Существует распространённое заблуждение, что французы во время оккупации 1940–44 годов сидели ровно и работали исключительно на новых хозяев. Действительно, после стремительного захвата Франции в мае-июне 1940 года подавляющее большинство производств, занятых разработкой и созданием бронетанковой техники, оказалось в немецкой зоне оккупации. И некоторые заводы занимались выпуском техники для новых хозяев. Тем не менее, то самое Сопротивление, о котором так много говорят, действовало, и даже на оккупированных территориях потихоньку шли проектные работы. Именно они стали фундаментом для возрождения французского танкостроения, начавшегося сразу же после освобождения страны от оккупантов.
Результаты тихих наработок
Так сложилось, что главными «теневыми центрами» разработки французской бронетехники оказались предприятия, задействованные в производстве лучшего французского танка военного периода – Char B. Вне зоны немецкой оккупации оказалось предприятие Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM), располагавшееся в пригороде Тулона. Непосредственно в зоне оккупации находилось Ateliers de construction de Rueil (ARL) из Рюэй-Мальмезон, что к западу от Парижа. До 1936 года это предприятие являлось танковым подразделением французского оружейного гиганта APX.
Помимо программы Char B, оба предприятия с 1937 года занимались модернизацией французского танка прорыва. Здесь были разработаны и выпущены прототипы B1 ter, начались работы по более совершенному танку B40. Кроме того, обе фирмы конкурировали в программе разработки сверхтяжёлого танка, предназначенного для усиления Линии Мажино. Дело дошло до заказа прототипов и изготовления полноразмерных макетов.
В годы оккупации активность FCM и ARL затихла, но не прекратилась. Вне зоны оккупации шли работы по модернизации кавалерийского танка Somua S-35. Инженерами FCM были разработаны проекты двух- и трёхместных башен, оснащённых более мощной 47-мм пушкой. Что же касается ARL, то там пошли ещё дальше. В 1942 году конструкторское бюро разработало проект глубокой модернизации Somua S-35, получившей обозначение SARL 42 (Somua-ARL 42).
Конструкцию корпуса для новой машины изменили: носовая часть получила более рациональные углы наклона, место радиста упразднили, сам корпус стал более простым по формам. Ещё одним существенным изменением стал совершенно новый подбашенный погон: в свету его диаметр составлял чуть более 1500 мм, посадочный – 1580 мм. С нуля была спроектирована трёхместная башня, которая должна была получить 75-мм пушку с длиной ствола 53,3 калибра. Разработку разделили: непосредственно в Рюэй-Мальмезон разрабатывали корпус SARL 42, руководил работами главный конструктор ARL Морис Лавиротт (Maurice Lavirotte). Башню спроектировала группа инженера Девенна (Devenne), работавшая в Коссаде, который находился вне зоны немецкой оккупации. Там же, в Коссаде, проектная группа под руководством инженера Лафарга (Lafargue) разработала и пушку. В качестве базы для орудия использовалось 75-мм зенитное орудие Schneider.
После того, как осенью 1942 года немцы оккупировали остальную территорию Франции, работа по SARL 42 затихла. Группа инженеров ARL работала и над 30-тонным танком, представлявшим собой развитие Char B, но и эти работы пришлось прекратить в ноябре 1942 года. Впрочем, они не были напрасными: инженеры получили бесценный опыт разработки, который пригодился спустя 2 года.
В августе 1944 года был освобождён Париж, а уже к осени значительная часть Франции оказалась очищенной от оккупантов. Практически сразу же освобождённые предприятия принялись за разработку новых образцов бронетанковой техники. К их собственному опыту добавились и богатые трофеи, находившиеся то тут, то там на территории страны. Хотя значительная часть немецкой техники, находившейся во Франции, была морально устаревшей, союзникам пришлось столкнуться и с несколькими сотнями «Пантер». Также здесь им противостояли несколько тяжёлых танковых батальонов, вооружённых танками Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. Кроме того, именно во Франции состоялся дебют тяжёлых танков Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B, причём большую часть своей матчасти вооружённый ими 503-й тяжёлый танковый батальон оставил на полях Нормандии. Перечисленные образцы трофейной техники, и в особенности Tiger Ausf.B, позже сыграли важную роль в становлении послевоенной французской танковой промышленности.
Рост аппетитов
9 октября 1944 года генерал-лейтенант Лейер, начальник штаба французской армии, подписал приказ о начале работ по разработке и изготовлению новых образцов бронетанковой техники. Первым пунктом в нём значился заказ 150 бронеавтомобилей Panhard 178, вооружённых 47-мм пушками. Позже этот заказ вылился в разработку бронемашин Panhard 178B.
Для нас более интересен второй пункт приказа. В нём говорилось о танке боевой массой 35 тонн, вооружённом 75-мм пушкой, оснащённом 500-сильным мотором производства фирмы Talbot и имеющем бронирование на уровне американского среднего танка M4. 29 ноября появился очередной документ. В нём начальник штаба подтверждал характеристики нового танка, а вот дальше начиналось самое интересное. Новый танк требовалось создать как можно более срочно. Прямо с чертёжной доски танк должен был отправиться в серию – постройка прототипа даже не предполагалась! Объёмы планировавшегося производства выглядели крайне смело для промышленности страны, только что освобождённой от оккупации. Всего генерал-лейтенант Лейер заказал, ни много ни мало, 500 танков. Первые серийные образцы ожидались уже в мае 1945 года, а объём ежемесячного выпуска оценивался в 50–70 машин.
Такие быстрые сроки запуска в серию появились неспроста. Дело в том, что новая машина представляла собой не что иное, как дальнейшее развитие концепции Char B. Количество пушек в танке сократили до одной, а лобовой лист корпуса получил больший угол наклона. Ходовая часть в целом осталась похожей на ходовую часть Char B. В качестве вооружения предполагалось использовать пушку, получившую индекс 75 mm SA Mle.1944. Фактически, это была та самая пушка, которую в 1942 году спроектировала в Коссаде группа инженеров под руководством Лафарга. Зенитное орудие, баллистику которого унаследовала 75 mm SA 44, на дистанции в километр пробивало броню толщиной 80 мм. Хотя этого было достаточно, чтобы бороться с немецкими средними танками, но против «Пантер» и «Тигров» таких характеристик уже явно не хватало. Это прекрасно понимали и на ARL.
В декабре 1944 года появилось предложение использовать в качестве альтернативы 90-мм танковую пушку, созданную на базе зенитного орудия CA Mle 39 S. К слову, именно это орудие, пробивавшее на дистанции в километр броню толщиной 90 мм, считалось наиболее подходящим вооружением для сверхтяжёлых танков. Разработкой новой танковой пушки занялась фирма Schneider. Уже 28 декабря 1944 года 300 из 500 заказанных танков предполагалось вооружить пушкой калибра 90 мм. Одновременно отодвигались сроки запуска в серию – первые 50 танков ожидалось теперь к 23 июня 1945 года.
Впервые название нового танка упоминалось в письме, датированном 28 января 1945 года. В нём обсуждалось распределение ролей предприятий в выпуске нового танка, получившего обозначение ARL 44. Производство 35-тонной машины с максимальной толщиной брони 60 мм распределяли между двумя заводами – Renault и FAMH (Forges et Aciéries de la Marine et d'Homécourt, более известен как Saint-Chamond). К этому моменту помимо двигателей Talbot появилась альтернатива в виде моторов Panhard, которых предполагалось изготовить 150 штук.
Изготовление комплектующих для ARL 44 планировалось начать с февраля 1945 года. Что касается сборки самих танков, то она должна была начаться с сентября. 200 танков должна была выпустить Renault, 300 досталось FAMH. На сей раз темпы выпуска выглядели куда разумнее. В первый месяц, согласно плану, Renault выпускала 5 машин, в октябре – 10, в ноябре – 15, с декабря – по 20 с выходом к марту 1946 года до уровня 25 танков в месяц. FAMH в сентябре выпускала 7 ARL 44, в октябре – 15, в ноябре – 25, а с декабря – по 30 танков в месяц. Последние 8 танков этого типа предполагалось изготовить в августе 1946 года.
К тому моменту инженеры фирмы Schneider, на которую возложили разработку и изготовление орудий для нового танка, занялись разработкой более мощного орудия, чем танковая версия 90-мм зенитной пушки. Орудие, получившее позже индекс 90 mm SA Mle.1945S, или 90 mm SA 45, делалось с очевидной оглядкой на немецкую 88-мм пушку KwK 43 L/71. Длину ствола увеличили до 65 калибров, благодаря чему начальная скорость снаряда SA 45 увеличилась до 1000 м/с и резко повысилась бронепробиваемость.
С новой пушкой ARL 44 становился по-настоящему опасным противником для немецких танков. Именно её вместо танковой версии зенитного орудия CA Mle 39 S и решили ставить на перспективный танк. В то же время, версия с 75-мм пушкой SA 44 никуда не делась. Это орудие, установленное в башне ACL 1 разработки Ateliers de Chantiers de la Loire, предполагалось ставить в самые первые танки.
Из-за постоянно меняющихся требований и ряда других причин разработка ARL 44 затягивалась. Между тем, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкий маршал Кейтель подписал акт о капитуляции Германии, и война в Европе закончилась. Теперь у французской армии уже не было настолько срочной необходимости в новых танках. Одновременно с этим аппетиты французских военных снова подросли. Вполне справедливо считая, что бронирования лобовой части в 60 мм для современного танка недостаточно, ещё в феврале 1945 года они потребовали удвоить её толщину. Так 35-тонная машина резко прибавила в массе, сильно уйдя по этому показателю за 40 тонн.
Кроме того, установка 90-мм пушки SA 45 потребовала совсем другой башни, которой занялась фирма Schneider. В этом деле также пригодился опыт создания сверхтяжёлых танков. Танк предстояло снова перепроектировать, поскольку предполагавшиеся силовые установки уже не обеспечивали необходимых динамических характеристик. Разочарованные задержкой с выпуском нового танка, французские военные 23 мая 1945 года снизили общий размер заказа до 150 танков.
20 июня 1945 года Renault, наконец, продемонстрировала полноразмерный деревянный макет ARL 44. Указывалось, что толщина брони в этом варианте составит прежние 60 мм, хотя было очевидным, что в серию пойдёт машина со лбом толщиной в 120 мм. В качестве башни был изготовлен макет конструкции Schneider, оснащённый 90-мм пушкой SA 45.
Поскольку боевая масса выросла до 48 тонн, вместо французского мотора было решено поставить немецкий Maybach 230 TRM. После капитуляции Германии французам эти моторы, развивавшие 600 лошадиных сил, достались в товарном количестве. Началось плотное сотрудничество и непосредственно с Maybach. Дополнительно на танк был установлен автомобильный двигатель Simca, приводивший в движение механизм поворота башни.
К моменту, когда утвердили финальный вариант ARL 44, французские оружейные фирмы объединились в консорциум DEFA (Direction des Études et Fabrications d'Armement, позднее переформирован в GIAT, с 1989 года — Nexter). Подобное объединение позволило централизовать работы по новой машине. Впрочем, уже в августе 1945 года был объявлен конкурс на новый танк, который должен был заменить ARL 44. Особых иллюзий по этой машине французские военные не имели. В итоге, параллельно с разработкой ARL 44, начались работы по танку AMX 45, быстро превратившемуся в AMX M4.
Трудный послевоенный первенец
Первый образец ARL 44 был готов к 1 марта 1946 года. Как и предполагалось, машина получила башню ACL 1, в которую установили 75-мм пушку SA 44. Впрочем, идея выпустить серию из танков, оснащённых подобными пушками и башнями, к весне 1946 года улетучилась. Во-первых, начались работы над 75-мм орудием, базой для которого послужила немецкая 7.5 cm KwK 42 L/70. Эта пушка была значительно мощнее, чем французская разработка. Во-вторых, было очевидно, что орудие калибра 75 мм на танке таких размеров и массы смотрится несерьёзно. Акцент окончательно сместился в сторону 90-мм пушки и башни разработки Schneider.
Подготовка к серийному производству ARL 44 началась в апреле 1946 года. Как и предполагалось, производство нового танка распределили между собой Renault и FAMH. Первый серийный ARL 44 был изготовлен в июне 1947 года, спустя 2 года после изначально определённой даты выпуска. На тот момент объёмы выпуска танка ещё больше урезали: вместо 150 машин заказали 60, из них 20 выпускала Renault, а 40 FAMH. Впрочем, как следует из документов, итоговая пропорция оказалась несколько иной: Renault выпустила 24 танка, а FAMH 36.
Новая машина далась французской промышленности дорого. Танки ARL 44 попали в войска лишь спустя несколько лет после изготовления первой серийной машины. Первой частью, на вооружение которой они поступили, стал 303 танковый полк, прошедший на новых машинах 14 июля 1951 года парадным строем в Париже. К тому моменту машину успели переквалифицировать из танков в истребители танков. Эксплуатация ARL 44 сопровождалась многочисленными поломками. В конце концов, годом спустя, машины решили временно отстранить от службы.
Как оказалось, нет ничего более вечного, чем временное. Весной 1952 года началась опытная эксплуатация AMX 50, дальнейшего развития AMX M4. Казалось, что новая машина сможет заменить трудного первенца. Кроме того, как раз с 1952 года во французскую армию стали поступать американские M26 Pershing — может, и не настолько мощно вооружённые, но на порядок более надёжные. Одним словом, ARL 44 остался не у дел, даже толком не послужив в армии.
На сегодняшний момент в разной степени сохранности существуют пять танков этого типа. Первый из них находится в танковом музее города Сомюр. Ещё один танк стоит в гарнизоне Мурмелон-ле-Гранд. Одна машина, лишившаяся пушки, находится на территории гарнизона в Фонтевро. Наконец, два ARL 44, долгое время стоявшие на стрельбищах, недавно приобрёл французский коллекционер Эрик Кауффманн. Ассоциация ASPHM, которую он возглавляет, планирует отреставрировать оба танка. Задача эта будет явно не из простых.
Литература и источники:
- Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Du B 40 а l'ARL 44, Stéphane Ferrard, GBM №111, 2015
Комментарии к данной статье отключены.