В первые послевоенные годы конструкторы ряда стран пытались максимально использовать танкостроительный опыт Второй мировой войны, наработанный в других государствах. Во Франции работали над ARL 44 и AMX M4, в которых активно использовались немецкие технологии и даже отдельные узлы и агрегаты, включая двигатели. В Чехословакии под свои нужды перерабатывали не только немецкие, но и советские технические решения. Впрочем, спустя три года после окончания Второй мировой войны здесь сосредоточились на максимальном использовании собственных разработок.
Пушка как двигатель танкового прогресса
Разработанный в самом конце 1946 года средний танк Škoda T-40 устраивал чехословацких военных недолго. Во-первых, машина оказалась на 10 тонн тяжелее боевой массы, указанной в требованиях. Во-вторых, ещё в декабре 1945 года появилось требование установить в танк пушку, способную пробивать броню толщиной 100 мм на дистанции 3000 метров. В качестве вариантов предлагались танковые версии немецких зенитных пушек калибра 88 и 105 мм. Но и TVP разработки TVU, и Škoda T-40 по проектам предполагалось вооружить 88-мм пушкой с длиной ствола 57 калибров. Требуемой пробиваемости это орудие не могло достигнуть при всём желании. В течение почти двух лет проект TVP буксовал на месте.
Свет в конце тоннеля появился в сентябре 1948 года, когда Škoda представила проект лёгкого танка T-17, в котором одновременно угадывались черты TVP и советского ИС-3. Хоть Чехословакия и получила три тяжёлых танка этого типа, произошло это лишь в 1950 году. Тем не менее, впервые ИС-3 был показан ещё в сентябре 1945 года, да и чехословацкие военные, как союзники СССР, имели определённый доступ к информации о нём.
В итоге проектируемый лёгкий танк боевой массой 19 тонн получил форму корпуса и башни, подозрительно напоминавшие таковые у советской тяжёлой машины. В виду лимита по габаритным размерам полноценный «щучий нос» реализовать не удалось, но компоновку с размещением механика-водителя в центре танк унаследовал. Что касается башни, тут сходство оказалось ещё более очевидным.
В июле 1948 года Škoda начала проектные работы по новой зенитной пушке R 11 калибра 100 мм. Информация о том, что базой для этой зенитки послужила советская 100-мм зенитная пушка КС-19, не соответствует действительности. В чем-то они, безусловно, похожи, но даже боеприпас у чехословацкой зенитной пушки свой. В качестве ориентира при создании новой системы инженеры Škoda использовали немецкую зенитку 8.8 cm Flak 41. От неё (с массой изменений) взяли лафет, в значительной степени – конструкцию ствола, откатные механизмы и массу других деталей.
Вместе с тем, R 11 представляла собой развитие идей, которые чехословацкие оружейники реализовывали с начала 40-х годов. Прежде всего, речь идёт о магазинном питании. Благодаря такому решению скорострельность 100-мм орудия составила впечатляющие 25 выстрелов в минуту. При длине ствола 5500 мм (55 калибров) начальная скорость снаряда составляла 1050 м/с. По этому показателю R 11 превосходила КС-19, имевшую длину ствола 60 калибров. На дистанции 1000 метров снаряд чехословацкой пушки пробивал броню толщиной 160 мм, находящуюся под наклоном в 30 градусов. Одним словом, в лице R 11 появилась реальная чехословацкая альтернатива пушкам немецкого и советского происхождения.
Одновременно Škoda начала проектные работы над ещё двумя артиллерийскими системами. Используя базу R 11, чехословацкие оружейники разработали противотанковую пушку A 20. По концепции она здорово напоминала немецкую противотанковую пушку 8.8 cm Pak 43. Благодаря крестовидным станинам в боевом положении A 20 получала возможность кругового обстрела. Впрочем, не делся никуда и главный недостаток немецкой пушки – большой вес. 4 тонны по полю особо не покатаешь. Поскольку начальную скорость снаряда R 11 посчитали избыточной, у A 20 длину ствола снизили до 5270 мм (53 калибра), а начальную скорость снаряда до 900 м/с. Бронепробиваемость при этом уменьшилась незначительно – до 140 мм на дистанции 1000 метров под наклоном 30 градусов. Наконец, база R 11 была использована для танковой пушки, получившей индекс AK 1.
Широким фронтом
О том, что происходило с проектом TVP в 1948–49 годах, известно немного. Неизвестен даже внешний вид танка, и о нём можно судить лишь по известным сторонним проектам на его базе. Впрочем, уверенно можно утверждать, что концепцию танка серьёзно пересмотрели, и от проектов, предлагавшихся в 1946 году, в ней осталось очень немногое.
В ходе консультаций, проходивших в конце 1948 – начале 1949 годов, было принято решение запустить работу по TVP на конкурсной основе. Как и в 30-е годы, конкурентов оказалось двое. Индекс T 50 был закреплён за проектом Škoda, а детище ČKD получило обозначение T 51. Боевую массу для обеих машин определили в 35–40 тонн. Бронирование должно было составить 60 мм лобовой части и 40 мм по бортам. Помимо пушки AK 1, в качестве вооружения на танки предполагалось установить спаренный пулемёт калибра 7,62 мм, а также зенитный пулемёт ZK 477 калибра 12,7 мм.
Между тем, в ноябре 1948 года чехословацкие военные затребовали ещё и самоходные артиллерийские установки. В ответ на требования военных Škoda в феврале 1949 года представила целую серию проектов, как лёгкого, так и среднего классов. Лёгкие машины базировались на шасси лёгкого танка T-17. А в основе средних САУ лежал TVP, он же Škoda T 50. Как уже говорилось выше, внешний вид этого танка остается загадкой, но благодаря проектам самоходной артиллерии облик его шасси известен.
Внешний вид этих шасси подтверждает предположения чешского историка Иво Пейчоха о внешнем виде TVP конфигурации 1948–49 года. Оно представляет собой фактически увеличенный в размерах лёгкий танк T-17. Общая конфигурация корпуса осталась без изменений, включая некое подобие «щучьего носа». Длину корпуса увеличили до 7000 мм, ширину до 3150 мм, а число опорных катков – до 6 на борт. Вполне логично предположить, что и башня Škoda T 50 представляла собой увеличенную в размерах башню T 17, хотя этому факту подтверждения нет. Аргументом в пользу этого предположения является башня более позднего T 50, где даже укладка боеприпасов выглядит так же, как и в башне T 17.
Если о внешнем виде танка можно спорить, то внешность машин на его базе задокументирована. Помимо заводских эскизов, сохранились и краткие технические описания. Всего инженеры Škoda представили четыре проекта, каждый из которых достоин отдельного описания. При этом из четырёх проектов два использовали шасси TVP без изменений.
Первый из проектов, 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертеж Zb 5913-S), представлял собой установку 152-мм гаубицы в открытой сверху башне. В значительной степени конструкция этой машины является развитием немецких «самоходных лафетов», к созданию которых Škoda в своё время тоже приложила руку. Согласно описанию, боевая масса машины должна была составить 32 тонны. Бронирование корпуса составляло 65 мм в лобовой части, бортов 40 мм, крыши и днища 20 мм. Помимо гаубицы, на машину предполагалось установить зенитный пулемёт ZK 477. Боекомплект к гаубице должен был составить 50 выстрелов. Никаких данных о двигателе и возможных динамических характеристиках представлено не было. При их оценке следует учитывать использование в САУ агрегатов, предполагавшееся в TVP, а также тот факт, что установка должна была быть легче танка.
Второй проект, 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5914-S), в целом повторял 152-мм самоходную установку. Боевая масса, бронирование и динамические характеристики оставались на том же уровне. Сохранялась и концепция установки вооружения во вращающейся башне. Главным отличием стала установка в качестве основного вооружения 100-мм противотанковой пушки A 20. В этом смысле чешская система повторяла концепцию Waffenträger, где на одно и то же шасси предполагалось ставить либо противотанковую пушку, либо гаубицу. Боекомплект составлял 100 снарядов.
Что касается оставшихся двух машин, то и они в значительной степени повторяли концепцию «дуплекса», когда на одной базе предполагалась установка двух систем – либо гаубицы, либо противотанковой пушки. Версия с противотанковой пушкой получила обозначение 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5921-S), а с гаубицей — 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертёж Zb 5922-S). На сей раз шасси подверглось довольно серьёзной переделке, да и концепция сильно поменялась. Вместо танкового шасси без изменений и открытой сверху башни инженеры Škoda предложили САУ, здорово напоминающую выросший в размерах Jagdpanzer 38(t). Её боевая масса выросла до 40 тонн, так что в динамике машина явно проигрывала бы более лёгкому варианту на неизменённом шасси.
Вслед за изменениями в конструкции корпуса последовали и изменения в конструкции вооружения. Škoda максимально использовала наработки по Jagdpanzer 38(t), который выпускался на заводе под обозначением G-13. Именно с этой машины взяли размещение орудия в рамке, что облегчало конструкцию. Кроме того, новая установка позволила демонтировать с орудий дульные тормозы. Для истребителей танков это очень важно, поскольку без их использования резко снижается демаскировка САУ при стрельбе. Вместе с концепцией установки орудия поменялось и его назначение. Если у САУ с вращающейся башней область применения была довольно широкой, то у пары с закрытой рубкой ниша во многом оказывалась схожей с Jagdpanzer 38(t) и ИСУ-152.
Увы, дальше бумаги все эти проекты не пошли. Пока шло обсуждение предложенных Škoda проектов, работа по TVP продолжалась. Уже к началу 1950 года база, на которой планировалась постройка самоходных установок, поменялась, так что проектировать пришлось бы заново. Впрочем, появились и другие факторы, с которыми Škoda уже ничего не могла сделать.
Жертва политики и экономики
К лету 1949 года работы по TVP вошли в практическую фазу. Согласно предварительным планам, работы над концепцией TVP предполагалось завершить к 21 августа 1949 года, а концу марта 1950 года подготавливалась рабочая документация. К сентябрю 1949 года Škoda должна была изготовить деревянный макет танка в масштабе 1:1. Примерно в это же время аналогичную работу заканчивала и ČKD.
Проблемы начались на стадии приёма макетной комиссии деревянной модели. Когда Škoda в сентябре 1949 года представила полноразмерный макет нового танка, его так и не утвердили. Следующие макеты, имевшие уже масштаб 1:10, были продемонстрированы 24 ноября и 12 декабря 1949 года, но их снова не утвердили. Это были те самые машины с «шевронной» носовой частью по типу ИС-3, на базе которых проектировались самоходные установки.
Окончательный вид проект среднего танка Tank všeobecného použití (TVP) обрёл 18 февраля 1950 года. В этот день Škoda и ČKD, параллельно работавшие над машиной, представили её эскизные проекты. Стоит отметить, что проект в варианте ČKD носил заводской индекс TNHtA. Фактически это была одна и та же машина: чертежи очень похожи.
Разница между Škoda T 50 и ČKD TNHtA заключалась в разных силовых установках и трансмиссии. На проекте T 50 предполагалось устанавливать H-образный 16-цилиндровый дизель Škoda AHK. Для TNHtA планировалось использовать также 16-цилиндровый дизель, но уже разработки ČKD, модель AXK (X-образной схемы). Оба двигателя должны были развивать мощность 987 лошадиных сил, благодаря чему 40-тонный танк мог бы развивать скорость до 50–60 км/ч. Учитывая то, что удельная мощность достигала почти 25 лошадиных сил на тонну, проектная скорость в 60 км/ч выглядела вполне реальной. Правда, работа над обоими двигателями, как и над самим танком, дальше бумаги не продвинулась. Стоит отметить, что ČKD в качестве резервного варианта предлагала использовать советский двигатель В-2. Его мощность была значительно меньше, но зато таких моторов в Чехословакии имелось много.
По сравнению с предыдущей версией TVP в проект были внесены новые изменения, сильно изменившие облик машины. От «щучьего носа» отказались, сделав корпус спереди похожим на нос французского тяжёлого танка AMX M4 (будущего AMX 50–100). Вместе с тем, место водителя оставили в центре. Это решение было ошибочным, поскольку обзор с места механика-водителя стал хуже. Согласно утверждённой в начале 1949 года спецификации, длина корпуса составила 6500 мм, а с пушкой – 9050 мм. Ширина машины, по сравнению с проектом 1948–49 гг., почти не изменилась и составляла 3100 мм, общая высота достигала 2500 мм. Сохранили и проектную толщину брони – 65 мм во лбу и 40 мм по бортам.
Башня, по сравнению со Škoda T 17, сильно изменилась. Тем не менее, сходство этих проектов друг с другом налицо. Толщина бронирования варьировалась от 100 в лобовой части до 60 мм по бортам. Как и предшествующий проект, башню предполагалось делать литой. Внутри неё находились танковая пушка AK 1 и спаренный с ней пулемёт калибра 7,62 мм. Также предполагалась установка крупнокалиберного зенитного пулемёта ZK 477. Стоит отметить, что пушка предлагалась в двух вариантах, отличавшихся длиной ствола (55 и 53 калибра), начальной скоростью (890 и 850 м/с) и массой (14,5 кг и 16 кг) снарядов. Бронепробиваемость, впрочем, для обоих образцов предполагалась одинаковая – 140 мм на дистанции в километр и под углом наклона 30 градусов.
Увы, эти эскизы оказались лебединой песней программы TVP. Уже в марте 1950 года проект закрыли. К тому моменту разработка среднего танка шла уже почти 5 лет. Время шло, и в какой-то момент в чехословацком руководстве решили, что стоит искать другой путь для вооружения танковых войск страны. В июле 1949 года Чехословакия приобрела лицензию на производство Т-34–85.
С одной стороны, это был политический шаг и одновременно – шаг назад, поскольку к концу 40-х годов Т-34–85 порядком устарел. Проектируемый чехословацкий средний танк по всем статьям превосходил бы советскую машину. С другой стороны, известно, что синица в руках всё же лучше, чем журавль в небе. СССР оказывал помощь в организации производства Т-34–85, который в Чехословакии и так хорошо знали.
TVP на бумаге был отличной машиной, но его разработка продолжалась бы ещё лет 5. И чем бы она закончилось – сказать трудно. Можно вспомнить, что случилось с проектами французского AMX M4/AMX 50, шведского EMIL/Krv, югославского Vozilo A, индийско-немецкого Indien Panzer. Во всех этих случаях оказалось, что закупить зарубежные танки (в большинстве случаев американского и английского производства) намного проще и дешевле.
Исходя из этого, можно утверждать, что чехословацкое руководство поступило мудро. Хоть и устаревший, но зато собственного производства, чехословацкий Т-34–85 уже с сентября 1951 года пошёл в серию. Машина оказалась востребованной не только в Чехословакии, но и за рубежом. Почти половина выпущенных в Чехословакии Т-34–85 ушла на экспорт. Небольшая восточноевропейская страна вернула себе статус одного из крупнейших экспортёров танков. А уже в 1957 году здесь началось лицензионное производство Т-54, также активно продвигавшегося на экспорт.
Проект TVP же осел в архиве VHU Prahan как памятник инженерной мысли, которому просто не повезло.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.
Источники и литература:
- VHU Prahan (Vojenský historický archív)
- Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
- Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
- http://forum.valka.cz
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.