Противостояние сверхдержав — США и СССР — после 1945 г. происходило не только на силовом поле. Государства соревновались не только в количестве кораблей, атомных бомб или баллистических ракет, но также стремились нанести удар и завоевать сердца и умы граждан враждебной страны. Восточный и западный блоки направили гигантские суммы на содержание аппарата пропаганды, стремясь с помощью специально созданной печатной продукции, радио- и телепередач, а также кинофильмов расколоть общественное мнение в стане врага, подтолкнуть колеблющихся и поддержать протестующих. Так, в 1950–1960-е в США была развернута кампания по сбору средств и созданию огромной пропагандистской армии, способной преодолеть «железный занавес» и начать «крестовый поход за свободу».
«Свободная Европа» и начало «Крестового похода за свободу»
После начала Холодной войны никого из руководства США и СССР не надо было убеждать, что пропаганда является очень эффективным способом воздействия на массы. Два мировых конфликта и межвоенный период давали массу примеров невероятно мощной индоктринации масс посредством плакатов, печатных СМИ, радио и фильмов. Оказалось также, что пропаганда работает не только для консолидации общества внутри одной страны, но может быть очень действенной в деле морального разложения вооруженных сил противника, развала его тылов, снижения патриотического энтузиазма масс. Потому и западный, и восточный военные блоки, под предводительством США и СССР соответственно, решились на беспрецедентные меры по пропагандистской обработке противника.
Поскольку установление «железного занавеса» мешало проникновению в Восточную Европу печатной пропаганды, руководство США обратило внимание на радио. Усилий одного «Голоса Америки», государственной радиостанции, вещавшей с 1942 г., явно было недостаточно. Кроме того, «Голос Америки» как государственный орган был ограничен в своих возможностях, он не мог говорить так, как это могла бы говорить частная радиостанция, заявления и программы которой нельзя было бы напрямую отождествить с Государственным департаментом или ЦРУ.
И хотя после принятия т.н. закона Смита-Мундта в 1948 г., существенно расширившего и усилившего американскую пропаганду (замаскированную под термином «публичная дипломатия») на страны Восточной Европы (да и вообще страны враждебного США лагеря), «Голос Америки» получил гораздо больше денег, но его уже было недостаточно. Ряд военных чинов (например, генерал Люсиус Клей, бывший глава американской зоны оккупации в Германии и один из создателей впечатляющего с точки зрения пропаганды «воздушного моста» во время блокады Западного Берлина) и политиков (небезызвестный Аллен Даллес, с 1953 г. глава ЦРУ) образовали совместный комитет с главами рекламных агентств и СМИ, чтобы начать кампанию «Крестовый поход за свободу».
Слово «Crusade», использованное в этом случае, очень символично. Практически потеряв свое религиозное значение, оно стало использоваться для обозначения движений во имя какой-то цели (например, в начале ХХ в. его использовали суффражистки во время демонстраций). В данном случае, оно еще и возвращало себе религиозный смысл, поскольку образ СССР как безбожного государства был весьма расхожим в антисоветской пропаганде.
Редакторы журналов и руководителе рекламных агентств не были новичками в «психологической войне» и пропаганде. Так, тесно сотрудничавший с Люсиусом Клеем редактор журнал «Fortune» Ч.Д. Джексон, во время Второй мировой войны был главой «Подразделения психологической войны» при Главном командовании союзных сил, а в 1950-х гг. сделал впечатляющую карьеру, занимая ведущие посты в новообразованных учреждениях и комиссиях по пропаганде во время президентских сроков Трумэна и Эйзенхауэра. Подготовленный многочисленной группой политиков, военных и бизнесменов план «Крестового похода за свободу» стартовал в сентябре 1950 г.
Кампания в США и создание радиоузлов в Европе
С точки зрения внешнего наблюдателя госорганы США не были причастны к этому. Формально «Поход» начала группа частных лиц (т.н. «Национальный комитет за Свободную Европу»), решившая создать альтернативу государственному «Голосу Америки», потому что комитету вроде бы казалась недостаточной проводившаяся «Голосом» атака на коммунизм с помощью радио и печати.
Суть предложенной Комитетом кампании состояла в поддержке госпропаганады США со стороны частных издателей и рекламщиков, а также в сборе финансовой помощи от рядовых американцев. Потому предполагалось развернуть, по сути, две пропагандистские кампании. Одну внутри США, направленную на сбор средств, и другую уже непосредственно в Европе. В США к широким массам обращались через популярные массовые журналы и газеты, а воздействие на народы Восточной Европы должно было идти через радио и переправляемые через границу листовки и брошюры.
Официально разведка и иные госорганы США не вмешивались в кампанию, но учрежденное Комитетом радио «Свободная Европа» (штаб-квартира с 1952 г. располагалась в Мюнхене) начало свое вещание уже в июле 1950 г. при помощи передатчиков, которые получило именно от ЦРУ. Историки подчеркивают, что официальной миссией «Крестового похода за свободу» стала «борьба против Большой Лжи коммунизма с помощью Правды». Вообще слова «правда» (truth) и «свобода» (freedom), их сочетания и производные стали главными и многократно обыгрывались в рекламных материалах на протяжении почти 20 лет (видимо, не обошлось и без религиозных коннотаций, ведь согласно Евангелию от Иоанна свободными делает как раз истина).
Помимо обычного радиовещания (чрезвычайно разнообразного по форме, от новостей и передач об искусстве до «мыльных опер» на нескольких восточноевропейских языках) корпункты «Свободной Европы» занимались сбором разведывательной информации, прежде всего касающейся проблем доступности западной пропаганды для слушателей по ту стороны «железного занавеса». Так, специальные отделы «Свободной Европы» пытались определить, сколько радиоприемников в интересующих их странах, перехватывали восточноевропейские радио- и телепередачи, собирали информацию о доступности западных фильмов для восточноевропейской аудитории, опрашивали приезжих из восточного блока во время спортивных или научных мероприятий, а также разговаривали с туристами.
На все это требовались деньги, которые поступали скрытно из бюджета разведки, но также активно собирались у частных спонсоров, а также во время массовых рекламных кампаний. Из радио- и телеприемников американцев доносился голос Рональда Рейгана:
«Меня зовут Рональд Рейган. В прошлом году участие 16 миллионов американцев в «Крестовом походе за свободу» позволило создать «Колокол мировой свободы», символ надежды и свободы для народов Восточной Европы, где доминируют коммунисты, и построить мощный радиопередатчик «Свободная Европа» мощностью 135000 Вт в Западной Германии. Эта станция ежедневно пронзает правдой «железный занавес», отвечая на ложь Кремля и принося надежду миллионам людей, попавшим в ловушку. Не взирая на секретную полицию, до нас тайно доходят благодарные письма от слушателей, выражающих признательность Радио «Свободная Европа» за обнародование имен коммунистических предателей (quislings) и информаторов. Генерал Люсиус Д. Клей теперь просит всех американцев присоединиться к нему во втором великом крестовом походе за свободу, чтобы построить две более мощные «станции свободы», которые через «железный занавес» будут передавать больше сообщений об истине и надежде, и создать Радио «Свободная Азия», чтобы остановить распространение коммунизма на Дальнем Востоке. «Крестовый поход за свободу» — ваш и мой шанс бороться с коммунизмом».
С 1951 г. к «Свободной Европе» добавилась радиостанция «Радио Свобода», которое вещало для СССР. Это радио было официально открыто как подразделение Американского комитета за освобождение народов России, президентом которого стал бывший редактор журнала «Ридерз Дайджест». Вещание «Радио Свобода» началось с 1953 г. на языках всех республик, входивших в СССР.
Воздушные шары, «Колокол свободы» и другие
«Крестовый поход за свободу» не ограничивался только радиовещанием. Как уже говорилось, одной из целей этой кампании была консолидация американского общества в борьбе с «красной угрозой», но методами более тонкими, в отличие от яростной кампании сенатора Джозеф Маккарти по обличению скрытых коммунистов во власти, медиа и образовании.
Рекламщики, курировавшие «Крестовый поход», апеллировали к традиционным американским политическим ценностям, отраженным в Декларации независимости и Конституции. Жертвуя деньги и заказывая постеры, рекламные коврики, наклейки на машины, американцы отдавали деньги на благое дело освобождения Восточной Европы от лжи коммунизма, которым противостояли истинно американские «правда» и «свобода». Американцы подписывали «свиток свободы», торжественно клянясь в своей верности идеалам истины и свободы, носителями и защитниками которых были безусловно США.
Во время пропагандистской поездки по штатам со специально отлитым «Колоколом свободы» («Freedom Bell», это название перекликалось с названием священной реликвии Войны за независимость «Liberty Bell», колоколом из Филадельфии) прошли встречи лидеров «похода» с политиками регионального уровня и представителями бизнеса. Одновременно был дан старт кампании по продвижению идей «Крестового похода» среди многочисленных мужских и женских ассоциаций и клубов, популярных среди среднего класса Америки (например, «Дочерей Американской революции»). Сам «Колокол свободы» отправился в Западный Берлин, где и был торжественно водружен в октябре 1950 г. на башне Шёнебергской ратуши, где заседал законодательный совет.
Также лидеры «похода» стремились донести и печатную пропаганду до жителей Восточной Европы, что можно было сделать, например, с помощью воздушных шаров в рамках деятельности специальной службы — «Free Europe Press». С августа 1951 г. (операция «Ветры свободы») по ноябрь 1956 г. из Западной Германии было запущено 590 415 шаров, к которым были привязаны 301 636 883 листовки, брошюры, книги, плаката и других печатных материалов на польском, венгерском, чешском и других языках. Некоторые из листовок, подготовленных, например, в рамках специальной операции по пропаганде на территориях Чехословакии, были оформлены в виде денежных купюр (чтобы их точно подняли с земли) с текстами антисоветского содержания, были изготовлены и запущены шары с фальшивыми монетами, на которых был изображен «Колокол свободы» и сделана надпись «Все чехи и словаки за свободу. Весь свободный мир за чехов и словаков».
Кампания «Крестовый поход за свободу» продолжалась в течение 1950-х и 1960-х гг. с переменным успехом, собирая миллионы долларов частных пожертвований и пользуясь поддержкой со стороны государственных органов США. К сожалению, сложно проверить, насколько эффективной была радиопропаганда в Восточной Европе, но, несомненно, пропаганда внутри Америки сыграла огромную роль в деле сплочения нации и поддержки всех антисоветских инициатив, проводимых правительством США. Интересно, что все радиостанции, созданные в 1950-е гг., счастливо пережили все изменения геополитической обстановки и продолжают свое вещание.
Литература:
- Spring D. Advertising in the Age of Persuasion. New York: Palgrave Macmillan US, 2011
- Cummings R.H. Radio Free Europe’s “Crusade for freedom”: rallying Americans behind Cold War broadcasting, 1950-1960. Jefferson, N.C.: McFarland & Co., 2010.
- Free Europe Press Cold War Leaflets (http://www.psywarrior.com)
Комментарии к данной статье отключены.