Во время Первой мировой войны ни одной из стран-участниц не хватило времени толком разобраться, что такое танки и с чем их едят. За два межвоенных десятилетия военные теоретики разработали множество теорий и тактик, но сомнения относительно роли танка на поле боя оставались. Точки над «i» расставила Германия, показавшая в 1939 году в Польше и в 1940-м во Франции, как работает бронетанковый таран блицкрига. Успех танков закономерно пробудил повышенный интерес к противотанковым средствам — пушкам, ружьям, гранатам, а также намного более экзотическим приспособлениям.
Капкан на гусеничного зверя
Советский военный изобретатель Богданенко предложил «ловить» танки капканами, очень похожими на обычные охотничьи. По замыслу автора, устройства нужно было в шахматном порядке расставлять в местах предполагаемого появления вражеских танков. При наезде гусеницей капкан должен был захлопнуться. Дальнейшее движение танка, как полагал Богданенко, должно было повлечь разрыв, заклинивание или сбрасывание гусеницы.
Военные сочли, что идея заслуживает внимания. В первой половине 1941 года на научно-испытательном полигоне Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) по авторским чертежам изготовили два противотанковых капкана — с одним и двумя шарнирами. Похоже, что уже сам вид готового изделия вызвал у испытателей сомнения, потому что опробовать его они решили сначала на лёгких танках: Т-40, Т-26 и БТ-7.
Капкан с одним шарниром получился настолько мал, что для проверки действия его пришлось поставить точно перед гусеницей. Первым «попался» самый лёгкий из троицы — 5,5-тонный Т-40. Ловушка защёлкнулась на гусенице и проехала до первого катка, который просто разогнул капкану концы. Затем по нему без видимых проблем проехали остальные катки. Точку поставил кормовой бронелист: капкан, всё ещё цеплявшийся за гусеницу, задел его одним концом и развалился.
Двухшарнирный собрат пострадавшего устройства тоже никакого урона ходовой части танка не нанёс.
Следующим на булыжное шоссе, где проводились испытания, выехал восьмитонный Т-26. Первый капкан он просто-напросто повалил, не дав ему закрыться. По итогам проезда испытатели уже привычно записали в отчёт:«никаких повреждений ходовой части танка не нанёс». То же самое произошло и при наезде на капкан танком БТ-7 (13 тонн).
Более широкий двухшарнирный капкан нарочно установили так, чтобы его было труднее повалить. И тем не менее нижний лобовой бронелист всё равно заставил капкан накрениться раньше захлопывания. Получив ещё два «пустых» результата, испытатели вручную замкнули капкан на нижней части гусеницы. Но и эта попытка дала прежний результат: танковые катки при наезде повалили капкан и разогнули захлопнувшиеся концы. И никаких повреждений.
Учитывая, что на каждый капкан было израсходовано по 15–16 килограммов хорошей стали, а замаскировать здоровую железяку было куда труднее обычной плоской мины, судьба изобретения столь сомнительной полезности была незавидной.
Брёвна, рельсы и одеяла
В СССР процесс заклинивания гусениц хотя бы попытались механизировать. В других странах роль капканов должны были играть солдаты с «противотанковыми ломами». К примеру, финский солдат Тойво Ахтимо, воевавший в Зимней войне, вспоминал: «Приёмы противотанковой обороны, которым нас обучали в мирное время, оказались не очень полезными. В наставлениях считалось, что можно остановить танк, засунув лом или бревно в ходовую часть!».
Ахтимо рассказывал, что был свидетелем попыток воплотить теоретические выкладки в реальность. Солдат по имени Лойму попробовал остановить советский танк ломом. Тот со страшным скрежетом провернулся вокруг гусеницы и выпал из ходовой части, не причинив вреда. Тогда Лойму схватил толстое бревно и сунул в гусеницу его. В результате «бревно превратилось в охапку зубочисток, которой хватило бы на роту, а танк поехал дальше, пока его не подорвали связкой гранат».
Кроме финнов аналогичную методику предлагали итальянские боевые инструкции. А наиболее подробно и вдумчиво к вопросу подошли те, кто когда-то танки изобрёл — англичане.
В 1940 году британской армии пришлось спешно эвакуироваться из Дюнкерка, бросая технику. На французских полях и в прибрежных дюнах англичане безвозвратно потеряли 840 противотанковых орудий. На Британских островах находилось всего 147 штук, причём снарядов к ним оказалось так мало, что их запретили использовать даже для учебных стрельб. Между тем в небе шла Битва за Британию, а на земле со дня на день ожидалась высадка немецкого десанта с теми же самыми танками, которые только что разгромили лучшие англо-французские дивизии. И если вооружение для британской армии кое-как наскребли, то оснащать ополчение оказалось практически нечем.
Именно в этот период, в августе 1940 года, в Англии появилось Военное руководство № 42, называвшееся «Танк — найти и уничтожить». В нём, помимо всего прочего, давались рекомендации, как правильно организовать команды охотников на танки.
Согласно инструкции, команда должна была состоять из четырёх человек, вооружённых рельсом (где его взять, брошюра не объясняла), одеялом, ведром бензина и коробкой спичек. Команде предстояло устроить засаду на проезжей улице, где предполагалось прохождение танков. Когда вражеские машины появятся, двое бойцов противотанковой команды должны были взять рельс с одним концом, обёрнутым в одеяло, и с ходу вогнать его в ходовую танка так, чтобы заклинить ведущее колесо и гусеницу. Третий номер команды поливал одеяло бензином, а четвёртому оставалось только бросить на него горящую спичку.
На случай, если рельс добыть не удалось, тоже существовала методика. «Боец занимает позицию на втором этаже дома с молотком в одной и гранатой в другой руке. Когда внизу покажется вражеский танк, боец спрыгнет на него сверху и начнёт колотить молотком в люк башни. Когда же командир танка высунется из башни, чтобы посмотреть, кто это может стучать, боец даст ему по голове молотком, бросит в открытый люк гранату и захлопнет его».
Можно только порадоваться за джентльменов из британской «домашней гвардии», которым не пришлось применять на практике ни эту, ни другие подобные инструкции. Самым надёжным противотанковым средством для Англии 1940 года оказался героизм её лётчиков и моряков.
Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства
Источники и литература:
- ЦАМО РФ. Фонд 38, опись 11355, дело 83 (Испытание противотанковых капканов).
- Иринчеев Б. Штурм Линии Маннергейма.
- Хогг Й. Сокрушающие броню.
Комментарии к данной статье отключены.