Трудно вспомнить более удачный и массовый тип эскадренных миноносцев Второй мировой войны, чем эсминцы типа «Флетчер». Не менее трудно найти корабль со столь же славной боевой историей. Второй эсминец этого типа, по имени которого получила название вся серия, выглядел не так впечатляюще, как гигантские линкоры и стремительные крейсера, однако прошёл всю войну, принял участие в крупнейших битвах на Тихом океане и оставался в строю до 1969 года. Вымпел корабля-ветерана украсили пятнадцать боевых звёзд за Вторую мировую и пять – за Корейскую войну, что стало наглядным подтверждением его прозвища «Боевой Флетчер».
История создания
Новый тип эсминцев разрабатывался в 1939–1940 годах. Война для США ещё не началась, и американским судостроителям было непросто выработать «идеальную концепцию» лёгких кораблей – морские сражения на другой стороне Атлантики не успели дать необходимой статистики применения эсминцев. Например, действительная эффективность морской авиации оставалась загадкой для флотских теоретиков. Таким образом, не было ясности относительно необходимых средств ПВО, а значит, и резерва свободного пространства и водоизмещения, который требовалось заложить в проект новых эсминцев.
Эскизные заявки 1939 года являлись развитием типов «Бенсон» и «Симс». В то время для эсминцев существовало ограничение в 1600 т водоизмещения, однако к 1940 году стало ясно, что столь незначительные размеры кораблей не позволят оснастить их действенными зенитными средствами, и ограничение сняли.
Результатом разработок стал проект корабля длиной в 114,7 м (по другим данным – 112,5 м) и водоизмещением 2100 т. Несмотря на столь большие размеры, это было весьма быстроходное судно, способное развивать 38 узлов максимального хода (при 15 узлах экономического) с диаметром разворота в 950 ярдов (867 м) на скорости в 30 узлов.
Министерство военно-морских сил США одобрило проект, представленный специалистами Бюро Судостроения 27 января 1940 года. Эсминец предполагалось вооружить пятью 127-мм пушками Мk.12 с длиной ствола в 38 калибров. Основным средством противокорабельной борьбы становились два торпедных аппарата Мk.15, имевшие по пять труб калибра 533 мм (позднее были заменены на аппараты Мk.23). Для борьбы с подлодками противника служили шесть бомбомётов типа К с боезапасом в 28 бомб. Зенитные средства состояли из счетверённого 28-мм орудия и четырёх 12,7-мм пулемётов «Браунинг». Одобрив проект, министерство разместило заказ на двадцать четыре корабля. К концу 1940 года заказ увеличился до сотни эсминцев, всего же за годы Второй мировой войны в строй встало 175 кораблей этой серии.
Эсминец с бортовым номером DD-445 спустили на воду 3 мая 1942 года, в самый разгар войны. Корабль окрестили именем Фрэнсиса Фрайди Флетчера – командира первого эсминца флота Североамериканских Соединённых Штатов. Несколько ранее в строй встал эсминец «Николас» (DD-449), однако серия получила имя корабля с меньшим тактическим номером.
Эксплуатация кораблей почти сразу показала неэффективность пулемётного вооружения как зенитного средства. Новые боевые самолёты были слишком живучи даже для «солидных» пуль 50-го калибра. Более того, недостаточно мощной оказалась и 28-мм орудийная установка – на «Флетчере» её заменили спаренной 40-мм пушкой «Бофорс». Пулемёты также демонтировали, заменив их четырьмя 20-мм пушками «Эрликон».
В дальнейшем, в ходе модернизации 1943 года, количество «Бофорсов» довели до пяти, а «Эрликонов» – до семи. В 1945 году два «Бофорса» поменяли на счетверённые установки, а четыре из семи «Эрликонов» сменили на спаренные, доведя общее количество зенитных стволов до двадцати пяти. Тогда же был демонтирован один из торпедных аппаратов.
В целом, для «Флетчеров» был типичен перегруз конструкции: из-за него даже мощная силовая установка в 60 000 л.с. никогда не могла выдать паспортной скорости в 38 узлов. Реальный максимум хода этих эсминцев не превышал 34 узлов, что, тем не менее, являлось впечатляющим показателем для столь крупных кораблей. Как писал американский историк военно-морского флота Норманн Фридман, «в ретроспективе «Флетчеры» считаются наиболее эффективными из американских эсминцев. Быстрые, вместительные, способные выдерживать значительные повреждения, продолжая сражаться».
История службы
1942 год
После размагничивания корпуса в Бейоне (16 июля) эсминец «Флетчер» отправился на базу Гуантанамо для проведения обучения экипажа. Командиром эсминца стал лейтенант-коммандер Уильям Коул, а его заместителем был назначен Джозеф Уайли. Мичман Альфред Грессард вспоминал: «У нас был лучший шкипер и его заместитель во всём ВМФ. Коул был замечательным командиром, которого любил весь экипаж. У него также были отличные отношения с Уайли. Это два лучших офицера, которых мне доводилось встречать».
5 ноября «Флетчер» прибыл в Нумеа (остров Новая Каледония), после чего вошёл в состав Оперативного соединения 67. Обстановка на Тихом океане была далека от спокойной –американцы начали операцию «Уотчтауэр», целью которой являлось прикрытие острова Гуадалканал от высадки деблокирующих японских сил и уничтожение вражеских баз на островах Рабаул, Новая Ирландия и других. Именно здесь приняли боевое крещение первые «Флетчеры».
«Флетчер» впервые вступил в бой 30 октября при бомбардировке мыса Лунга-Пойнт на северном побережье Гуадалканала. Настоящее сражение ждало его 13 ноября, когда американская эскадра схлестнулась с японскими линейными крейсерами «Хиэй» и «Кирисима», а также одиннадцатью эсминцами. Начали бой линейный крейсер «Хиэй» и эсминец «Акацуки», в 1:48 высветившие американский крейсер «Атланта» стрельбовыми прожекторами на дистанции 2,7 км. «Флетчер» вместе с пятью другими кораблями открыл огонь по «Акацуки», ориентируясь на огни прожекторов. Залпы легли удачно, и вскоре японский эсминец затонул. Из-за малых дистанций и внезапности бой протекал хаотично и продолжался всего около сорока минут, но оказался чрезвычайно кровопролитным. «Хиэй» получил торпедное попадание, оказавшееся для него роковым. Вдобавок к этому, утром его повредили торпедоносцы «Эвенджер», поднявшиеся с американских авианосцев, и японцы были вынуждены затопить корабль, лишившийся хода. Честь удачного торпедного залпа по японскому крейсеру принадлежала эсминцу «Лаффи» (DD-459). В это время «Флетчер» и другой его систершип «О`Бэннон» вели огонь по вражеским эсминцам, обеспечивая выход в атаку других кораблей американской эскадры.
Из боя «Флетчер» вышел без повреждений. Сражение состоялось в «несчастливый день» – пятницу 13-го, номер корабля при сложении всех его цифр также давал в сумме тринадцать (4+4+5), как и номер Оперативного соединения 67, поэтому суеверные моряки дали своему кораблю прозвище «Счастливчик Тринадцатый» (Lucky Thirteen).
Удача вообще сопутствовала «Флетчеру» и многим членам его экипажа. Как вспоминал оператор зенитного орудия «Бофорс» Джон Йенсен, однажды при угрозе ночного вражеского авиаудара эсминец встал на прикрытие линкора «Колорадо», выдвинувшись на его бортовой траверз. В это время артиллеристы линкора произвели преждевременный выстрел шрапнельным снарядом из 127-мм орудия. Снаряд разорвался прямо над «Флетчером», и его поражающие элементы осыпали палубу эсминца. Часть шрапнели угодила в короб 40-мм зарядов – последовал сильный взрыв, однако ранение (в руку) получил всего один моряк. Утром Йенсен с ужасом обнаружил пробоину в палубе всего в тридцати сантиметрах от своего боевого поста – ещё немного, и шрапнель уложила бы его на месте.
Везение, мастерство экипажа и отличный радар позволили «Флетчеру» выйти без значительных повреждений из боя у мыса Тассафаронга, разыгравшегося ночью 30 ноября 1942 года. Оперативное соединение 67 в составе тяжёлых крейсеров «Нортхэмптон», «Миннеаполис», «Пенсакола», «Нью-Орлеан», лёгкого крейсера «Гонолулу» и четырёх эсминцев должно было перехватить «Токийский экспресс» из восьми эсминцев, доставлявший подкрепления и боеприпасы японским войскам, находившимся на Соломоновых островах.
«Флетчер» возглавлял боевой ордер оперативного соединения и установил радарный контакт с неприятелем в районе острова Саво. Американские эсминцы открыли бой торпедным залпом и выстрелами из пушек, «развесив» осветительные снаряды над строем вражеских кораблей. Огненный шквал с крейсеров обрушился на эсминец «Таканами», шедший впереди японской колонны. Корабль охватило пламя, и он фактически вышел из боя.
Японский контр-адмирал Райдзо Танака мастерски использовал засветку от пожара, дымовые завесы и за счёт умелого маневрирования разминулся с двадцатиторпедным залпом американцев. По мнению военного историка Рассела Креншоу, главной причиной столь редкой удачливости японцев стало низкое качество американских торпед. Командующий группировкой ВМС США в южной части Тихого океана вице-адмирал Уильям Хэлси сделал иные выводы по итогам боя:
«Эсминцы дали торпедный залп на слишком большой дистанции. Ночное применение торпед на расстояниях больше 4000–5000 ярдов недопустимо… Эсминцы, шедшие головными, выпустив торпеды, не оказали поддержки крейсерам, уйдя на северо-запад. Такое отсутствие наступательной инициативы соединений эсминцев недопустимо в будущих операциях»
Японские торпеды Тип 93 огромного калибра 610 мм обладали большой дальнобойностью и значительной скоростью, поэтому ответные залпы японцев привели к катастрофическим последствиям. Три американских тяжёлых крейсера вышли из строя, получив страшные повреждения. «Нью-Орлеану» и «Миннеаполису» начисто оторвало носовые оконечности, а «Нортхэмптон» затонул, причём «Флетчеру», подоспевшему к месту трагедии, пришлось заниматься спасательными работами. Вместе с эсминцем «Дрэйтон» он принял на борт 773 человека.
1943 год
На Соломоновых островах продолжались кровавые бои. Японское командование, понимая важность аэродромов подскока и обеспечения, отдало приказ о создании аэродрома на мысе Мунда (остров Нью-Джорджия). Для устранения этой угрозы командованием Оперативного соединения 67 была выделена Тактическая группа 67.2. 5 января эсминцы «Флетчер» и «О`Бэннон» вместе с тремя крейсерами в течение часа вели артобстрел вражеских позиций.
11 февраля в районе острова Реннел гидросамолёт с лёгкого крейсера «Хелена» засёк японскую субмарину. Лётчики обозначили место контакта дымовой шашкой, наведя на цель эсминец «Флетчер». Атака девятью глубинными бомбами привела к уничтожению подлодки I-18. К 21 февраля «Боевой Флетчер» прибыл к острову Рассела для поддержки десанта. 23 апреля эсминец прибывает в Сидней для прохождения текущего ремонта, где и остаётся до 4 мая. По его окончании «Флетчер» перебазировали в Сан-Франциско для капитального ремонта и модернизации. Несмотря на вполне удачную боевую судьбу, корабль нуждался в ремонте по причине мелких повреждений и износа машин. Кроме того, зенитное вооружение показало недостаточную эффективность: реалии Второй мировой войны заставили американцев усилить батарею «Бофорсов» и «Эрликонов».
К боевой службе эсминец вернулся лишь 27 сентября, базируясь в Нумеа. Тогда же «Флетчер» вошёл в состав Оперативного соединения 53, а с 20 по 30 ноября принимал участие в высадке десанта на острова Гилберта в составе тактической группы 53.2. В начале декабря корабль перебросили к атоллу Кваджалейн для обеспечения наземной операции.
1944 год
Пройдя в декабре 1943 года текущий ремонт в Пёрл-Харборе, «Флетчер» продолжил участие в Гилберт-Маршалловской наступательной операции объединённых сил флота и армии США. Так, 30 января–21 февраля ему довелось прикрывать линкоры, обстреливавшие атолл Уотж. Ко второй половине апреля эсминец был включён в состав Оперативного соединения 77 под командованием вице-адмирала Томаса Кэссина Кинкейда. Непосредственно «Флетчер» входил в состав Тактической группы 77.2, которой руководил контр-адмирал Олдендорф – это была главная ударная сила соединения, состоявшая из 28 эсминцев, 6 линкоров и 8 крейсеров. В мае 1944 года «Флетчер» участвовал в бою с японскими эсминцами у острова Биак неподалёку от Новой Гвинеи. В ходе сражения были повреждены три вражеских эсминца.
Оперативные соединения 38 и 77, общее руководство которыми осуществлял лично адмирал Уильям Хэлси, приняли участие в грандиозной операции по захвату Филиппин и сражении в заливе Лейте 23–26 октября 1944 года. «Флетчер» сопровождал конвои и принимал участие в артобстрелах наземных целей, а также выполнял функции корабля ПВО.
1945 год
В начале января, находясь в составе тактической группы 77.2, «Флетчер» обеспечивает десант на остров Лусон, прикрывая высадку артиллерийским и зенитным огнём. На счёт корабля был записан сбитый японский самолёт. 29 января «Флетчер» прикрывает тральщики в бухте Субик, а 31 января поддерживает артогнём десант в заливе Насугбу.
В феврале корабль отправился к берегам полуострова Батаан и острова Коррехидор, где вёл орудийный огонь по побережью и прикрывал тральщики в Манильском заливе. С обеспечением работы тральщиков, занятых расчисткой акваторий от мин, связана большая часть службы «Флетчера» (и других эсминцев) в этот период войны. По воспоминаниям Джона Йенсена, именно тогда корабль был обстрелян береговой гаубичной батареей с замаскированной позиции. Не имея возможности вести контрбатарейную борьбу и при полном отсутствии целеуказания, командир «Флетчера» (к тому времени им стал лейтенант-коммандер Джонстон) мастерски уводил корабль из-под огня, пока гаубичный снаряд не повредил тральщик YMS-48. «Флетчер» поспешил на помощь, но и сам получил попадание, приведшее к гибели пяти моряков и ранению ещё пятерых. Тем не менее, дымовая завеса позволила выполнить боевую задачу, и экипаж тральщика был спасён. Повреждённый корабль американцы отправили на дно орудийным огнём.
Конец февраля ознаменовался для «Флетчера» прикрытием десантов на острова Палаван и Минданао. В апреле-мае эсминец патрулирует Филиппины и обеспечивает высадку войск на остров Таракан в Индонезии. 1 июня корабль отвели на ремонт в Сан-Педро (Калифорния), и Вторая мировая война для него закончилась. 7 августа 1945 года «Боевой Флетчер» завершил боевую службу, а в 1947 году его вывели во флотский резерв.
«Отпуск» заслуженного корабля оказался недолгим – мир после окончания войны был весьма напряжённым. Настало время великого противостояния двух сверхдержав, и в 1949 году «Флетчер» переводят в Сан-Диего в качестве эскортного эсминца. Вскоре он вошёл в состав авианосной группы «Вэлли Фордж», действовавшей против Северной Кореи в войне 1950–1953 годов. После окончания Корейской войны эсминец действовал в составе 7-го флота США, совершив несколько походов в качестве противолодочного корабля. В дальнейшем «Счастливчик Тринадцатый» прослужил ещё долгие годы и был выведен из состава флота лишь в 1969 году.
«Флетчер» олицетворяет боевую судьбу целого типа эсминцев, названного по его имени. Долгая и насыщенная боевая «карьера» длиной в двадцать семь лет сделала бы честь любому линкору, однако столь яркая военная судьба выпала именно этим небольшим и невзрачным кораблям.
Список литературы:
- Гайсинский П. Б. «Флетчеры»: 50 лет в строю. Харьков: ATF, 2000
- Crenshaw Jr., Russell S. The Battle of Tassafaronga, Naval Institute Press, 2010
- Jensen John V. A Collection of Stories from WWII, http://ussfletcher.org/stories/wwii.html
- Friedman N. U.S. Destroyers. Illustrated Design Histories. Naval Institute Press, 2003
- Morison, Struggle for Guadalcanal. Champaign, IL: University of Illinois Press, 2001
Комментарии к данной статье отключены.