• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    19

    Расскажи мне о войне: Николай Михайлович Майоров

    • ВМВ
    • авиация
    • персоналии
    • СССР
    Редакция Warspot
    03 October '20

    Известный сайт Артёма Драбкина «Я помню» уже 20 лет аккумулирует воспоминания ветеранов Второй мировой войны и других вооружённых конфликтов XX века. Теперь он открывает цикл публикаций в новом формате — вновь публикуемые интервью можно не только прочитать непосредственно на сайте, но и посмотреть в видеоформате.

    Одним из недавно опубликованных материалов стали воспоминания Героя Советского Союза Петра Евсеевича Брайко, командира 3-го кавалерийского полка 1-й Украинской партизанской дивизии. Редакция Warspot уверена, что этот рассказ очевидца исторических событий и непосредственного их участника будет интересен большинству любителей военной истории:

    «В июне 41-го под Киевом я закончил авиашколу. На воскресенье меня назначили дежурным по аэродрому. Окружающий мир внушал полнейший оптимизм. Раннее летнее утро, лёгкий пьянящий запах бензина и прекрасное-прекрасное, светлое будущее. Я прошелся вдоль стоянок самолетов, зашёл в столовую, проверил поваров. Те угостили меня замечательным компотом. Поболтав с поварами, я в бодром расположении духа вернулся на аэродром. Воскресенье, рассвет, встает солнышко… мирно дрыхнут курсанты в палатках на краю аэродрома. И вдруг смотрю: идет группа самолетов. Я ещё позавидовал: «Раненько так встали ребята… и уже полетами занимаются. Вот, твою мать, какие молодцы! И до чего хорошо идут!»

    А эта группа в небе подходит всё ближе, ближе… и я вижу, что у них открываются бомболюки! Они идут низко, не выше тысячи метров. Мне стало как-то не по себе. Я словно оцепенел, не могу даже поднять тревогу. Какая-то беспомощность. Посыпались бомбы… Надо что-то делать! Я побежал к краю аэродрома, с разбега перемахнул колючую проволоку, упал в водосточную канаву.

    ​ - Расскажи мне о войне: Николай Михайлович Майоров | Warspot.ru

    Туго ударила в уши взрывная волна. Вспыхнули стоящие на земле плотными рядами самолеты. Как это возможно? Ведь там, в палатках, мирно спят люди! А эти, в небе, им никто не может помешать, они спокойно развернулись и прошлись по аэродрому из пулеметов. На отходе им попадается стадо коров — они расстреливают беззащитных животных. В голове не укладывается мысль: «Коров-то зачем?! Это же варварство!»

    Собрались все, кто остался жив. Поговорили. Повисла гнетущая тишина. Радио молчит, информации нет.

    После погрома на аэродроме остатки школы эвакуировали в Краснодар. Там мы летали на устаревших СБ, горя желанием как можно быстрее попасть на фронт. А вскоре с завода пригнали новенькие пахнущие краской штурмовики ИЛ-2. Начали переучиваться на штурмовиков.

    На фронт я повел звено из девяти самолетов. Впереди лидером шел СБ, на всякий случай, чтобы мы куда-нибудь не блуданули. Когда мы сели на фронтовой аэродром, обнаружили там пустые стоянки и одинокий потрепанный штурмовик. Возле самолета сидел летчик. Возбужденные, шумные, мы окружили его: «Ну, как тут война?» Он поднял лицо, по которому текли слёзы. «Посмотрите на меня. Это всё, что осталось от полка».

    В бои нас вводили без каких-либо сантиментов. Потери наша авиация тогда несла колоссальные. Немцы во время войны сделали ставку на качество летчиков. Их истребители практиковали свободную охоту и били всё, что под руку попадётся: подранков, новичков, транспортных, связных… Смотришь: опять стаей навалились, кого-то бьют. А это считай гарантированный гроб. Сегодня одного собьют, завтра другого, а послезавтра… твоя очередь. В одном из вылетов нас крепко побили, а штурмовик правого ведомого, моего друга Юры подожгли. Самолет горит, фонарь кабины заклинило осколками. Горит и смотрит в форточку на меня. А чем я могу помочь? Как я могу забыть этот взгляд? Он до сих пор пробирает до мурашек.

    Настроение у летчиков просто подавленное. Помню, командир соседнего истребительного полка выстроил личный состав. Опустил голову, стоит перед строем с посеревшим лицом: «Так дело не пойдет, ребята. Это надо прекращать. Их надо бить».

    …Я вспоминаю свой первый боевой вылет. С одной стороны, я был чертовски счастлив. С другой — совершенно не понимал, как себя вести. Переживаний масса. Как такового страха не наблюдалось, я даже потом сам удивлялся. Просто стрелял по немцам. Это словно какой-то театр.

    Потом привык, втянулся. Совершил сотню боевых вылетов. Много летал на разведку. Вот только с командиром полка у меня сложились натянутые отношения. На награды и звания я никогда особо не рассчитывал. Начальство больше беспокоила проблема, как бы себе самим повесить очередную звездочку. Такова война: им — награды, а тебе — задание, с которого не вернуться…

    Как-то раз мы возвращались из разведки, смотрю — внизу пыхтит немецкий эшелон. На бреющем полете я подошёл к нему и приложил как следует… А тот оказался набит извёсткой! Всё вокруг скрылось в клубах белой пыли. Твою мать, на что же это я напал? Думал, они везут боеприпасы, а тут такая ерунда… Оборачиваюсь: у меня на хвосте висит «Мессер». Думаю: «Чего стрелок-то спит?!» Кричу ему — а тот от страха ползает по дну кабины! А «мессеру» считай, надо только на кнопки нажать — и меня нет. Я всё потом думал, почему же он нас не смахнул?! Пришли домой. Я выхватил пистолет и в кабину стрелка, тот от меня за самолет. Бегу за ним, трясу пистолетом и ору: «Я тебя сам пристрелю, сволочь!» Пробежали пару больших кругов по аэродрому, слышу окрик: «Что ты за ним бегаешь?!» Повернул голову, смотрю: стоит Александр Покрышкин, будущий Трижды Герой Советского Союза: «Обязательно, — говорю, — его пристрелю. Представляешь, «Мессер» на хвосте, а он на пол сел и сидит». Тот смеется: «Чего ты от него хочешь? Еще мальчишка, только что из школы. Ну его на хрен, пойдем в столовую выпьем водки!»

    …У всего бывает своё начало и свой конец. Пришел черёд моего последнего вылета. Я тогда уже был заместителем командира эскадрильи. Повел шестёрку. Подлетаю: внизу дым, пыль, пожары, идет страшный бой. Наши войска вцепились в плацдарм и зубами удерживают его. А немцы собрали бронированный кулак и долбят им по слабому месту в обороне. Нам надо их остановить. Наша цель — танки!

    Дали им разок, сделали круг, второй заход, третий… и тут у меня около кабины разрывается крупный зенитный снаряд. Мотор встал. В кабине дым, осколки стекла… смотрю: плечо дергается, а ниже ничего нет! Рука висит на бронеспинке на осколках костей и каких-то нитках. Я проваливаюсь в черную бездну…

    Сильный поток воздуха привёл меня в сознание. Большой опыт полетов подсказывал, что обязательно нужно удержать скорость. Правой рукой я бросил машину вниз, разогнал ее и плавно положил на брюхо.

    Стрелок вытащил меня из кабины. Ему пока везло немного больше, чем мне. А вокруг шел бой. Нас окружила группа немецких автоматчиков в пятнистых маскхалатах. Чёрт, мы сели в самое пекло! Они о чём-то галдят по-своему. Я слышу команду их офицера. О чем они говорят? Ну, почему в школе я так плохо учил немецкий? К нам подходит рослый эсэсовец, что-то говорит, вынимает из кобуры на животе пистолет и стреляет стрелку в голову. Потом подходит ко мне… Вот и всё, долетался. Он поднимает пистолет… Вспышка. Пронзительная боль и… пустота».

    Полностью историю Николая Михайловича можно прочитать и посмотреть здесь: Николай Майоров: я убит эсэсовцем.

    Редакция Warspot

    Цифры Warspot: 2 варианта машины  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 2 варианта машины
    Цифры Warspot: 7 раз  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 7 раз
    Цифры Warspot: 511 человек  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 511 человек
    Поделиться
    • 10
    • 210
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Сава и Мартын на Warspot.ru
    Сава и Мартын
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    «Мессершмитты» вверх тормашками на Warspot.ru
    «Мессершмитты» вверх тормашками
    Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера на Warspot.ru
    Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google