Принятие на вооружение англичанами танка Cruiser Tank Mk.III в 1938 году совсем не значило, что английские военные им полностью довольны. Броня толщиной всего 14 мм делала новый танк уязвимым для огня любого оружия калибром больше винтовочного. Начавшаяся в 1936 году гражданская война в Испании, где крупнокалиберные пулемёты стали одним из главных противотанковых средств, заставила серьёзно задуматься над усилением защищённости. Радикально проблему на базе Cruiser Tank Mk.III решить было невозможно — это потребовало бы создания нового танка. Поэтому решено было пойти по пути малой модернизации. Появившаяся в итоге машина Cruiser Tank Mk.IV стала самой удачной и «долгоиграющей» среди английских танков предвоенной разработки.
Локальное усиление
Работы над модернизацией Cruiser Tank Mk.III начались в том же 1938 году, когда его приняли на вооружение. В качестве своеобразного стенда, на котором обкатывались идеи для новой машины, выступил Cruiser Tank A13E3. О каких-то серьёзных изменениях в конструкции корпуса, ходовой части или силовой установки речи не шло. Всё это вполне устраивало английских военных. Изменения свелись исключительно к усилению бронирования, причём даже не к утолщению листов, а к экранировке. Толще стал лишь люк механика-водителя, которого теперь защищало 28 мм брони.
Башню только экранировали, при этом в саму её конструкцию вносилось минимум изменений. Немного изменилась командирская башенка, которая вместо восьмигранной формы приобрела круглую (похожую на башенку Light Tank Mk.VIB). Смотровой прибор, располагавшийся слева от орудийной маски, перекочевал на экран, а лобовые экраны, состоявшие из четырёх секций, были установлены параллельно корпусу. Конфигурация бортовых экранов во многом напоминала ту, что использовалась на Cruiser Tank Mk.III*. Вместе с тем, исчезла характерная для сделанной в полевых условиях модификации щель.
Испытания экранировки, проведённые на Cruiser Tank A13E3, показали, что серьёзных изменений характеристики танка, потяжелевшего на полтонны, не претерпели. Конечно, усиление брони было лишь полумерой. Но в условиях, когда скорое начало большой войны в Европе становилось всё более очевидным, затягивание производства могло обойтись очень дорого. Уже в декабре 1938 года последовал заказ на первую партию из 65 танков, получивших индекс Cruiser Tank Mk.IV. Эти машины также обозначались как A13 Mk.II.
В связи с тем, что заказ на новый танк значительно превышал возможности компании Nuffield Mechanisations & Aero Ltd, вскоре к производству Cruiser Tank Mk.IV подключили железнодорожную компанию London Midland & Scottish Railway Company (LMS). Надо сказать, что железнодорожники сыграли очень важную роль в английском танкостроении. Например, пехотный танк Matilda собирался именно ими. Благодаря совместным усилиям Nuffield и LMS, Cruiser Tank Mk.IV стал самым массовым крейсерским танком довоенной разработки.
Объёмы выпуска Cruiser Tank Mk.IV достойны отдельного упоминания. Часто указываются цифры в 655 и 430 танков, но архивные исследования показывают, что обе эти цифры явно льстят английским танкостроителям. Регистрационные номера выдавались танкам этого типа в следующих промежутках:
- T.7030 – T.7094 (65 танков);
- T.9096 – T.9190 (95 танков);
- T.15215 – T.15294 (80 танков);
- T.18096 – T.18160 (65 танков).
Всего в указанные диапазоны регистрационных номеров входят 305 машин. Ещё более скромную цифру даёт информационная сводка, полученная советской разведкой в 1942 году. Согласно ей, всего было выпущено 630 крейсерских танков модификаций Mk.I-Mk.IV, из них 121 Mk.I, 170 Mk.II, 65 Mk.III и 270 Mk.IV. Сравнение со списком регистрационных номеров и с официальными данными по объёмам выпуска Cruiser Tank Mk.I, II и III делает эти цифры вполне похожими на правду.
Согласно этим же разведывательным сводкам, основной объём выпуска крейсерских танков ранних типов пришёлся на 1940 год (454 танка), а в 1941 году англичане собрали всего 16 Cruiser Tank Mk.IV. Это, к слову, объясняет, почему ранние типы крейсерских танков так и не получили обозначений в виде имени собственного (как, например Cruiser Tank Mk.V получил название «Covenanter»). Просто к тому моменту, когда англичане вводили новые обозначения танков, Cruiser Tank Mk.I-IV уже были сняты с производства.
Изменения в конструкцию Cruiser Tank Mk.IV были внесены уже вскоре после начала производства. Дело в том, что экранирование, как и в случае с Cruiser Tank Mk.III*, не коснулось орудийной маски, толщина которой так и осталась равной 14 мм. Проблему решили установкой дополнительного экрана, который закрывал орудийную маску. Эти машины оказались самыми массовыми среди танков, оснащавшихся пулемётами Vickers Mk.VI.
Следующее изменение оказалось связанным с пулемётом. В 1939 году на вооружение английской армии был принят танковый пулемёт BESA. Он представлял собой немного переделанный английской фирмой Birmingham Small Arms Company (BSA) чехословацкий станковый пулемёт ZB.53. Компактный и не требующий водяного охлаждения лицензионный чехословацкий пулемёт тут же «прописался» в английских танках. Не стал исключением и Cruiser Tank Mk.IV. Его модификация с изменённой маской и пулемётом BESA получила обозначение Cruiser Tank Mk.IVA. Маска и прибор наблюдения крепились к центральному экрану на лобовом листе, который теперь состоял из трёх секций вместо четырёх. Масса танка достигла 15 тонн.
Немного позже появилась вторая версия Cruiser Tank Mk.IVA. Главным изменением в ней стала новая орудийная маска литой конструкции, гораздо более технологичная, хотя и не лишённая недостатков в виде щелей, хорошо «улавливавших» вражеские пули и снаряды. Позже эта же орудийная маска перекочевала на крейсерские танки Covenanter и Crusader. Следует отметить, что вносимые в конструкцию танка изменения не приводили к смене установленной нумерации. Например, в диапазоне регистрационных номеров T.9096 – T.9190 встречались танки трёх из четырёх существовавших модификаций.
В литературе также упоминается модификация, имевшая обозначение Cruiser Tank MK.IV CS. Эта машина оснащалась 94-мм гаубицей OQF 3,7” Mk.I. Такое же орудие устанавливалось на Cruiser Tank Mk.I CS и Cruiser Tank Mk.II CS. Впрочем, насчёт её существования существуют определённые сомнения, поскольку, кроме текстовых описаний, по этой машине поддержки никакой информации нет. Кроме того, строились командирские Cruiser Tank Mk.IVA, которые внешне отличались дополнительной антенной, установленной на крыше башни в её носовой части справа.
В боях на двух континентах
По состоянию на начало мая 1940 года Cruiser Tank Mk.IV были вторыми после Light Tank Mk.VI по численности английскими танками. Они состояли на вооружении девяти танковых полков 1-й и 2-й танковых дивизий. В середине мая 1940 года, когда во Франции началось активное развёртывание Британских экспедиционных сил (BEF), туда попало в общей сложности 65 танков семейства Cruiser Tank Mk.IV. Здесь использовались эти боевые машины всех модификаций. Больше всего за Ла-Маншем оказалось Cruiser Tank Mk.IV позднего выпуска с дополнительным бронированием орудийной маски. Танки были распределены по полкам, входящим в состав 2-й и 3-й бронетанковых бригад:
- 2-я бронетанковая бригада – 2-й гвардейский драгунский полк, 9-й Её Величества королевский уланский полк и 10-й Королевский гусарский полк;
- 3-я бронетанковая бригада – 2-й, 3-й и 5-й Королевские танковые полки.
Матчасть Королевских танковых полков, входивших в состав 2-й и 3-й бронетанковых бригад, отличалась неоднородностью. Например, в 3-м Королевском танковом полку, помимо Cruiser Tank IVA, имелись Cruiser Tank Mk.III, Cruiser Tank Mk.I и Cruiser Tank Mk.I CS.
Французская кампания оказалась для Cruiser Tank Mk.IV чуть более длинной, чем для Cruiser Tank Mk.III. Помимо боёв за Абвиль и Па-де-Кале, танки этого типа приняли активное участие в обороне Дюнкерка во время эвакуации английских войск из Франции, где бригады потеряли почти всю свою матчасть. Надо сказать, что в боях за Францию Cruiser Tank Mk.IV оказался вполне равноценным противником для немецких средних танков. По бронированию они были вполне сопоставимы, поскольку и Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV обладали на тот момент бронёй, защищавшей лишь от стрелкового вооружения, крупнокалиберных пулемётов и малокалиберных автоматических пушек. Противотанковое вооружение Франции, Германии и Англии делало такую броню малоэффективной. По скоростным характеристикам немецкие и английские танки также были сопоставимы друг с другом. Однако английские крейсерские танки имели капризные двигатели, что не раз становилось причиной потерь.
В отличие от Cruiser Tank Mk.III, его младшему брату предстояло вернуться в Европу ещё раз. В марте 1941 года в Грецию из Египта была переправлена 1-я бронетанковая бригада из состава 2-й бронетанковой дивизии, прибывшей в Египет в январе 1941 года. В неё вошли два полка – 4-й Собственный Её Величества королевский гусарский и переформированный после Франции 3-й Королевский танковый. В состав 3-го Королевского танкового полка, помимо Cruiser Tank Mk.IIA и Cruiser Tank Mk.IIA CS, входили также Cruiser Tank Mk.IV, часть из которых была взята из состава 5-го Королевского танкового полка.
Судьба 1-й бронетанковой бригады оказалась ещё более печальной, чем у подразделений Британских экспедиционных сил в Европе. Попытка остановить немецкое вторжение в Грецию провалилась, а большинство танков было потеряно в результате механических повреждений. После разгрома бригады на Балканах 3-й Королевский танковый полк снова сформировали в июле 1942 года на базе 5-го, и он был вооружён уже другими танками.
В отличие от европейского театра боевых действий, в Африке карьера Cruiser Tank Mk.IV оказалась долгой. Впервые танки данного типа попали туда ещё в начале 1940 года, когда Мобильная дивизия под командованием генерал-майора Перси Хобарта (одного из авторов доктрины, предусматривавшей создание и использование крейсерских танков) была переформирована в 7-ю бронетанковую дивизию, известную как «Пустынные крысы». К июню 1940 года в составе дивизии имелось две бронетанковых бригады, на вооружении которых находились лёгкие танки Light Tank Mk.VIB, а также крейсерские танки, подавляющее число которых составляли Cruiser Tank Mk.IVA.
Воевавшие в Африке танки имели тропическую комплектацию. На некоторых машинах слева на башне были закреплены длинные ящики, а в корме корпуса появились крепления для 2-галонных канистр. Также на танках появились бортовые экраны.
Несмотря на то, что официально Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, активные боевые действия в Северной Африке начались только в сентябре. Месяц спустя из Англии в Египет пришло подкрепление – 2-й Королевский танковый полк из состава 1-й бронетанковой дивизии и 3-й Собственный Его Величества королевский гусарский полк из состава 2-й бронетанковой дивизии. Ещё две бригады 2-й бронетанковой дивизии прибыли в январе 1941 года. Вся слава в боях с итальянцами, впрочем, досталась совсем другой части, прибывшей на подмогу в октябре 1940 года – 7-му Королевскому танковому полку, в составе которого находились пехотные танки Matilda IIA и Matilda III. С английскими крейсерскими танками итальянские танки и артиллерия могли успешно бороться, а вот против «Матильд» они оказались практически бессильными.
В ходе операции Compass важную роль также сыграли пехотные танки 7-го танкового полка. Тем не менее, Cruiser Tank Mk.IVA по-прежнему составляли основу английских танковых подразделений. Такое положение сохранилось и к моменту высадки в Ливии немецкого Африканского Корпуса в феврале 1941 года. Первой жертвой немцев стала 2-я бронетанковая дивизия, часть которой в марте 1941 года была отправлена в Грецию. На начало апреля 1941 года дивизия включала 3-ю бронетанковую бригаду, состоявшую из 3-го Собственного Его Величества королевского гусарского полка, а также 5-го и 6-го Королевских танковых полков. Cruiser Tank Mk.IVA составляли большинство в этих частях, причём были здесь танки как ранней, так и поздней версии. В боях против немецкого 5-го танкового полка, который поддерживала итальянская 132-я танковая дивизия Ariete, 2-я бронетанковая дивизия к 8 апреля 1941 года оказалась разгромлена, после чего её расформировали.
Уже в июне 1941 года карьера Cruiser Tank Mk.IV подошла к закату. Последним крупным сражением, в котором были массово задействованы танки данного типа, стала операция «Battleaxe». К тому моменту в составе 7-й бронетанковой дивизии начали массово появляться крейсерские танки Crusader I. Финальной точкой в судьбе танка Cruiser Tank Mk.IV стало появление в войсках летом 1941 года американского лёгкого танка M3 Light Tank, известного также как Stuart I. По огневой мощи он был сопоставим с английскими «крейсерами» и чуть превосходил их в бронировании. Но самое главное, он оказался на порядок более надёжным. Отдельные экземпляры Cruiser Tank Mk.IVA, впрочем, служили в Африке до начала 1942 года. Дольше всех прослужили машины, попавшие на Мальту: как минимум один Cruiser Tank Mk.IVA (серийный номер T18117) находился на вооружении тамошнего гарнизона ещё в конце марта 1942 года.
Под чужим флагом
Cruiser Tank Mk.IV был единственным крейсерским танком из состава BEF, который по-настоящему массово использовался немцами. Впервые новые хозяева опробовали трофейные крейсерские танки ещё в ходе французской кампании 1940 года. Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) (такое обозначение получил танк у немцев) использовался в исходном виде. Машины даже не перекрашивали. Изменения во внешнем облике сводились лишь к закрашиванию английских маркировок и нанесению балочных крестов на башню и корпус. К слову, именно к французской кампании относятся случаи боевого применения трофейных Cruiser Tank Mk.IVA. В дальнейшем немцы их не использовали, по крайней мере на западноевропейском театре.
После кампании 1940 года несколько танков (до шести штук) попало на танковый полигон в Куммерсдорфе. Остальные оказались распределены между учебными и действующими частями. 9 танков в феврале 1941 года были сведены в трофейную роту Beutepanzer-Kompanie (e) в составе 100-го огнемётного танкового батальона (Pz.Abt. (Flamm) 100). Также имеются данные о применении Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) в составе полицейских подразделений.
Танки, попавшие в учебные подразделения, не подвергались каким-либо значительным переделкам. Часть танков даже осталась в английском камуфляже. Практически в неизменном виде оставались с осени 1940 по весну 1941 года и танки из Pz.Abt. (Flamm) 100. На них был установлен лишь фонарь ночного вождения Notek, нанесены базовый немецкий цвет, балочные кресты и маркировки подразделения. Что же касается машин, попавших на фронт, то с ними ситуация была куда интереснее. Они прошли через определённую модернизацию, причём, судя по фотографиям, изменения носили системный характер, то есть все танки переделывались одинаково.
Прежде всего, Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) из состава 100-го огнемётного танкового батальона получили новые гусеничные ленты, позаимствованные у PzKpfw II Ausf.D1. Замена может показаться странной, если не учитывать тот факт, что «донор» являлся, по сути, немецким видением крейсерского танка. Причина замены неизвестна, но не исключено, что траки PzKpfw II Ausf.D1 просто оказались более живучими.
Ещё более заметным изменением по сравнению с оригинальной конфигурацией стало появление на бортах башни деревянных полок для размещения канистр, которые крепились за экраны. Крепления для канистр появились и на надгусеничных полках. Передние и задние грязеотбойники были заменены на детали упрощённой конструкции. Одновременно были убраны и развитые боковины на надгусеничных полках.
В дополнение к стандартному освещению спереди и сзади появились фары Notek ночного вождения. Глушитель сзади частично прикрыли экраном, одновременно смонтировав над ним крепление для бруса системы самовытаскивания. В дополнительное оснащение входили и запасные траки, которые крепились на надгусеничных полках и к нижнему лобовому листу. Как минимум на одном из танков 100-го огнемётного танкового батальона (башенный номер 265) было установлено поднимающееся вверх крепление для буксировки транспортного прицепа от французского тягача Renault UE. Почти все Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) из состава 100-го огнемётного танкового батальона относились к поздней версии, только танк с башенным номером 142 был более ранней модификации.
Переделанные подобным образом танки использовались немцами с первых дней Великой Отечественной войны. Танки 100-го огнемётного танкового батальона 18-й танковой дивизии входили в состав 2-й танковой группы (группа армий «Центр»). Батальон участвовал в штурме Брестской крепости и в дальнейшем вёл бои на территории Белоруссии. Боевая карьера Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), впрочем, оказалась совсем недолгой. Уже к 11 июля 1941 года, то есть спустя три недели после начала боевых действий, ни одного танка данного типа в батальоне не числилось. Большинство потерь явилось следствием технических неисправностей.
Помимо Европы, Cruiser Tank Mk.IVA пришлось повоевать под чужим флагом и в Северной Африке. По состоянию на 23 июля 1941 года в составе немецкой 5-й лёгкой дивизии имелось два Cruiser Tank Mk.IVA. Эти машины были потеряны к 12 сентября. Помимо немцев, трофейные танки использовали и итальянцы, причём не только в качестве боевых машин, но и как неподвижные огневые точки. В отличие от танков, воевавших на Восточном фронте, африканские трофеи не подвергались вообще никаким переделкам. На них даже не наносилось новых маркировок.
Литература и источники:
- Tank, Cruiser, Mark III, IV & IVA, Instruction Book, 1941
- The Great Tank Scandal: British Armour In WWII D.Fletcher, HMSO, 1989
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Profile Publications, 1967
- Личный фотоархив автора
- http://beutepanzer.ru
Комментарии к данной статье отключены.