Идея размещения десанта на танке не нова: ещё в годы Великой Отечественной войны стало ясно, что пехота, идущая в атаку на броне, эффективно защищает танки от вражеской ПТО, не отстаёт в бою и в целом действует более эффективно и уверенно. В дальнейшем в разных странах периодически возникала и даже воплощалась в металле идея возить собственную пехоту не на броне, а под бронёй танка, превратив его в тяжёлую БМП. Не избежали её на рубеже веков и харьковские танкостроители.
Танк для пехоты
В начале 60-х годов в московском ВНИИ-100 разработали несколько проектов специальных машин на базе танков «Объект 167» и «Объект 432», в компоновочных схемах которых, кроме экипажа, предусматривалось дополнительное размещение трёх или четырёх десантников.
На базе танка «Объект 167» была создана специальная машина с пассивным размещением трёх десантников. По сравнению с танком масса специальной машины увеличилась на 1,4 тонны и достигла 38 тонн, а длина корпуса машины возросла на 345 мм и составила 6710 мм. Кроме того, был уменьшен боекомплект 115-мм пушки с 40 до 28 выстрелов и клиренс машины с 482 до 420 мм. Остальные характеристики машины остались такими же, как у танка «Объект 167».
Для размещения в танке «Объект 432» трёх десантников длину корпуса пришлось увеличить на 600 мм. При установке в танк «Объект 432» ПТРК «Рубин» и 115-мм пушки пониженной баллистики боекомплект составлял 23 выстрела и 9 управляемых ракет. Экипаж машины в этом случае состоял из двух человек, предусматривалось размещение четырёх десантников. Масса машины уменьшилась с 34 до 33,2 тонны, а высота машины по крыше башни — с 2160 до 1930 мм. Остальные характеристики по сравнению с базовой машиной остались без изменений.
Несмотря на то, что работы по данным проектам так и остались в чертежах, сама идея совмещения качеств танка и БМП не исчезла и продолжала рассматриваться как актуальная и харьковскими конструкторами. В связи с имевшимся в 90-е годы общемировым интересом к тяжёлым боевым машинам пехоты, в ХКБМ были предприняты усилия по разработке машины данного класса, причём не имеющие прямых аналогов в мировом танкостроении.
БМП с противопульной и противоосколочной броневой защитой не могут сопровождать танки на поле боя из-за уязвимости практически от всех видов противотанкового оружия. Вооружение современных БМП также не обеспечивает решения всех огневых задач на поле боя, поэтому они не могут решать боевые задачи самостоятельно, без поддержки танков. В связи с этим возникла необходимость создания нового типа боевых машин пехоты.
Создание БМП на базе танковых узлов (трансмиссии, ходовой части и т.д.) позволяет реализовать в одной машине сочетание качеств танка (вооружение, защита, подвижность) и БМП (десант). Это позволяет обеспечить тесное взаимодействие танков и мотострелков при наиболее полном использовании их сильных сторон в ходе ведении боевых действий. ТТХ новой БМП с танковым вооружением и защитой позволяют ей действовать на поле боя самостоятельно без применения танков. Главным преимуществом было то, что десант с самого начала находился в боевых порядках — не надо было ожидать его подхода на БТР и БМП.
Первые проекты ХКБМ танк, который теперь именовался «боевой тяжелой машиной пехоты» (БТМП), разрабатывались на базе серийных машин ХКБМ или путём доработки ранее выпущенных танков Т-72. Они предполагали удлинение существующего шасси танка с установкой в нём дополнительного десантного отсека. Также боевые тяжёлые машины пехоты могли создаваться на базе устаревших танков в период их модернизации. Были разработаны различные варианты БТМП с размещением отсека для десанта между боевым отделением и отделением силовой установки. Корпус машины удлинялся на один каток.
Идеология БТМП
Опыт локальных конфликтов 80-х годов показал противоречия концепции плавающей БМП как партнёра танка в общевойсковом бою. По своему вооружению она должна действовать в одной линии с танками или даже впереди них, а по уровню защиты должна быть далеко за боевыми порядками подразделения, лучше всего вне прямой видимости. С другой стороны, будучи неспособной в абсолютном большинстве случаев к действиям без танков, плавающая БМП имела более высокую по сравнению с ними проходимость, которую не могла использовать, будучи связанной менее проходимыми танками и другими машинами на их базе.
Боевые тяжелые машины пехоты предназначаются для ведения боевых действий как в составе танковых частей и подразделений, находясь с ними в одних боевых порядках, так и самостоятельно. При этом стрелки-десантники могут вести бой с машины и спешенно. Применение БТМП, обладающих вооружением, защитой и манёвренностью как у танков, обеспечивает тесное взаимодействие на поле боя танков и стрелков-десантников при наиболее полном использовании сильных сторон этих родов войск. Система управления огнем и вооружение БТМП обеспечивает обнаружение и поражение танков, БМП, противотанковые средства, пехоты противника также эффективно, как и танки.
Боевые действия, в которых могут применяться БТМП – наступление, оборона, охранение, засада и др. В связи с тем, что пехотинцы (стрелки-десантники) одновременно с танками и БТМП достигают рубежа закрепления, это позволяет, не ожидая подхода мотострелковых частей и подразделений, захватить и удерживать важный плацдарм.
Общая компоновка
БТМП состоит из шасси и башни в сборе. Башня в сборе не претерпевает никаких изменений по сравнению с башней, устанавливаемой на танк. Шасси же в сборе изменяется только в кормовой части и состоит из:
- отделения управления;
- боевого отделения;
- десантного отделения;
- силового отделения;
- ходовой части.
В отделении управления изменяется бак-стеллаж, т.к. из него убираются семь выстрелов с целью обеспечения необходимого запаса топлива, а в шасси, между бортами, перегородкой десантного отделения и конвейером механизма заряжания справа и слева, устанавливаются два топливных бака вместимостью по 80 л каждый вместо средней группы топливных баков и 2-х выстрелов. Изменяются также длины тяг управления на 760 мм. Остальное остается как у базового танка.
Боевое отделение не изменяется по сравнению с базовым танком.
Десантирование в зависимости от обстановки на поле боя осуществляется через люки в крыше десантного отделения или через лаз над двигателем с подъемной крышей и люком в кормовом листе напротив лаза.
Наличие лаза над двигателем с подъемной крышей и люка в кормовом листе обеспечивает безопасную и удобную посадку стрелков-десантников со снаряжением при ведении боевых действий, но требует перекомпоновке системы силовой установки танка. Проект разрабатывался на базе танка Т-84, и получил обозначение БМТ-84.
В варианте компоновки, где силовая установка размещена спереди, требовалась разработка нового корпуса, броневой защиты и систем силовой установки.
Компоновка десантного отделения
Десантное отделение размещено между боевым и силовым отделениями, ниши которого выходят на надгусеничные полки справа и слева и имеет люк в средней части перегородки десантного отделения для перехода в аварийных ситуациях стрелков-десантников из десантного отделения в боевое отделение и членов экипажа из боевого отделения в десантное отделение. При переходах необходимо из конвейера механизма заряжания снять два верхних полулотка и съемный щиток кабины боевого отделения. Также имеются два люка на крыше десантного отделения для посадки и высадки стрелков-десантников, и лаз, проходящий через все силовое отделение до кормового, вертикально расположенного листа, в котором выполнен люк, открывающийся в сторону, а в конце лаза перед люком располагается откидывающаяся наружу лесенка-аппарель.
Лаз сверху закрывается крышей, в которой выполнен один из десантных люков, и открывается при десантировании назад через лаз. Также отделение десанта имеет стеллаж для укладки снаряжания стрелков-десантников, сиденья для пяти стрелков-десантников и две бойницы справа и слева для стрельбы из автоматов, два смотровых прибора ТНПО-160 для обзора на две стороны.
Несмотря на схожесть идеи решения компоновки кормового лаза БМТ-84 с израильским БТР на базе танка «Ахзарит», прообразом для него послужил ранее выполненный проект переоборудования танка «Центурион» в тяжелую БМП AB-13, выполненный для участия в тендере для армии Иордании. Несмотря на относительную простоту переоборудования танка, такой отсек для десанта имел недостатки. При сохранении боевого отделения ОБТ на БМТ-84 в отсеке размещалось только пять десантников, условия их размещения вблизи работающего двигателя были бы далеки от идеальных и требовали серьезных мер по звукоизоляции и уменьшению воздействия вибраций. Кроме того имелось неиспользованное пространство прохода над МТО, необходимое для выхода десанта.
Также размещение десантного отсека в данном варианте компоновки приводило к некоторым изменениям характеристик в сравнении с базовым танком. Количество выстрелов к пушке уменьшается максимум на 9 выстрелов; огонь из пушки и спаренного с ней пулемета может вестись только в переднем секторе ±120°, а переброс пушки с борта на борт над кормой может осуществляться только на углах возвышения пушки от +12° до +16°40´ из-за высокого десантного и силового отделений; толщина бортов в десантном и силовом отделениях, с целью снижения массы, снижена до 40 мм.
Компоновка силового отделения
Силовое отделение имеет аналогичную с танковой установку двигателя типа 6ТД, трансмиссии и включает все системы, обслуживающие двигатель и трансмиссию. Кроме того через все силовое отделение проходит лаз от десантного отделения до кормового листа, в котором выполнен десантный люк, а сам лаз сверху закрыт открывающейся крышей для удобства выхода десанта. Под сидениями стрелков-десантников со стороны силового отделения размещены два топливных бака вместимостью по 50 л каждый.
Крыша силового отделения состоит из двух открывающихся и съемных частей: правая часть крыши включает в себя водяные и масляные радиаторы, эжекционную систему, входные и выпускные жалюзи и выброс выхлопных газов двигателя осуществляется на правый борт, левая часть крыши включает в себя входные жалюзи для прохода воздуха в воздухоочиститель и воздухозаборное устройство для брода и подводного хождения.
Основные составные части систем, обслуживающих двигатель и трансмиссию, заимствуются из силового отделения танка, имея новое размещение с целью создания лаза для десанта и построены на базе и принципе действия существующих систем и для их создания не требуется подготовки производства и проведения дополнительных опытно-конструкторских работ.
Для изготовления БМТ-84 был подготовлен комплект конструкторской документации, но в металле был воплощен более простой вариант реализации боевого отделения, выполненный на базе доработанного танка Т-72Б – БМТ-72.
БМТ-72 создан на базе танка Т-72Б, после проведения всего комплекса мероприятий по его модернизации. Десантное отделение расположено между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями. В крыше корпуса машины, в десантном отделении, выполнены люки для посадки и десантирования. БМТ-72 использует моторно-трансмиссионное отделение аналогичное танку Т-84 без реализации лаза над МТО, что значительно усложняет спешивание десанта в бою.
Кроме того сомнения вызывает сохранение боеспособности десанта при длительном нахождении в тесном отсеке, расположенном рядом с моторно-трансмиссионным отделением.
Литература:
- Б.С. Сафонов. Комплекс боевых машин переднего края // «Вестник бронетанковой техники» — 1991 — №7
- Б.А. Дидусев, С.В. Дмитриев. Концепция создания семейств ВГМ // «Вестник бронетанковой техники» — 1991 — №7
Комментарии к данной статье отключены.