В первые послевоенные годы конструкторы ряда стран пытались максимально использовать танкостроительный опыт Второй мировой войны, наработанный в других государствах. Во Франции работали над ARL 44 и AMX M4, в которых активно использовались немецкие технологии и даже отдельные узлы и агрегаты, включая двигатели. В Чехословакии под свои нужды перерабатывали не только немецкие, но и советские технические решения. Впрочем, спустя три года после окончания Второй мировой войны здесь сосредоточились на максимальном использовании собственных разработок.
Пушка как двигатель танкового прогресса
Разработанный в самом конце 1946 года средний танк Škoda T-40 устраивал чехословацких военных недолго. Во-первых, машина оказалась на 10 тонн тяжелее боевой массы, указанной в требованиях. Во-вторых, ещё в декабре 1945 года появилось требование установить в танк пушку, способную пробивать броню толщиной 100 мм на дистанции 3000 метров. В качестве вариантов предлагались танковые версии немецких зенитных пушек калибра 88 и 105 мм. Но и TVP разработки TVU, и Škoda T-40 по проектам предполагалось вооружить 88-мм пушкой с длиной ствола 57 калибров. Требуемой пробиваемости это орудие не могло достигнуть при всём желании. В течение почти двух лет проект TVP буксовал на месте.
Свет в конце тоннеля появился в сентябре 1948 года, когда Škoda представила проект лёгкого танка T-17, в котором одновременно угадывались черты TVP и советского ИС-3. Хоть Чехословакия и получила три тяжёлых танка этого типа, произошло это лишь в 1950 году. Тем не менее, впервые ИС-3 был показан ещё в сентябре 1945 года, да и чехословацкие военные, как союзники СССР, имели определённый доступ к информации о нём.
В итоге проектируемый лёгкий танк боевой массой 19 тонн получил форму корпуса и башни, подозрительно напоминавшие таковые у советской тяжёлой машины. В виду лимита по габаритным размерам полноценный «щучий нос» реализовать не удалось, но компоновку с размещением механика-водителя в центре танк унаследовал. Что касается башни, тут сходство оказалось ещё более очевидным.
![Проект лёгкого танка Škoda T-17, сентябрь 1948 года - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/566/content/tvpp2s01-70bef2fcc66a338831d1cddaa2d629cd.jpg)
В июле 1948 года Škoda начала проектные работы по новой зенитной пушке R 11 калибра 100 мм. Информация о том, что базой для этой зенитки послужила советская 100-мм зенитная пушка КС-19, не соответствует действительности. В чем-то они, безусловно, похожи, но даже боеприпас у чехословацкой зенитной пушки свой. В качестве ориентира при создании новой системы инженеры Škoda использовали немецкую зенитку 8.8 cm Flak 41. От неё (с массой изменений) взяли лафет, в значительной степени – конструкцию ствола, откатные механизмы и массу других деталей.
Вместе с тем, R 11 представляла собой развитие идей, которые чехословацкие оружейники реализовывали с начала 40-х годов. Прежде всего, речь идёт о магазинном питании. Благодаря такому решению скорострельность 100-мм орудия составила впечатляющие 25 выстрелов в минуту. При длине ствола 5500 мм (55 калибров) начальная скорость снаряда составляла 1050 м/с. По этому показателю R 11 превосходила КС-19, имевшую длину ствола 60 калибров. На дистанции 1000 метров снаряд чехословацкой пушки пробивал броню толщиной 160 мм, находящуюся под наклоном в 30 градусов. Одним словом, в лице R 11 появилась реальная чехословацкая альтернатива пушкам немецкого и советского происхождения.
![Опытный образец 100-мм зенитного орудия Škoda R 11, находящийся в техническом музее Лещаны (Чехия). Это орудие стало базой для танковой пушки AK 1, которую должны были ставить в TVP - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/568/content/tvpp2s02-8a42db480bb400b094abb4e365342af7.jpg)
Одновременно Škoda начала проектные работы над ещё двумя артиллерийскими системами. Используя базу R 11, чехословацкие оружейники разработали противотанковую пушку A 20. По концепции она здорово напоминала немецкую противотанковую пушку 8.8 cm Pak 43. Благодаря крестовидным станинам в боевом положении A 20 получала возможность кругового обстрела. Впрочем, не делся никуда и главный недостаток немецкой пушки – большой вес. 4 тонны по полю особо не покатаешь. Поскольку начальную скорость снаряда R 11 посчитали избыточной, у A 20 длину ствола снизили до 5270 мм (53 калибра), а начальную скорость снаряда до 900 м/с. Бронепробиваемость при этом уменьшилась незначительно – до 140 мм на дистанции 1000 метров под наклоном 30 градусов. Наконец, база R 11 была использована для танковой пушки, получившей индекс AK 1.
Широким фронтом
О том, что происходило с проектом TVP в 1948–49 годах, известно немного. Неизвестен даже внешний вид танка, и о нём можно судить лишь по известным сторонним проектам на его базе. Впрочем, уверенно можно утверждать, что концепцию танка серьёзно пересмотрели, и от проектов, предлагавшихся в 1946 году, в ней осталось очень немногое.
![Реконструкция внешнего вида Škoda T 50 в конфигурации 1949 года - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/567/content/tvpp2s03-c4cb598b300e9e12cbd2470f06d112fb.jpg)
В ходе консультаций, проходивших в конце 1948 – начале 1949 годов, было принято решение запустить работу по TVP на конкурсной основе. Как и в 30-е годы, конкурентов оказалось двое. Индекс T 50 был закреплён за проектом Škoda, а детище ČKD получило обозначение T 51. Боевую массу для обеих машин определили в 35–40 тонн. Бронирование должно было составить 60 мм лобовой части и 40 мм по бортам. Помимо пушки AK 1, в качестве вооружения на танки предполагалось установить спаренный пулемёт калибра 7,62 мм, а также зенитный пулемёт ZK 477 калибра 12,7 мм.
Между тем, в ноябре 1948 года чехословацкие военные затребовали ещё и самоходные артиллерийские установки. В ответ на требования военных Škoda в феврале 1949 года представила целую серию проектов, как лёгкого, так и среднего классов. Лёгкие машины базировались на шасси лёгкого танка T-17. А в основе средних САУ лежал TVP, он же Škoda T 50. Как уже говорилось выше, внешний вид этого танка остается загадкой, но благодаря проектам самоходной артиллерии облик его шасси известен.
Внешний вид этих шасси подтверждает предположения чешского историка Иво Пейчоха о внешнем виде TVP конфигурации 1948–49 года. Оно представляет собой фактически увеличенный в размерах лёгкий танк T-17. Общая конфигурация корпуса осталась без изменений, включая некое подобие «щучьего носа». Длину корпуса увеличили до 7000 мм, ширину до 3150 мм, а число опорных катков – до 6 на борт. Вполне логично предположить, что и башня Škoda T 50 представляла собой увеличенную в размерах башню T 17, хотя этому факту подтверждения нет. Аргументом в пользу этого предположения является башня более позднего T 50, где даже укладка боеприпасов выглядит так же, как и в башне T 17.
Если о внешнем виде танка можно спорить, то внешность машин на его базе задокументирована. Помимо заводских эскизов, сохранились и краткие технические описания. Всего инженеры Škoda представили четыре проекта, каждый из которых достоин отдельного описания. При этом из четырёх проектов два использовали шасси TVP без изменений.
![Проект 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, чертёж Zb 5913-S - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/572/content/tvpp2s04-b21b96dd90d16bc571fd6ab5d6e8b793.jpg)
Первый из проектов, 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертеж Zb 5913-S), представлял собой установку 152-мм гаубицы в открытой сверху башне. В значительной степени конструкция этой машины является развитием немецких «самоходных лафетов», к созданию которых Škoda в своё время тоже приложила руку. Согласно описанию, боевая масса машины должна была составить 32 тонны. Бронирование корпуса составляло 65 мм в лобовой части, бортов 40 мм, крыши и днища 20 мм. Помимо гаубицы, на машину предполагалось установить зенитный пулемёт ZK 477. Боекомплект к гаубице должен был составить 50 выстрелов. Никаких данных о двигателе и возможных динамических характеристиках представлено не было. При их оценке следует учитывать использование в САУ агрегатов, предполагавшееся в TVP, а также тот факт, что установка должна была быть легче танка.
![Проект 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP, чертёж Zb 5914-S - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/570/content/tvpp2s05-703b8e17adc3bea1f5ec18567e92159e.jpg)
Второй проект, 100 mm ShPTK 14,75/950-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5914-S), в целом повторял 152-мм самоходную установку. Боевая масса, бронирование и динамические характеристики оставались на том же уровне. Сохранялась и концепция установки вооружения во вращающейся башне. Главным отличием стала установка в качестве основного вооружения 100-мм противотанковой пушки A 20. В этом смысле чешская система повторяла концепцию Waffenträger, где на одно и то же шасси предполагалось ставить либо противотанковую пушку, либо гаубицу. Боекомплект составлял 100 снарядов.
![Проект 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP, чертёж Zb 5921-S - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/569/content/tvpp2s06-31d8f35c144ab2692854be33783d08af.jpg)
Что касается оставшихся двух машин, то и они в значительной степени повторяли концепцию «дуплекса», когда на одной базе предполагалась установка двух систем – либо гаубицы, либо противотанковой пушки. Версия с противотанковой пушкой получила обозначение 100 mm ShPTK 14,75/900-TVP (100-мм штурмовая противотанковая пушка на базе TVP, чертеж Zb 5921-S), а с гаубицей — 152 mm ShKH 43,5/675 TVP (152-мм штурмовое орудие на базе TVP, чертёж Zb 5922-S). На сей раз шасси подверглось довольно серьёзной переделке, да и концепция сильно поменялась. Вместо танкового шасси без изменений и открытой сверху башни инженеры Škoda предложили САУ, здорово напоминающую выросший в размерах Jagdpanzer 38(t). Её боевая масса выросла до 40 тонн, так что в динамике машина явно проигрывала бы более лёгкому варианту на неизменённом шасси.
![Проект 152 mm ShKH 43,5/675 TVP, чертёж Zb 5922-S - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/571/content/tvpp2s07-114dc62723513bb0ea918be8b0e9ff37.jpg)
Вслед за изменениями в конструкции корпуса последовали и изменения в конструкции вооружения. Škoda максимально использовала наработки по Jagdpanzer 38(t), который выпускался на заводе под обозначением G-13. Именно с этой машины взяли размещение орудия в рамке, что облегчало конструкцию. Кроме того, новая установка позволила демонтировать с орудий дульные тормозы. Для истребителей танков это очень важно, поскольку без их использования резко снижается демаскировка САУ при стрельбе. Вместе с концепцией установки орудия поменялось и его назначение. Если у САУ с вращающейся башней область применения была довольно широкой, то у пары с закрытой рубкой ниша во многом оказывалась схожей с Jagdpanzer 38(t) и ИСУ-152.
![Экспериментальный крупнокалиберный пулемёт ZK 477, который предполагался для использования на поздних проектах TVP и САУ на его базе в качестве зенитного - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/573/content/tvpp2s08-771b5cad061d9e64aa8cec5f6351f323.jpg)
Увы, дальше бумаги все эти проекты не пошли. Пока шло обсуждение предложенных Škoda проектов, работа по TVP продолжалась. Уже к началу 1950 года база, на которой планировалась постройка самоходных установок, поменялась, так что проектировать пришлось бы заново. Впрочем, появились и другие факторы, с которыми Škoda уже ничего не могла сделать.
Жертва политики и экономики
К лету 1949 года работы по TVP вошли в практическую фазу. Согласно предварительным планам, работы над концепцией TVP предполагалось завершить к 21 августа 1949 года, а концу марта 1950 года подготавливалась рабочая документация. К сентябрю 1949 года Škoda должна была изготовить деревянный макет танка в масштабе 1:1. Примерно в это же время аналогичную работу заканчивала и ČKD.
Проблемы начались на стадии приёма макетной комиссии деревянной модели. Когда Škoda в сентябре 1949 года представила полноразмерный макет нового танка, его так и не утвердили. Следующие макеты, имевшие уже масштаб 1:10, были продемонстрированы 24 ноября и 12 декабря 1949 года, но их снова не утвердили. Это были те самые машины с «шевронной» носовой частью по типу ИС-3, на базе которых проектировались самоходные установки.
![Škoda T 50, чертёж Am 635-P от 18 февраля 1950 года - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/575/content/tvpp2s09-024f66967629f19c0562afd85d4761d1.jpg)
Окончательный вид проект среднего танка Tank všeobecného použití (TVP) обрёл 18 февраля 1950 года. В этот день Škoda и ČKD, параллельно работавшие над машиной, представили её эскизные проекты. Стоит отметить, что проект в варианте ČKD носил заводской индекс TNHtA. Фактически это была одна и та же машина: чертежи очень похожи.
Разница между Škoda T 50 и ČKD TNHtA заключалась в разных силовых установках и трансмиссии. На проекте T 50 предполагалось устанавливать H-образный 16-цилиндровый дизель Škoda AHK. Для TNHtA планировалось использовать также 16-цилиндровый дизель, но уже разработки ČKD, модель AXK (X-образной схемы). Оба двигателя должны были развивать мощность 987 лошадиных сил, благодаря чему 40-тонный танк мог бы развивать скорость до 50–60 км/ч. Учитывая то, что удельная мощность достигала почти 25 лошадиных сил на тонну, проектная скорость в 60 км/ч выглядела вполне реальной. Правда, работа над обоими двигателями, как и над самим танком, дальше бумаги не продвинулась. Стоит отметить, что ČKD в качестве резервного варианта предлагала использовать советский двигатель В-2. Его мощность была значительно меньше, но зато таких моторов в Чехословакии имелось много.
По сравнению с предыдущей версией TVP в проект были внесены новые изменения, сильно изменившие облик машины. От «щучьего носа» отказались, сделав корпус спереди похожим на нос французского тяжёлого танка AMX M4 (будущего AMX 50–100). Вместе с тем, место водителя оставили в центре. Это решение было ошибочным, поскольку обзор с места механика-водителя стал хуже. Согласно утверждённой в начале 1949 года спецификации, длина корпуса составила 6500 мм, а с пушкой – 9050 мм. Ширина машины, по сравнению с проектом 1948–49 гг., почти не изменилась и составляла 3100 мм, общая высота достигала 2500 мм. Сохранили и проектную толщину брони – 65 мм во лбу и 40 мм по бортам.
![ČKD TNHtA, чертёж Am 634-P от 18 февраля 1950 года - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/574/content/tvpp2s10-7953d317c5db6fbb31e5b0959d8ebd0e.jpg)
Башня, по сравнению со Škoda T 17, сильно изменилась. Тем не менее, сходство этих проектов друг с другом налицо. Толщина бронирования варьировалась от 100 в лобовой части до 60 мм по бортам. Как и предшествующий проект, башню предполагалось делать литой. Внутри неё находились танковая пушка AK 1 и спаренный с ней пулемёт калибра 7,62 мм. Также предполагалась установка крупнокалиберного зенитного пулемёта ZK 477. Стоит отметить, что пушка предлагалась в двух вариантах, отличавшихся длиной ствола (55 и 53 калибра), начальной скоростью (890 и 850 м/с) и массой (14,5 кг и 16 кг) снарядов. Бронепробиваемость, впрочем, для обоих образцов предполагалась одинаковая – 140 мм на дистанции в километр и под углом наклона 30 градусов.
Увы, эти эскизы оказались лебединой песней программы TVP. Уже в марте 1950 года проект закрыли. К тому моменту разработка среднего танка шла уже почти 5 лет. Время шло, и в какой-то момент в чехословацком руководстве решили, что стоит искать другой путь для вооружения танковых войск страны. В июле 1949 года Чехословакия приобрела лицензию на производство Т-34–85.
![TVP конфигурации 1950 года, реконструкция внешнего вида - Неудачная история создания удачного танка | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/021/565/content/tvpp2s11-8475ed87f7267a2e3a2fbbefc11a25dd.jpg)
С одной стороны, это был политический шаг и одновременно – шаг назад, поскольку к концу 40-х годов Т-34–85 порядком устарел. Проектируемый чехословацкий средний танк по всем статьям превосходил бы советскую машину. С другой стороны, известно, что синица в руках всё же лучше, чем журавль в небе. СССР оказывал помощь в организации производства Т-34–85, который в Чехословакии и так хорошо знали.
TVP на бумаге был отличной машиной, но его разработка продолжалась бы ещё лет 5. И чем бы она закончилось – сказать трудно. Можно вспомнить, что случилось с проектами французского AMX M4/AMX 50, шведского EMIL/Krv, югославского Vozilo A, индийско-немецкого Indien Panzer. Во всех этих случаях оказалось, что закупить зарубежные танки (в большинстве случаев американского и английского производства) намного проще и дешевле.
Исходя из этого, можно утверждать, что чехословацкое руководство поступило мудро. Хоть и устаревший, но зато собственного производства, чехословацкий Т-34–85 уже с сентября 1951 года пошёл в серию. Машина оказалась востребованной не только в Чехословакии, но и за рубежом. Почти половина выпущенных в Чехословакии Т-34–85 ушла на экспорт. Небольшая восточноевропейская страна вернула себе статус одного из крупнейших экспортёров танков. А уже в 1957 году здесь началось лицензионное производство Т-54, также активно продвигавшегося на экспорт.
Проект TVP же осел в архиве VHU Prahan как памятник инженерной мысли, которому просто не повезло.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.
Источники и литература:
- VHU Prahan (Vojenský historický archív)
- Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
- Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
- http://forum.valka.cz
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.