Идея создания лёгкого танка с передним расположением силовой установки, которую лоббировало американское Управление вооружений, к 1932 году окончательно зашла в тупик. Испытания построенных по этой схеме лёгких танков семейства Light Tank T1, а также созданного по той же концепции Medium Tank T2 показали полную несостоятельность идеи. Плохая обзорность, слишком большая масса, плохие условия работы экипажей и, главное, достижение пределов развития поставили на подобных машинах крест. Конструкторы переключились на работы по разработке боевых машин с другой компоновкой. Но Гарри Нокс, создатель семейства американских танков с передним расположением двигателя, не забросил идею окончательно и продолжал искать для своего детища место под солнцем. Прибегнув к банальному плагиату, он «скрестил» свой Light Tank T1E1 с его заморским конкурентом Vickers Mk.E. Конечный результат этой «гибридизации» в виде Light Tank T2E1 оказался весьма неплохим.
Содрание сочинений
Главным визави для Light Tank T1 и Medium Tank T2 на тот момент являлся танк Кристи, обративший в пыль мечты чиновников из Управления вооружений об этих новых боевых машинах для американской армии. На фоне этого танка все предыдущие американские наработки выглядели допотопными игрушками. Между тем, на другом берегу Атлантического океана появилась ещё одна боевая машина, тоже забившая пару гвоздей в крышку двухместного гроба с Light Tank T1 и Medium Tank T2. Речь идёт о Vickers Mk.E, танке поддержки пехоты, разработанном под руководством инженеров Джона Кардена и Вивиана Лойда.
В английской армии для него по ряду причин места не нашлось, зато экспортный потенциал танка оказался огромным. Vickers Mk.E и его местные варианты стали самыми массовыми танками 30-х годов. Британский танк закупили Боливия, Болгария, Греция, Польша, Китай, Таиланд, Финляндия, Португалия. Именно эту машину советская закупочная комиссия во главе с начальником УММ И. А. Халепским выбрала в качестве танка сопровождения пехоты, приобретя лицензию на его производство. В СССР его производили под обозначением Т-26. На базе Vickers Mk.E создали собственный танк, получивший обозначение 7TP, и поляки. Боевая карьера Vickers Mk.E началась ещё осенью 1932 года в Южной Америке, а закончилась более чем через четверть века в 1959 году.
Секрет успеха этого танка заключался в том, что его создатели со своей разработкой смогли попасть в самый востребованный сегмент. Имевший небольшую массу танк обладал надёжной противопульной бронёй, высокой подвижностью и хорошей для машины поддержки пехоты огневой мощью. Vickers Mk.E оказался неприхотливым и имел большой запас для возможной модернизации. Достаточно сказать, что первые танки британской постройки имели массу около 7 тонн, а самые поздние советские Т-26 приближались по массе к 11 тоннам. Благодаря использованию системы с кормовым расположением двигателя и передним расположением трансмиссии танк получился компактным. Удачной получилась и подвеска, хотя английским военным она показалась сомнительной.
Благодаря хорошим связям с англичанами американским военным удалось получить один из Vickers Mk.E Type A для испытаний. Проведённые в июне 1931 года, они ещё больше скомпрометировали Light Tank T1. Единственным, в чём он превосходил англичанина, оказалось вооружение. Да и то, речь шла лишь об экспериментальном оружии. Пошедшая в серию американская установка T1 с короткоствольной 37-мм пушкой M1916 не имела особых преимуществ перед двумя пулемётами Vickers Mk.E. И это не учитывая того факта, что существовала однобашенная версия Vickers Mk.E Type B со значительно более мощной 47-мм пушкой в двухместной башне. Что же касается остальных характеристик, там всё было совсем печально для американской машины. Английский танк оказался легче и на четверть быстрее при той же толщине брони, а условия для работы экипажа в нём оказались более комфортными.
После такого сокрушительного сравнения танкостроителям из Управления вооружений пришлось крепко задуматься. С одной стороны, был танк Кристи, а с другой – неплохой зарубежный танк, который активно предлагался на экспорт. Итогом раздумий стало решение, которое поражает своей простотой. Гарри Нокс и компания не придумали ничего лучше, чем скопировать передовые решения, которые были в Vickers Mk.E.
В адрес СССР нередко звучат обвинения в воровстве технологий. Правда в том, что до войны речь по большей части шла о приобретении лицензий на производство. А вот в данном случае Гарри Нокс занимался наглым плагиатом. Более того, он решил позаимствованные решения ещё и запатентовать!
В конце 1931 года один из Light Tank T1E1 отправили в арсенал Рок Айленд, штат Иллинойс. Там танк подвергся радикальной переделке, которая в общих чертах сводилась к формуле «давайте сделаем из него Vickers Mk.E». После этой переделки, завершившейся в марте 1932 года, от исходного танка осталось немного. Частично сохранился корпус, точнее, его носовая часть, ставшая, однако, после переделки кормой. Остался на месте двигатель, который при этом отделили от боевого отделения моторной перегородкой. Сохранились и вынесенные наружу топливные баки. В остальном же получился совсем другой танк, гораздо более современный, чем Light Tank T1E1.
Подобно Vickers Mk.E, новый танк, получивший обозначение Light Tank T1E4, имел трансмиссию, расположенную в передней части корпуса, которую полностью перепроектировали. Центральный лобовой лист сделали литым. Отделение управления оказалось настолько просторным, что его сделали двухместным, добавив в экипаж помощника механика-водителя. Эта идея американским военным понравилась, а на последующих боевых машинах дополнительному члену экипажа установили пулемёт, чтобы он не ездил порожняком.
Благодаря «переезду» трансмиссии моторное отделение не пришлось переделывать. Длина корпуса, впрочем, всё равно выросла с 3860 до 4600 мм. Ширина танка тоже увеличилась с 1786 мм до 2200 мм, а вот высота, наоборот, уменьшилась с 2200 мм до 2000 мм. Башня сохранила форму, но стала больше по диаметру. В ней была установлена 37-мм пушка M1924 с длинным противовесом.
Подвеску, с небольшими изменениями, Нокс позаимствовал у Vickers Mk.E. Похожим на английский был выполнен и ленивец, а вот ведущее колесо американский инженер сделал по-своему. Нельзя сказать, что конструкция получилась лучше: если при поломке зубьев ведущего колеса у Vickers Mk.E достаточно было поменять съёмный венец, то у Light Tank T1E4 требовалось менять всё колесо. Траки Нокс спроектировал самостоятельно. Благодаря тому, что их ширина составляла 337 мм, на мягком грунте танк должен был вести себя весьма уверенно.
Испытания, начавшиеся летом 1932 года, показали весьма неоднозначные результаты. Немного потяжелевший по сравнению Light Tank T1E1, новый танк имел тот же мотор. В результате его динамические характеристики упали. По этой же причине ухудшилась и проходимость. Решением проблемы стала установка двигателя Cunningham, форсированного до 140 лошадиных сил. Скорость выросла до 32 км/ч, что всё равно было меньше, чем у Vickers Mk.E.
В конце 1932 года проблема недостатка мощности была решена радикальным образом. Танк получил 12-циллиндровый двигатель American LaFrance, развивавший максимальную мощность в 244 лошадиных силы. Гораздо более мощная силовая установка потребовала серьёзной переделки моторного отделения. Его общая высота сравнялась с подбашенной коробкой. Нижнюю часть также переделали. По бортам появились большие «уши» воздухозаборников системы охлаждения. Переделки оказались настолько серьёзными, что танку дали новое название, Light Tank T1E6.
Переделка привела к тому, что масса боевой машины выросла до 9030 кг. Впрочем, за счёт более мощного мотора ожидался серьёзный рост характеристик. Шутка ли, удельная мощность достигла 24,5 лошадиных сил на тонну, что лишь немного не дотягивало до Christie Medium Tank T3! При такой удельной мощности танк должен был полететь. Испытания показали, что танк действительно полетел. До скорости… 32 км/ч! Да-да, той же самой скорости, что и Light Tank T1E4 со 140-сильным мотором.
В отличие от скорости, которая не выросла, объём технических неприятностей заметно увеличился. Уровень терпения чиновников в Военном секретариате оказался не беспредельным. Весной 1933 года увидел свет циркуляр из этого ведомства, согласно которому масса новых лёгких танков не должна была превышать 7,5 тонн. Хотя испытания Light Tank T1E6 продолжались до 1934 года, это выглядело скорее как агония. Будущего у совместного проекта Управления Вооружений и Cunningham уже не было.
Меньше, легче, быстрее
Окончательный провал программы Light Tank T1 отнюдь не означал полного фиаско конструкций Гарри Нокса. Не у дел к середине 1933 года оказались и танки конструкции Кристи. Непосредственно у самого Джона Уолтера Кристи танки перестали заказывать ещё в ноябре 1932 года, предпочтя отдать контракт American LaFrance. Примерно в это же время кавалерия заказала лёгкий танк T4 Combat Car, также базировавшийся на конструкции танка Кристи. Этой машиной занимался Гладеон Барнс. Как показали дальнейшие события, его колёсно-гусеничные танки получались слишком тяжёлыми и дорогими. В результате к середине 30-х Гарри Нокс и Управление вооружений снова оказались «танковыми» монополистами.
Дальнейшее развитие американских лёгких танков проходило в рамках работы над заказом кавалерии. Получившаяся машина известна как Combat Car T5. Её разработка была инициирована 3 июня 1933 года. Согласно спецификации, отправленной Комитету по вооружениям 10 июля 1933 года, боевая машина должна была весить 14 000 фунтов (6300 кг), развивать скорость 30 миль в час (48 км/ч) и иметь дальность действия 100 миль (160 км). Её вооружение должно было состоять из одного 12,7-мм и двух 7,62-мм пулемётов, а броня должна была защищать от пуль винтовочного калибра. Спецификацию с возросшей до 7,5 тонн боевой массой утвердили 9 августа 1933 года.
Параллельно с Combat Car T5 по той же спецификации стали разрабатывать лёгкий танк для пехоты, получивший обозначение Light Tank T2. Обе машины были изготовлены на арсенале Rock Island к началу апреля 1934 года. Эти два танка были очень близки друг к другу по конструкции. Довольно жёсткие требования по максимальной скорости и массе привели к созданию машины, которая хотя и являлась развитием Light Tank T1E4 (а заодно и Vickers Mk.E), но получилась весьма самобытной.
В виду того, что лимит в 7,5 тонн не позволял делать большой танк, а подходящего автомобильного мотора не нашлось, выбор пал на авиационный двигатель Continental R-670. Этот 7-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения впервые применили ещё на Combat Car T4, но там он был сблокирован с трансмиссией. На Light Tank T2 была применена схема с трансмиссией, расположенной впереди. Благодаря звездообразной схеме моторное отделение получилось коротким, а общая длина танка составила 4077 мм. С другой стороны, мотор в форме звезды заставил создателей Light Tank T2 сделать его корпус довольно высоким. Общая высота машины составила 2057 мм, что вроде бы и немного. Но высота собственно корпуса превышала 1,5 метра. Высокое расположение центра двигателя привело к тому, что вал от него к трансмиссии находился на большой высоте.
Light Tank T2 и Combat Car T5 были антиподами в том, что касалось башен и ходовой части. Танк для пехоты сохранил, хоть и в несколько изменённом виде, ходовую часть Light Tank T1E4 с тележечной 4-катковой подвеской, «позаимствованной» у Vickers Mk.E. Его траки стали развитием конструкции, использовавшейся на колёсно-гусеничном Combat Car T4. Сам трак был металлическим, а шарнир имел резино-металлическую конструкцию. Combat Car T5 сделали двухбашенным, в том числе и из-за высокого расположения вала, идущего от двигателя к трансмиссии. У Light Tank T2 башня была одна, причём двухместная. Для размещения вооружения, состоящего из пулемётов Browning M1919 и Browning M2HB с укороченным стволом, в носовой части башни был сделан выступ. Ещё один пулемёт находился в носовой части корпуса в распоряжении помощника механика-водителя.
На пути к классике
Оба танка прибыли на Абердинский полигон 13 апреля 1934 г., после чего начались их интенсивные испытания. Light Tank T2 обкатывали до 17 мая. Проверялись не только его ходовые качества, но и удобство работы экипажа.
В целом конструкцию танка, а особенно его корпуса, признали удачной. При этом испытатели оставили справедливые критические замечания по поводу торчащего посреди боевого отделения кожуха вала, идущего от двигателя к трансмиссии. В бою прыгать через него было бы не самым приятным занятием. Впрочем, деть этот вал при такой компоновке было просто некуда, и высокий кожух стал впоследствии одной из визитных карточек американских танков. Обзорность была признана хорошей, но при этом на танк рекомендовалось установить боковые зеркала. Зеркала в конце концов появились, но было это через 10 лет, уже на среднем танке M4A3E8.
Спустя 115 километров, пройденных на ходовых испытаниях, были обнаружены неисправности, и танк был отправлен обратно в арсенал Rock Island. Тем не менее, результатов проведённых испытаний оказалось достаточно для первых выводов. Максимальная скорость, достигнутая в ходе испытаний, составила 43,4 км/ч. Не 48 км/ч из техзадания, но тоже очень неплохо. С другой стороны, рудименты в виде ходовой части от Light Tank T1E4 давали о себе знать. Плавность хода была признана недостаточной, особенно на бездорожье. Кроме того, короткий корпус в сочетании с мощным двигателем стал причиной заносов на высоких скоростях. Внутри танк оказался очень шумным, что мешало переговорам команды. Не самой удачной оказалась и конструкция траков.
Список недостатков, отмеченных на испытаниях, учли при модернизации машины. В октябре 1934 года на испытания вышла уже сильно переделанная машина, получившая индекс Light Tank T2E1. Самым заметным изменением стала переделка ходовой части. Место откровенно неудачных тележек в стиле Vickers Mk.E заняла гораздо более простая, удачная и одновременно элегантная подвеска, которую Гарри Нокс разрабатывал с 1933 года. Она представляла собой двухкатковую конструкцию, где в качестве упругого элемента использовалась вертикальная пружина. Эта система имела гораздо меньшие габариты и значительно больший ход. Впервые подвеска, известная как Vertical volute spring suspension (VVSS), была установлена на кавалерийском Combat Car T5, а танк для пехоты получил доработанную систему.
В дополнение к новой подвеске танк получил и новые траки. Над резино-металлическими шарнирами Нокс работал ещё с начала 30-х, но в 1934 году он пошёл дальше в экспериментах с резиной. 6 марта 1934 года им был запатентован резино-металлический трак, для американского танкостроения вещь не менее эпохальная, чем подвеска Кристи. Получившаяся конструкция оказалась крайне удачной и в паре с подвеской VVSS стала визитной карточкой американских танков на последующее десятилетие. Как раз на Light Tank T2E1 новый трак и опробовали. В ходе испытаний, начавшихся в октябре 1934 года, конструкцию трака обкатали и по их результатам улучшили.
11 января 1935 года танк был отправлен в Форт Беннинг для войсковых испытаний. В течение месяца танкисты 67-й пехотной роты, оснащённой средними танками, испытывали Light Tank T2E1 в самых сложных условиях. По итогам испытаний, закончившихся 14 февраля, был составлен список из пожеланий по улучшению конструкции. В их числе были установка командирской башенки, вынос глушителей из моторного отделения наружу, а также усиление ходовой части. Ни одной серьёзной поломки в ходе испытаний не произошло. Новая ходовая часть отлично показала себя в деле. Да и в целом пехота признала Light Tank T2E1 пригодным для использования в качестве лёгкого танка. Спустя долгих 9 лет после запуска программы по созданию замены лёгким 6-тонным танкам M1917 пехота, наконец, дождалась достойного наследника. Более того, концепция, заложенная в Light Tank T2E1, использовалась при создании подавляющего большинства американских танков вплоть до конца 1942 года.
Источники:
- NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.