений к моменту начала боя не была в полном составе. Впрочем, были и другие проблемы. Английские танки столкнулись с теми же неприятностями, что и советские БТ, особенно БТ-2 и БТ-5. Двигатели Liberty были весьма капризными, так что воевать танкистам приходилось не только с немцами, но и со своей техникой.
С одной стороны, танк получился быстрым, манёвренным и обладал хорошей пушкой. Но перед противотанковыми средствами немцев эти машины оказались абсолютно беззащитными. Нельзя сказать, что немцы совсем не заметили английских крейсерских танков, но особого влияния на сражения они оказать не смогли. В последний раз Cruiser Tank Mk.III применяли при обороне Дюнкерка, где они так и остались. Для Cruiser Tank Mk.III дебют заодно стал и последним эпизодом боевой карьеры. Существует информация, что танки этого типа посылали в Африку, но документальных подтверждений этот факт не находит.
Несколько машин немцам досталось в относительно исправном состоянии. Трофеи получили индекс Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e). Впрочем, пока нет документальных подтверждений того, что эти машины поступали в боевые или учебные части. Как минимум один Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) попал на полигон в Куммерсдорфе, и вот эта машина точно воевала. Всё, что оставалось на ходу из числа трофеев, немцы пустили в бой против Красной армии в апреле 1945 года. Со вполне понятными результатами.
До недавнего времени было известно о двух сохранившихся Cruiser Tank Mk.III. Первый из них находился в запасниках музея Atlantic Wall Museum (Batterie Todt), что в районе Па-де-Кале (Франция). Увы, его не реставрировали, стоял он открытый всем ветрам, а весьма агрессивный к железу климат Нормандии окончательно добил английского ветерана. Его броня буквально раскололась, и несколько лет назад владельцы музея сдали машину на металлолом.
Что касается второго Cruiser Tank Mk.III, ему такая незавидная участь не грозит. Он относится к очень редкой модификации, происхождение которой до конца не выяснено. В танковом музее, что в Бовингтоне, графство Дорсет, стоит машина, именуемая Cruiser Tank Mk.III*. Звездочка обозначает, что башня получила экранировку. Она похожа на экранировку Cruiser Tank Mk.IV, но выполнена несколько иначе. Переделывали ли подобным образом остальные Cruiser Tank Mk.III, история умалчивает. Вполне возможно, что дальше опытных работ дело не пошло, тем более танков этого типа летом 1940 года осталось всего пара десятков.
Источники и литература:
- Tank, Cruiser, Mark III, IV & IVA, Instruction Book, 1941
- The Great Tank Scandal: British Armour In WWII D.Fletcher, HMSO, 1989
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Profile Publications, 1967
- Личный фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.