1 июля 1941 года ситуация на Украине была напряжённой. В крупнейшем на тот момент танковом сражении в треугольнике между городами Дубно, Ровно и Броды советские механизированные корпуса потерпели сокрушительное поражение. Для 1-й танковой группы генерала Эвальда фон Клейста, составлявшей наконечник танкового клина Группы армий «Юг», дорога на Киев оказалась открытой. В районе Шепетовки группа войск генерала Лукина, державшаяся только на железной воле этого незаслуженно забытого ныне военачальника и героизме его войск, на какое-то время сдержала немецкое наступление. Но надолго её хватить не могло.
Перед гарнизоном Киева и его комендантом стоял вопрос об отражении штурма города танковыми и моторизованными дивизиями войск Вермахта. Именно в это время появился новый термин в военной терминологии, который проклятием висел над Красной Армией вплоть до 1943 года – «танкобоязнь».
Комендант столицы УССР и по совместительству начальник Киевского танко-технического училища (далее - КТТУ) генерал-майор Михаил Львович Гориккер был озабочен вопросом борьбы с немецкими танками. Прежде всего, он был занят вопросами организации патрульной службы, дежурства курсантов на важнейших объектах, ремонта танков, поступавших с фронта, возведения вокруг Киева трёх линий обороны и подготовки самого города к штурму. Генерал также нес ответственность за решение вопросов, связанных с функционированием и подготовкой к эвакуации самого училища. И все же, главной проблемой, стоявшей перед Гориккером, была именно борьба с немецкими танками. Для этого на подступах к городу копались противотанковые рвы, добровольцы из комсомольского полка и истребительных отрядов под руководством опытных наставников усиленно тренировались на полигоне, бросая гранаты и бутылки с зажигательной смесью в фанерные макеты танков. Но генерала терзали сомнения – смогут ли эти семнадцатилетние юноши и девушки остановить отлаженную махину Вермахта? Генерала терзали сомнения.
В это тяжелое время Гориккера заинтересовали «чешские звёздочки», которые он ранее видел на границе СССР с Чехословакией. Эти звёздочки повторяли принцип известных ещё со средних веков рогаток – заграждений, предназначенных для борьбы с кавалерией. Генерал задумался о возможности модернизации и использования подобных средств в борьбе с бронированной техникой противника.
Сидя по ночам на кухне, он мастерил из спичек модели будущих советских «противотанковых звёздочек», прикидывал в голове, а потом излагал на бумаге, какими свойствами подобные сооружения должны обладать, чтобы оказаться непреодолимой преградой для танков. Основной проблемой было подобрать такой размер брусьев, чтобы танк не мог сдвинуть «звёздочку» в сторону или подмять её под себя, как он это делал со стальными рогатками. Препятствие должно было перекатываться по земле, пока один из брусьев не уйдёт в грунт, а остальные – под днище танка, приподнимая его над землёй, пропарывая дно, выводя из строя трансмиссию и заклинивая гусеницы.
Изыскания генерала привели к тому, что в литейном цеху эвакуирующегося на Урал киевского завода «Большевик» из обрезков рельсов и швеллеров была изготовлена первая опытная партия гориккеровских «звёздочек».
3 июля 1941 года на Сырецком танковом полигоне были проведены испытания новых противотанковых средств. Использовались два танка КТТУ: один Т-26 и один БТ-5. Вот описание повреждений танков из акта испытаний: «Легкий танк Т-26 при первом заезде на препятствие был выведен из строя – сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие трубки, в результате чего масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машины. Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал, имея в результате этого дефект в виде помятости днища танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов, и танк потребовал двухчасовой ремонт».
В процессе испытаний были определены и оптимальные способы расстановки заграждений. Чтобы закрыть 1 км фронта, были необходимы 1200 "звездочек". Определили также размеры и количество брусьев: 1,9 - 2 м по длине, всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей. Максимальная высота «звёздочки» – от 0,8 до 1,0 м.
Средний вес облегчённой сварной конструкции «звёздочки» составлял 200-250 кг. Вес конструкций, залитых сталью - 300-400 кг. При изготовлении первых противотанковых «ежей» сварка использовалась редко, в основном применялось литьё. Предварительно разрезанные рельсы и швеллеры закапывались в землю под необходимым углом и заливались расплавленной сталью в месте крепления.
Сразу же после подписания комиссией акта испытаний практически на всех предприятиях Киева, которые в эти дни спешно эвакуировались на восток, началось производство «звёздочек Гориккера». Такое название это противотанковое заграждение получило изначально, но вскоре к нему «прилипло» другое название, под которым оно и приобрело всемирную известность – противотанковый «ёж».
Сколько было изготовлено противотанковых «ежей» за время обороны Киева, к сожалению, неизвестно. Но уже при подготовке обороны Москвы их было изготовлено 37500 штук. А Михаил Львович за своё изобретение получил в награду… фотоаппарат.
Признали изобретение советского генерала и в немецких войсках. На заключительном этапе войны, в конце 1944 и в 1945 годах, во время боёв в Польше, в Померании, в Берлине наши танкисты встречали противотанковые «ежи», которые немцы использовали в своей обороне. Скорее всего, они были вывезены ими с оккупированных территорий, так как в конце войны Германия испытывала значительные сложности с металлом.
После окончания Великой Отечественной войны противотанковый «ёж» стал одним из её символов. А когда умер Михаил Львович Гориккер, на его могиле было установлено скромное надгробие с лаконичной надписью: «Изобретатель противотанкового «Ежа».
Комментарии к данной статье отключены.