Мятеж, охвативший Венгрию в октябре-ноябре 1956 года, приобрёл настолько серьёзный размах, что в ходе подавления потребовал применения Советской Армией тяжёлого вооружения и боевой авиации. Какие силы при этом были задействованы?
В самом начале боевых действий во время Венгерского кризиса в 1956 году авиацию использовали обе противоборствующие стороны – имеются данные о нескольких полётах венгерских самолётов, выполненных на разведку советских танковых колонн, входящих в Будапешт. Однако вскоре, после блокировки и захвата советскими войсками всех аэродромов венгерской армии, небо безраздельно стало принадлежать советским военно-воздушным силам.
Проведя анализ хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации представлений к правительственным наградам военнослужащих, отличившихся в ходе подавления антисоветского мятежа в Венгрии, удалось выяснить некоторые данные о составе советской авиационной группировки и её боевом применении в указанный период. Выдержки из документов приведены курсивом.
Военно-транспортная авиация
Наиболее активно из всех видов авиации во время боевых действий в Венгрии советское командование использовало военно-транспортную авиацию. Она применялась для перевозки подкреплений, оружия и боеприпасов, эвакуировала раненых и семьи советских военнослужащих с территории Венгрии. В отдельных случаях самолёты военно-транспортной авиации использовались для разведки и агитации. В ходе операции были задействованы следующие военно-транспортные авиационные соединения и части:
4-я авиационная дивизия особого назначения (Люберцы, Москва) в составе:
229-й военно-транспортный авиационный полк (самолёты Ил-12 и Ил-14);
600-й военно-транспортный авиационный полк (самолёты Ил-12 и Ил-14). В период с 28 октября по 18 ноября 1956 года 13 экипажей полка выполняли боевую задачу по доставке грузов, боевой техники и личного состава посадочным способом. Перевезено 119 тонн грузов, более тысячи военнослужащих, женщин и детей.
281-я Новгородская Краснознамённая военно-транспортная авиационная дивизия (Кречевицы, Новгород) в составе:
196-й Гвардейский Минский военно-транспортный авиационный полк (самолёты Ли-2). С 28 октября по 19 ноября полк в составе 18 экипажей совершил 340 самолётовылетов с налётом 775 часов днём и ночью, перевезено 102,5 тонн грузов и 885 человек.
334-й Берлинский военно-транспортный авиационный полк (самолёты Ли-2 и Ил-12, а также планеры Як-14 и Ц-25). В период с 29 октября по 12 ноября 1956 года полк выполнял полёты на десантирование посадочным способом войск на заданные аэродромы. При этом было совершено 316 самолётовылетов.
40-я военно-транспортная авиационная дивизия (Черновцы) в составе:
336-й военно-транспортный авиационный полк (самолёты Ли-2). С 5 ноября по 12 ноября 1956 года полк в составе 14 экипажей совершил 305 самолётовылетов с общим налётом 550 часов, из них в сложных метеорологических условиях и ночью 212 часа. Перевезено по воздуху войск 631 человек, эвакуировано раненых 161 человек, семей военнослужащих 412 человек, переброшено различного груза 77 тонн.
338-й Рижский военно-транспортный авиационный полк (самолёты Ли-2 и Ил-12, а также планеры Як-14 и Ц-25). С 29 октября по 12 ноября 1956 года полк произвёл 484 самолётовылета с общим налётом 900 часов.
12-я Мгинская Краснознамённая военно-транспортная авиационная дивизия (Тула) в составе:
374-й военно-транспортный авиационный полк. С 29 октября по 12 ноября 1956 года полк перебросил 2648 человек, около 200 000 килограммов различного груза и 32 762 килограмма боеприпасов. При этом полк совершил 576 самолётовылетов с общим налётом 1221 час, из них в сложных метеорологических условиях и ночью 782 часа.
930-й Трансильванский Краснознамённый комсомольский военно-транспортный авиационный полк. В период с 23 октября по 12 ноября 1956 года полк составом 16 экипажей на Ли-2 успешно справился с выполнением задач командования. Полк налетал 740 часов, из них в сложных метеорологических условиях и ночью 540 часов, обеспечив переброску 867 человек и 62 тонн различного груза.
Кроме того, в боевых действиях в Венгрии принимала участие 35-я десантно-транспортная авиационная дивизия (Каунас, вертолёты Ми-4). За период с 5 ноября по 15 ноября 1956 года вертолётная группа дивизии в составе 35 экипажей произвела свыше 400 полётов на выполнение боевых заданий с налётом более 350 часов, при этом перевезено более 500 офицеров связи, вывезено свыше 300 раненых и около 30 тонн различного военного груза. 32 человека из состава лётного и технического состава вертолётной группы представлены к награде. В их командир корабля 239-го Гвардейского десантно-транспортного авиационного полка Валейша Александр Павлович, вертолёт которого 22 раза подвергался обстрелу с земли. В состав дивизии входили:
239-й Гвардейский Белгородский Краснознамённый десантно-транспортный авиационный полк;
825-й десантно-транспортный авиационный полк.
ВВС Особого корпуса
Во время подавления мятежа костяк советских войск составлял Особый корпус, который дислоцировался на территории Венгрии. По состоянию на 1 октября 1956 года в составе Особого корпуса было две авиационные дивизии, и обе они были задействованы в боевых действиях.
177-я Гвардейская Черкасская Краснознамённая ордена Суворова бомбардировочная авиационная дивизия (Дебрецен). В состав дивизии входили полки бомбардировщиков Ил-28:
674-й Гвардейский Висленский Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк;
727-й Гвардейский Черкасский ордена Богдана Хмельницкого бомбардировочный авиационный полк;
880-й Гвардейский Висленский Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк. Экипажи полка выполняли задания по воздушной разведке и фотографированию. К примеру, старший лейтенант Алёхин Юрий Иванович успешно совершил четыре боевых вылета на воздушную разведку и фотографирование. Во всех вылетах самолёт был подвергнут плотному зенитному огню с земли.
На 880-й Гв.БАП приходится единственная боевая потеря, понесённая советской авиацией во время мятежа. 7 ноября 1956 года бомбардировщик 880-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (командир экипажа Бобровский Александр Андреевич, штурман Кармишин Дмитрий Дмитриевич, радист Ярцев Владимир Егорович) вылетел на аэрофотосъёмку венгерских военных заводов. Выполнив поставленную задачу, при возвращении экипаж попал под зенитный обстрел в районе острова Чепель на реке Дунай и был сбит. Посмертно всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.
Кроме того, в оперативном подчинении дивизии находился 931-й отдельный Пражский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова разведывательный авиационный полк на самолётах Ил-28Р.
195-я Гвардейская Днепропетровская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого истребительная авиационная дивизия (Папа) в составе:
1-й Гвардейский Красногвардейский Краснознамённый орденов Ленина и Кутузова истребительный авиационный полк (самолёты МиГ-15бис). В период с 23 октября по 10 ноября 1956 г. полк произвёл 242 боевых вылета с налётом 134 часа, в том числе на: барражирование – 44 самолётовылета с налётом 35 часов; сопровождение бомбардировщиков и особо важных самолётов – 4 самолётовылета с налётом 5 часов; разведка войск мятежников – 59 самолётовылетов с налётом 39 часов; штурмовка – 14 самолётовылетов с налётом 10 часов; прикрытие марша наземных войск – 6 самолётовылетов с налётом 3 часа; прикрытие аэродромов бомбардировочной авиации – 4 самолётовылета с налётом 4 часа.
5-й Гвардейский Берлинский Краснознамённый ордена Богдана Хмельницкого истребительный авиационный полк (самолёты МиГ-15бис и МиГ-17). Экипажи полка в период боевых действий осуществляли вылеты на разведку, штурмовку живой силы и техники, блокирование аэродромов и прикрытие своих войск.
106-й Гвардейский истребительный авиационный полк (самолёты МиГ-15бис). Полком было произведено 122 боевых вылета на разведку, штурмовку живой силы и техники, блокирование аэродромов и прикрытие своих войск.
Кроме того, в оперативном подчинении дивизии находилась 250-я ордена Александра Невского отдельная смешанная авиационная эскадрилья. Эскадрилья участвовала в операции 8-ю кораблями. Обеспечивала полёты командования 57-й Воздушной Армии и 38-й Армии. Полёты проводились в сложных метеорологических условиях с общим налётом 240 часов.
Кроме вышеуказанных авиационных частей и соединений, в состав Особого корпуса входили:
201-е отдельное звено связи (вертолёты Ми-1). Во время боевых действий звено осуществило 72 боевых вылета на перевозку офицеров связи на командные пункты, эвакуацию раненых солдат и офицеров и на разведку сосредоточения мятежников. Большинство вылетов происходило под обстрелом мятежников с земли.
57-я отдельная корректировочно-разведывательная авиационная эскадрилья. В период с 25 октября по 11 ноября 1956 года эскадрилья выполняла задания по обеспечению непрерывной связи с войсками. Совершён 31 боевой вылет с общим налётом в 38 часов.
57-я Воздушная Армия
По состоянию на 1 октября 1956 года в составе 57-й Воздушной Армии имелись три истребительные и четыре бомбардировочные авиационные дивизии, а также ряд отдельных авиационных полков и эскадрилий, но в боевых действиях использовались только некоторые из них:
37-я истребительная авиационная дивизия (Чертков). Звено управления 37-й истребительной авиационной дивизии за период ликвидации контрреволюционного мятежа в Венгрии произвело 27 самолётовылетов с налётом 32 часа, из них 13 вылетов на выброску листовок, 4 перелёта на перевозку корреспондентов и 10 вылетов по связи.
В состав дивизии входили на самолётах МиГ-17:
236-й истребительный авиационный полк;
282-й истребительный авиационный полк. В период с 3 по 16 ноября 1956 года несколько экипажей полка выполняли задания по воздушной разведке. Всего было выполнено 6 боевых вылетов, с общим налётом 4 часа;
602-й истребительный авиационный полк.
279-я Краснознамённая истребительная авиационная дивизия (Мукачево). Звено связи 279-й истребительной авиационной дивизии за период ликвидации контрреволюционного мятежа в Венгрии осуществило 16 боевых вылетов на разведку и обеспечение связи с войсками.
В состав дивизии входили на самолётах МиГ-17:
92-й Краснознамённый истребительный авиационный полк. В период с 24 октября по 18 ноября 1956 года полком произведён 41 самолётовылет на барражирование, разведку и прикрытие войск, а также на прикрытие правительственных самолётов;
192-й ордена Кутузова истребительный авиационный полк;
486-й орденов Суворова и Богдана Хмельницкого истребительный авиационный полк. 24 октября 1956 года самолёт капитана Вдовина Александра Дмитриевича совершил боевой вылет на прикрытие войск 3-го стрелкового корпуса.
Кроме указанных выше авиационных частей, входивших в состав 57-й Воздушной Армии, в боевых действиях принимали следующие авиационные части армейского подчинения:
48-й отдельный Гвардейский Нижнеднестровский ордена Суворова разведывательный авиационный полк (самолёты Ил-28Р). В период с 3 по 11 ноября 1956 года несколько экипажей полка выполняли задания командования по воздушной разведке с фотографированием крупных площадных объектов.
96-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья. В период с 4 ноября по 20 ноября 1956 года личный состав эскадрильи принимал участие в событиях в Венгрии. Только экипажем под командованием капитана Кубецкого Ивана Яковлевича произведён 31 самолётовылет по связи.
57-я отдельная корректировочно-разведывательная авиационная эскадрилья. В период с 25 октября по 11 ноября 1956 года эскадрилья выполняла задания по обеспечению непрерывной связи с войсками. Совершено 32 боевых вылета с общим налётом в 38 часов.
86-я отдельная дальне-разведывательная авиационная эскадрилья (самолёты Ил-12). В период с 3 по 11 ноября 1956 года несколько экипажей полка выполняли задания командования по воздушной разведке с фотографированием крупных площадных объектов.
Приведённые данные о применении боевой авиации в событиях в Венгрии в 1956 году на сегодняшний день далеко не полные, поэтому все дополнения или исправления приветствуются.
Автор выражает огромную благодарность Виталию Феськову за помощь в написании статьи.
Комментарии к данной статье отключены.