22 марта 1939 года, всего через 5 дней после немецкой оккупации Чехословакии, правительство Литовской Республики было вынуждено принять ультиматум Германии и передать ей Клайпедский край. Само требование было озвучено в словесной форме министром иностранных дел Третьего рейха Риббентропом своему литовскому коллеге Юозасу Урбсу, когда тот, возвращаясь из Рима с интронизации папы Пия XII в Литву, остановился в Берлине. Потребовав передать Мемель (немецкое название Клайпеды), Риббентроп пригрозил, что в случае отказа Германия произведёт военное вторжение, и тогда вермахт не остановится до самой латвийской границы.
Небольшой по площади Клайпедский край, составлявший около 5% территории Литвы, имел для неё важное экономическое значение. Здесь находилась треть промышленности страны, через порт осуществлялось 70–80% всей литовской внешней торговли. После получения ультиматума Литва попросила помощи у четырёх стран-гарантов Клайпедской конвенции 1924 года, но Италия и Япония открыто поддержали Германию, а Великобритания и Франция лишь выразили сочувствие, всё ещё продолжая политику «умиротворения агрессора». Впрочем, становилось всё очевиднее, что вошедший в раж агрессор «умиротворяться» и не думает.
Сам договор о передаче с 22 марта Мемеля Германии был подписан в Берлине министрами иностранных дел двух стран уже в 1 час ночи 23 марта. Немецкая армия пересекла границу, а флот вошёл в Клайпедский порт. Эскадра, включавшая тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее», крейсеры «Нюрнберг», «Лейпциг» и «Кёльн», эсминцы (на борту одного из них находился сам рейхсканцлер Гитлер) и торпедные катера, смотрелась очень внушительно на фоне единственного военного корабля литовских ВМС 580-тонного тральщика «Президентас Сметона». Клайпедский край стал последней территорией, присоединённой к Германии до начала Второй мировой войны.
Комментарии к данной статье отключены.