С момента своего изобретения самолёты вызвали огромный интерес со стороны вооружённых сил. Возможность перемещения по воздуху с большой скоростью и на большие расстояния выглядела, с точки зрения военных, очень заманчиво. И если истребителям и бомбардировщикам выпала честь непосредственного участия в боевых действиях, военно-транспортные самолёты призваны выполнять другие, но не менее важные задачи. Они используются для быстрой доставки войск, оружия и прочих военных грузов, причём способны осуществить переброску в труднодоступные районы (например, находящиеся в высокогорье или в тылу противника).

На заре авиации военно-транспортные самолёты отсутствовали как класс, и для перевозки грузов военного назначения использовались обычные гражданские самолёты. Затем распространение получили машины, созданные путём модернизации серийных бомбардировщиков и гражданских летательных аппаратов. В десятилетия между мировыми войнами военно-транспортная авиация научилась выполнять новые функции, такие, как доставка и выброска воздушного десанта или буксировка военных планеров. Созданные в эти годы военно-транспортные самолёты во время Второй мировой войны сыграли важную роль, иногда определяя исход целых операций.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи

​Vickers Vernon, Великобритания. В эксплуатации с 1921 года. Построено 55 машин. Экипаж 3 человека, вместимость 11 пассажиров. Масса пустого/загруженного 3628/5706 кг. Дальность полёта до 515 км, скорость до 161 км/ч, двигатели 2×450 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Vickers Vernon, Великобритания. В эксплуатации с 1921 года. Построено 55 машин. Экипаж 3 человека, вместимость 11 пассажиров. Масса пустого/загруженного 3628/5706 кг. Дальность полёта до 515 км, скорость до 161 км/ч, двигатели 2×450 л.с.
​Vickers Victoria, Великобритания. Первый полёт – в 1922 году. Построено 97 машин. Экипаж 2 человека, вместимость 22 пассажира. Масса пустого/загруженного 4559/8073 кг. Дальность полёта до 1240 км, скорость до 177 км/ч, двигатели 2×570 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Vickers Victoria, Великобритания. Первый полёт – в 1922 году. Построено 97 машин. Экипаж 2 человека, вместимость 22 пассажира. Масса пустого/загруженного 4559/8073 кг. Дальность полёта до 1240 км, скорость до 177 км/ч, двигатели 2×570 л.с.
​Armstrong Whitworth Awana, Великобритания. Первый полёт совершил в 1923 году. Построено 2 прототипа, на вооружение не принят. Экипаж 2 человека, вместимость 25 человек. Масса пустого/загруженного – 4536/8369 кг. Дальность полёта до 580 км, скорость до 156 км/ч, двигатели 2×450 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Armstrong Whitworth Awana, Великобритания. Первый полёт совершил в 1923 году. Построено 2 прототипа, на вооружение не принят. Экипаж 2 человека, вместимость 25 человек. Масса пустого/загруженного – 4536/8369 кг. Дальность полёта до 580 км, скорость до 156 км/ч, двигатели 2×450 л.с.
​Avro Andover, Великобритания. Первый полёт – в 1924 году. Построено 4 самолёта, 3 из которых использовались как военно-медицинские, а 1 – как транспортный. Экипаж 2 человека, вместимость 12 пассажиров или 6 носилок. Масса пустого/загруженного 3166/5216 кг. Дальность полёта до 740 км, скорость до 177 км/ч, двигатель 659 л.с. forum.largescaleplanes.com - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Avro Andover, Великобритания. Первый полёт – в 1924 году. Построено 4 самолёта, 3 из которых использовались как военно-медицинские, а 1 – как транспортный. Экипаж 2 человека, вместимость 12 пассажиров или 6 носилок. Масса пустого/загруженного 3166/5216 кг. Дальность полёта до 740 км, скорость до 177 км/ч, двигатель 659 л.с.
forum.largescaleplanes.com
​Douglas C-1, США. Первый полёт – в 1925 году. Построено 26 самолётов. Экипаж 2 человека, вместимость 6 пассажиров или 1100 кг груза. Масса пустого/загруженного 1770/2922 кг. Дальность полёта до 620 км, скорость до 187 км/ч, двигатель 435 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Douglas C-1, США. Первый полёт – в 1925 году. Построено 26 самолётов. Экипаж 2 человека, вместимость 6 пассажиров или 1100 кг груза. Масса пустого/загруженного 1770/2922 кг. Дальность полёта до 620 км, скорость до 187 км/ч, двигатель 435 л.с.
​Junkers W 34 Германия. На фотографии – модификация для шведских ВВС Trp 2A. Первый полёт – в 1926 году. Построено около 3000 самолётов (из них 1000 для гражданского рынка). Экипаж 2 человека, вместимость 6 пассажиров. Масса пустого/загруженного 1700/3200 кг. Дальность полёта до 900 км, скорость до 265 км/ч, двигатель 660 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Junkers W 34 Германия. На фотографии – модификация для шведских ВВС Trp 2A. Первый полёт – в 1926 году. Построено около 3000 самолётов (из них 1000 для гражданского рынка). Экипаж 2 человека, вместимость 6 пассажиров. Масса пустого/загруженного 1700/3200 кг. Дальность полёта до 900 км, скорость до 265 км/ч, двигатель 660 л.с.
​Fokker C-14, США. Военная версия самолёта F.14, строившегося американским филиалом компании Fokker . Первый полёт в 1929 году. Для ВВС США было построено 20 таких машин. Экипаж 1 человек, вместимость до 9 пассажиров. Масса пустого/загруженного 1971/3266 кг. Дальность полёта до 1100 км, скорость до 220 км/ч, двигатель 525 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Fokker C-14, США. Военная версия самолёта F.14, строившегося американским филиалом компании Fokker . Первый полёт в 1929 году. Для ВВС США было построено 20 таких машин. Экипаж 1 человек, вместимость до 9 пассажиров. Масса пустого/загруженного 1971/3266 кг. Дальность полёта до 1100 км, скорость до 220 км/ч, двигатель 525 л.с.
​Junkers Ju 52, Германия (на снимке – самолёт ВВС Испании). Построено 4845 машин. Экипаж 2 человека, вместимость 18 пассажиров или 12 носилок. Масса пустого/загруженного 6510/10990 кг. Дальность полёта до 870 км, скорость до 265 км/ч, двигатели 3×715 л.с. Характеристики указаны для версии Junkers Ju 52 / 3m g7e - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Junkers Ju 52, Германия (на снимке – самолёт ВВС Испании). Построено 4845 машин. Экипаж 2 человека, вместимость 18 пассажиров или 12 носилок. Масса пустого/загруженного 6510/10990 кг. Дальность полёта до 870 км, скорость до 265 км/ч, двигатели 3×715 л.с. Характеристики указаны для версии Junkers Ju 52 / 3m g7e
​Bloch MB.120, Франция. Первый полёт в 1932 году. Построено 11 машин (1 прототип, 6 для гражданского использования и 4 – для ВВС). Экипаж 3 человека, вместимость 10 пассажиров. Масса пустого/загруженного 3700/6000 кг. Дальность полёта до 1340 км, скорость до 260 км/ч, двигатели 3×300 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Bloch MB.120, Франция. Первый полёт в 1932 году. Построено 11 машин (1 прототип, 6 для гражданского использования и 4 – для ВВС). Экипаж 3 человека, вместимость 10 пассажиров. Масса пустого/загруженного 3700/6000 кг. Дальность полёта до 1340 км, скорость до 260 км/ч, двигатели 3×300 л.с.
​Curtiss YC-30, военно-транспортный вариант самолёта Curtiss T-32 Condor II. Первый полёт – в 1933 году. Построено 45 самолётов Т-32, из них около 20 – для военных. Экипаж 2 человека, вместимость до 12 пассажиров. Масса пустого/загруженного 5095/7938 кг. Дальность полёта до 1352 км, скорость до 283 км/ч, двигатель 2×710 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Curtiss YC-30, военно-транспортный вариант самолёта Curtiss T-32 Condor II. Первый полёт – в 1933 году. Построено 45 самолётов Т-32, из них около 20 – для военных. Экипаж 2 человека, вместимость до 12 пассажиров. Масса пустого/загруженного 5095/7938 кг. Дальность полёта до 1352 км, скорость до 283 км/ч, двигатель 2×710 л.с.
​Lockheed Model 10 Electra, США (на фото в расцветке ВВС Канады). Первый полёт в 1934 году. Построено 149 самолётов. Экипаж 2 человека, вместимость до 10 пассажиров. Масса пустого/загруженного 2930/4760 кг. Дальность полёта до 1150 км, скорость до 325 км/ч, двигатели 2×450 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Lockheed Model 10 Electra, США (на фото в расцветке ВВС Канады). Первый полёт в 1934 году. Построено 149 самолётов. Экипаж 2 человека, вместимость до 10 пассажиров. Масса пустого/загруженного 2930/4760 кг. Дальность полёта до 1150 км, скорость до 325 км/ч, двигатели 2×450 л.с.
​Douglas С-39, одна из военно-транспортных модификаций самолёта Douglas DC-2, США. Первый полёт в 1934 году. Всего было построено 198 DC-2, в том числе 35 С-39. Экипаж 2–3 человека, вместимость до 14 пассажиров. Масса пустого/загруженного 5650/8420 кг. Дальность полёта до 1750 км, скорость до 338 км/ч, двигатели 2×975 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Douglas С-39, одна из военно-транспортных модификаций самолёта Douglas DC-2, США. Первый полёт в 1934 году. Всего было построено 198 DC-2, в том числе 35 С-39. Экипаж 2–3 человека, вместимость до 14 пассажиров. Масса пустого/загруженного 5650/8420 кг. Дальность полёта до 1750 км, скорость до 338 км/ч, двигатели 2×975 л.с.
​Bristol Bombay, Великобритания. Первый полёт – в 1935 году. Построена 51 машина. Экипаж 3–4 человека, вместимость 24 пассажира либо 10 носилок. Масса пустого/загруженного 6260/9173 кг. Дальность полёта до 3560 км, скорость до 309 км/ч, двигатели 2×1010 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Bristol Bombay, Великобритания. Первый полёт – в 1935 году. Построена 51 машина. Экипаж 3–4 человека, вместимость 24 пассажира либо 10 носилок. Масса пустого/загруженного 6260/9173 кг. Дальность полёта до 3560 км, скорость до 309 км/ч, двигатели 2×1010 л.с.
​Fairchild 45, США. Первый полёт – в 1935 году. Построено 17 машин. Экипаж 1 человек, вместимость 4 пассажира. Масса пустого/загруженного 1139/1814 кг. Дальность полёта до 1046 км, скорость до 274 км/ч, двигатель 320 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Fairchild 45, США. Первый полёт – в 1935 году. Построено 17 машин. Экипаж 1 человек, вместимость 4 пассажира. Масса пустого/загруженного 1139/1814 кг. Дальность полёта до 1046 км, скорость до 274 км/ч, двигатель 320 л.с.
​Handley Page H.P.54 Harrow, Великобритания. Первый полёт – в 1936 году. Построено 100 машин. Создавались как бомбардировщики, но в ходе войны обычно применялись как транспортные самолёты. Экипаж 5 человек, вместимость 20 пассажиров либо 12 носилок. Масса пустого/загруженного 6180/10500 кг. Дальность полёта до 2029 км, скорость до 322 км/ч, двигатели 2×925 л.с. shu-aero.com - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Handley Page H.P.54 Harrow, Великобритания. Первый полёт – в 1936 году. Построено 100 машин. Создавались как бомбардировщики, но в ходе войны обычно применялись как транспортные самолёты. Экипаж 5 человек, вместимость 20 пассажиров либо 12 носилок. Масса пустого/загруженного 6180/10500 кг. Дальность полёта до 2029 км, скорость до 322 км/ч, двигатели 2×925 л.с.
shu-aero.com
​Nakajima Ki-34, Япония. Первый полёт в 1936 году. Построена 351 машина. Экипаж 3 человека, вместимость 8 пассажиров. Масса пустого/загруженного 3500/5250 кг. Дальность полёта 1200 км, скорость до 360 км/ч, двигатели 2×710 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Nakajima Ki-34, Япония. Первый полёт в 1936 году. Построена 351 машина. Экипаж 3 человека, вместимость 8 пассажиров. Масса пустого/загруженного 3500/5250 кг. Дальность полёта 1200 км, скорость до 360 км/ч, двигатели 2×710 л.с.
​Potez 650, Франция. Первый полёт – в 1936 году. Построено 15 машин. Экипаж 3 человека, вместимость 14 десантников либо 10 носилок. Масса пустого/загруженного 4632/7500 кг. Дальность полёта 1200 км, скорость до 300 км/ч, двигатели 2×720 л.с. pangea-systems.com - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Potez 650, Франция. Первый полёт – в 1936 году. Построено 15 машин. Экипаж 3 человека, вместимость 14 десантников либо 10 носилок. Масса пустого/загруженного 4632/7500 кг. Дальность полёта 1200 км, скорость до 300 км/ч, двигатели 2×720 л.с.
pangea-systems.com
​Siebel Fh 104 Hallore, Германия. Первый полёт – в 1937 году. Построено 46 машин. Экипаж 1 или 2 человека, вместимость до 5 пассажиров. Масса пустого/загруженного 1510/2350 кг. Дальность полёта 920 км, скорость до 350 км/ч, двигатели 2×280 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Siebel Fh 104 Hallore, Германия. Первый полёт – в 1937 году. Построено 46 машин. Экипаж 1 или 2 человека, вместимость до 5 пассажиров. Масса пустого/загруженного 1510/2350 кг. Дальность полёта 920 км, скорость до 350 км/ч, двигатели 2×280 л.с.
​Savoia-Marchetti SM.75, Италия. Первый полёт – в 1937 году. Построено 90 машин. Экипаж 5 человек (включая стрелка), вместимость 24 пассажира. Масса пустого/загруженного 9480/14470 кг. Дальность полёта 2279 км, скорость до 369 км/ч, двигатели 3×750 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Savoia-Marchetti SM.75, Италия. Первый полёт – в 1937 году. Построено 90 машин. Экипаж 5 человек (включая стрелка), вместимость 24 пассажира. Масса пустого/загруженного 9480/14470 кг. Дальность полёта 2279 км, скорость до 369 км/ч, двигатели 3×750 л.с.
​Junkers Ju 90, Германия. Первый полёт – в 1937 году. Построено 18 машин. Экипаж 4 человека, вместимость до 40 пассажиров. Масса пустого/загруженного 19225/33680 кг. Дальность полёта 1247 км, скорость до 350 км/ч, двигатели 4×820 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Junkers Ju 90, Германия. Первый полёт – в 1937 году. Построено 18 машин. Экипаж 4 человека, вместимость до 40 пассажиров. Масса пустого/загруженного 19225/33680 кг. Дальность полёта 1247 км, скорость до 350 км/ч, двигатели 4×820 л.с.
​De Havilland DH.95 Flamingo, Великобритания. Первый полёт – в 1938 году. Построено 14 машин. Экипаж 3 человека, вместимость 17 пассажиров. Масса пустого/загруженного 5148/8182 кг. Дальность полёта 2165 км, скорость до 328 км/ч, двигатели 2×930 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
De Havilland DH.95 Flamingo, Великобритания. Первый полёт – в 1938 году. Построено 14 машин. Экипаж 3 человека, вместимость 17 пассажиров. Масса пустого/загруженного 5148/8182 кг. Дальность полёта 2165 км, скорость до 328 км/ч, двигатели 2×930 л.с.
​Vickers Warwick, Великобритания. Первый полёт – в 1939 году. Построено 842 самолёта, из них 100 в транспортном варианте Warwick Mark III. Экипаж 3 человека, вместимость 24 пассажира. Масса пустого/загруженного 12590/20410 кг. Дальность полёта до 3700 км, скорость до 354 км/ч, двигатели 2×1850 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru
Vickers Warwick, Великобритания. Первый полёт – в 1939 году. Построено 842 самолёта, из них 100 в транспортном варианте Warwick Mark III. Экипаж 3 человека, вместимость 24 пассажира. Масса пустого/загруженного 12590/20410 кг. Дальность полёта до 3700 км, скорость до 354 км/ч, двигатели 2×1850 л.с.
​ Lockheed Model 18 Lodestar, США (на фотографии – модификация C-60А). Первый полёт – в 1939 году. Построено 625 самолётов. Экипаж 3 человека, вместимость 18 пассажира. Масса пустого/загруженного 5670/7938 кг. Дальность полёта до 4025 км, скорость до 428 км/ч, двигатели 2×1200 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru

Lockheed Model 18 Lodestar, США (на фотографии – модификация C-60А). Первый полёт – в 1939 году. Построено 625 самолётов. Экипаж 3 человека, вместимость 18 пассажира. Масса пустого/загруженного 5670/7938 кг. Дальность полёта до 4025 км, скорость до 428 км/ч, двигатели 2×1200 л.с.
​ Savoia-Marchetti SM.82, Италия. Первый полёт – в 1939 году. Построено 727 машин. Экипаж 4 человека, вместимость 40 пассажиров. Масса пустого/загруженного 10550/18020 кг. Дальность полёта до 2100 км, скорость до 347 км/ч, двигатели 3×950 л.с. - Транспортная авиация интербеллума | Warspot.ru

Savoia-Marchetti SM.82, Италия. Первый полёт – в 1939 году. Построено 727 машин. Экипаж 4 человека, вместимость 40 пассажиров. Масса пустого/загруженного 10550/18020 кг. Дальность полёта до 2100 км, скорость до 347 км/ч, двигатели 3×950 л.с.