Для большинства любителей истории бронетанковой техники развитие чехословацких танков заканчивается в годы Второй мировой войны. Отчасти это справедливо: лёгкие Škoda T-15 и Pz.Kpfw.38(t) n.A. стали последними по-настоящему оригинальными чехословацкими танками, которые были изготовлены в металле. Но в реальности проектная работа на предприятиях не останавливалась ни на минуту. При этом помогать немцам прорывными проектами ни на Škoda, ни на BMM не торопились. Тем не менее, опыт, приобретённый в годы немецкой оккупации, был учтён при разработке первых послевоенных чехословацких танков. Хотя ни один из них не был изготовлен в металле, оригинальность задумки этих боевых машин вызывает к ним большой интерес.
Немецкое наследство
К концу Второй мировой находившиеся чуть ли не в её эпицентре Чехия и Словакия подошли с минимально возможными потерями. Промышленность региона в годы войны относительно слабо пострадала от массированных бомбардировок союзной авиацией, и воссозданная в 1945 году Чехословакия оказалась в неплохих условиях. Škoda и BMM (так во время немецкой оккупации называлась ČKD) за счёт немецких заказов получили бесценный опыт. По состоянию на конец войны BMM занималась выпуском истребителей танков Jagdpanzer 38(t). Эту же машину выпускали и на заводе Škoda.
У Škoda, впрочем, уровень взаимодействия с немецкими заказчиками оказался намного выше. Помимо Jagdpanzer 38(t), под конец войны на заводе в Пльзене освоили производство корпусов для немецких тяжёлых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Помимо этого, Škoda активно участвовала в работах по сверхтяжёлому танку Pz.Kpfw.Maus: чешская фирма выпускала его ходовую часть, включая траки. Не стоит забывать и про артиллерийское производство Škoda: за годы войны здесь был разработан целый ряд орудийных систем самого разного класса. К примеру, танковую версию 149-мм орудия sIG 33, которое устанавливалась на штурмовой САУ Sturmpanzer IV, создали и выпускали именно в Чехии. Одним словом, опыт, полученный при выполнении немецких заказов, позволял чехословацким оружейникам с оптимизмом смотреть в завтрашний день.
По окончанию Второй мировой войны чехословацкая армия получила самую разную технику: советские Т-34–85 и ИС-2, английские Cromwell и Challenger, немецкие Pz.Kpfw.IV. Эти машины были неплохими, но с одной существенной оговоркой – все они были разработаны и выпущены не в Чехословакии. Учитывая богатый опыт предвоенного чехословацкого танкостроения, такое положение дел вполне справедливо считалось временным. Не стоит забывать, что до войны Чехословакия была одним из крупнейших европейских экспортёров бронетанковой техники. Чехословацкие танки поставлялись в Румынию, Швецию, Швейцарию, Эфиопию, Перу. Это были вполне современные машины, не уступавшие аналогичным иностранным разработкам тех лет. Застой, вызванный немецкой оккупацией, считался быстро преодолимым, тем более что танковые производственные мощности в годы войны, как уже говорилось выше, пострадали относительно слабо.
Танковое импортозамещение
Уже осенью 1945 года в возрождённой Чехословакии была инициирована работа по разработке нового среднего танка, которому предстояло заменить аналогичные боевые машины зарубежного производства. Зелёный свет новому танку дало совещание в Генеральном штабе, состоявшееся 17 октября 1945 года. Технические требования на новую машину утвердил начальник Генерального штаба дивизионный генерал Богумил Бочек (Bohumil Boček). Проект получил обозначение Tank všeobecného použití (TVP), то есть основной боевой танк.
Местом разработки TVP стал Военно-технический институт (Vojenský technický ústav, или VTU), находящийся в Праге. Следует сразу отметить, что VTU занимался в основном концептуальной разработкой. Задачей сотрудников института стало определение общей концепции нового танка, а дальше в дело вступали уже конструкторские бюро заводов-изготовителей.
В качестве ориентира при разработке TVP чехословацкие военные выбрали советский средний танк Т-34–85. В первые послевоенные годы эта машина была самой массовой в чехословацкой армии. Несмотря на то что в СССР этот танк считался устаревшим, детище КБ завода №183 в середине 40-х по-прежнему являлось одним из лучших средних танков мира. В нём сочетались хорошее вооружение, мощный двигатель, благодаря которому танк обладал неплохими динамическими характеристиками, и удовлетворительное бронирование, которое, впрочем, к середине 40-х было уже явно недостаточным.
То, что в качестве ориентира чешские инженеры и военные выбрали Т-34–85, не означает что его просто копировали. Единственным элементом советского танка, который изначально присутствовал в проекте TVP, являлась 85-мм пушка ЗИС-С-53. Впрочем, это орудие фигурировало лишь в самом начале проектных работ. Согласно первым требованиям, датированным 17 октября 1945 года, в качестве вооружения предлагалось использовать пушки калибра 85 или 100 мм (второй была также советская 100-мм пушка Д-10Т). С пушкой предполагалось спарить пулемёт ZB vz.37. Боекомплект предполагался в 80 снарядов и 3600 патронов.
Об ориентации на Т-34–85 говорит и требование чехословацких военных установить листы корпуса под наклоном, причём советский танк прямо указывается как ориентир. Правда, уже на этом этапе бронирование отличается: толщина лобового листа предполагалась в 60 мм, а борта в 40 мм. При массе от 30 до 33 тонн максимальная скорость TVP оценивалась в 50 км/ч. Какой именно двигатель должен был использоваться, не указывалось, но подчёркивалось, что он должен быть дизельным, а удельная мощность танка должна составлять 20 л.с. на тонну.
Проект TVP VTU
Советские пушки продержались в проекте TVP очень недолго – богатое немецкое наследство давало о себе знать. В итоге эскизный проект, представленный 2 марта 1946 года, радикально отличался от Т-34–85. О советском танке напоминали лишь бронелисты под рациональными углами наклона, дизельный двигатель и размещение трансмиссии в кормовой части. На получившийся эскиз стоит смотреть с изрядной долей скептицизма, поскольку ходовая часть, например, показана крайне схематично. Особенно это касается ведущего колеса и ленивца. Тем не менее, хорошо видно, что Военно-технический институт разработал оригинальную машину, в которой узлов и технических решений немецкого происхождения оказалось явно больше, чем советских.
Никаких данных о силовой установке, боевой массе и скоростных характеристиках TVP к эскизу представлено не было. Вероятнее всего, инженеры VTU постарались вписаться в заданные Генеральным штабом тактико-технические требования. В боевую массу 33 тонны проект вписаться вполне мог. Несмотря на то, что по длине корпуса TVP превышал Т-34–85 на полметра, толщина брони получилась примерно та же. Толщина брони башни, достигавшая 65 мм в лобовой части и 40 мм по бортам, оказалась меньше, чем у Т-34–85. При этом и её размеры оказались меньшими, чем у советского танка.
Корпус TVP, а также его ходовая часть оказались сплавом чешских, немецких и советских решений. С одной стороны, требования Генштаба явно ориентировали конструкторов на использование идей Т-34–85. С другой стороны, форма лобовой части оказалась не похожей ни на что. Верх лобового листа сделали ступенчатым, что было продиктовано соображениями удобства установки смотрового прибора механика-водителя и комплекса курсового вооружения. Именно комплекса – вместе с пулемётом ZB vz.37 был спарен огнемёт конструкции VTU. Для питания огнемёта в лобовой части корпуса предполагалось разместить бак ёмкостью 100 литров.
Для выхода и входа в отделение управления предполагалось использовать двустворчатые люки. Для питания двигателя имелся топливный бак ёмкостью 1500 литров, размещавшийся в кормовой части корпуса. Это делало более безопасным размещение экипажа в боевом отделении. Впрочем, не будем забывать о баке для огнемёта, находящемся в обитаемом отделении управления.
Весьма оригинально выглядела ходовая часть проектируемого танка. Как уже говорилось выше, конструкция ленивца и ведущего колеса показаны весьма условно. Зато в подвеске явно прослеживается чешское происхождение. Предлагавшаяся VTU конструкция являлась развитием идеи инженера Алексея Сурина, применявшейся на боевых машинах фирмы ČKD. Разница была в том, что опорные катки не блокировались в тележки, а находились на независимых балансирах. Что же касается гусеничных лент, то в них однозначно угадывается немецкая школа. Ширина трака, судя по эскизу, составляла чуть менее 800 мм – это ненамного меньше, чем ширина трака Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. К слову, траки для тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E выпускались на заводе Škoda.
Если в конструкции корпуса и ходовой части немецкое влияние выражено не очень сильно, то происхождение башни и особенно орудия сомнений не вызывают. Пушка так и называется – 88 mm N. Vz.36, где «N» означает «немецкая». Фактически это немецкая 8.8. cm KwK 36 L/56, которая стояла на тяжёлом танке Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. Башня имеет оригинальную форму, но сильно напоминает башню Pz.Kpfw. Panther. Её лобовой лист сделан гнутым. Решение довольно спорное, поскольку от нижней его части могли случаться рикошеты в крышу корпуса. Орудийная маска, в отличие от созданной «по мотивам» башни, явно совсем немецкая: очень похожую конструкцию имела маска проектной установки 8.8. cm KwK 43 L/71 в «узкую» башню Pz.Kpfw.Panther.
В представленном на эскизе виде TVP разработки VTU просуществовал считанные недели. Ещё 21 декабря 1945 года в адрес VTU пришло письмо, согласно которому чехословацкие военные пожелали иметь в перспективном танке пушку, способную пробивать броню толщиной 100 мм на дистанции 3000 метров. Ни ЗИС-С-53, ни Д-10Т, ни 8.8 cm KwK 36 L/56 на такое не были способны. Зато на это была способна 88-мм зенитная пушка Flak 41, танковая версия которой известна как 8.8 cm KwK 43 L/71. Именно эта зенитная пушка, проходящая в чехословацких документах как 8.8 cm kan.pr.let. vz.41 (88-мм зенитная пушка обр.1941 года), стала считаться подходящей для нового танка. Ещё одной пушкой, которую рассматривали в качестве вооружения для TVP, была немецкая же 105-мм зенитная пушка Flak 39 L/63. На обе этим пушки конструкторы обратили внимание 13 февраля 1946 года, всего за две недели до рассмотрения проекта.
За дело берётся Škoda
Эскизные работы по TVP передали из VHU на заводы ČKD и Škoda. Реакция ČKD неизвестна, никаких документов о дальнейшем развитии TVP по этой линии неизвестно. А вот Škoda проектом заинтересовалась, и в первых числах декабря 1946 года заводское КБ представило своё видение основного боевого танка. Машина, получившая индекс Škoda T-40, внешне напоминала разработку VTU, но была куда лучше проработана.
Трезво оценив задание, инженеры предприятия из Пльзени сделали неутешительный вывод: в заданную тактико-техническими требованиями массу в 30–33 тонны уложиться не удастся. Реально танк должен будет весить порядка 40 тонн. Ещё ряд предложений VTU также оказался либо нереальными, либо сомнительными.
Конфигурация корпуса, по сравнению с TVP, осталась в основном той же. От идеи разместить спаренную установку пулемёта с огнемётом благоразумно отказались, убрав курсовой пулемёт вообще. В запасе остался лёгкий пулемёт, который, в случае необходимости, использовался и как курсовой.
Отказались инженеры Škoda и от рессорной подвески, разумно посчитав, что торсионная подвеска лучше. Конструкция поддерживающих катков сильно напоминала аналогичные катки со средних танков Škoda предвоенного периода. Ширину траков снизили до 700 мм, что высвободило в корпусе место, которое явно не было лишним. В отличие от TVP, для танка Т-40 у инженеров Škoda нашлась силовая установка в виде X-образного дизеля воздушного охлаждения Škoda 16ADH140 мощностью 700 л.с. при 2000 об/мин. Хотя до планировавшейся удельной мощности в 20 л.с. на тонну дотянуть не удалось, Škoda T-40 имел бы более высокую удельную мощность, чем Т-34–85 и Pz.Kpfw.Panther. Его максимальная скорость оценивалась в 50 км/ч, что и требовалось по заданию.
Более ответственно подошли в КБ Škoda и к вопросу проектирования башни. В ней также угадывались немецкие корни, но к вопросу размещения экипажа подход конструкторов оказался более серьёзным. Башня Т-40 получилась больше, чем у TVP, так что вопросов с размещением в ней как штатного, так и перспективного вооружения не возникло.
Впрочем, других вариантов вооружения, кроме пушки 88 mm N. Vz.37, для этого танка не рассматривалось. С пушкой должен был быть спарен пулемёт ZB vz.37. Кроме того, в крыше башни был предусмотрен дымовой гранатомёт, аналогичный немецкому. Форма орудийной маски практически полностью повторяла маску башни Schmalturm разработки Krupp.
Трезво оценивая разработку Škoda, можно говорить о том, что в Пльзени создали вполне современный танк. Существенным недостатком Škoda T-40 было явно недостаточное бронирование и неудачная конструкция лобового листа корпуса. С другой стороны, вооружение чехословацкого танка делало недостаточным бронирование практически всех тогдашних средних танков. Лишь Т-54 в лобовой проекции оказался бы не по зубам для Pak 43.
Танк Škoda T-40 вполне мог бы иметь экспортный потенциал. Но вторая половина 40-х годов стала временем стремительного роста аппетитов военных во многих странах. Не стала исключением и Чехословакия. Уже в 1947 году танк Škoda T-40 перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к современному танку. Машина так и осталась на страницах заводской документации.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.
Источники:
- NARA (National Archives and Records Administration)
- BAMA (Bundesarchiv)
- VHU Prahan (Vojenský historický archív)
- Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
- Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
- http://forum.valka.cz
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.