При упоминании немецкого блицкрига и его оружия прежде всего вспоминают танки и самолёты. Между тем, 37-мм противотанковое орудие 3,7 cm Pak могло бы стать одним из символов начального периода войны. Впервые с успехом применённое в Испании и вынудившее будущих противников по Второй мировой проектировать танки с противоснарядным бронированием, оно летом 1941 года внезапно стало почти бестолковой «колотушкой» против Т-34 и КВ. Какова была история создания этой маленькой пушки?
Вслед за появлением на фронтах Первой мировой войны танков быстро возникла и проблема разработки средств борьбы с ними. Перед Германией эта проблема стояла наиболее остро: в короткие сроки были разработаны несколько противотанковых артиллерийских систем, которые впоследствии достались по наследству послевоенному рейхсверу. К середине 20-х годов стало очевидно, что эти системы устарели, и необходимо разработать новое орудие, способное эффективно бороться с танками.
В итоге появилась пушка, известная под аббревиатурой 3,7 cm Pak, позднее получившая в немецких войсках ироничное прозвище «армейский дверной молоток» или, проще говоря, «колотушка» (Heeresanklopfgerät, PanzerAnklopfKanone). История разработки, производства и применения этого орудия весьма любопытна.
Вопросы терминологии
Традиция присвоения названий противотанковым пушкам в Германии сама по себе очень интересна. Изначально они назывались Tankabwehrkanone (сокращённо Tak или T.), откуда сразу было понятно, для чего орудие предназначено. Однако из соображений секретности 1 июля 1936 года для сокрытия программы перевооружения армии приказом главного командования сухопутных войск наименование было изменено на Panzerabwehrkanone (Pak), а все прежние сокращения отменялись.
Такое переименование потребовало изменений в обозначении воинских частей и предметов снаряжения, а также исправления чертежей и рисунков, списков, инструкций и уставов и т.д. Эти работы выполнялись постепенно — в войсках старые наставления не уничтожались, а продолжали использоваться до получения новых тиражей. Для того чтобы избежать путаницы, основные обозначения оружия и боеприпасов, а также наименования подразделений зачастую исправлялись в войсках самостоятельно.
Последнее изменение в названии случилось 24 апреля 1941 года, когда стал использоваться термин Panzerjägerkanone. При этом было введено разделение противотанковых пушек на классы, но сокращение Pak осталось неизменным:
- лёгкие – leichte Panzerjägerkanone (Pak) – до 37 мм включительно;
- средние – mittl. Panzerjägerkanone (Pak) – более 37 мм;
- тяжёлые – schwere Panzerjägerkanone (Pak) – от 75 мм.
В очень многих современных и не очень изданиях авторы придумывают собственные названия героине повествования: Pak 35, Pak 35/36, Pak 37 и т.п. Все эти названия ошибочны: в немецких документах других обозначений, кроме 3,7 cm Tak, 3,7 cm T. или 3,7 cm Pak, не употребляется! Тем не менее, это заблуждение получило очень широкое распространение даже среди военных историков.
Немалую путаницу при изучении немецких документов вносит и то, что до приказа 1936 года, переименовавшего Tak в Pak, использовалась не совсем привычная терминология. Термин «Minenwerfer» обозначал как миномёт, так и лёгкое пехотное орудие, и сами немцы начинали путаться, какой вид вооружения и боеприпасов имеется в виду. Потребовалось специальным приказом устранить эту проблему.
Наименование «лёгкий миномёт обр. 1918 года» (der leichte Minenwerfer 18, l.M.W. 18) изменили на «лёгкое пехотное орудие обр. 1918 года» (leichtes Infanteriegeschütz 18, l.J.G. 18); l.Geb.M.W. 18, соответственно, изменили на l.Geb.J.G. 18. Наименование «Werfer» должно было впредь использоваться только для дульнозарядного вооружения навесного действия (Steilfeuerwaffe). Сюда относились все виды миномётов (Minenwerfer) (l.M.W. a/A, l.M.W. n/A, m.M.W. 16), а также все виды гранатомётов (Granatwerfer).
Для удобства далее в повествовании будет использоваться поздняя терминология — тем более что она понятнее и привычнее.
Воплощение в железо
26 января 1925 года в Берлине прошло совещание, в котором приняли участие генерал фон Хаак (Friedrich von Haack) из штаба главного командования сухопутных войск и различные специалисты из технического управления и управления вооружений. По итогам совещания 3 февраля был подготовлен протокол инспекции артиллерии главного управления сухопутных войск министерства обороны, в котором отмечались недостатки имеющихся систем. Так, например, начальник инспекции пехоты отмечал:
«…огневые позиции лёгких пехотных орудий значительно отличаются в зависимости от способа применения (боевой задачи). Существенный недостаток заключается в том, что орудие, стоящее для борьбы с танками на открытой огневой позиции, может быть легко уничтожено…»
Было принято решение, что непосредственно для поддержки пехоты будут использоваться лёгкие пехотные орудия (будущие Le.I.G.18), а для борьбы с танками 37-мм противотанковые пушки (будущие 3,7 cm Pak). Проектирование и разработка лафетов обоих систем начались почти одновременно. Предполагалось, что орудия должны быть унифицированы (по лафету), но в итоге получилось не совсем так: одинаковыми оказались только колёса (сначала деревянные, а потом цельнометаллические) и впоследствии сходную конструкцию имели механизмы подрессоривания.
Вследствие этого возникла потребность сконструировать противотанковую пушку для пехоты, которая дополняла бы возможности лёгких пехотных орудий.
Во время Первой мировой хорошо зарекомендовала себя 37-мм траншейная пушка Revolverkanone (Schuetzengrabenkanone), стволы от которой имелись в большом количестве. Необходимо было только разработать специальный лафет для имеющихся стволов.
В разработанном документе легко угадывалась будущая 3,7 cm Pak:
«…Требования к лафету:
– Орудие предназначено для борьбы с танками и в исключительном случае может применяться против наземных целей, стрельба по воздушным целям не предусматривается.
– Лафет должен быть оснащен колесами, транспортироваться одной лошадью и его можно передвигать силами орудийного расчета.
– Лафет должен быть разборным для переноски по частям, как расчетом, так вьючными животными.
– Сектор вертикальной наводки от −5° до +15°.
– Сектор горизонтальной наводки не менее 20° в каждую сторону.
– Высота линии огня – как можно ниже.
– Ширина колеи 1125 мм.
– Щитовая защита должна выдерживать обстрел с 500 м тяжёлыми остроконечными пулями.
– Вес в боевом положении до 250 кг.
…Требования к 37-мм стволу:
– Трассирующим снарядам с 500 м пробивать 40-мм броню под углом встречи 60° и выводить из строя находящийся в танке экипаж осколочным действием.
– Орудие должно быть способным уничтожить пулемёт со стальным щитом.
…Как только эффективность выстрела из 37-мм ствола будет соответствовать поставленным условиям, орудие будет подвергнуто испытанию инспекцией пехоты, о чём будет доложено начальнику главного управления сухопутных войск…»
1 июня 1927 года отделом испытаний управления вооружений был составлен и представлен список работ и задач в порядке приоритета для ведущихся и будущих разработок. В списке в числе немедленно необходимого вооружения и материалов помимо прочего были указаны лёгкое пехотное орудие обр. 1918 года (le.J.G. 18) и ЗИП для него, а также противотанковое орудие на лафете с раздвижными станинами, включая запасные части. Разрабатывались передок и зарядный ящик для обоих орудий, боеприпасы, включая гильзы, пороховой заряд и упаковочные ящики.
1 августа 1927 года был представлен отчёт о положении в оборонной промышленности и о текущем положении дел с перспективными разработками и подготовке их производства. В главе «Текущее положение/состояние в деталях» относительно le.J.G. 18 и 3,7 cm Pak было указано:
«…Основы массового производства для обоих орудий в лучшем случае могут быть разработаны в 1929 году. Неизвестно, будут ли готовы раньше новые 37-мм противотанковые пушки. Два опытных образца 3,7 cm Tak будут закончены 01.01.1928. В случае крайней необходимости при ускорении испытаний, включая войсковые, можно рассчитывать на подготовку окончательных рабочих чертежей до начала 1929 года, примерно к этому времени можно начать опытное производство. Приёмочные шаблоны и технические условия могут быть изготовлены до конца 1929 года, с этого времени можно будет начать валовое производство. 14 лёгких пехотных орудий обр. 1918 года (второго опытного образца) будут готовы 01.01.1928 и к этому моменту направлены на войсковые испытания…»
9 ноября 1927 года состоялось совещание, в котором приняли участие начальник административно-хозяйственного управления, начальник управления вооружений и руководители различных инспекций управления вооружений, о чём 14 ноября инспекцией пехоты был составлен протокол. Из него ясно, что окончательный облик 3,7 cm Pak не был определён:
«…Относительно будущего применения 37-мм орудия существуют разногласия. Техническое управление и административно-хозяйственное управление придерживаются мнения, что 37-мм орудие должно монтироваться на самоходный лафет, чтобы его можно было использовать в качестве подвижной противотанковой обороны. Инспекция пехоты требует прежде всего разработать 37-мм орудие, как на конной тяге, так и на тракторной или с самоходным лафетом…»
В итоге решено было сначала проверить характеристики 37-мм ствола, а вопросы передвижения ещё раз детально проработать и обсудить потом. В конце концов, был выбран вариант с раздвижными станинами, на деревянных колесах для конной тяги, созданный концерном «Рейнметалл» (Rheinmetall-Waffe).
После начала опытного производства с новой противотанковой пушкой познакомились советские специалисты из ГАУ РККА. По результатам было принято решение о закупке нескольких образцов, рабочей документации и чертежей и о начале производства этого орудия в СССР. В августе 1930 года был подписан соответствующий договор. Пушка с незначительными изменениями в конструкции поступила на вооружение РККА с названием «37-мм противотанковая пушка образца 1930 года» (1-К, индекс ГАУ 52-П-162). Боеприпасы у обеих систем были полностью взаимозаменяемы.
Позже в СССР на основе 37-мм орудия была создана конструктивно схожая система, но со стволом калибра 45-мм. По иронии, немецкая разработка стала «родителем» основной противотанковой пушки РККА второй половины 30-х годов, которая провоевала всю Великую Отечественную войну.
Серийное производство
Производство 3,7 cm Pak шло не быстро, и к 20 ноября 1932 года в сухопутных войсках Германии было всего 264 37-мм противотанковых пушки из запланированных 608 штук. Некомплект составлял 344 орудия.
17 сентября 1934 года поступило указание начальника главного управления сухопутных войск о модернизации лёгких пехотных орудий и противотанковых пушек. Теперь они должны были оснащаться механизмами подрессоривания и резиновыми шинами. Эта модернизация была нужна, чтобы орудия можно было буксировать за автомобилями и тягачами с большими скоростями, что на деревянных колёсах делать было нельзя.
С 1934 по 1936 год в конструкцию пушки вносились другие незначительные изменения, чтобы устранить возникающие в процессе эксплуатации проблемы.
24 апреля 1936 года был принят и начал поступать в войска новый телескопический прицел. Пушка стала оснащаться тремя видами прицелов: панорамным, телескопическим и коллиматорным. Последний применялся для стрельбы на прямой наводке — в случае, если два основных были разбиты.
Согласно «Обзору вооружения сухопутных сил» (Überblick über den Rüstungsstand beim Heer), запас 3,7 cm Pak на 1 сентября 1939 года насчитывал 11 200 орудий. После начала Второй мировой войны выпуск выглядел следующим образом:
1939 | 1940 | 1941 | 1942 | |
январь | ? | 251 | 122 | 4 |
февраль | ? | 271 | 192 | 13 |
март | ? | 265 | 178 | 15 |
апрель | ? | 277 | 195 | - |
май | ? | 274 | 109 | - |
июнь | ? | 246 | 183 | - |
июль | ? | 210 | 114 | - |
август | ? | 228 | 235 | - |
сентябрь | 300 | 207 | 95 | - |
октябрь | 271 | 150 | 39 | - |
ноябрь | 287 | 192 | 3 | - |
декабрь | 371 | 142 | 0 | - |
На учётной карточке от 1 марта 1942 года стоит отметка «Заказ выполнен». Всего за годы серийного производства было выпущено 16 639 орудий.
На протяжении почти десятилетия с момента своего появления (до разработки танков с противоснарядным бронированием) 3,7 cm Pak, созданная концерном «Рейнметалл», была одной из лучших противотанковых пушек мира. Снаряд, выпущенный из неё, пробивал броню всех известных в то время танков.
В середине 1942 года поднимался вопрос о целесообразности продолжения производства 3,7 cm Pak. Массовое использование Т-34 и КВ на советско-германском фронте показало, что пушка не справляется с возложенными на неё задачами. Именно из-за невозможности пробития их брони 3,7 cm Pak и заслужила обидное прозвище «колотушка». Принятие на вооружение надкалиберного снаряда образца 1941 года (Stielgranate 41) не смогло решить проблему эффективного поражения советских танков.
Более того, 3 июня 1942 года в журнале III организационного отдела главного штаба вооружённых сил Германии зафиксирован результат совещания по вопросу замены в противотанковых частях вермахта пушки 5 cm Pak 38 на современную и более мощную 7,5 cm Pak 40, и о прекращении производства Pak 38. В сущности, раз речь зашла о прекращении производства куда более мощной пушки 5 cm Pak 38, вполне очевидно, что судьба 3,7 cm Pak была решена.
29 августа 1942 года в том же журнале появилась запись:
«Генеральный штаб сухопутных сил наконец решил отказаться от 3,7 cm Pak. Причина: орудие больше не пригодно для применения в качестве противотанкового. Продолжение производства только для целей применения в качестве штурмового орудия пехоты неприемлемо».
Хотя танковая броня и перестала пробиваться из 3,7 cm Pak, орудие оставалось на вооружении до конца войны. Пушка всё ещё была эффективна против легко бронированных целей и автомобилей, а также использовалась для борьбы с ДОТ и ДЗОТ. Советский аналог, 45-мм противотанковая пушка, также провоевала до окончания Второй мировой войны.
Подробный фотообзор восстановленного в наши дни орудия можно посмотреть здесь.
Перевод немецких документов выполнен В.А. Антоновой
Источники и литература:
- архив NARA
- Waffen Revue №№ 72, 73
- Справочник по германской артиллерии – Москва: Военное издательство НКО, 1945
Комментарии к данной статье отключены.