Вторая половина 40-х годов стала чёрной полосой для целого ряда танкостроительных держав. Проекты многих перспективных танков либо затормозились, либо вообще свернулись. Не была исключением и Франция. Единственным французским танком, который без относительных проблем оказался в серии, стал лёгкий AMX 13. Со средним танком ARL 44 всё вышло гораздо сложнее и драматичнее. Попав в серию, эта машина оказалась настолько очевидной неудачей французского танкопрома, что вскоре после принятия на вооружение была с него снята. Ещё более печальная судьба постигла преемника ARL 44 — средний танк AMX M4. Безудержный поиск идеала привёл к тому, что этот танк, о начале работ по созданию которого рассказывала статья «Наработки Третьего рейха для Четвёртой республики», стал самым затянувшимся долгостроем французской танковой промышленности.
Длиннее, тоньше, тяжелее
1946 год прошёл для проекта AMX M4 почти без движения. Это напрямую связано с тем, что в марте на испытания наконец вышел опытный образец среднего танка ARL 44. Послевоенный первенец французского танкостроения запоздал почти на год, да и испытания показали, что машина требует определённых переделок. Не могли не повлиять эти испытания и на новую машину. К сожалению, подробности результатов испытаний неизвестны, но, судя по дальнейшим метаморфозам, возникли определённые вопросы к продольной устойчивости.
Работы по перспективному среднему танку активизировались к концу 1946 года. Первые результаты были продемонстрированы инженерами AMX в начале 1947 года. В целом, концепция танка боевой массой около 50 тонн не изменилась. Осталось на месте и вооружение в виде 90-мм пушки большой мощности, а также башня, в которой её устанавливали.
Главным изменением стало шасси танка. Корпус машины удлинили с 6705 до 7413 мм за счёт увеличения объёма отделения управления. Благодаря этому механик-водитель и стрелок-радист получили полноценные люки в крыше корпуса. Удлинение корпуса повлекло за собой и рост длины ходовой части на один опорный каток. Помимо этого, верхний лобовой лист получил развитые боковые скосы, повышающие вероятность рикошета.
Очевидно, что подобное решение было вызвано отнюдь не заботой о механике-водителе и стрелке-радисте. Диаграммы однозначно свидетельствуют о том, что таким образом конструкторы AMX занимались улучшением ситуации с центром тяжести. На исходном корпусе AMX M4 башня была смещена немного вперёд, что могло негативно сказаться на нагрузке передних опорных катков.
С другой стороны, какой ценой была достигнута более оптимальная развесовка? Толщину брони снова снизили, на сей раз до 80 мм, но и в этом случае ориентировочная боевая масса всё ещё среднего танка достигала 54 тонн. Рассматривался и обратный вариант – утолщение лобовой брони корпуса до 120 мм. По расчётам, такое усиление брони поднимало боевую массу всего на 1,5 тонны. Дальше теории, правда, речь в этом случае не пошла. Уменьшение толщины лобовой брони до 80 мм утвердили окончательно.
В 1947–48 годах проект рассчитывался и перерассчитывался всевозможными способами. В итоге, к началу 1949 года конструкторы были вынуждены признать, что рост массы до 54 тонн оказался не пределом. Согласно уточнённым данным, полная масса танка стала оцениваться в 54,6 тонны, из которых 13 приходилось на башню. Получившаяся машина по размерам корпуса умудрилась догнать, а кое в чём даже перегнать немецкий Tiger II. При этом её бронирование оказалось даже несколько меньшим, чем у Pz.Kpfw. Panther. Впрочем, решение проблем с развесовкой было отнюдь не окончанием эпопеи, а лишь одним из эпизодов. Наступивший 1949 год принёс с собой очередные, на сей раз радикальные перемены.
Качели с барабаном
В ноябре 1946 года AMX представила проект авиадесантного танка 12-тонного класса. Одной из особенностей новой машины была так называемая «качающаяся» башня — вместе с орудием в вертикальной плоскости поворачивалась вся её верхняя часть. Впервые такую систему реализовали на опытном бронеавтомобиле Panhard 201, но на авиадесантном танке пошли дальше.
«Качающаяся» башня, которую разработала FAMH (Forges et Aciéries de la Marine et d'Homécourt, более известна как Saint-Chamond), понадобилась для установки полуавтоматической системы заряжания. В кормовой нише разместили две укладки револьверного типа по 6 выстрелов в каждой. Использование этой системы позволило добиться скорострельности 12 выстрелов в минуту. После серии из 12 выстрелов следовала долгая пауза, поскольку требовалось перезарядить «барабаны», но игра стоила свеч, поскольку обычно 12 выстрелов для поражения целей хватало. Авиадесантного танка в итоге не получилось. Зато получился AMX 13.
Идея с разработкой аналогичной башни для AMX M4 была вполне логичной. Первые наработки по теме качающейся башни разработки FAMH для условно среднего танка датированы мартом 1949 года. Одновременно прорабатывался и альтернативный вариант бронирования лобовой части корпуса. Угол наклона верхнего лобового листа уменьшался до 45 градусов, но при этом бронирование увеличивалось до 180 мм. Толщина нижнего лобового листа увеличивалась до 120 мм. Таким образом, корпус становился чуть короче (7237 мм), но при этом боевая масса танка возрастала до 57 800 кг. В итоге французский танк по общей длине и толщине лобового листа превосходил немецкий Tiger II.
Стоит отметить, что башня разработки FAMH оказалась компактнее, чем башня Schneider. За счёт того, что в ней не было большой кормовой ниши для укладки снарядов, общая длина значительно уменьшилось. За вращение башни отвечал отдельный мотор Maybach мощностью 55 лошадиных сил. С другой стороны, внешняя компактность совершенно не означала уменьшения массы башни. Согласно схеме, масса обеих башен оценивалась примерно одинаково – чуть менее 13 тонн. Для сравнения, башня Tiger II весила 13,5 тонн.
Параллельно с введением в проект качающейся башни в 1950 году прорабатывался вопрос об изготовлении на базе AMX M4 истребителя танков. Впрочем, название это крайне условно, поскольку как раз в это время истребителем танком стали называть ARL 44. Боевая масса такого «истребителя» должна была составить 51,2 тонны. Вместо качающейся башни FAMH предполагалось установить довольно крупную башню литой конструкции, в которую устанавливалась 100-мм пушка. Переделывался и корпус: носовая часть получала лобовой лист «шевронного» типа, который здорово напоминал «щучий нос» ИС-3. Так же, как и в советском тяжёлом танке, в корпусе AMX M4 оставался только механик-водитель. Хотя визуально башня кажется немного смещённой, на самом деле это не так.
О том, что название «истребитель танков» применительно к данному проекту носит крайне условный характер, говорит то, что существовало несколько вариантов проекта. Финальному варианту с массой в 51,2 тонны и толщиной лобовой брони в 45 мм предшествовали гораздо более тяжёлые машины — при этом предшественники, датированные весной 1950 года, однозначно характеризовались как «танки». Хотя внешне они сильно напоминали более лёгкую машину, их масса за счёт увеличения брони возрастала до 70 тонн. Дальше бумаги все эти наработки не пошли, но в дальнейшем отдельные элементы, в особенности лобовая часть корпуса «шевронного» типа, оказались востребованы и реализованы в металле.
Окончательно с AMX M4 определились в 1949 году. Взвесив все «за» и «против», корпус танка оставили в конфигурации 1947 года, сохранив толщину брони лобовой части 80 мм. Одновременно из верхнего лобового листа был убран курсовой пулемёт вместе с его установкой. Хотя формально помощник механика-водителя остался, теперь он ездил в качестве балласта. Уже тогда возникли сомнения в необходимости пятого члена экипажа. Толщина башенной брони составляла 120 мм в лобовой части и 60 мм по бортам. Для удобства демонтажа орудия бронировку передней части башни сделали съёмной.
В конце 1949 года танк, наконец, был построен. Боевая масса машины составила порядка 52 тонн. Конечно, по сравнению с исходным проектом масса немного выросла, однако благодаря 1000-сильному двигателю Maybach 295 динамические характеристики совпали с расчётными. На испытаниях, начавшихся в 1950 году, машина разогналась до 51 км/ч на шоссе, а по проселку ездила со скоростью до 35 км/ч. Получился вполне достойный танк, который вполне годился в качестве потенциальной замены для ARL 44. С последним, к слову, дела оказались совсем плохи, поскольку серийное производство затянулось, а отзывы из войск шли совсем не лестные.
Всё бы было ничего, но к моменту постройки прототипа AMX M4 военных он уже не устраивал. На сей раз причиной стало вооружение.
Новая пушка
С весны 1950 года шли работы над сильно переделанным AMX M4, оснащённым 100-мм пушкой. Его проекты ушли в архив. Но не пушка. Орудие с начальной скоростью снаряда 1060 м/с очень приглянулось французским военным, поскольку обладало более высокой пробиваемостью, чем 90-мм пушка. С таким орудием AMX M4 мог бороться практически с любым танком того периода. Неудивительно, что пушку захотели установить не только в истребители танков, но и в танк.
К 6 июня 1950 года был подготовлен эскизный проект Char M4, оснащённый 100-мм пушкой. Согласно расчётам, боекомплект танка должен был составлять 60 выстрелов, из них 14 (9 в «барабане», ещё 5 в кормовой нише) находилось внутри башни. За счёт установки нового орудия масса башни выросла до 15 тонн, а общая масса танка – до 53,7 тонн. Военных это нисколько не смутило, так что уже к концу 1950 года прототип AMX M4 перевооружили 100-мм пушкой. При перевооружении от съёмной бронировки отказались, выполнив носовую часть башни единой деталью. Испытания показали, что идея с перевооружением оказалась успешной. Тогда же изменился и индекс танка. Индекс «M4» исчез из его названия, машину стали именовать «Char Moyen de 50 tonnes AMX». Позже это обозначение трансформировалось в «AMX 50». Часто этот танк называют AMX 50–100, но в реальности такой индекс не использовался.
По итогам испытаний было принято решение о постройке двух прототипов улучшенной версии AMX 50. Несколько изменилась конструкция башни, а также форма лобового листа. Боевая масса машины после всех переделок достигла 55 тонн. Уже в апреле 1951 года первый из построенных AMX 50 показали в ходе демонстрации новых образцов вооружения и военной техники, проходившей на территории 32-го артиллерийского полка, дислоцировавшегося в Бад-Лобенштайне (Германия).
14 июля 1951 года оба танка торжественно прошли в парадном строю по улицам Парижа. Этот парад запомнился тем, что в нём приняли участие целый ряд боевых машин, так и оставшихся впоследствии в виде опытных экземпляров. Тем не менее, прошедшие танки и САУ вызывали настоящий фурор. Стоит отметить, что прототипы AMX 50 немного отличались друг от друга. Первый прототип по конструкции башни ничем не отличался от переработанного AMX M4. Вторая машина получила несколько изменённую башню. Кроме того, ширина её корпуса выросла до 3400 мм за счёт расширения надгусеничных полок.
Больше всего новыми французскими танками 50-тонного класса заинтересовались в Швеции, где как раз в это время шли работы по среднему танку EMIL. Ещё в январе 1951 года шведы посетили Францию, где ознакомились с перевооружённым на 100-мм пушку AMX M4. Между Швецией и Францией шёл довольно активный обмен информацией — можно однозначно сказать, что французский танк прямым образом повлиял на шведский проект Krv. Правда, шведский танк с самого начала имел иной механизм заряжания.
Ещё одной страной, которая сильно заинтересовалась новыми французскими танками, стали США. Американцев настолько расположил AMX 50, что они договорились о предоставлении первого прототипа для полномасштабных испытаний. В конце декабря 1951 года танк погрузил на корабль и отправили в США. Уже 10 января 1952 года испытания начались. Их первый этап закончился в марте 1952 года, а полностью тесты завершились через год – 13 марта 1953 года.
Интерес американцев, как и в случае со шведами, имел под собой вполне веские основания. С января 1951 года в США шла разработка среднего танка T69, который по конструкции башни здорово напоминал французскую машину. Конструкция механизма заряжания в американском танке отличалась от использованной во французской машине, хотя принцип револьверной укладки сохранялся и в нём.
Отчёт американских специалистов признавал конструкцию башни AMX 50 интересной, но при этом указывал на массу проблем с уязвимостью. Заклинить такую башню вражеским снарядом могло гораздо проще, чем башню традиционной конструкции. Кроме того, снаряд 90-мм американской пушки относительно легко пробивал такую башню даже в лоб. Относительно лобовой брони корпуса было высказано предложение увеличить её толщину до 90 мм — теперь 90-мм снаряд пробивал её не с 2414 метров, а лишь с 1775.
Впрочем, к тому моменту, когда французская машина накатывала первые километры по американскому полигону, её будущее было уже определено. Растущие аппетиты французских военных ещё в 1951 году поставили крест на шансах AMX 50 пойти в серию. В их головах обретала контуры уже другая машина, вооружённая гораздо более мощным орудием…
Продолжение следует
Источники и литература:
- Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- http://www.chars-francais.net/
Комментарии к данной статье отключены.