• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    38

    Зачистка в заливе Сен-Мало

    • ВМВ
    • флот
    • США
    • Великобритания
    Сергей Марченко
    19 November '19

    С высадкой Союзников в Нормандии летом 1944 года стабильная в течение четырёх лет «линия фронта» в районе Ла-Манша стала стремительно меняться. Скоро немецкие гарнизоны на полуострове Котантен и островах в Канале оказались в тылу наступавших американцев, и немецкие морские перевозки в этом районе стали крайне рискованными. К тому же на сцене появился новый сильный игрок — американские торпедные катера.

    Сосредоточив на Нормандских островах около 25 000 военнослужащих (319-я пехотная дивизия, гарнизонные части и подразделения береговой обороны), с началом операции «Нептун» немцы усилили доставку туда из Шербура и Сен-Мало продовольствия и амуниции. Германские ВМС в этом районе находились в подчинении морского командующего на Нормандских островах вице-адмирала Фридриха Хуфмайера (Friedrich Huffmeier) и включали в себя 24-ю флотилию тральщиков фрегаттен-капитана Фрица Брайтгаупта (Fritz Breithaupt), 46-ю флотилию тральщиков капитан-лейтенанта Армина Циммермана (Armin Zimmermann) и 2-ю флотилию форпостенботов капитана цур зее Отто Ленша (Otto Lensch). Противостоящим им в западной части Канала 10-й канадской флотилии эсминцев кэптена Бэзила Джонса (Basil Jones) и катерам Прибрежных сил союзников пришлось заняться борьбой с этими перевозками. Хотя задачи были общие, эсминцы и торпедные катера никогда не проводили совместные операции.

    У берегов Котантена

    Первой отличилась 10-я флотилия эсминцев. После полуночи 9 июня в 30 милях к северо-западу от острова Иль-де-Батц она перехватила немецкую 8-ю флотилию эсминцев, совершавшую переход Брест — Шербур. В бою, известном как сражение у острова Уэссан, немцы потеряли два эсминца, а уцелевшие эсминец и миноносец вернулись в исходный пункт.

    ​Немецкий тральщик тип 1935 - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Немецкий тральщик тип 1935

    В ночь на 14 июня произошло сразу два морских боя. Вскоре после полуночи патрулировавшие на участке между островов Иль-де-Батц и Джерси эсминцы — польский «Перун» (ORP Piorun) и британский «Ашанти» (HMS Ashanti) — к юго-западу от Джерси заметили вышедшие в 22:00 из Сен-Мало шесть тральщиков 24-й флотилии. В ходе ожесточённого боя, в котором приняла участие и береговая артиллерия с Джерси, M-343 был потоплен, а остальные пять тральщиков получили разной степени повреждения. Один из них ушёл назад в Сен-Мало, а остальные укрылись в Сент-Хельере. Со стороны союзников от огня немецких кораблей получил повреждения «Перун».

    Почти одновременно MTB-704 и MTB-714 63-й флотилии у мыса Ла-Хог атаковали три тральщика 6-й флотилии, следовавших из Шербура в Вавиль. Этой ночью из-за сильного волнения все операции шнелльботов в Канале были отменены, но для британских катерников погода оказалась не помехой. Выпустившие торпеды катера зафиксировали попадание, но не видели погружения своей цели. Немцы подтвердили уничтожение тральщика M-83; остальные тральщики после 02:30 пришли в Шербур с уцелевшими 24 членами экипажа M-83 на борту.

    В ночь на 17 июня последние три боеспособных шнелльбота 9-й флотилии совершили выход из Шербура с целью отвлечь внимание союзников от конвоя, отправленного из Шербура на Джерси, и благополучно вернулись назад. Конвой же к западу от полуострова Котантен был атакован четырьмя канадскими торпедными катерами 65-й флотилии.

    ​Канадский торпедный катер MTB-727 - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Канадский торпедный катер MTB-727

    Патрулировавшие у мыса Фламанвилль катера лейтенант-коммандера Джеймса Киркпатрика (James R.H. Kirkpatrick) обнаружили радаром в 3000 ярдах к западу цели, следующие в юго-юго-восточном направлении. Они были опознаны как «конвой из двух тральщиков, трёх траулеров и двух транспортных судов». Канадцы попытались провести внезапную атаку, скрытно подобравшись со стороны берега. MTB-727 Киркпатрика выстрелил две торпеды с 1500 ярдов, а MTB-748 — с 1200.

    Немцы выпустили осветительные снаряды и открыли сильный огонь. Канадцы максимально сблизились, ответили огнём из 6-фунтовых орудий, обошли вокруг конвоя, после чего удалились на север. Поскольку не было замечено никаких взрывов, они решили, что все торпеды прошли мимо, но на самом деле тральщик M-133 получил попадание торпеды с MTB-748 и был отбуксирован сначала в Сент-Хельер, а оттуда в Сен-Мало. Кроме того, повреждения в бою получил M-4625. Немцы претендовали на уничтожение одного катера.

    ​Внешний вид барж артиллерийских барж типов «А» и «В» 3-й модификации, которые находились в составе 6-й флотилии артиллерийских десантных судов. Они были вооружены двумя 88-мм и одним 37-мм орудием, двумя счетверёнными 20-мм зенитными автоматами и одним 15-мм пулемётом. Художник Марко Гурк. https://historisches-marinearchiv.de - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Внешний вид барж артиллерийских барж типов «А» и «В» 3-й модификации, которые находились в составе 6-й флотилии артиллерийских десантных судов. Они были вооружены двумя 88-мм и одним 37-мм орудием, двумя счетверёнными 20-мм зенитными автоматами и одним 15-мм пулемётом. Художник Марко Гурк.
    https://historisches-marinearchiv.de

    18–23 июня в Ла-Манше бушевал сильнейший шторм, ставший причиной гибели и повреждений многих союзных кораблей и судов. В этот период Прибрежные силы обеих сторон свернули свою деятельность, но, едва появились признаки улучшения погоды, боевые действия возобновились.

    Ночью на 23 июня у острова Джерси патрулировали по четыре торпедных катера из 65-й и 52-й флотилий. Немецкие дозорные корабли отогнали катера 52-й флотилии, но четвёрка 65-й флотилии на подходе к Сент-Хельеру заметила конвой из тральщиков, форпостенботов и судна снабжения «Гидра» (Hydra), который следовал из Сен-Мало на остров Джерси.

    В 02:10 начался бой. С 4000 ярдов канадцы на полном ходу пошли на сближение. Немцы, выпустив осветительные снаряды, встретили их мощным огнём. MTB-745 получил попадание в машинное отделение, потерял ход и окутался дымом. MTB-727 и MTB-743 принялись отстреливаться из 6-фунтовых орудий, а MTB-748 заметил 200-тонное судно «Гидра», обстрелял и поджёг его. Это судно погибло, но весь экипаж перешёл на V-203. Форпостенботы M-4613 и M-4624 были сильно повреждены, причём 430-тонный M-4624 вскоре затонул к югу от Джерси. MTB-745 сумел дать 6-узловой ход и покинуть район боя. В это же время три шнелльбота 9-й флотилии, которые в 23:45 вышли с боеприпасами и 24 армейскими офицерами на борту из Сен-Мало в Шербур, в 02:40 благополучно прибыли к месту назначения.

    ​Погибший в ночь на 24 июня 1944 года бывший бельгийский буксир «Йоганн». У прежних хозяев это был «Йохан» (Johan) - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Погибший в ночь на 24 июня 1944 года бывший бельгийский буксир «Йоганн». У прежних хозяев это был «Йохан» (Johan)

    В 00:00 24 июня группа из четырёх артиллерийских барж (AF-65, AF-66, AF-68 и AF-71) обер-лейтенанта цур зее Отто Карла (Otto Karl) покинула Шербур, охраняя конвой из трёх парусных каботажных судов, следовавший на остров Олдерни. Вместе с ними вышли два буксира — 690-тонный экс-французский «Пиллькоппен» (Pillkoppen) и 103-тонный экс-бельгийский «Йоганн» (Johann). Карл попытался воспользоваться темнотой и потушенными маяками, но ясное небо и полная луна не способствовали успеху перехода.

    Патрульный эсминец, который наблюдал за гаванью, немедленно поднял тревогу и на подходе к мысу Ла-Хог три катера 14-й флотилии лейтенанта Дэвида Шоу (David A. Shaw) и три катера 35-й флотилии лейтенанта Джона Диксона (John Dixon) атаковали немцев. Огонь барж и четырёхорудийной 170-мм батареи «Йорк» 260-го морского артиллерийского дивизиона из Кверквиля (западнее Шербура) не помешали нападавшим в 00:54–00:56 торпедировать баржу AF-66 (погибло 22 члена экипажа) и оба буксира — отличились MTB-250 и MTB-254. Затем англичане расправились с 206-тонным каботажником «Холсатия» (Holsatia), затонувшим у мыса Ла-Хог; всего на судах погибло 15 и было ранено 60 человек.

    ​Ночная атака британских торпедных катеров 35-й флотилии - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Ночная атака британских торпедных катеров 35-й флотилии

    Остатки конвоя в 07:05 достигли острова Олдерни. Англичане заплатили за свой успех одним погибшим на MTB-257, хотя немцы считали, что «вероятно потопили два торпедных катера». Бой получился показательным: при идеальных для оборонявшихся условиях — хорошая освещённость поля боя, абсолютное превосходство в огневой мощи, поддержка береговой батареи — четыре артиллерийских баржи мало того, что не смогли отразить атаку катеров и предотвратить разгром конвоя, но и сами понесли потери. Злосчастная AF-66 стала первой артиллерийской баржей, потопленной торпедой британских катерников.

    12 июня соединения американской 1-й армии начали наступление из района западнее Сент-Мер-Эглиза в западном направлении и 17 июня вышли на западное побережье полуострова Котантен, овладев Картере. 27 июня они взяли Шербур, а 1 июля полуостров был полностью очищен от врага. После этого операции против немецкого судоходства переместились в залив Сен-Мало.

    ​Немецкий траулер «Хинрих Хей» (Hinrich Hey), будущий сторожевик V-210 - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Немецкий траулер «Хинрих Хей» (Hinrich Hey), будущий сторожевик V-210

    В ночь на 27 июня четвёрка «догов» 52-й флотилии в условиях плохой видимости к югу от Джерси незаметно подкралась к патрульным форпостенботам 2-й флотилии. С 400 ярдов англичане открыли огонь, а затем на циркуляции выпустили торпеды. Огнём артиллерии был выведен из строя 422-тонный V-210, а 391-тонный V-208 был повреждён менее серьёзно. Немцы ответили мощным огнём, и нападавшие ушли, отделавшись лёгкими повреждениями MTB-677, MTB-676 и MTB-673; на последнем погиб один член экипажа.

    В 01:00 28 июня к северо-востоку от Джерси два эсминца — британский «Эскимо» (HMS Eskimo) и канадский «Гурон» (HMCS Huron) заметили немецкие дозорные корабли M-4611 (197 тонн), V-213 (282 тонны) и V-203 (390 тонн), после чего выпустили осветительные снаряды. Немцы попытались укрыться в дымовой завесе, но британцы пошли следом и расстреляли тральщик. Попытка расправиться с удиравшими форпостенботами окончилась конфузом: «Эскимо» принялся было обстреливать V-213, но сам попал под огонь V-203 с дистанции 300 метров. Немецкие снаряды поразили «Эскимо» в котельное отделение №1 и перебили паропровод котельного отделения №3. Подоспевший «Гурон» прикрыл собрата дымовой завесой, и оба эсминца вышли из боя. Немцы потеряли M-4611 и V-213, а «Эскимо» в сопровождении «Гурона» на одном котле сумел добраться до Плимута.

    ​Британский торпедный катер MTB-748 - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Британский торпедный катер MTB-748

    Наиболее крупная победа в водах залива Сен-Мало была одержана в ночь на 4 июля 1944 года четвёркой торпедных катеров 65-й флотилии. MTB-748, MTB-743, MTB-735 и MTB-736 с приглушёнными двигателями стояли в засаде севернее островов Шозе к северу от Сен-Мало. Около 01:10 они установили радиолокационный контакт с конвоем: 889-тонный буксир «Минотавр» (Minotaur) с 468 рабочими из оккупированных стран на борту сопровождали V-210, V-209, V-208 и M-4622. Конвой вышел около 22:30 с Джерси и на 12 узлах следовал на юго-запад, в Сен-Мало.

    Лейтенант-коммандер Джеймс Киркпатрик на малом ходу повёл свои катера навстречу немцам, и около 01:30, когда те находились всего в восьми милях от места назначения, канадцы выпустили торпеды — одна пара катеров отстрелялась по головным кораблям врага с 3000 ярдов, а пара Киркпатрика одновременно атаковала хвост ордера.

    ​Британский торпедный катер MTB-743 - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Британский торпедный катер MTB-743

    Нападение оказалось необычайно удачным. Катер Киркпатрика выпустил две торпеды в средний корабль, который принял за транспорт, и поразил цель обеими. Это был V-208, который немедленно отправился на дно. Следом торпеда попала в машинное отделение головного в ордере V-210; он переломился пополам и затонул в течение четырёх минут. В следовавший за ним «Минотавр» попало две торпеды — в нос и в корму возле руля. К счастью для его пассажиров, находившихся в помещениях под палубой, судно чудом осталось на плаву, хотя жертв было очень много. Проносясь мимо оставшихся немецких кораблей, канадцы открыли по ним огонь. V-209 и M-4622 принялись отстреливаться.

    Весь бой длился не более четырёх минут. На двух потопленных форпостенботах погибло 20 человек, 45 были спасены V-209. На «Минотавре» погибло около 250 человек, но судно было отбуксировано в Сен-Мало. MTB-748 получил 14 попаданий, поэтому ушёл домой с погруженным носом и пятью ранеными на борту. MTB-743 был повреждён незначительно, на нем был только один раненый. V-209 и M-4622 также были повреждены.

    ​Немецкий сторожевой корабль в море - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Немецкий сторожевой корабль в море

    В ночь на 7 июля эсминцы «Гурон» и «Тартар» (HMS Tartar) в рамках операции «Дреджер» (Dredger) по уничтожению немецких лёгких сил к северо-западу от Бреста перехватили у южного побережья Джерси тральщики 46-й флотилии и потопили M-4601 и M-4605. Остальные бежали на мелководье под прикрытие береговых батарей. Это была последняя победа 10-й флотилии эсминцев в водах Канала — вскоре её перенацелили на операции в Бискайском заливе.

    Неудачный дебют американцев

    25 июля 7-й корпус 1-й американской армии прорвал немецкую оборону у Сент-Ло, а 1 августа американцы вырвались на оперативный простор и развернули наступление в направлениях Бретани и Луары. Поскольку теперь кампания в Бретани стала обязанностью американских вооружённых сил, 2 августа ВМС США выделили для этих целей эскортные миноносцы в качестве кораблей управления и 18 торпедных катеров 30-й (PT-450… PT-461) и 34-й (PT-498…PT-509) эскадр с операционной базой в Шербуре. Их задачей был срыв вражеских перевозок между Сен-Мало и Нормандскими островами.

    ​80-футовый катер «Элко» на полном ходу. Такие состояли на вооружении 34-й эскадры торпедных катеров - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    80-футовый катер «Элко» на полном ходу. Такие состояли на вооружении 34-й эскадры торпедных катеров

    Американская авиация непрерывно атаковала Сен-Мало, к которому продвигалась 3-я американская армия, а катера союзников блокировали подходы к порту, чтобы помешать немцам удрать оттуда. В ночь на 7 августа уцелевшие единицы 24-й флотилии тральщиков — M-412, M-432, M-442 и M-452 — покинули Сен-Мало и направились к Нормандским островам. V-215 и M-133, которые не могли дать ход, были взорваны; началось уничтожение гавани. Союзное соединение, состоящее из двух эсминцев и трёх торпедных катеров, попыталось перехватить корабли фрегаттен-капитана Брайтгаупта у Джерси, но тем удалось проскочить в Сент-Хельер. После этого американцы начали каждую ночь патрулировать воды вокруг островов смешанными группами торпедных катеров с эсминцами и эскортными миноносцами.

    Ожидая высадки американцев на восточном побережье Джерси, немцы решили перебросить в Сент-Хельер две батареи 150-мм полевых орудий с острова Гернси. Рано утром 9 августа немецкий конвой в составе M-4626, двух грузовых кораблей и пяти вооружённых траулеров покинул Сент-Питер-Порт на Гернси с шестью 150-мм орудиями и 170 артиллеристами на борту.

    Накануне вечером из Шербура на патрулирование между Гернси и Джерси вышли американский эскортный миноносец «Малой» (USS Maloy) и шесть единиц 34-й эскадры торпедных катеров; командовал эскадрой лейтенант Герберт Шерертц (Herbert J. Sherertz) находился на «Малое». В 19:26 катер PT-506 из-за поломки винта повернул назад, а остальные в 23:20 прибыли в заданный район и приступили к выполнению задачи. В 04:54 9 августа «Малой» радаром обнаружил «шесть тральщиков, которые следовали на 14 узлах к Ла-Корбьеру», крайней юго-западной точке Джерси, и в 05:30 направил для их атаки группу из трёх катеров.

    В густом тумане при видимости 200 ярдов катера не увидели противника, в 05:35 безрезультатно выпустили торпеды по данным радаров и под обстрелом немцев вернулись к «Малою». Тогда в 05:51 «Малой» направил на перехват вторую группу в составе PT-508 лейтенанта Келвина Уортона (Calvin R. Whorton) и PT-509 лейтенанта Гарри Криста (Harry M. Crist), находившуюся в 8 милях к юго-западу от Джерси.

    Лейтенант Крист прошёл через туман, ограничивавший видимость до 150 ярдов, и в 06:08 с четверти мили выпустил торпеды в конвой. Радар PT-508 не действовал, и он торпедами не стрелял, поэтому атаку было решено повторить. На этот раз PT-508 выпустил торпеды по целеуказанию Криста. Немцы были наготове, и в 06:10 встретили появившихся из тумана американцев перекрёстным огнём.

    PT-508 отвернул и приказал напарнику следовать за ним, но тот оказался в самом центре конвоя и был подбит; последнее сообщение с него было в 06.16: «Я посреди них». Загорелась штурманская рубка, рулевой был убит, и потерявший управление катер на полном ходу под прямым углом врезался в борт 474-тонного M-4626. Разбитый нос пылающего катера повис на борту тральщика на уровне его палубы, и экипаж немецкого корабля отчаянно пытался оттолкнуть его баграми. Уцелевшие американские моряки принялись уничтожать оборудование. Оператор радара Джон Пейдж (John L. Page), уничтожив свою технику, сумел забраться на нос катера, и немцы втащили его на борт тральщика — позднее у американца насчитали 37 осколочных ранений и переломы правой руки и обеих ног. Остальные 14 членов экипажа катера были перебиты гранатами и огнём из стрелкового оружия. После того как двигатели PT-509 остановились, немцам удалось оттолкнуть его от борта, и почти сразу после этого катер взорвался.

    Уцелевший PT-508, беспомощно покружив в тумане, в 07:10 присоединился к находившемуся в 3 милях от побережья «Малою», который безуспешно пытался связаться с Кристом по радио. В 07:24 лейтенант Шерертц отправился к южному побережью Джерси на PT-503, взяв с собой PT-507, чтобы отыскать PT-509. В 08:00 американцы обнаружили радаром конвой на рейде Сент-Хельера, сблизились и в 08:10 с 200 ярдов открыли огонь из 37-мм орудий и крупнокалиберных пулемётов по «тральщику», а PT-503 с 150 ярдов выпустил в эту же цель оставшуюся торпеду. Немцы ответили убийственно точным огнём — оба катера были поражены, из 15 членов экипажа PT-503 10 было ранено, а двое убито; ещё один раненый был на PT-507. Прикрывшись дымовой завесой, катера вышли из боя и поспешили на соединение с «Малоем».

    ​Американский эскортный миноносец «Борум» - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Американский эскортный миноносец «Борум»

    Немцы констатировали, что «тральщики 46-й флотилии и форпостенботы 2-й флотилии во время выполнения обязанностей эскорта вели бой в 06:20–08:10 к югу от острова Джерси. Два корабля противника были уничтожены. Конвой прибыл в Сент-Хельер в 09:30». Четыре немецких корабля были повреждены, причём M-4621, M-4622 и M-4626 вышли из строя от огня американцев. Собственные потери немцев были невелики: четыре человека убиты и 41 ранен, многие из них были из армейского персонала.

    После этого американские «москиты» дали в водах залива Сен-Мало ещё два боя.

    В 00:13 12 августа американский эскортный миноносец «Борум» (USS Borum) совместно с четырьмя катерами вышел на позицию патрулирования в 8 милях к западу от Джерси и направил свои катера на поиск к северо-востоку и юго-востоку. В 03:00 в 5 милях к востоку PT-500 и PT-502 заметили два тральщика 24-й флотилии, находившиеся в 3/4 мили от мыса Ла-Корбьер и следовавшие на север на 12 узлах. Американцы курсом 60° бросились на перехват, и немцы легли на обратный курс. Американцы заметили это и также изменили курс перехвата на 140°. Выпустив осветительные снаряды, немцы заметили приближающиеся катера, и те вынуждены были выпустить торпеды: PT-500 в головной, а его напарник — в концевой тральщики. Только после этого катера попали под обстрел вражеской малокалиберной зенитной артиллерии, но, отстреливаясь, вышли из него под прикрытием дымовой завесы с минимальным ущербом. На PT-502 были ранены трое, а на PT-500 — один моряк. Все торпеды прошли мимо целей.

    ​Британский эсминец «Онслот» - Зачистка в заливе Сен-Мало | Warspot.ru
    Британский эсминец «Онслот»

    В ночь на 14 августа воды Нормандских островов патрулировали британские эсминцы «Онслот» (HMS Onslaught) и «Сумарес» (HMS Saumarez) с катерами PT-505 и PT-510, к которым в 22:12 13 августа присоединились американские эскортный миноносец «Борум» с PT-505 и PT-498. В 23:09 обе группы разошлись для ночного поиска, а уже в 23:15 первой группой был замечен противник — тральщики M-412, M-432, M-442 и M-452 24-й флотилии и торговое судно, вышедшие из Сент-Петер-Порта на острове Гернси. В 23:33 последовала атака эсминцев и торпедных катеров. Огнём батарей с Джерси и корабельной артиллерии немцы отбили нападение.

    Со своей стороны «Борум» направил к немецкой флотилии PT-505 и PT-498. Немцы осветили катера, когда они были в 5000 ярдов, но те начали атаку и выпустили с 1500 ярдов по две торпеды. PT-505 поставил дымовую завесу, под прикрытием которой катера отвернули под сильным огнём противника. Торпеды прошли мимо, но и американцы сумели уйти невредимыми. Это был последний бой с участием торпедных катеров в западной части Канала.

    18 августа американская армия захватила Сен-Мало, после чего движение между материком и Нормандскими островами прекратилось. Укрывшиеся здесь немецкие корабли теперь могли осуществлять лишь межостровные перевозки и, как полагали союзники, совершенно не представляли опасности. В конце августа ВМС США прекратили патрулирование вод залива Сен-Мало.

    Продолжение следует.


    Источники и литература:

    1. Admirality War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
    2. Corelli Barnett. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — London, Penguin, 1991
    3. Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
    4. Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
    5. David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
    6. Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
    7. John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
    8. C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
    9. C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2000
    10. Peter M. Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
    11. Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
    12. https://cfv.org.uk/forum
    13. https://www.forum-marinearchiv.de

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Поделиться
    • 9
    • 188
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (17)
    Цифры Warspot: 50 эсминцев  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 50 эсминцев
    Корабли-«актёры» на Warspot.ru
    Корабли-«актёры»
    Цифры Warspot: 1400 т взрывчатки  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 1400 т взрывчатки
    Штормовой предел Атлантики на Warspot.ru
    Штормовой предел Атлантики
    • Статьи по теме
    • Комментарии (17)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google