Базой для создания американских средних танков, начиная с M2 Medium Tank, были лёгкие танки M2. Метод их создания был такой: бралась концепция, апробированная на более лёгкой машине, после чего танк с соблюдением пропорций увеличивали в размерах. Разумеется, в конструкцию вносилась масса изменений, включая увеличение числа тележек и катков. В целом метод увеличения оказался удачным. Но это был не первый случай применения американскими танкостроителями подобного способа. Подобный фокус они провернули ещё в конце 20-х годов — правда, результат, Medium Tank T2, получился несколько другим.
Выбор концепции
Американская танковая промышленность начиналась с серийного производства танков, имевших зарубежные корни. Подобный подход в военное время был правильным, ведь таким образом экономился самый дефицитный ресурс – время. В итоге к концу Первой мировой войны американская армия получила на вооружение лёгкие танки M1917, представлявшие собой переработку французских Renault FT, и созданные по образу и подобию английских тяжёлые Mk.VIII International. Последние строились с использованием американских комплектующих, прежде всего – моторов Liberty L-12.
Со средними танками так решить вопрос не получилось. На конец Первой мировой войны единственным средним танком, который производился странами Антанты, был Medium Mk.A Whippet. И эта машина вряд ли могла служить примером для подражания. Долго Medium Mk.A в серии не прожил, а сменившие его Mk.B и Mk.C больше напоминали тяжёлые «ромбы».
Что касается американцев, то они сделали ставку на танк конструкции Джона Уолтера Кристи. В апреле 1921 года на испытания вышел его M1919 Medium Tank. С одной стороны, это была действительно прогрессивная конструкция, имевшая классическую компоновку, довольно мощную 6-фунтовую (57-мм) пушку и неплохие для своего времени динамические характеристики. Кроме того, это был первый в мире относительно удачный танк колёсно-гусеничной схемы.
С другой стороны, упругие элементы подвески в танке Кристи имелись только на центральной тележке. В результате езда по бездорожью для экипажа M1919 Medium Tank превращалась в пытку. Хватало проблем и с двигателем разработки Кристи. По итогам испытаний было дано указание танк переработать. Особенно это касалось подвески. Кристи это указание воспринял по-своему. Да, подвеску он переработал, но при этом танк превратился в САУ. В итоге весной 1924 года с Кристи распрощались. Впрочем, как впоследствии оказалось, не навсегда.
Параллельно с разработкой танка Кристи в 1919 году была запущена программа, которую вело Управление вооружений. За её основу был взят английский средний танк Medium Mk.D, имевший прогрессивную, по сравнению с предшественниками, конструкцию. До башни кругового вращения англичане к тому моменту ещё не доросли, но этот танк уже получил классическую компоновку. В декабре 1921 года арсенал Рок-Айленд закончил постройку Medium Tank M1921. Для своего времени это была выдающаяся машина, имевшая солидное вооружение, вращающуюся башню, а также удельную мощность 10,7 л.с. на тонну. Неплохим оказалось и бронирование, достигавшее толщины 25 мм в лобовой части. Скорость боевой машины массой 18,5 тонн составила 16 км/ч (для сравнения, лёгкий танк M1917 даже после модернизации мог развить максимум 14,7 км/ч).
Увы, силовая установка стала причиной затягивания испытаний. Дальнейшим развитием Medium Tank M1921 стал 20-тонный Medium Tank T1. Машина благодаря более мощному двигателю Packard стала чуть быстрее, и в январе 1928 года её стандартизировали как Medium Tank M1. Но к тому моменту танк безнадёжно устарел.
О том, что разработка Medium Tank M1921 постепенно ведёт в тупик, стало понятно ещё в середине 20-х годов. Постепенное улучшение характеристик танка происходило за счёт роста массы. Внутри Департамента вооружений была запущена программа разработки нового среднего танка 15-тонного класса. Эта машина, получившая индекс Medium Tank M1924, представляла собой несколько уменьшенный в размерах M1921. Башня сохранилась, но при этом вооружение установили и в лобовом листе корпуса. 11 марта 1926 года Комитет по вооружению (OCM) санкционировал работы про Medium Tank M924 параллельно с разработкой Medium Tank T1.
В качестве разработчика новой машины выступал арсенал Рок-Айленд. Впрочем, уже осенью 1926 года наработки по перспективному среднему танку отправились в Форт-Мид, штат Мэриленд, где находилось Танковое бюро. После смены места разработки концепция машины стала меняться. В итоге от исходного Medium Tank M1924 вообще ничего не осталось.
Увеличенная копия
Гарри Нокс, который был фактическим создателем лёгких танков серии T1, взял за образец концепцию английского лёгкого танка, ставшего впоследствии Medium Tank Mk.I. Этот дальний родственник Medium Mk.A Whippet имел переднее расположение силовой установки. При этом его ведущие колеса находились сзади. К корме оказалось смещено и боевое отделение с башней. Благодаря подобной компоновке машина получилась значительно короче Medium Mk.D. Одновременно удалось значительно уменьшить и боевую массу.
Первым американским проектом новой концепции, доведённым до изготовления в металле, стал Light Tank T1. Прототип танка, который должен был стать основной американской машиной лёгкого класса, изготовили к 1 сентября 1927 года. По итогам испытаний в конструкцию танка внесли ряд изменений, после чего в начале 1928 года появилась улучшенная машина, получившая индекс Light Tank T1E1.
Этот танк и был выбран в качестве образца при проектировании новой боевой машины среднего класса. Разработчиком машины, получившей индекс Medium Tank T2, выступило Танковое бюро в Форт-Миде. Хотя часто разработчиком T2 называют фирму James Cunningham Son & Co, это не так. James Cunningham Son & Co была всего лишь подрядчиком, изготовившим танк. Разработал его Гарри Нокс.
Работы по новому среднему танку начались в 1929 году, а опытный образец изготовили в конце 1930 года. Компоновочная схема Medium Tank T2 во многом повторяла английский Medium Tank Mk.I. Двигатель располагался впереди со смещением вправо, механик-водитель находился слева от него. Трансмиссия и ведущие колёса размешались сзади. Там же находилось и боевое отделение, достаточно просторное, чтобы расчёт не чувствовал себя как селёдка в бочке. Для входа и выхода в корме корпуса предусмотрели большой двустворчатый люк. Экипаж Medium Tank T2 оказался менее многочисленным, чем у английского аналога. Если внутри Medium Tank Mk.I находилось 5 человек, у американца экипаж состоял из четырёх человек: командира/наводчика, заряжающего, второго наводчика и механика-водителя.
На этом сходство Medium Tank T2 с английским танком заканчивалось. Его ходовая часть не имела к Medium Tank Mk.I никакого отношения. Она являлась развитием конструкции Light Tank T1E1. Количество опорных катков выросло до 12, а поддерживающих катков – до 4. То же происхождение имели и траки, увеличенные по ширине до 381 мм. Развитием Light Tank T1E1 был и корпус.
Medium Tank T2 получился гораздо более удачным, чем его меньший собрат. Небольшие размеры и плотная компоновка Light Tank T1E1 сделали работу экипажа очень сложной. Особенно это касалось механика-водителя, вынужденного управлять танком, едва ли не обхватив двигатель ногами. В среднем танке двигатель закрыли моторной перегородкой. Конечно, жара от него хватало, но внутри было куда комфортнее, чем в лёгком танке. Воздушные фильтры находились внутри боевого отделения, что облегчало их обслуживание.
В качестве силовой установки был использован 12-цилиндровый авиационный двигатель Liberty L-12, дефорсированный до 318 лошадиных сил. Благодаря такому мощному мотору удалось добиться высокой удельной мощности – 22,4 лошадиные силы на тонну. Даже в наше время это очень неплохой показатель. Машина боевой массой 14,2 тонны имела бронирование, достигавшее в лобовой части толщины 22 мм. Этого было достаточно, чтобы надёжно защитить танк от огня стрелкового вооружения и ручных пулемётов. Грамотным техническим решением стал вынос топливных баков из корпуса в специальные короба по бортам.
Крайне оригинально был решён вопрос с вооружением. В качестве главного калибра здесь выступала 47-мм пушка Browning, установленная в башне. Эту пушку разработали на базе 37-мм автоматического зенитного орудия, работы над которым Browning начала в конце 20-х годов. Как и зенитное орудие, 47-мм пушка питалась от 5-зарядных обойм. С пушкой был спарен крупнокалиберный пулемёт Browning M2HB. Такой комбинации вполне хватало для того, чтобы не оставить ни единого шанса любому существовавшему тогда танку. Но и этого создателям Medium Tank T2 показалось мало. В лобовом листе, справа от механика-водителя, поставили шаровую установку T3E1, в которой была установлена 37-мм полуавтоматическая пушка Browning с пулемётом Browning M1919. Эта пушка также использовала 5-зарядные обоймы.
Путь в никуда
Опытный образец Medium Tank T2 прибыл на Абердинский полигон в конце декабря 1930 года. Тогда же начались его ходовые испытания. В целом машина получилась вполне современной и потенциально могла претендовать на серийное производство. Но в 1929 году США погрязли в финансовом кризисе, что очень серьёзно повлияло на оборонный бюджет.
Впрочем, существовала и другая проблема. 22 января 1931 года в Рауэй, штат Нью-Джерси, состоялся публичный показ Christie M1931 Medium Tank. Новая машина уступала детищу Гарри Нокса и James Cunningham Son & Co только по вооружению, что, впрочем, не являлось существенным фактором. На тот момент установки T1, в которой находилась 37-мм пушка M1916 и пулемёт Browning M1919, американским военным вполне хватало. По остальным же параметрам Christie M1931 превосходил соперника на голову. Тот же самый двигатель Liberty L-12, что и в Medium Tank T2, позволял 12-тонной машине развивать невиданную для того времени скорость. При переходе на колёса разница по скорости становилась ещё более очевидной. Технически детище Кристи было большим шагом вперёд, и на его фоне Medium Tank T2 выглядел анахронизмом.
Несмотря на появление столь опасного конкурента, Управление вооружений продолжило испытания своего детища. По ходу испытаний выявились те же проблемы, что и у Light Tank T1. Длинная носовая часть сильно мешала обзору механика-водителя. Кроме того, возникли проблемы с ходовой частью. Теоретически максимальная скорость танка достигала 40 км/ч. По факту же она не превышала 32 км/ч, поскольку на более высокой скорости начиналось быстрое разрушение ходовой.
Возникли проблемы и с вооружением. 47-мм автоматическая пушка оказалась неуравновешенной. Для решения этой напасти в мае 1931 года перед орудийной маской поставили противовесы. Примерно в это же время орудийную установку T3E1 демонтировали. Вместо неё поставили установку T1 с короткоствольной 37-мм пушкой M1916.
После прохождения программы ходовых испытаний танк отправился на доработку, вернувшись на Абердинский полигон уже в январе 1932 года. К тому моменту установку T1 демонтировали, вместо неё появилась шаровая установка под пулемёт. Демонтировали и основное вооружение в башне. Одним из главных нововведений стал гусеничная лента, траки которой были похожи на траки Medium Tank Mk.II. Кроме того, появилась турель для зенитного пулемёта. Впрочем, эти нововведения уже мало что решали.
Проблемы с ходовой частью устранить не удалось. Требовалось доработать и механизмы поворота. Несмотря на то, что Управление вооружения считало именно Medium Tank T2 самым лучшим средним танком из имевшихся, становился очевидным факт – «продавить» собственную разработку не удастся. На тот момент бюджета хватило лишь на изготовление трёх Christie Medium Tank T3 и четырёх Christie Combat Car T1. Ради их продажи Кристи согласился выпустить машины без двигателей и вооружения. Их установили уже сами военные. Бюджета хватило всего на 6 оружейных установок T1, поэтому один Christie Combat Car T1 был вооружён пулемётом, закреплённым в амбразуре.
Последней попыткой «продавить» детище Управления вооружений стала отправка Medium Tank T2 в Форт-Беннинг, на тот момент центральное место эксплуатации танков американской пехотой. Машина вошла в состав 2-й танковой роты, в октябре 1932 года переформированной в 67-ю пехотную роту, оснащённую средними танками. На вооружении роты также находили лёгкие танки семейства T1, опытный Medium Tank T1E1 и три Christie Medium Tank T3.
Это подразделение периодически посещали американские конгрессмены. Представители Управления вооружений рассчитывали, что демонстрация техники для них сдвинет дело с мёртвой точки. Результат оказался прямо противоположным. Худшее, что можно было придумать – это устраивать сравнительный показ танков конструкции Управления вооружений и танков Кристи. Даже не специалисту становилось очевидно, чьи танки лучше. Эксплуатация в Форте-Беннинге оказалась лебединой песней танков Cunningham.
В конце 30-х годов Medium Tank T2 отправили на Абердинский полигон, где до недавнего времени находился в экспозиции Музея Вооружений. Несколько лет назад танк с остальной экспозицией Музея Вооружений отправился в Форт-Ли, где планируется создать новый музей. Правда, на текущий момент перспективы музея весьма туманны. В настоящее время танк ржавеет в Аннистоне, штат Алабама, в ожидании того, когда, наконец, он попадёт в хорошие руки и пройдёт реставрацию.
Источники:
- NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.