«Дора» (орудие было названо в честь жены главного конструктора фирмы «Крупп») имела калибр 807 миллиметров, а ее бетонобойный снаряд весил 7 тонн (то есть, примерно как легкий танк). К пушке было приписано 250 человек расчета, 2,5 тысячи человек дополнительного персонала и 2 батальона ПВО. Третьему рейху это чудо инженерной мысли обошлось в 7 миллионов рейхсмарок (для сравнения: в 1941 году основной танк Вермахта Pz. III стоил около 120 тысяч рейхсмарок). Что же получила Германия, вложив столько сил и средств в это сверхмощное оружие?
«Дора» не успела сделать ни одного выстрела по линии Мажино, и Гитлер нашел ей другое применение – укрепленная военно-морская база британского флота в Гибралтаре. Однако генерал Франко хотел соблюсти нейтралитет и отказался пропустить немецкие части через свою территорию, да и испанские мосты не выдержали бы веса пушки.
В 1942 году немцы подошли к Севастополю, но с первой попытки взять его не смогли. Командующий 11-й армией Эрих фон Манштейн сетовал на укрепления Севастопольского оборонительного района (СОР имел не только пулеметные, но и десятки артиллерийских ДОТов), и прежде всего на бронебашенные батареи (ББ-30 и ББ-35 состояли из двухорудийных башенных установок калибром 305 мм), которые не могла поразить даже крупнокалиберная осадная артиллерия 11-й армии. С разрешения фюрера под Севастополь начали перевозить «Дору».
Под Бахчисараем для орудия сделали углубление в скале, к которому проложили железнодорожную ветку. В течение четырех недель 2,5 тысячи рабочих готовили позиции для «Доры», были подготовлены ложные огневые точки и построена станция для приема орудия. Манштейн писал: «Прибыла знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 метров, а лафет достигал высоты трехэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию».
В начале июля 1942 года для корректировки стрельбы «Доры» в воздух подняли аэростат, и несколько локомотивов выкатили орудие на боевую позицию. Ударная волна при выстреле была такой силы, что укрытие для расчета пришлось устроить за несколько сотен метров от орудия. По свидетельству очевидцев, после залпа «Доры» железнодорожное полотно уходило в землю на 5 сантиметров, а за три километра от орудия на столе подпрыгивала посуда.
В своих мемуарах Манштейн упоминает о восьмидесяти выстрелах «Доры» по укреплениям Севастополя, однако отмечает следующее: «В целом расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее, это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 метров». Фюрер был крайне недоволен применением и результатами стрельбы «Доры», ведь он требовал уничтожить ДОТы Севастополя, а не стрелять по складам.
Тяжелый снаряд «Доры» зарывался в грунт на глубину около 12 метров, детонировал, и земля поглощала силу взрыва. Только в результате прямого попадания орудие могло разрушить железобетонное укрепление. «Дора» не обладала высокой точностью, и уничтожение склада боеприпасов оказалось единственным успехом орудия под Севастополем. «Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 метров, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 километров оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика», – писал Манштейн. После восьмидесяти выстрелов ствол пушки признали сильно изношенным и отправили на ремонт.
Возможно, впоследствии «Дора» участвовала в подавлении Варшавского восстания 1944 года, но упоминания об этом эпизоде противоречивы и их крайне мало, что говорит, как минимум, о невысокой эффективности орудия. В апреле 1945 года, севернее баварского города Ауэрбах, наступающие американские войска обнаружили рядом с лесной тупиковой железнодорожной веткой остатки огромных металлических конструкций.
Восторженные описания размеров пушки и взорванный склад боеприпасов под Севастополем – вот и все результаты, которые получила Германия от грандиозного во всех отношениях проекта. «Дора» была величайшим техническим творением, однако в военном отношении абсолютно бесполезным», – разочарованно писал Манштейн.
Источник: Эрих фон Манштейн, «Утерянные победы».
Комментарии к данной статье отключены.