25 марта 1931 года между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Управлением вооружений армии США был подписан контракт на изготовление серии из пяти танков Christie M.1931, расширенный позже до семи танков. Американская пехота получила три машины Convertible Medium Tank T.3, а кавалерия – четыре Combat Car T.1. Казалось, что долгая борьба между Джоном Уолтером Кристи и американскими военными закончилась, наконец, победой талантливого инженера, и за первыми танками вот-вот последует большая серия. Но на деле истории было суждено пойти по другому пути, в конце которого ходовая часть конструкции Кристи оказалась для американского танкостроения тупиковым путём развития. Впрочем, до этого финала эволюция американских колёсно-гусеничных танков привела к появлению ещё нескольких интересных машин, одна из которых, Convertible Medium Tank M1, даже была официально принята на вооружение.
Когда за дело берутся пожарники
Для понимания одной из причин проблем, преследовавших Кристи, следует перенестись в 1924 год. В это время произошёл первый по-настоящему крупный конфликт между изобретателем и американскими военными. Как известно, ни один из многочисленных образцов бронетехники, которые разрабатывались Front Wheel Drive Motor Corporation с 1917 по 1924 годы, так и не приняли на вооружение. И очень часто проблема оказывалась отнюдь не в Кристи, а в неповоротливой бюрократической машине, левая передняя лапа которой не ведала, что делает задняя правая. Военные часто сами не знали, чего они хотят, и в результате 155-мм самоходная пушка, к примеру, переделывалась три раза, а её всё равно забраковали.
При этом экспериментальные образцы, созданные за указанный период, обошлись казне в $175 000, и по тем временам это была очень немаленькая сумма. В итоге крайним сделали Кристи. В 1924 году Управление вооружений прекратило сотрудничество с Front Wheel Drive Motor Corporation, а генерал Вильямс проклял конструктора. Кристи в свойственной ему манере ответил, что получил эти «кровавые деньги», но останавливаться на достигнутом не собирается.
Пакет патентов, приобретённый в 1920 году военными у Кристи, обошёлся им в $100 000. Он включал в себя права на все разработанные к тому времени образцы бронетехники, а также их агрегаты. Помимо этого, патентное соглашение оговаривало права на последующие изобретения конструктора, что впоследствии ему очень дорого обошлось.
Эксплуатация Convertible Medium Tank T.3 и Combat Car T.1 в войсках выявила как массу их достоинств, так и ряд недостатков. Впрочем, далеко не все эти недостатки были напрямую связаны с Кристи. Например, одноместная башня, которую установили на танки, мало чем отличалась о той, что устанавливалась на семейство Light Tank T1. То, что командир не должен заниматься всем сразу, и башню надо делать двухместной, было справедливым замечанием, но тем же самым «недугом» страдал и танк, спроектированный Гарри Ноксом. То же самое можно сказать и об отделении управления, которое в танке Кристи было рассчитано на одного человека. Собственно говоря, пожелание сделать его двухместным появилось после того, как весной 1932 года на испытания вышел Light Tank T1E4, для которого Нокс позаимствовал ряд решений с Vickers Mk.E. Другими словами, это не сам танк был плохим, а всего лишь поменялись требования к нему со стороны Управления вооружений.
Ещё одна проблема Кристи заключалась в том, что человек этот имел крайне непростой характер, и к тому же часто очень быстро увлекался новыми идеями. Например, в 1932 году он увлёкся идеей летающего танка, и дело дошло до изготовления опытного образца Christie M1932 Airborne Tank. На тот момент это был самый быстрый в мире танк, его вовсю рекламировали в прессе и демонстрировали членам Конгресса. Но военным был нужен не новый танк с непонятными перспективами, а усовершенствование уже имеющегося образца.
В июне 1932 года Управление вооружений рекомендовало начать подготовку документации по улучшенной версии Medium Tank T3. Одновременно главу US Track Wheel Corporation проинформировали, что на следующий финансовый год будет выделено $200 000 для закупки улучшенной версии танка, Convertible Medium Tank T3E2. Кристи пытался настаивать на том, что только US Track Wheel Corporation имеет право выпускать Convertible Medium Tank T3E2. И тут конструктора снова ждал неприятный сюрприз, который он сам себе устроил в прошлом. Оказалось, что юридически Управление вооружений могло пользоваться его изобретениями как угодно.
14 октября 1932 года военные закончили разработку спецификации на Convertible Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано четырнадцати компаниям, включая US Track Wheel Corporation. Итог оказался предсказуемым: 28 ноября стало ясно, что контракт Кристи не получит. Вместо него договор о выпуске пяти танков на сумму $200 000 получила American LaFrance.
По иронии судьбы, контракт вырвала та самая фирма, с которой Front Wheel Drive Motor Corporation, предыдущая компания Кристи, конкурировала на рынке пожарных машин. Тогда, в середине 10-х годов, American LaFrance одержала победу, и вот теперь ситуация повторилась. Фактически для US Track Wheel Corporation проигрыш означал прямой путь к банкротству: продажа M1932 в СССР лишь оттянула время, одновременно настроив американских военных против Кристи.
Между тем, проведение тендера совсем не означало, что по его итогам пехота получит танки, которые окажутся лучше машин производства Кристи. Для American LaFrance победа в конкурсе была отчасти случайной. Основанная в далеком 1832 году, American LaFrance Fire Engine Company с самого начала специализировалась на пожарной технике. К ноябрю 1932 года за этой фирмой не числился ни один образец бронетехники. Неудивительно, что работу над Convertible Medium Tank T3E2 (такое обозначение получила машина) American LaFrance вела в тесном сотрудничестве с армейскими организациями, в частности с арсеналом Уотертаун, расположенном в штате Массачусетс. Разработка нового танка для американской пехоты затянулась, и образец для испытаний был получен лишь в конце 1933 года.
Вместо модернизации танка Кристи у его конкурентов получился во многом другой танк. Отличия начинались уже в носовой части, которая, по требованию военных, была расширена в расчёте на двух членов экипажа. Помощник механика-водителя, сидевший справа, получил в своё распоряжение курсовой пулемёт Browning M1919A4. Башня была двухместной и получила вытянутую форму. Её сделали заметно просторнее, что было для экипажа явным плюсом. Танк сохранил вооружение Convertible Medium Tank T3, к которому зачем-то добавили ещё три пулемёта в шаровых установках, расположенных по бортам башни и в её кормовом люке. Инженеры American LaFrance сохранили командирскую башенку, которая, впрочем, теперь располагалась по центру башни, и пользоваться ей было не слишком-то удобно.
Несмотря на то что American LaFrance имела опыт в разработке 12-цилиндровых грузовых двигателей, для танка ею был выбран авиационный мотор Curtiss D-12 мощностью 435 л.с. Как и Liberty L-12, этот мотор широко использовался, и проблем с их наличием не предвиделось. По требованию военных, доступ к двигателю и трансмиссии был улучшен, хотя от предшественника Convertible Medium Tank T3E2 в этом плане ушёл недалеко. Доступ к трансмиссии был возможен через съёмные жалюзи в кормовом листе корпуса.
Что касается люков в передней части, то они были довольно нестандартными. Двустворчатый люк механика-водителя во многом повторял конструкцию люка танка-предшественника. При этом предназначался он только для улучшения обзора на марше. Для входа и выхода использовался другой люк, расположенный в верхнем лобовом листе.
Серьёзным изменениям подверглась и ходовая часть. Ленивец по конструкции стал походить на уменьшенную копию опорного катка. Ещё большие изменения претерпело ведущее колесо. В его качестве танк получил более привычную «звёздочку». Другими стали и траки. В трансмиссии конструкторы American LaFrance отказались от цепей Галля и вернулись к шестерёночной передаче, которая использовалась на танке M.1931.
Благодаря более мощному двигателю Convertible Medium Tank T3E2 оказался быстрее предшественника. Его максимальная скорость на гусеничном ходу составила 56 км/ч, на колёсах – 93 км/ч. Впрочем, эти значения были показаны в условиях полигона, а на практике всё оказалось не так замечательно. В ходе армейских испытаний детище American LaFrance оказалась менее прытким.
Вся серия из пяти машин попала в 67-й пехотный (оснащённый средними танками) полк, туда же, где служили Convertible Medium Tank T3. Машины оказались очень сырыми в техническом плане: за время службы в их конструкцию было внесено около шести десятков различных изменений. Всё это привело к тому, что после модернизации танки получили новое обозначение – Convertible Medium Tank T3E3. От дальнейшего сотрудничества с American LaFrance военные отказались.
Кавалерийский эксперимент
Американская кавалерия от услуг Кристи отказалась ещё раньше, чем пехота – в феврале 1932 года. Причины, побудившие руководство кавалерией отказаться от услуг US Track Wheel Corporation, оказались прозаичными – деньги. Стоимость Combat Car T1 была такова, что имеющиеся финансы не позволяли закупать танки в необходимых количествах. Первая попытка кавалерии создать альтернативу для танка Кристи была предпринята ещё в 1931 году.
Её результатом стала бронемашина T5, позже переименованная в Combat Car T2. Разрабатывалась она Управлением вооружений совместно с арсеналом Рок-Айленд. Фактическим автором этой весьма чудной конструкции был всё тот же Гарри Нокс. Нередко Combat Car T2 называют очередной попыткой использования патентов Кристи. На самом деле это была боевая машина вполне самобытной конструкции, от которой кавалерия довольно быстро отказалась, осознав отсутствие у неё перспектив.
На конференции, состоявшейся в феврале 1932 года, были сформулированы тактико-технические требования для улучшенного кавалерийского танка. Для него был указан предел боевой массы в 9 коротких тонн (8163 кг), максимальная скорость на колёсах должна была составить 64 км/ч, а на гусеницах 35,2 км/ч. Экипаж, как и в случае с Convertible Medium Tank T3E2, увеличивался до четырёх человек. В качестве вооружения предполагалось использовать спарку двух пулемётов (калибром 12,7 и 7,62 мм) в башне, плюс курсовой пулемёт должен был размещаться в корпусе. По вопросу боевой массы разгорелся жаркий спор, по итогам которого её снизили до 8,5 коротких тонн ( 7710 кг). Одновременно с этим максимальную скорость танка на гусеницах было решено поднять до 48 км/ч.
Конструктивно боевая машина, которая получила обозначение Combat Car T4, во многом пересекалась с Convertible Medium Tank T3E2. Особенно это касается компоновки отделения управления. Вместе с тем, общая конструкция получилась иной, и от исходного танка Кристи она отличалась существеннее.
В отличие от Combat Car T2, к этому танку Нокс не имел никакого отношения. Совершенно неожиданно у него появился новый визави – майор Гладеон Барнс (Gladeon Marcus Barnes), на тот момент начальник Абердинского полигона. Основной специализацией Барнса была артиллерия, но в начале 30-х талантливый инженер переключил свой взор и на бронетанковую технику. Взяв за основу подвеску Кристи, Барнс её значительно доработал, убрав один из существенных недостатков – высоко торчащие свечи. Он установил их под наклоном, одновременно переделав балансиры, что позволило снизить высоту корпуса.
Одной только подвеской дело не ограничилось. Если в Convertible Medium Tank T3E2 прародитель вполне угадывался, то вышедший в августе 1933 года на испытания Combat Car T4 оказался совсем другим. При схожей ширине он был на полметра короче и на 30 см ниже. По боевой массе удалось уложиться в требуемые 8,5 тонн, правда, при этом толщина брони составляла всего 9,5 мм по периметру. За счёт уменьшения объёмов, занимаемых подвеской, корпус получил рациональные углы наклона верхних бортовых листов.
Вместо большого авиационного мотора водяного охлаждения машина получила 11-литровый авиационный мотор воздушного охлаждения Continental R670, который развивал мощность в 264 лошадиные силы, был значительно легче и компактнее, чем Liberty L-12. С мотором в достаточно компактную конструкцию была сблокирована трансмиссия. За счёт меньшей высоты конструкторам удалось сделать крышу моторно-трансмиссионного отделения покатой, тем самым выиграв в массе.
Совсем непохожей на исходную оказалась и ходовая часть. Опорные катки, ленивцы и ведущие колёса были сконструированы заново, иную конструкцию имели и траки. Укладка гусеничных лент при движении на колёсах была выполнена довольно оригинально: половина ленты крепилось на надгусеничной полке, а вторая половина – под ней, причём концы ленты покоились на ведущем колесе и ленивце.
Проходившие на Абердинском полигоне испытания показали, что характеристики разработанного при участии Барнса танка оказались даже чуть лучше, чем требовало задание. Максимальная скорость выросла до 80 км/ч, то есть кавалерийская машина получилась даже быстрее, чем Combat Car T1. Неудивительно, что 7 июня 1934 года Комитет по Вооружениям (OCM) в целом одобрил конструкцию танка.
Вместе с тем, имелись и существенные проблемы. Дело в том, что башня с диаметром погона 1118 мм оказалась тесной. Комитет потребовал её переделать, увеличив диаметр погона до 1420 мм. Вышедший в конце августа 1934 года на испытания танк получил новую башню, имевшую форму подковы. От спаренной установки вооружения в нём отказались, вместо неё пулемёты установили раздельно. За счёт переделок масса танка выросла до 9 тонн, но в целом его характеристики остались на прежнем уровне. С другой стороны, за счёт установки новой трансмиссии управляемость танка улучшилась. Позже переделанная машина получила обозначение Combat Car T4E1.
Казалось, что именно эта машина пойдёт в серию. Кавалерия настаивала на том, чтобы такие «боевые машины» шли на вооружение механизированных частей. Но на практике Combat Car T4E1 так и остался опытной машиной. Дело в том, что примерно в то же время испытаний проходил Combat Car T5, по конструкции очень похожий на Light Tank T2 разработки Гарри Нокса. Если даже оставить без внимания тот факт, что у этого танка имелись лоббисты в Управлении вооружений, Combat Car T5 имел как минимум два крайне важных преимущества. Его масса соответствовала новым требованиям Управления вооружений – 7,5 тонн. А стоимость детища Нокса была в 2 раза меньше, чем стоимость Combat Car T4E1. В условиях американской экономики, только выбиравшейся из Великой Депрессии, этот фактор был крайне важен.
Кроме того, на гусеницах Combat Car T5 развивал скорость 72 км/ч, почти столько же, как конкурент на колёсах. Его вооружение оказалось таким же, а толщина брони была даже чуть больше. Неудивительно, что выбор военных остановился не на колёсно-гусеничном танке.
На этом история Combat Car T4E1 не закончилась. Зимой 1935 года танк был переделан в Combat Cat T4E2. Изменения заключались в том, что вместо башни на нём установили большую рубку. К трём имевшимся пулемётам добавилось ещё 3 – по одному в бортах и корме рубки. Масса танка при этом выросла до 13 тонн.
Относительный успех
Несмотря на то что развитие Combat Car T4 в итоге зашло в тупик, совсем бесследно для американского танкостроения оно не прошло. Дальнейшая его эволюция пошла по пути создания колёсно-гусеничного танка для пехоты. В апреле 1934 года была проведена демонстрация Combat Car T4 для пехотного командования, которое осталось довольным. Как раз в это время начались войсковые испытания Convertible Medium Tank T3E2, выявившие простой факт: машина сырая и лишена перспектив. Было принято решение о проектировании пехотного танка на базе Combat Car T4 с усиленной бронёй.
Такая машина вышла на испытания в 1935 году. По внешнему виду она напоминала Combat Car T4E1, но имелись в их конструкции и существенные отличия. Совсем по-иному (более удачно) был выполнен люк механика-водителя. От базовой машины новый танк отличался верхними боковыми листами корпуса и передними смотровыми лючками. У него не было ящиков ЗИП на надгусеничных полках и дополнительных пулемётов. Новая двухместная башня лишь отчасти напоминала таковую у Combat Car T4E1. Главной её отличительной чертой было наличие своеобразной ступеньки на крыше, которая представляла собой некое подобие командирской башенки.
Иначе было установлено и вооружение: Browning M2HB на кавалерийском танке стоял слева, а на пехотном оказался справа. Также здесь имелись защитные щитки, которые выполняли роль орудийных масок.
Ходовая часть этого танка сильно отличалась от таковой на Combat Car T4E1: все катки, включая ленивцы и ведущие колёса, были спроектированы заново. На колёсном ходу привод теперь снова осуществлялся с помощью цепей Галля. Поскольку масса танка увеличилась до 12 тонн, его двигатель был форсирован до 268 л.с. Также новый танк получил глушители, располагавшиеся на крыше моторно-трансмиссионного отделения.
Танк получил обозначение Convertible Medium Tank T4. Несмотря на увеличение мощности двигателя, его скоростные характеристики оказались скромнее таковых у кавалерийской машины. На колёсах танк разгонялся до 61 км/ч, на гусеницах – до 38 км/ч. Танк стал чуть шире и выше, кроме того, толщину его брони увеличили до 16 мм. Тем не менее, машина показала себя вполне надёжной, что послужило основанием для начала серийного производства. Всего с 1935 по 1936 годы американская пехота получила 16 Convertible Medium Tank T4.
В дополнение к ним армия получила и 3 танка, получивших обозначение Convertible Medium Tank T4E1. Эти машины являлись аналогом кавалерийского танка Combat Car T4E2. Как и на нём, вместо башни на Convertible Medium Tank T4E1 устанавливалась просторная рубка. По периметру были установлены четыре 7,62-мм пулемёта Browning M1919A4, в носовой части также имелся один пулемёт Browning M2HB калибра 12,7 мм.
Семейство Convertible Medium Tank T4 стало самым массовым типом американских колёсно-гусеничных танков. Несмотря на недостаточную мощность двигателя, они обладали неплохой мобильностью. Как и другие колёсно-гусеничные танки, заказанные пехотой, машины попали в Форт-Беннинг.
Первая, неудачная, попытка стандартизации этих танков была предпринята в феврале 1936 года. Вторая состоялась 30 марта 1939 года, и она увенчалась успехом. Танки получили обозначение Convertible Medium Tank M1, Limited Standard. Таким образом, Medium Tank T4 стал единственным американским колёсно-гусеничным танком, официально принятым на вооружение. Впрочем, это была его лебединая песня: уже год спустя машины этого типа списали как морально устаревшие. К тому моменту основой американских бронетанковых сил были танки, созданные на базе Light Tank T2.
Один из Convertible Medium Tank T4 сохранился до наших дней. Сейчас он находится в Национальном музее пехоты и кавалерии в Форт-Беннинге.
Источники:
- NARA
- T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Steveson Pugh, Once Read Books, 1967
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1978
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.