БРЭМ (бронированные ремонтно-эвакуационные машины) предназначены для эвакуации — в том числе непосредственно с поля боя — повреждённых, застрявших или неисправных боевых машин, а также для их ремонта.
Ещё во время Первой мировой войны англичане оснащали некоторые танки специальным оборудованием, благодаря чему они могли выполнять ремонтные и эвакуационные функции. Но полноценные БРЭМ появились уже в годы Второй мировой. Первые из них строили полукустарным способом, часто в полевых условиях, путём переделки повреждённых либо устаревших танков. У таких машин снимали башню, а вместо неё устанавливали мощную лебёдку и/или крановую стрелу.
На смену таким импровизированным «эвакуаторам» довольно быстро пришли серийные БРЭМ, построенные на заводах. Впрочем, базой для них по-прежнему оставались «вышедшие из употребления» танки, а также (хотя и реже) БТР и БМП. Современные БРЭМ несут на себе целый комплекс различного инженерного оборудования, кроме лебёдок и подъёмных кранов включающий бульдозерные отвалы, насосы для перекачки топлива и т.п. Для самообороны на них может устанавливаться оружие, обычно пулемёты.
В этом материале предлагаем вам познакомиться с двадцатью образцами серийных бронированных ремонтно-эвакуационных машин, созданных со времени Второй мировой войны до наших дней.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи
Bergepanzerwagen «Panther», или Bergepanther, Германия. БРЭМ на базе танка Panzerkampfwagen V Panther, выпускалась с 1943 года. Масса 43 тонны, двигатель 600 л.с, экипаж 3–5 человек. Построено около 300 машин
Sherman BARV, Великобритания. «Пляжная» БРЭМ (Beach Armoured Recovery Vehicle), созданная на базе американского танка M4 для обеспечения десантной операции в Нормандии. Экипаж машины включал водолаза, задача которого состояла в прикреплении тросов к застрявшей на глубине технике
M74, США. БРЭМ на базе танка M4A3, в эксплуатации с 1952 года. Машина для самозащиты вооружалась 12,7-мм и 7,62-мм пулемётами. Использовалась армиями США (в том числе в Западной Германии), Израиля и Испании
M51 Heavy Recovery Vehicle, США. Тяжёлая БРЭМ на базе танка М103. В производстве с 1954 года, построено около 180 машин. Масса 54,4 тонны, двигатель 765 л.с, экипаж 4 человека
Centurion ARV MkII, Великобритания. БРЭМ на шасси танка Centurion. В серийном производстве с 1956 года. Масса 48,4 тонны, двигатель 650 л.с, экипаж 4 человека. Вооружалась 7,62-мм пулемётом
VT-34, Чехословакия. БРЭМ на базе советского танка Т-34–85. В серийном производстве с 1958 года, построено 300 машин. Масса 31 тонна, двигатель 368 л.с. Вооружена 7,62-мм пулемётом
M88, США. На фотографии – БРЭМ немецкой армии в Военно-историческом музее в Дрездене, в Германии М88 известна под названием Bergepanzer 1. Машина создана на шасси и агрегатах танков М48 и М60, в эксплуатации с 1961 года. Масса (в разных версиях) от 50,8 до 70 тонн. Экипаж 3 человека
БТС-4, СССР. Бронированный тягач на базе танка Т-44, предназначенный для эвакуации бронетехники с поля боя (различные модификации строились на шасси танков Т-54, Т-55, Т-55А). В производстве с 1965 года. Масса 31,4 тонны, двигатель 520 л.с.
Bergepanzer 2, Западная Германия. БРЭМ на базе танка Leopard 1. В серийном производстве с 1966 года, построено 444 машины. Масса (в различных модификациях) 39,8–54 тонны, двигатель 830–960 л.с. Машина вооружалась двумя 7,62-мм пулемётами
VT-55A, Чехословакия. БРЭМ на шасси танка Т-55, выпускалась с 1969 года. Построено около 1830 машин. Масса 35 тонн, двигатель 572 л.с.
Trail Blazer ARV, Израиль. Несколько таких машин было перестроено из американских танков М4А1 в конце 60-х – начале 70-х годов. Двигатель 460 л.с.
МТП-3, СССР. Бронированная машина технической помощи, созданная на базе САУ СУ-122–54. В эксплуатации с 1973 года. Масса 32 тонны, двигатель 520 л.с.
AMX-30D, Франция. БРЭМ на шасси танка AMX-30, в серийном производстве с 1973 года. Масса 36 тонн, двигатель 720 л.с.
БРЭМ-1, СССР. Машина на шасси танка Т-72, в эксплуатации с 1975 года. Масса 41 тонна, двигатель 840 л.с. Вооружение – 12,7-мм пулемёт
FV4204 ARRV, Великобритания. БРЭМ на шасси танка Chieftain Mark 5. Масса 55,6 тонны, двигатель 750 л.с. Вооружение – 7,62-мм пулемёт
VT-72B, Чехословакия. БРЭМ на шасси танка Т-72, выпускалась с 1989 года. Построено около 100 машин. Масса 45,8 тонн, двигатель 780 л.с. Машина вооружалась 12,7-мм пулемётом
Bergepanzer 3 Büffel, Германия. БРЭМ на шасси танка Leopard 2. В производстве с 1992 года, построено около 250 машин, ещё 150 комплектов оборудования поставлено в Южную Корею для БРЭМ на шасси танка К1. Масса 54,3 тонны, двигатель 1500 л.с. Для самообороны машина вооружается 7,62-мм пулемётом
K1 ARV, Южная Корея. Машина на шасси танка К1 с использованием оборудования немецкой БРЭМ Bergepanzer 3. В производстве с 1993 года. Масса 51 тонна, двигатель 1200 л.с. Вооружение – 12,7-мм пулемёт
WZT-3М, Польша. БРЭМ на базе танка PT-91 (также часть перестроена из похожих машин WZT-3, создававшихся на шасси танка Т-72М). В эксплуатации с 1999 года, построено 29 машин для Польши и 556 для Индии (включая 204 машины, построенных в Индии по лицензии). Масса 42 тонны, двигатель 850 л.с.
ВИУ-55 «Муња» («Молния»), Сербия. БРЭМ на шасси танка Т-55, в производстве с 2004 года. Масса 32 тонны, двигатель 572 л.с, экипаж 4 человека, 6 мест для десанта. Вооружена тремя 7,62-мм пулемётами и 30-мм автоматическим гранатомётом
БРЭМ (бронированные ремонтно-эвакуационные машины) предназначены для эвакуации — в том числе непосредственно с поля боя — повреждённых, застрявших или неисправных боевых машин, а также для их ремонта.
Ещё во время Первой мировой войны англичане оснащали некоторые танки специальным оборудованием, благодаря чему они могли выполнять ремонтные и эвакуационные функции. Но полноценные БРЭМ появились уже в годы Второй мировой. Первые из них строили полукустарным способом, часто в полевых условиях, путём переделки повреждённых либо устаревших танков. У таких машин снимали башню, а вместо неё устанавливали мощную лебёдку и/или крановую стрелу.
На смену таким импровизированным «эвакуаторам» довольно быстро пришли серийные БРЭМ, построенные на заводах. Впрочем, базой для них по-прежнему оставались «вышедшие из употребления» танки, а также (хотя и реже) БТР и БМП. Современные БРЭМ несут на себе целый комплекс различного инженерного оборудования, кроме лебёдок и подъёмных кранов включающий бульдозерные отвалы, насосы для перекачки топлива и т.п. Для самообороны на них может устанавливаться оружие, обычно пулемёты.
В этом материале предлагаем вам познакомиться с двадцатью образцами серийных бронированных ремонтно-эвакуационных машин, созданных со времени Второй мировой войны до наших дней.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи
Bergepanzerwagen «Panther», или Bergepanther, Германия. БРЭМ на базе танка Panzerkampfwagen V Panther, выпускалась с 1943 года. Масса 43 тонны, двигатель 600 л.с, экипаж 3–5 человек. Построено около 300 машин
Sherman BARV, Великобритания. «Пляжная» БРЭМ (Beach Armoured Recovery Vehicle), созданная на базе американского танка M4 для обеспечения десантной операции в Нормандии. Экипаж машины включал водолаза, задача которого состояла в прикреплении тросов к застрявшей на глубине технике
M74, США. БРЭМ на базе танка M4A3, в эксплуатации с 1952 года. Машина для самозащиты вооружалась 12,7-мм и 7,62-мм пулемётами. Использовалась армиями США (в том числе в Западной Германии), Израиля и Испании
M51 Heavy Recovery Vehicle, США. Тяжёлая БРЭМ на базе танка М103. В производстве с 1954 года, построено около 180 машин. Масса 54,4 тонны, двигатель 765 л.с, экипаж 4 человека
Centurion ARV MkII, Великобритания. БРЭМ на шасси танка Centurion. В серийном производстве с 1956 года. Масса 48,4 тонны, двигатель 650 л.с, экипаж 4 человека. Вооружалась 7,62-мм пулемётом
VT-34, Чехословакия. БРЭМ на базе советского танка Т-34–85. В серийном производстве с 1958 года, построено 300 машин. Масса 31 тонна, двигатель 368 л.с. Вооружена 7,62-мм пулемётом
M88, США. На фотографии – БРЭМ немецкой армии в Военно-историческом музее в Дрездене, в Германии М88 известна под названием Bergepanzer 1. Машина создана на шасси и агрегатах танков М48 и М60, в эксплуатации с 1961 года. Масса (в разных версиях) от 50,8 до 70 тонн. Экипаж 3 человека
БТС-4, СССР. Бронированный тягач на базе танка Т-44, предназначенный для эвакуации бронетехники с поля боя (различные модификации строились на шасси танков Т-54, Т-55, Т-55А). В производстве с 1965 года. Масса 31,4 тонны, двигатель 520 л.с.
Bergepanzer 2, Западная Германия. БРЭМ на базе танка Leopard 1. В серийном производстве с 1966 года, построено 444 машины. Масса (в различных модификациях) 39,8–54 тонны, двигатель 830–960 л.с. Машина вооружалась двумя 7,62-мм пулемётами
VT-55A, Чехословакия. БРЭМ на шасси танка Т-55, выпускалась с 1969 года. Построено около 1830 машин. Масса 35 тонн, двигатель 572 л.с.
Trail Blazer ARV, Израиль. Несколько таких машин было перестроено из американских танков М4А1 в конце 60-х – начале 70-х годов. Двигатель 460 л.с.
МТП-3, СССР. Бронированная машина технической помощи, созданная на базе САУ СУ-122–54. В эксплуатации с 1973 года. Масса 32 тонны, двигатель 520 л.с.
AMX-30D, Франция. БРЭМ на шасси танка AMX-30, в серийном производстве с 1973 года. Масса 36 тонн, двигатель 720 л.с.
БРЭМ-1, СССР. Машина на шасси танка Т-72, в эксплуатации с 1975 года. Масса 41 тонна, двигатель 840 л.с. Вооружение – 12,7-мм пулемёт
FV4204 ARRV, Великобритания. БРЭМ на шасси танка Chieftain Mark 5. Масса 55,6 тонны, двигатель 750 л.с. Вооружение – 7,62-мм пулемёт
VT-72B, Чехословакия. БРЭМ на шасси танка Т-72, выпускалась с 1989 года. Построено около 100 машин. Масса 45,8 тонн, двигатель 780 л.с. Машина вооружалась 12,7-мм пулемётом
Bergepanzer 3 Büffel, Германия. БРЭМ на шасси танка Leopard 2. В производстве с 1992 года, построено около 250 машин, ещё 150 комплектов оборудования поставлено в Южную Корею для БРЭМ на шасси танка К1. Масса 54,3 тонны, двигатель 1500 л.с. Для самообороны машина вооружается 7,62-мм пулемётом
K1 ARV, Южная Корея. Машина на шасси танка К1 с использованием оборудования немецкой БРЭМ Bergepanzer 3. В производстве с 1993 года. Масса 51 тонна, двигатель 1200 л.с. Вооружение – 12,7-мм пулемёт
WZT-3М, Польша. БРЭМ на базе танка PT-91 (также часть перестроена из похожих машин WZT-3, создававшихся на шасси танка Т-72М). В эксплуатации с 1999 года, построено 29 машин для Польши и 556 для Индии (включая 204 машины, построенных в Индии по лицензии). Масса 42 тонны, двигатель 850 л.с.
ВИУ-55 «Муња» («Молния»), Сербия. БРЭМ на шасси танка Т-55, в производстве с 2004 года. Масса 32 тонны, двигатель 572 л.с, экипаж 4 человека, 6 мест для десанта. Вооружена тремя 7,62-мм пулемётами и 30-мм автоматическим гранатомётом
Комментарии к данной статье отключены.