В последние годы регулярными стали сообщения об обострениях отношений между Китаем и его соседями в Юго-Восточной Азии из-за спорных островов в Южно-Китайском море. Парасельские острова и архипелаг Спратли уже не раз становились местом вооружённых столкновений. Наиболее значимые из них произошли в 1974 и 1988 годах между китайцами и вьетнамцами.
Море раздора
Несколько сотен островков, атоллов, рифов и отмелей разбросано по громадным просторам Южно-Китайского моря. Впрочем, во Вьетнаме это море именуется Восточным, а на Филиппинах в 2012 году указом президента Акино III оно официально переименовано в Западно-Филиппинское.
По этому морю с давних времён проходили важнейшие торговые маршруты Азии, связывающие Китай с Индией и Ближним Востоком. Эти маршруты не потеряли своего значения и по сей день: более половины морского грузопотока мира проходит через Малаккский пролив и Южно-Китайское море.
Ныне претендующие на контроль над островами в центральной части Южно-Китайского моря Китай и Вьетнам утверждают, что данные острова много веков входили в состав их государств. Свои претензии они обосновывают старинными картами сомнительного происхождения.
В действительности, острова были нанесены на карту европейскими мореплавателями в середине XIX века, тогда же они получили и нынешние названия. В 1920 года о своём суверенитете над островами объявила Франция, включившая их в состав Французского Индокитая. В годы Второй мировой войны на островах находились посты японских войск.
Начиная с 1946 года китайские власти – как гоминьдановский режим, так и сменившие его коммунисты – рассматривали все острова Южно-Китайского моря как «исконно-китайские территории». Такой подход делал 95% акватории моря китайскими территориальными водами. В официальном виде претензии КНР были сформулированы в 50-е годы и с тех пор не менялись. Схожую позицию занимают и власти «альтернативного» китайского государства – Китайской Республики на Тайване.
Свои претензии на часть расположенных в Южно-Китайском море островов и его акватории предъявили и остальные государства региона – Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней.
Два десятилетия споры ограничивались громкими заявлениями, но в конце 60-х годов их подхлестнуло обнаружение в Южно-Китайском море больших запасов нефти и природного газа. После этого все заинтересованные стороны начали принимать меры к переводу своих территориальных претензий из сферы заявлений в сферу установления прямого контроля над спорными островами, рифами, скалами и отмелями. Это не могло не повлечь за собой прямых вооружённых столкновений.
Парасельские острова
Парасельские острова (по-китайски Сиша, по-вьетнамски Хоангша) – группа необитаемых островков и рифов суммарной площадью 8 квадратных километров в северной части Южно-Китайского моря. Они расположены в 230 километрах к югу от китайского острова Хайнань и в 200 километрах к востоку от Вьетнама.
С 50-х годов восточную группу островов, Амфитрита, контролировали власти КНР, а западную, Круассан, – Южного Вьетнама.
В начале 1974 года, в обстановке нормализации отношений КНР с США, китайские власти приняли решение о захвате группы островов Круассан. Они опасались, что в случае скорого неизбежного падения сайгонского режима на островах появятся северовьетнамцы, за которыми стоял СССР.
15 января 1974 года два китайских «мирных рыболовецких траулера» №№ 402 и 407, вооружённых пулемётами, подошли к четырём необитаемым островам группы Круассан и установили на них флаги КНР. На одном из них – острове Дункан – был высажен под видом «мирных рыбаков» батальон морской пехоты НОАК, приступивший к возведению укреплений.
На следующий день в район прибыли два южновьетнамских корабля. Их матросы сняли флаги КНР на трёх островах и обстреляли китайцев на острове Дункан. Также произошли перестрелки с китайскими траулерами.
Рано утром 19 января к острову Дункан из Дананга прибыли ещё два южновьетнамских корабля, на борту которых находился взвод южновьетнамских коммандос. Они высадились с лодок на остров, но были отброшены превосходящими силами китайцев и вынуждены были вернуться на корабли. В бою погибло трое коммандос.
В 10:25 у острова Дункан вспыхнул морской бой. С южновьетнамской стороны в нём участвовали 4 корабля – три фрегата (HQ-4 «Чан Кхань Зы», HQ-5 «Чан Бинь Чонг» и HQ-16 «Ли Тхыонг Киет») и один корвет (HQ-10 «Нят Тао»). Это были переданные Южному Вьетнаму бывшие корабли береговой обороны США, построенные в годы Второй мировой войны. Они были тихоходными, но обладали мощным (в теории) артиллерийским вооружением.
Однако все корабли находились в плохом техническом состоянии. Например, на«Нят Тяо» не работал один из двух двигателей, у «Чан Кхань Зы» не могло стрелять носовое орудие.
Тем не менее, южновьетнамские корабли были крупнее и мощнее противостоящих им шести китайских корветов. «Чан Кхань Зы» и «Чан Бинь Чонг» обошли остров Дункан с севера, «Ли Тхыонг Киет» и «Нят Тяо» – с юга, обнаружив за островам 4 китайских корвета и 2 траулера. Вспыхнул бой на встречных курсах, быстро превратившийся в беспорядочную свалку. Первыми с китайской стороны в бой вступили №№ 271, 274, 389, 396 – построенные в КНР в 50-е годы по лицензии советские малые противолодочные корабли проекта 122 «Кронштадт».
Описания боя с китайской стороны полны примеров яркого героизма:
«Тяжелораненый заряжающий Го Юйдун не покинул свой боевой пост. Когда борт корабля пробил вражеский снаряд, матрос бросился на пробоину и заткнул её своим телом. Он спас корабль, пожертвовав своей жизнью».
Тяжело повреждён был «Ли Тхыонг Киет», а на «Нат Тяо» вышел из строя последний работающий двигатель. Тем не менее, поначалу южновьетнамцы брали верх. Китайский корабль № 274 потерял ход из-за тяжёлых повреждений, № 396 вынужден был выбросится на мель, чтобы не затонуть. № 271 загорелся и, по мнению вьетнамцев, затонул, но китайцы утверждали, что он поставил дымовую завесу для выхода из боя.
Ход боя переломило появление двух кораблей класса «Хайнань», №№ 281 и 282, шедших на полном ходу на помощь своим. Первый же выстрел орудия одного из них пустил ко дну обездвиженный «Нат Тяо», после чего три уцелевших, но повреждённых южновьетнамских корабля поспешно ретировались с поля боя, вернувшись в Дананг.
При этом они даже не попытались спасти членов экипажа «Нат Тяо», которым пришлось несколько дней дрейфовать на спасательных плотах без запасов пищи и воды. Спас вьетнамских моряков голландский танкер «Копионелла».
20 января 1974 года китайские МиГи-21 с базы на Хайнане бомбили остров Паттль. Затем на острове высадились китайские морпехи. Гарнизон в составе 48 южновьетнамских солдат и 1 американского военного советника капитулировал без боя. Позднее они были отправлены на родину через Гонконг.
Таким образом, Парасельские острова были полностью захвачены КНР. По официальным данным, во время боёв погибло 53 вьетнамца и 18 китайцев.
Вопреки призывам из Сайгона, США никак не вмешались в конфликт. Более того, кораблям 7-го флота было приказано держаться подальше от спорных вод, чтобы случайно не спровоцировать столкновения с китайцами.
События 1974 года на Парасельских островах на долгие десятилетия были забыты во Вьетнаме, ибо сражались против китайцев на островах те, кого до сих пор во Вьетнаме принято называть «сайгонскими марионетками». Но в январе 2014 года 30-летие боёв впервые широко отмечалось во Вьетнаме. Премьер-министр Нгуен Тан Зунг отметил, что необходимо вернуть в историю Вьетнама и тех бойцов Южного Вьетнама, что сражались за нашу родину против внешних врагов. Вьетнамские газеты разместили на своих страницах несколько статей, воспевающих героизм солдат, сражавшихся в 1974-м.
Архипелаг Спратли
Острова Спратли (по-китайски Наньша, по-вьетнамски Чыонгша, по-филиппински Калаян) расположены в южной части Южно-Китайского моря. Более сотни островков, рифов и атоллов суммарной площадью 5 квадратных километров разбросаны на обширных морских просторах в 400 тысяч квадратных километров.
Южновьетнамские власти с начала 70-х годов контролировали шесть островов архипелага. Узнав в начале апреля 1975 года об эвакуации южновьетнамских войск с нескольких из них, северовьетнамское командование спешно провело операцию по их захвату, опасаясь занятия островов «враждебными государствами».
До наступления рассвета 14 апреля 1975 года спецназовцы из 126-го сапёрного полка Вьетнамской народной армии, приплыв из Дананга на рыбацких лодках, высадились на острове Саутвест Кей (по-вьетнамски Шонгтутэй). После часового боя находившиеся здесь южане сдались. В конце апреля 1975 года, за несколько дней до падения Сайгона, северянами были захвачены остальные 5 островов.
В период войны против французских колонизаторов, а затем южновьетнамского режима и его американских союзников власти Северного Вьетнама, заинтересованные в поддержке со стороны КНР, старались не акцентировать вопрос о принадлежности спорных островов. Но уже через месяц после падения Сайгона вьетнамская пресса публиковала карты своей страны, на которых Парасельские острова и Спратли обозначались как территория Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). В 1979 году Ханой официально заявил о своих претензиях на все спорные острова, с начала 80-х годов постепенно обустраивал свои посты на одном островке за другим.
Данные действия вызвали протесты и ответные действия со стороны других стран региона. В архипелаге Спратли развернулась настоящая «гонка за острова». В итоге она закономерно привела к столкновению вьетнамцев с КНР.
В 1987 году, под предлогом выполнения поручения ЮНЕСКО о создании метеостанции, китайцы разместили свои посты на ряде островов. Обнаружив это, вьетнамцы ускорили взятие архипелага под свой контроль.
В марте 1988 года около 100 военных строителей из инженерного полка Е-83 отправились к Джонсон-рифу на двух 500-тонных армейских транспортах HQ-604 и HQ-605 (бывшие американские суда времён Второй мировой, переданные Южному Вьетнаму) для сооружения постов.
Вечером 13 марта они прибыли на место. На рассвете 14 марта подразделение под командованием младшего лейтенанта Чан Ван Фыонгу высадилась на Джонсон-рифе и водрузило на нём вьетнамский флаг. Вскоре около островов появились три китайских фрегата «Наньчун», «Сянтань» и «Интань». Эти корабли относились к типу 053, разработанному на основе советских сторожевиков проекта 50 «Горностай» (по классификации НАТО – класса «Рига»).
С них на риф была высажена партия китайских моряков. Вспыхнула потасовка, затем китайцы открыли огонь из АК-47. Вьетнамских строителей, в большинстве не имевших при себе оружия, китайцы добивали штыками.
Одновременно фрегаты открыли огонь по вьетнамским транспортам. HQ-604 быстро затонул, HQ-605 загорелся и ретировался, но тоже затонул на обратном пути во Вьетнам.
Бой продолжался менее получаса. В его ходе погибло 68 вьетнамцев, 9 было взято в плен. С китайской стороны был ранен 1 моряк.
Вьетнам в конфликте рассчитывал на помощь советского флота, дислоцировавшегося в то время в Камрани, но не получил её. Более того, советское руководство, заинтересованное в то время в восстановлении отношений с КНР, даже отказалось сделать дипломатическое заявление с осуждением Китая.
Текущая ситуация
В настоящее время КНР полностью контролирует Парасельские острова.
Под контролем КНР также находятся восемь или девять коралловых рифов и скал в архипелаге Спратли, Вьетнам контролирует от 21 до 29 островков, Филиппины – от 8 до 10, Малайзия – 5, Бруней – 2. Китайская республика (Тайвань) контролирует один, зато самый крупный остров в группе Спаратли, Тайпиндао, на котором построена взлётно-посадочная полоса.
Ситуация вокруг спорных архипелагов в последние годы остаётся напряжённой. Под лозунгом «защиты свободы судоходства в международных водах» в конфликт всё больше вовлекаются и такие далёкие от региона страны как США, Индия и Япония.
Литература:
- Vo Nguyen Giap. The General Headquarters in the Spring of Brilliant Victory – Hanoi, 2002
- Katherine Morton. China’s ambition in the South China Sea: is a legitimate maritime order possible? / International Affairs 92: 4, 2016
- Min Gyo Koo. Island Disputes and Maritime Regime Building in East Asia: Between a Rock and a Hard Place – Springer, 2010
- Канаев Е. А. Вооружённый конфликт из-за Парасельских островов (1974 год) – Обозреватель. 2005. № 7. С. 90–96.
- Сюннерберг М. А. Военный конфликт и-за островов Спратли в 1988 году: реакция во Вьетнаме – Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014. № 23. С.131–136.
Комментарии к данной статье отключены.