С высадкой Союзников в Нормандии летом 1944 года стабильная в течение четырёх лет «линия фронта» в районе Ла-Манша стала стремительно меняться. Скоро немецкие гарнизоны на полуострове Котантен и островах в Канале оказались в тылу наступавших американцев, и немецкие морские перевозки в этом районе стали крайне рискованными. К тому же на сцене появился новый сильный игрок — американские торпедные катера.
Сосредоточив на Нормандских островах около 25 000 военнослужащих (319-я пехотная дивизия, гарнизонные части и подразделения береговой обороны), с началом операции «Нептун» немцы усилили доставку туда из Шербура и Сен-Мало продовольствия и амуниции. Германские ВМС в этом районе находились в подчинении морского командующего на Нормандских островах вице-адмирала Фридриха Хуфмайера (Friedrich Huffmeier) и включали в себя 24-ю флотилию тральщиков фрегаттен-капитана Фрица Брайтгаупта (Fritz Breithaupt), 46-ю флотилию тральщиков капитан-лейтенанта Армина Циммермана (Armin Zimmermann) и 2-ю флотилию форпостенботов капитана цур зее Отто Ленша (Otto Lensch). Противостоящим им в западной части Канала 10-й канадской флотилии эсминцев кэптена Бэзила Джонса (Basil Jones) и катерам Прибрежных сил союзников пришлось заняться борьбой с этими перевозками. Хотя задачи были общие, эсминцы и торпедные катера никогда не проводили совместные операции.
У берегов Котантена
Первой отличилась 10-я флотилия эсминцев. После полуночи 9 июня в 30 милях к северо-западу от острова Иль-де-Батц она перехватила немецкую 8-ю флотилию эсминцев, совершавшую переход Брест — Шербур. В бою, известном как сражение у острова Уэссан, немцы потеряли два эсминца, а уцелевшие эсминец и миноносец вернулись в исходный пункт.
В ночь на 14 июня произошло сразу два морских боя. Вскоре после полуночи патрулировавшие на участке между островов Иль-де-Батц и Джерси эсминцы — польский «Перун» (ORP Piorun) и британский «Ашанти» (HMS Ashanti) — к юго-западу от Джерси заметили вышедшие в 22:00 из Сен-Мало шесть тральщиков 24-й флотилии. В ходе ожесточённого боя, в котором приняла участие и береговая артиллерия с Джерси, M-343 был потоплен, а остальные пять тральщиков получили разной степени повреждения. Один из них ушёл назад в Сен-Мало, а остальные укрылись в Сент-Хельере. Со стороны союзников от огня немецких кораблей получил повреждения «Перун».
Почти одновременно MTB-704 и MTB-714 63-й флотилии у мыса Ла-Хог атаковали три тральщика 6-й флотилии, следовавших из Шербура в Вавиль. Этой ночью из-за сильного волнения все операции шнелльботов в Канале были отменены, но для британских катерников погода оказалась не помехой. Выпустившие торпеды катера зафиксировали попадание, но не видели погружения своей цели. Немцы подтвердили уничтожение тральщика M-83; остальные тральщики после 02:30 пришли в Шербур с уцелевшими 24 членами экипажа M-83 на борту.
В ночь на 17 июня последние три боеспособных шнелльбота 9-й флотилии совершили выход из Шербура с целью отвлечь внимание союзников от конвоя, отправленного из Шербура на Джерси, и благополучно вернулись назад. Конвой же к западу от полуострова Котантен был атакован четырьмя канадскими торпедными катерами 65-й флотилии.
Патрулировавшие у мыса Фламанвилль катера лейтенант-коммандера Джеймса Киркпатрика (James R.H. Kirkpatrick) обнаружили радаром в 3000 ярдах к западу цели, следующие в юго-юго-восточном направлении. Они были опознаны как «конвой из двух тральщиков, трёх траулеров и двух транспортных судов». Канадцы попытались провести внезапную атаку, скрытно подобравшись со стороны берега. MTB-727 Киркпатрика выстрелил две торпеды с 1500 ярдов, а MTB-748 — с 1200.
Немцы выпустили осветительные снаряды и открыли сильный огонь. Канадцы максимально сблизились, ответили огнём из 6-фунтовых орудий, обошли вокруг конвоя, после чего удалились на север. Поскольку не было замечено никаких взрывов, они решили, что все торпеды прошли мимо, но на самом деле тральщик M-133 получил попадание торпеды с MTB-748 и был отбуксирован сначала в Сент-Хельер, а оттуда в Сен-Мало. Кроме того, повреждения в бою получил M-4625. Немцы претендовали на уничтожение одного катера.
18–23 июня в Ла-Манше бушевал сильнейший шторм, ставший причиной гибели и повреждений многих союзных кораблей и судов. В этот период Прибрежные силы обеих сторон свернули свою деятельность, но, едва появились признаки улучшения погоды, боевые действия возобновились.
Ночью на 23 июня у острова Джерси патрулировали по четыре торпедных катера из 65-й и 52-й флотилий. Немецкие дозорные корабли отогнали катера 52-й флотилии, но четвёрка 65-й флотилии на подходе к Сент-Хельеру заметила конвой из тральщиков, форпостенботов и судна снабжения «Гидра» (Hydra), который следовал из Сен-Мало на остров Джерси.
В 02:10 начался бой. С 4000 ярдов канадцы на полном ходу пошли на сближение. Немцы, выпустив осветительные снаряды, встретили их мощным огнём. MTB-745 получил попадание в машинное отделение, потерял ход и окутался дымом. MTB-727 и MTB-743 принялись отстреливаться из 6-фунтовых орудий, а MTB-748 заметил 200-тонное судно «Гидра», обстрелял и поджёг его. Это судно погибло, но весь экипаж перешёл на V-203. Форпостенботы M-4613 и M-4624 были сильно повреждены, причём 430-тонный M-4624 вскоре затонул к югу от Джерси. MTB-745 сумел дать 6-узловой ход и покинуть район боя. В это же время три шнелльбота 9-й флотилии, которые в 23:45 вышли с боеприпасами и 24 армейскими офицерами на борту из Сен-Мало в Шербур, в 02:40 благополучно прибыли к месту назначения.
В 00:00 24 июня группа из четырёх артиллерийских барж (AF-65, AF-66, AF-68 и AF-71) обер-лейтенанта цур зее Отто Карла (Otto Karl) покинула Шербур, охраняя конвой из трёх парусных каботажных судов, следовавший на остров Олдерни. Вместе с ними вышли два буксира — 690-тонный экс-французский «Пиллькоппен» (Pillkoppen) и 103-тонный экс-бельгийский «Йоганн» (Johann). Карл попытался воспользоваться темнотой и потушенными маяками, но ясное небо и полная луна не способствовали успеху перехода.
Патрульный эсминец, который наблюдал за гаванью, немедленно поднял тревогу и на подходе к мысу Ла-Хог три катера 14-й флотилии лейтенанта Дэвида Шоу (David A. Shaw) и три катера 35-й флотилии лейтенанта Джона Диксона (John Dixon) атаковали немцев. Огонь барж и четырёхорудийной 170-мм батареи «Йорк» 260-го морского артиллерийского дивизиона из Кверквиля (западнее Шербура) не помешали нападавшим в 00:54–00:56 торпедировать баржу AF-66 (погибло 22 члена экипажа) и оба буксира — отличились MTB-250 и MTB-254. Затем англичане расправились с 206-тонным каботажником «Холсатия» (Holsatia), затонувшим у мыса Ла-Хог; всего на судах погибло 15 и было ранено 60 человек.
Остатки конвоя в 07:05 достигли острова Олдерни. Англичане заплатили за свой успех одним погибшим на MTB-257, хотя немцы считали, что «вероятно потопили два торпедных катера». Бой получился показательным: при идеальных для оборонявшихся условиях — хорошая освещённость поля боя, абсолютное превосходство в огневой мощи, поддержка береговой батареи — четыре артиллерийских баржи мало того, что не смогли отразить атаку катеров и предотвратить разгром конвоя, но и сами понесли потери. Злосчастная AF-66 стала первой артиллерийской баржей, потопленной торпедой британских катерников.
12 июня соединения американской 1-й армии начали наступление из района западнее Сент-Мер-Эглиза в западном направлении и 17 июня вышли на западное побережье полуострова Котантен, овладев Картере. 27 июня они взяли Шербур, а 1 июля полуостров был полностью очищен от врага. После этого операции против немецкого судоходства переместились в залив Сен-Мало.
В ночь на 27 июня четвёрка «догов» 52-й флотилии в условиях плохой видимости к югу от Джерси незаметно подкралась к патрульным форпостенботам 2-й флотилии. С 400 ярдов англичане открыли огонь, а затем на циркуляции выпустили торпеды. Огнём артиллерии был выведен из строя 422-тонный V-210, а 391-тонный V-208 был повреждён менее серьёзно. Немцы ответили мощным огнём, и нападавшие ушли, отделавшись лёгкими повреждениями MTB-677, MTB-676 и MTB-673; на последнем погиб один член экипажа.
В 01:00 28 июня к северо-востоку от Джерси два эсминца — британский «Эскимо» (HMS Eskimo) и канадский «Гурон» (HMCS Huron) заметили немецкие дозорные корабли M-4611 (197 тонн), V-213 (282 тонны) и V-203 (390 тонн), после чего выпустили осветительные снаряды. Немцы попытались укрыться в дымовой завесе, но британцы пошли следом и расстреляли тральщик. Попытка расправиться с удиравшими форпостенботами окончилась конфузом: «Эскимо» принялся было обстреливать V-213, но сам попал под огонь V-203 с дистанции 300 метров. Немецкие снаряды поразили «Эскимо» в котельное отделение №1 и перебили паропровод котельного отделения №3. Подоспевший «Гурон» прикрыл собрата дымовой завесой, и оба эсминца вышли из боя. Немцы потеряли M-4611 и V-213, а «Эскимо» в сопровождении «Гурона» на одном котле сумел добраться до Плимута.
Наиболее крупная победа в водах залива Сен-Мало была одержана в ночь на 4 июля 1944 года четвёркой торпедных катеров 65-й флотилии. MTB-748, MTB-743, MTB-735 и MTB-736 с приглушёнными двигателями стояли в засаде севернее островов Шозе к северу от Сен-Мало. Около 01:10 они установили радиолокационный контакт с конвоем: 889-тонный буксир «Минотавр» (Minotaur) с 468 рабочими из оккупированных стран на борту сопровождали V-210, V-209, V-208 и M-4622. Конвой вышел около 22:30 с Джерси и на 12 узлах следовал на юго-запад, в Сен-Мало.
Лейтенант-коммандер Джеймс Киркпатрик на малом ходу повёл свои катера навстречу немцам, и около 01:30, когда те находились всего в восьми милях от места назначения, канадцы выпустили торпеды — одна пара катеров отстрелялась по головным кораблям врага с 3000 ярдов, а пара Киркпатрика одновременно атаковала хвост ордера.
Нападение оказалось необычайно удачным. Катер Киркпатрика выпустил две торпеды в средний корабль, который принял за транспорт, и поразил цель обеими. Это был V-208, который немедленно отправился на дно. Следом торпеда попала в машинное отделение головного в ордере V-210; он переломился пополам и затонул в течение четырёх минут. В следовавший за ним «Минотавр» попало две торпеды — в нос и в корму возле руля. К счастью для его пассажиров, находившихся в помещениях под палубой, судно чудом осталось на плаву, хотя жертв было очень много. Проносясь мимо оставшихся немецких кораблей, канадцы открыли по ним огонь. V-209 и M-4622 принялись отстреливаться.
Весь бой длился не более четырёх минут. На двух потопленных форпостенботах погибло 20 человек, 45 были спасены V-209. На «Минотавре» погибло около 250 человек, но судно было отбуксировано в Сен-Мало. MTB-748 получил 14 попаданий, поэтому ушёл домой с погруженным носом и пятью ранеными на борту. MTB-743 был повреждён незначительно, на нем был только один раненый. V-209 и M-4622 также были повреждены.
В ночь на 7 июля эсминцы «Гурон» и «Тартар» (HMS Tartar) в рамках операции «Дреджер» (Dredger) по уничтожению немецких лёгких сил к северо-западу от Бреста перехватили у южного побережья Джерси тральщики 46-й флотилии и потопили M-4601 и M-4605. Остальные бежали на мелководье под прикрытие береговых батарей. Это была последняя победа 10-й флотилии эсминцев в водах Канала — вскоре её перенацелили на операции в Бискайском заливе.
Неудачный дебют американцев
25 июля 7-й корпус 1-й американской армии прорвал немецкую оборону у Сент-Ло, а 1 августа американцы вырвались на оперативный простор и развернули наступление в направлениях Бретани и Луары. Поскольку теперь кампания в Бретани стала обязанностью американских вооружённых сил, 2 августа ВМС США выделили для этих целей эскортные миноносцы в качестве кораблей управления и 18 торпедных катеров 30-й (PT-450… PT-461) и 34-й (PT-498…PT-509) эскадр с операционной базой в Шербуре. Их задачей был срыв вражеских перевозок между Сен-Мало и Нормандскими островами.
Американская авиация непрерывно атаковала Сен-Мало, к которому продвигалась 3-я американская армия, а катера союзников блокировали подходы к порту, чтобы помешать немцам удрать оттуда. В ночь на 7 августа уцелевшие единицы 24-й флотилии тральщиков — M-412, M-432, M-442 и M-452 — покинули Сен-Мало и направились к Нормандским островам. V-215 и M-133, которые не могли дать ход, были взорваны; началось уничтожение гавани. Союзное соединение, состоящее из двух эсминцев и трёх торпедных катеров, попыталось перехватить корабли фрегаттен-капитана Брайтгаупта у Джерси, но тем удалось проскочить в Сент-Хельер. После этого американцы начали каждую ночь патрулировать воды вокруг островов смешанными группами торпедных катеров с эсминцами и эскортными миноносцами.
Ожидая высадки американцев на восточном побережье Джерси, немцы решили перебросить в Сент-Хельер две батареи 150-мм полевых орудий с острова Гернси. Рано утром 9 августа немецкий конвой в составе M-4626, двух грузовых кораблей и пяти вооружённых траулеров покинул Сент-Питер-Порт на Гернси с шестью 150-мм орудиями и 170 артиллеристами на борту.
Накануне вечером из Шербура на патрулирование между Гернси и Джерси вышли американский эскортный миноносец «Малой» (USS Maloy) и шесть единиц 34-й эскадры торпедных катеров; командовал эскадрой лейтенант Герберт Шерертц (Herbert J. Sherertz) находился на «Малое». В 19:26 катер PT-506 из-за поломки винта повернул назад, а остальные в 23:20 прибыли в заданный район и приступили к выполнению задачи. В 04:54 9 августа «Малой» радаром обнаружил «шесть тральщиков, которые следовали на 14 узлах к Ла-Корбьеру», крайней юго-западной точке Джерси, и в 05:30 направил для их атаки группу из трёх катеров.
В густом тумане при видимости 200 ярдов катера не увидели противника, в 05:35 безрезультатно выпустили торпеды по данным радаров и под обстрелом немцев вернулись к «Малою». Тогда в 05:51 «Малой» направил на перехват вторую группу в составе PT-508 лейтенанта Келвина Уортона (Calvin R. Whorton) и PT-509 лейтенанта Гарри Криста (Harry M. Crist), находившуюся в 8 милях к юго-западу от Джерси.
Лейтенант Крист прошёл через туман, ограничивавший видимость до 150 ярдов, и в 06:08 с четверти мили выпустил торпеды в конвой. Радар PT-508 не действовал, и он торпедами не стрелял, поэтому атаку было решено повторить. На этот раз PT-508 выпустил торпеды по целеуказанию Криста. Немцы были наготове, и в 06:10 встретили появившихся из тумана американцев перекрёстным огнём.
PT-508 отвернул и приказал напарнику следовать за ним, но тот оказался в самом центре конвоя и был подбит; последнее сообщение с него было в 06.16: «Я посреди них». Загорелась штурманская рубка, рулевой был убит, и потерявший управление катер на полном ходу под прямым углом врезался в борт 474-тонного M-4626. Разбитый нос пылающего катера повис на борту тральщика на уровне его палубы, и экипаж немецкого корабля отчаянно пытался оттолкнуть его баграми. Уцелевшие американские моряки принялись уничтожать оборудование. Оператор радара Джон Пейдж (John L. Page), уничтожив свою технику, сумел забраться на нос катера, и немцы втащили его на борт тральщика — позднее у американца насчитали 37 осколочных ранений и переломы правой руки и обеих ног. Остальные 14 членов экипажа катера были перебиты гранатами и огнём из стрелкового оружия. После того как двигатели PT-509 остановились, немцам удалось оттолкнуть его от борта, и почти сразу после этого катер взорвался.
Уцелевший PT-508, беспомощно покружив в тумане, в 07:10 присоединился к находившемуся в 3 милях от побережья «Малою», который безуспешно пытался связаться с Кристом по радио. В 07:24 лейтенант Шерертц отправился к южному побережью Джерси на PT-503, взяв с собой PT-507, чтобы отыскать PT-509. В 08:00 американцы обнаружили радаром конвой на рейде Сент-Хельера, сблизились и в 08:10 с 200 ярдов открыли огонь из 37-мм орудий и крупнокалиберных пулемётов по «тральщику», а PT-503 с 150 ярдов выпустил в эту же цель оставшуюся торпеду. Немцы ответили убийственно точным огнём — оба катера были поражены, из 15 членов экипажа PT-503 10 было ранено, а двое убито; ещё один раненый был на PT-507. Прикрывшись дымовой завесой, катера вышли из боя и поспешили на соединение с «Малоем».
Немцы констатировали, что «тральщики 46-й флотилии и форпостенботы 2-й флотилии во время выполнения обязанностей эскорта вели бой в 06:20–08:10 к югу от острова Джерси. Два корабля противника были уничтожены. Конвой прибыл в Сент-Хельер в 09:30». Четыре немецких корабля были повреждены, причём M-4621, M-4622 и M-4626 вышли из строя от огня американцев. Собственные потери немцев были невелики: четыре человека убиты и 41 ранен, многие из них были из армейского персонала.
После этого американские «москиты» дали в водах залива Сен-Мало ещё два боя.
В 00:13 12 августа американский эскортный миноносец «Борум» (USS Borum) совместно с четырьмя катерами вышел на позицию патрулирования в 8 милях к западу от Джерси и направил свои катера на поиск к северо-востоку и юго-востоку. В 03:00 в 5 милях к востоку PT-500 и PT-502 заметили два тральщика 24-й флотилии, находившиеся в 3/4 мили от мыса Ла-Корбьер и следовавшие на север на 12 узлах. Американцы курсом 60° бросились на перехват, и немцы легли на обратный курс. Американцы заметили это и также изменили курс перехвата на 140°. Выпустив осветительные снаряды, немцы заметили приближающиеся катера, и те вынуждены были выпустить торпеды: PT-500 в головной, а его напарник — в концевой тральщики. Только после этого катера попали под обстрел вражеской малокалиберной зенитной артиллерии, но, отстреливаясь, вышли из него под прикрытием дымовой завесы с минимальным ущербом. На PT-502 были ранены трое, а на PT-500 — один моряк. Все торпеды прошли мимо целей.
В ночь на 14 августа воды Нормандских островов патрулировали британские эсминцы «Онслот» (HMS Onslaught) и «Сумарес» (HMS Saumarez) с катерами PT-505 и PT-510, к которым в 22:12 13 августа присоединились американские эскортный миноносец «Борум» с PT-505 и PT-498. В 23:09 обе группы разошлись для ночного поиска, а уже в 23:15 первой группой был замечен противник — тральщики M-412, M-432, M-442 и M-452 24-й флотилии и торговое судно, вышедшие из Сент-Петер-Порта на острове Гернси. В 23:33 последовала атака эсминцев и торпедных катеров. Огнём батарей с Джерси и корабельной артиллерии немцы отбили нападение.
Со своей стороны «Борум» направил к немецкой флотилии PT-505 и PT-498. Немцы осветили катера, когда они были в 5000 ярдов, но те начали атаку и выпустили с 1500 ярдов по две торпеды. PT-505 поставил дымовую завесу, под прикрытием которой катера отвернули под сильным огнём противника. Торпеды прошли мимо, но и американцы сумели уйти невредимыми. Это был последний бой с участием торпедных катеров в западной части Канала.
18 августа американская армия захватила Сен-Мало, после чего движение между материком и Нормандскими островами прекратилось. Укрывшиеся здесь немецкие корабли теперь могли осуществлять лишь межостровные перевозки и, как полагали союзники, совершенно не представляли опасности. В конце августа ВМС США прекратили патрулирование вод залива Сен-Мало.
Продолжение следует.
Источники и литература:
- Admirality War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Corelli Barnett. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — London, Penguin, 1991
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2000
- Peter M. Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
- https://cfv.org.uk/forum
- https://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.