Битва за Атлантику оставила яркий след в кинематографическом искусстве. Пусть на эту тему было снято не так много фильмов, но большинство из них можно отнести к шедеврам военного кино. Такую оценку они заслужили не только сюжетом или игрой актёров — важный вклад внесли корабли-ветераны, участвовавшие в событиях, затронутых в кинокартинах о морской войне. Использование в фильмах таких «актёров» делало съёмки реалистичными, что позволяло зрителю в полной мере поверить происходящему на экране. У каждого такого корабля была ещё и своя персональная судьба, не связанная с кинематографом. Познакомимся с четырьмя из них: «звёздами» фильмов «Жестокое море», «U 47 — капитан-лейтенант Прин» и «Под нами враг».
«Жестокое море»
Во время Второй мировой войны важную роль в морских грузоперевозках сыграли корветы. Эти корабли тянули лямку противолодочной обороны, охраняя союзные конвои от нападений немецких подлодок в разных точках мирового океана. За время Битвы за Атлантику командам кораблей ПЛО довелось хлебнуть лиха, но их подвиг вряд ли стал бы широко известен, если бы не роман «Жестокое море» английского писателя Николаса Монсаррата. Опираясь на личный опыт, автор рассказал о службе на корветах, позволив читателю взглянуть на неё глазами своего героя — офицера английского флота.
Вышедший в 1951 году роман вызвал интерес у читателей, и книга быстро стала бестселлером. Неудивительно, что спустя короткое время возник вопрос об экранизации «Жестокого моря». Премьера одноимённого фильма состоялась уже в 1953 году. Английская публика хорошо приняла картину, а затем она получила и мировую известность. По сей день «Жестокое море» считается одним из наиболее реалистичных военных фильмов, в том числе и благодаря использованию техники времён войны.
Во время съёмок фильма главные корабельные «роли» были отведены двум настоящим корветам. «Компас Роуз», который был плодом воображения Монсаррата, «сыграл» ветеран Битвы за Атлантику «Кореопсис» — корвет типа «Флауэр». Любопытно, что в фильме «Компас Роуз» имеет бортовой номер K 49, что породило небольшую путаницу: в действительности такой номер принадлежал корвету «Крокус», который не снимался в этом фильме, как думали некоторые зрители.
«Кореопсис» (HMS Coreopsis (K 32) был построен на верфи в Шотландии и вошёл в строй Королевского флота в августе 1940 года. Службу эскортного корабля он начал 11 сентября 1940 года, когда вышел из Ливерпуля, сопровождая конвой ОВ-212. Спустя трое суток «Кореопсис» присоединился к HG-43, двигавшемуся из Гибралтара в Великобританию, и проводил его в Ливерпуль. С этого момента «Кореопсис» активно участвовал в охране атлантических коммуникаций. До ноября 1943 года он сопроводил до места назначения более четырёх десятков конвоев, половина из которых поддерживала сообщение между Гибралтаром и Великобританией.
По современным данным, на счету корвета нет ни одной потопленной подлодки стран Оси. Зато он спасал экипажи торпедированных ими судов. К примеру, 20 октября 1940 года «Кореопсис» подобрал 26 моряков с британского судна «Ла-Эстансиа», потопленного U 47 Гюнтера Прина. И сам корвет, и пострадавшее судно входили в состав печально известного конвоя НХ-79, который стал жертвой успешного нападения «волчьей стаи», известного в истории Битвы за Атлантику как «Ночь длинных ножей».
В конце 1943 года карьера «Кореопсиса» сделала новый виток: корабль был выведен из состава английского флота и передан греческим ВМС. 10 ноября на нём был поднят греческий флаг, а сам корвет сменил имя на «Криезис» (RHS Kriezis (K 32). В плане службы для него мало что изменилось. «Криезис» продолжил охранять атлантические конвои, а в середине 1944 года был переведён в Ла-Манш, где обеспечивал безопасность переброски грузов и войск из Великобритании во Францию.
Окончание войны корвет встретил под греческим флагом и продолжал оставаться единицей ВМС Греции на протяжении первых послевоенных лет. В 1952 году греки вернули корабль Великобритании, которая была готова пустить его на слом. Однако его успел «перехватить» технический консультант фильма «Жестокое море» кэптэн Джон Брум — бывший командир эскорта конвоя PQ-17. Так как других корветов типа «Флауэр» в строю английского флота уже не было, Брум рекомендовал использовать экс-«Кореопсис» в роли «Компас Роуз». После окончания съёмок корабль был продан на металлолом и разобран на одной из английских верфей в июле 1952 года.
Роль «Салташ Касла» досталась «Порчестер Каслу» — корвету такого же типа. Это несколько расходилось с книгой, так как по сюжету романа «Салташ» принадлежал к корветам типа «Ривер». К сожалению для съёмочной группы, на тот момент в Великобритании уже не было ни одного «ривера», поэтому пришлось использовать то, что было под рукой.
«Порчестер Касл» (HMS Portchester Castle (K 362) вошёл в строй ВМС Великобритании 8 ноября 1943 года, став единицей 30-й эскортной группы. До конца войны корвет участвовал в охране атлантических конвоев, чередуя её с охотой на немецкие подлодки. Один из таких случаев описал в своих мемуарах командующий 30-й эскортной группой Денис Райнер, считавший, что 11 ноября 1944 года к северу от Ирландии его корабли потопили U 1200. Увы, оптимизм Райнера не имел оснований: на самом деле эта атака была проведена по ложному контакту, а U 1200 сегодня считается пропавшей без вести в Ла-Манше после 12 ноября того же года. Однако это не лишает «Порчестер Касл» лавров победителя подлодок, так как двумя месяцами ранее, 9 сентября, он, действуя совместно с фрегатом «Хелмсдейл», потопил U 484.
Послевоенная судьба «Порчестер Касла» имеет ряд неясностей. Некоторые источники утверждают, что корвет был выведен из строя английского флота в 1947 году. Его не отправили на слом, и это обстоятельство позволило использовать корабль на съёмках «Жесткого моря» в 1952 году, а через четыре года — в шпионском триллере «Человек, которого никогда не было». На металл этот корабль разобрали лишь в мае 1958 года.
Любопытно, что в «Жестоком море» вполне могли сниматься не два, а три корабля-ветерана. Роль немецкой подлодки, потопленной в конце фильма, исполнила английская субмарина типа S. Лодки этого типа активно участвовали во Второй мировой войне, но увы, название подводной «актрисы» установить не удалось.
«U 47 — капитан-лейтенант Прин»
Гюнтер Прин является одним из известнейших подводных асов Германии. В годы Второй мировой немецкая пропаганда преподносила его как героя Третьего рейха и официальное лицо кригсмарине. После окончания войны имя подводного аса не было забыто в Западной Германии, о чём свидетельствует фильм «U 47 — капитан-лейтенант Прин», вышедший на экраны ФРГ в 1958 году.
В основе сюжета картины лежит реальная история Прина, которую сценаристы подвергли политической коррекции, сделав фильм антивоенным. Он не понравился ветеранам немецкого подплава: они сочли увиденное выдумкой, имевшей мало сходства с настоящей историей подводного аса. Однако есть у фильма и достоинства. Эта послевоенная картина является одной из немногих, в съёмках которой участвовала немецкая субмарина типа VIIC.
5 июня 1941 года командир подлодки U 573 капитан-лейтенант Г. Хайнсон поднял на ней флаг, что означало её вступление в строй флота. После трёхмесячного учебного курса «семёрка» в сентябре 1941 года вышла из Киля в свой первый поход и завершила его 15 ноября в Сен-Назере. Хайнсону и его экипажу не было суждено действовать в Атлантике, так как это время началась переброска немецких подводных лодок на Средиземное море. 11 декабря Хайнсон покинул Францию и спустя неделю успешно миновал Гибралтарский пролив. Любопытно, что своё единственное судно «семёрка» потопила сразу после прорыва через Гибралтар: она отправила на дно норвежский пароход «Хелла», который сопровождал английский вооружённый траулер. 30 декабря U 573 завершила непростой поход, придя на итальянскую базу Пола.
Средиземноморская карьера «семёрки» была короткой. В феврале 1942 года она совершила один поход, в котором безуспешно оперировала в Восточном Средиземноморье. 20 апреля U 573 вновь вышла в море — на этот раз для действий у побережья Алжира. Поход оказался для неё последним: 1 мая лодку атаковал и тяжело повредил английский самолёт. Казалось, «семёрка» была обречена. Хайнсон подумывал о её затоплении, но техническому персоналу удалось починить один из электромоторов и вернуть U 573 ход. Получив доклад об этом, командование немецких ВМС приказало Хайнсону следовать в испанский порт Картахена, куда субмарина добралась к полудню 2 мая.
Испания дала немцам три месяца на ремонт лодки, хотя это явно противоречило международному праву. Английское посольство несколько раз заявляло испанскому правительству решительный протест. В процессе ремонта выяснилось, что трёхмесячного срока явно не хватит, чтобы устранить повреждения. Тогда Германия продала U 573 Испании за 1,5 млн рейхсмарок. 2 августа 1942 года лодка вошла в строй испанского флота под названием G-7. Правда, завершить её ремонт испанцы смогли лишь в 1947 году, после чего «семёрка» стала полноценным боевым кораблём их флота.
К началу съёмок фильма о Гюнтере Прине немецкая киностудия смогла уговорить испанское Адмиралтейство сдать в наём экс-U 573 как реквизит для картины. Съёмочная группа выехала в Картахену и там отсняла на лодке несколько сцен. В «U 47 — капитан-лейтенант Прин» роль U 47 досталась бывшей лодке Хайнсона, что в ряде моментов позволило сделать фильм очень реалистичным. Любопытно, что «семёрка» могла фигурировать ещё в нескольких картинах, однако сообщающие об этом источники не уточняют, в каких именно фильмах её можно увидеть.
«Под нами враг»
Автор известного романа «Лодка» Лотар-Гюнтер Буххайм отказался экранизировать своё произведение в Голливуде. Решение он объяснил клишированием образа немцев как нацистов и засильем в американском кинематографе элементов шоу и приключенческой составляющей. Нельзя сказать, что знаменитый писатель был не прав. Американские фильмы о Битве за Атлантику действительно имеют такую особенность, что и продемонстрировал недавно вышедший на экраны блокбастер «Грейхаунд».
Однако из любого правила есть исключения. Таким исключением стала картина «Под нами враг» 1957 года, которая выглядит белой вороной среди американских фильмов о немецких подводниках. Это экранизация одноимённого романа упомянутого Д. Райнера, в котором повествуется о противостоянии английского эсминца и немецкой подлодки, которое завершилось гибелью обоих кораблей.
Экранизируя произведение Райнера, американцы внесли в сценарий несколько изменений. Например, они заменили английский корабль американским. В фильме его роль досталась ветерану ВМС США «Уайтхёрсту» (USS Whitehurst (DE-634) — эскортному миноносцу типа «Бакли», который вошёл в строй американского флота 19 ноября 1943 года. Правда, в отличие от его героя в фильме, этому кораблю не было суждено воевать с немецкими подводниками. В 1944–1945 годах «Уайтхёрст» действовал на Тихом океане, где сопровождал конвои и участвовал в десантных операциях. 29 октября 1944 года он отличился во время атаки японской субмарины. По современным данным, наиболее вероятной жертвой его глубинных бомб в тот день стала подлодка I-45.
«Уайтхёрсту» не всегда сопутствовала удача. Во время высадки на Окинаве эскортный миноносец подвергся атаке японских самолётов, и один из них врезался в корабль. Во время этого инцидента погибли 42 из 213 членов экипажа. Повреждённый корабль дошёл до Пёрл-Харбора, где встал на долгий ремонт. После завершения Второй мировой «Уайтхёрст» был выведен в резерв флота, но с началом войны в Корее вновь вернулся в строй.
Перед началом съёмок фильма «Под нами враг» корабль находился в ремонте на Гавайях. Командование американского флота предоставило его в распоряжение кинокомпании «20 век Фокс». В течение двух месяцев «Уайтхёрст» изображал вымышленный эсминец USS Haynes и справился с этой задачей весьма удачно. Реалистичности съёмкам добавили не только настоящий корабль времён Второй мировой и грамотные технические консультанты, но и использование части экипажа «Уайтхёрста» в качестве актёров второго плана.
После сотрудничества с Голливудом корабль-ветеран ещё более десяти лет продолжал службу в ВМС США. 12 июля 1969 года он был списан и встретил свой конец в роли корабля-мишени: в апреле 1971 года его потопила на учениях американская подлодка «Триггер».
В завершение рассказа о четырёх «актёрах» отметим, что они сыграли важную роль в воплощении Битвы за Атлантику в послевоенном кинематографе. Их появление на экране стало возможным из-за того, что съёмки этих картин проходили в первое десятилетие после войны, когда киностудии ещё могли задействовать корабли-ветераны в качестве реквизита — позже создатели военного кино были лишены такой возможности. Примером тому является известный фильм «Лодка», на съёмках которого использовались макеты подлодки типа VIIС, так как экс-U 573 уже не существовало: в мае 1970 года эта подлодка-«актриса» была разобрана в Испании на металл.
Литература:
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
- Franks, N. Search, Find and Kill. — Grub Street the Basemenе, 1995.
- Hadley, M.L. Count not the dead: the popular image of the German submarine. — McGill-Queen's University Press, 1995.
- Niestlé, A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction. — Frontline Books, 2014.
- Paterson, L. U-Boats in the Mediterranean: 1941–1944. — Annapolis: Naval Institute Press, 2007.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. — Band 11. — Norderstedt.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.naval-history.net
- https://de.wikipedia.org/
- http://www.convoyweb.org.uk
- www.wlb-stuttgart.de
- https://en.wikipedia.org/
- http://dubm.de/
- https://navsource.org/
- http://www.combinedfleet.com/
Комментарии к данной статье отключены.