В любимой читателями портала Warspot онлайн-игре World of Warships уже привычным стало появление анимешных героинь из дружественного проекта — китайской онлайн-игры Azur Lane. При всей разнице стилей и подходов симпатичные нарисованные девушки тоже воплощают собой боевые корабли и пользуются огромной популярностью по всему миру. В этой статье мы расскажем о том, как возникла игра Azur Lane и что она собой представляет.
Всё началось в Японии
В наши дни эстетика аниме перестала восприниматься как загадочная экзотика. То, что раньше могло казаться неким курьёзом для чудаков, теперь стало вполне мэйнстримным хобби. Это в полной мере касается не только анимации и комиксов, но также игр анимешной стилистики. Японские, корейские и китайские игры, а также созданные по их подобию европейские и американские проекты пользуются широкой популярностью, а некоторые из них даже становятся всемирно известными. Некоторые из этих игр, так или иначе, касаются военной истории и военного дела.
Буквально на наших глазах возник в Японии и распространился по миру феномен милитари-моэ. Японское слово «моэ» обозначает нечто милое и прелестное — как правило, то, что ассоциируется с образом хорошенькой юной девушки. В свою очередь, милитари-моэ — это моэ, в котором используются те или иные милитаристские образы. Это могут быть не только красавицы с оружием, но и воплощённая в женском образе военная техника.
Настоящим шедевром милитари-моэ стала запущенная в 2013 году японская онлайн-игра Kantai Collection («Флотская коллекция»), посвящённая кораблям Второй мировой войны, каждый из которых был изображён в виде очаровательной девушки. Внешность и характер героинь обыгрывали особенности их исторических прототипов, а игровые карты и кампании напоминали известные сражения и операции Второй мировой войны на Тихом океане.
В Японии игра Kantai Collection стремительно приобрела фантастическую популярность и буквально культовый статус. Массовый интерес к этому продукту возник и у зарубежных игроков, что породило довольно большой международный фэндом. Тем не менее, контролирующая Kantai Collection медиакорпорация Kadokawa не проявила ни малейшего интереса к развитию своего проекта за пределами Японии. Переводы «Флотской коллекции» со всеми её дополнениями остаются заботой исключительно любителей, какой-либо поддержки игрокам-«гайдзинам» не оказывается в принципе — более того, даже доступ с неяпонских IP к игре ограничен.
О причинах такого отношения к международной аудитории можно спорить. Возможно, это бизнес-стратегия, при которой Kadokawa довольна доходами от японской аудитории и не нуждается в «гайдзинах». Есть и конспирологическая версия, что владельцы игры боятся обвинений в японском национализме, поскольку их проект посвящён Императорскому флоту в годы Второй мировой войны и изображает его с явной симпатией — а эта тема болезненно воспринимается в странах Дальнего Востока.
Как бы то ни было, на фоне коммерческого успеха Kantai Collection в Японии, Корее и Китае стали появляться другие онлайн-игры в стиле милитари-моэ. Один из таких китайских проектов добился большого международного успеха, смог избавиться от звания «клона», стал популярен даже в Японии и составил конкуренцию своему прародителю. Он нём мы и расскажем.
От любительской игры к бизнес-проекту
В мае 2017 года на популярнейшем китайском медиапортале Bilibili была представлена новая онлайн-игра под названием Azur Lane («Лазурный путь»), изображающая корабли Второй мировой войны в привлекательных женских образах. Продюсер, известный под псевдонимом Yuwan и изначально стоявший за этой игрой, впоследствии признавался, что начинал делать с командой единомышленников «додзинси-игру» (додзинси — японский термин, обозначающий творчество фанатов) по мотивам Kantai Collection. Затем авторам удалось привлечь внимание бизнеса и создать полноценный коммерческий проект. Разработчиками Azur Lane являются две известные в Китае IT-компании, которым совместно принадлежат права на продукт. Manjuu (Шанхай) занимается развитием персонажей и сюжета, Yongshi (Сямынь) отвечает за техническую сторону продукта.
Версии Azur Lane для операционных систем Android и iOS стали основой международной экспансии проекта, которой занимается базирующаяся в Шанхае компания Yostar. Уже в сентябре 2017 года вышла японская версия игры, сопровождавшаяся активной рекламной кампанией и весьма тепло встреченная аудиторией. С того времени в создании новых персонажей «Лазурного пути» участвуют японские художники и дизайнеры, актрисы озвучения. В марте 2018 года официальная версия игры вышла в Южной Корее. Наконец, официальная версия Azur Lane на английском языке открыто тестировалась с августа 2018 года и вышла полноценным релизом в мае 2019 года. Также в 2019 году была выпущена компьютерная игра Azur Lane Crosswave с 3D-графикой, доступная на ПК, приставках Playstation и Nintendo.
Доступность на мобильных платформах Google и Apple, активное и равноправное развитие версий игры на разных языках, постоянная поддержка игроков по всему миру, предложение им всем в равной степени нового интересного контента — всё это выгодно отличает «Лазурный путь» от его знаменитого прародителя Kantai Collection, замкнутого исключительно на японском рынке. То же самое можно сказать о рекламной стратегии китайского проекта. Например, разработчики Azur Lane сотрудничают с Музеем линкора «Айова» в Лос-Анджелесе, онлайн-игрой World of Warships, и другими брендами, известными за пределами Дальнего Востока.
Корабли и девушки на любой вкус
Игра Azur Lane — это очередное воплощение модного и популярного (не только в странах Дальнего Востока) тренда на милитари-моэ и антропоморфное изображение техники. Игрок берёт на себя роль адмирала, командующего флотом из кораблей времён Второй мировой войны. Каждый корабль показан как хорошенькая девушка с оригинальной внешностью, характером и боевыми навыками (которые, как правило, обыгрывают исторические особенности этого корабля). Корабли в свой флот можно купить за игровые ресурсы, получить за выполнение игровых заданий, найти на картах и т.д. Естественно, корабледевушки (как поклонники называют героинь) имеют разную степень ценности и редкости, игрок обязан заниматься их прокачкой и развитием.
Как обычно бывает в фантастическом милитари-моэ, героини сражаются с агрессивными инопланетянами, жаждущими захватить моря и океаны. Противники известны под названием «сирены», самые сильные и опасные из врагов имеют гуманоидную форму (естественно, тоже в виде девушек), а бóльшая их часть является бездушными механизмами. Впрочем, лагерь корабледевушек не един и разделён на две фракции — «Лазурный путь» (Azur Lane) и «Красная ось» (Crimson Axis), которые примерно соответствуют двум противоборствующим сторонам в годы Второй мировой войны. По «лору» игры отношения между фракциями не являются безнадёжно враждебными, стороны осознают свои общие интересы и могут объединиться ради их достижения.
«Лазурный путь» в мире игры решительно выступает против любого сотрудничества с сиренами и настроен бороться с захватчиками до победного конца. Основные участники фракции соответствуют военно-морским силам стран Антигитлеровской коалиции.
«Орлиный союз» (Eagle Union) — аналог США. Сильный флот, основой которого выступают авианосцы и быстроходные линкоры с мощной ПВО. Естественно, что корабледевушки Орлиного союза славятся гордым и независимым духом. Самая известная из них, тяжёлый авианосец Энтерпрайз, стала настоящим символом игры.
«Королевский флот» (Royal Navy) — аналог Великобритании. Оплот консервативности, старых традиций и хороших манер. Например, флотом командует настоящая королева (линкор Куин Элизабет), а лёгкие крейсера изображены горничными в традиционных чёрных платьях.
«Северный парламент» (Northern Parlament) — аналог СССР. Воплощение анимешных стереотипов о «русских красавицах». Светловолосые девушки отважно сражаются среди ледяных просторов, носят меховые shapka, пьют vodka и едят pirozhki.
«Империя дракона» (Dragon Empire) — аналог Китая. Любопытно, что в игре представлены как корабли флота гоминьдановской Китайской Республики 30-х годов, так и послевоенные корабли ВМС Народно-освободительной армии Китая (эсминцы типа 7, полученные от СССР в 50-е годы).
«Свободный Ирис» (Iris Libre) — аналог «Свободной Франции». Девы-воительницы во главе с линкором Ришелье, которые после разгрома своего рыцарского ордена решили продолжить борьбу в изгнании вместе с Королевским флотом.
Фракция «Красная ось» в игре примерно соответствует «Оси Берлин-Рим-Токио» в реальности. Представители фракции в игре не являются ярко выраженными отрицательными персонажами, но допускают для себя сотрудничество с сиренами, видя в этом путь к могуществу. Превыше всего они ставят собственные интересы и готовы ради этого противостоять «Лазурному пути».
«Империя сакуры» (Sakura Empire) — аналог Японии. Страна древних традиций и утончённой культуры, представительницы которой могут быть в равной степени элегантными, хитрыми и коварными. Не зря самые известные корабли этого флота, тяжёлые авианосцы Акаги и Кага, изображены лисами-оборотнями (кицунэ).
«Железная кровь» (Iron Blood) — аналог Германии. Безжалостные воины, превыше всего ценящие силу и презирающие слабость. Этот флот гордится своими высокими технологиями и активно использует в борьбе подводные лодки.
«Империя Сарденья» (Sardegna Empire) — аналог Италии. «Тёмная лошадка» игры, пока что остающаяся в тени более прославленных флотов «Оси». Сарденья выглядит незадачливым младшим союзником могущественной Железной крови.
«Доминион Вишья» (Vichya Dominion) — аналог вишистской Франции. Остатки разгромленного рыцарского ордена, воительницы которого признали поражение и присоединились к победителям. Командует ими Жан Бар, сестра Ришелье, что придаёт противостоянию сторон особый драматизм.
Абсолютное большинство героинь игры Azur Lane воплощает корабли, участвовавшие во Второй мировой войне, либо существовавшие в тот период (например, крейсер Аврора, броненосец Микаса, эсминцы типа 7 ВМС НОАК). Также представлены корабли, которые в реальности не были построены или введены в строй. В этом плане Azur Lane заставляет вспомнить World of Warships, тем более что игры поддерживают партнёрские отношение. В «Лазурном пути» есть линкоры Советская Россия и Монарх, тяжёлые крейсера Роон и Ибуки, другие «бумажные» корабли — впрочем, игроку нужно очень постараться, чтобы заполучить их.
Геймплей Azur Lane заключается в развитии своего флота и проведении боёв на тактических картах, напоминающих морские сражения Второй мировой войны. В бою игрок управляет силами авангарда (тяжёлые и лёгкие крейсера, эсминцы) и арьергарда (линкоры и линейные крейсера, мониторы, тяжёлые и лёгкие авианосцы, плавмастерские). В качестве поддержки доступны подводные лодки. Тактические карты объединены в кампании, часть которых присутствует в игре постоянно, а часть предлагается разработчиками в виде ограниченных по времени ивентов. Эти ивенты подробно представляют те или иные игровые фракции, раскрывают характеры героинь и их отношения между собой.
Как обычно и бывает в играх анимешной стилистики, героини Azur Lane созданы такими, чтобы вызывать у игрока эмоциональную привязанность к ним. Корабледевушки воплощают все мыслимые женские типажи и темпераменты на любой вкус. Помимо боевой составляющей, геймплей обладает элементами визуальной новеллы. Персонажи в различных обстоятельствах взаимодействуют между собой и с игроком, выражают ему свои эмоции — от холодного равнодушия до пылкой страсти. В свою очередь, игрок может увеличивать симпатии к нему героинь, добывать для них платья и подарки, и даже «жениться» на своих любимицах — за эти удовольствия, естественно, нужно платить.
Аниме и не только
Будучи китайским проектом по происхождению, Azur Lane развивается методами, типичными для массовой культуры стран Дальнего Востока (основы этих методов заложены в Японии). Ставшая популярной игра неизбежно становится центральным элементом большой медиа-франшизы. По мотивам «Лазурного пути» публикуется несколько серий комиксов-манга и книг-ранобэ (иллюстрированные повести для молодёжной аудитории), выходят музыкальные альбомы. В больших количествах выпускается различная сувенирная продукция: артбуки, фигурки, плюшевые игрушки, многочисленные сувениры и т.д. Активно развивается творчество поклонников игры: косплей, фанарт, любительские комиксы-додзинси, кавер-версии музыки из саундтрека.
По всем законам жанра развитие успешной медиа-франшизы подразумевает создание аниме-сериала, и «Лазурный путь» не стал исключением. Это был первый масштабный проект молодой студии Bibury Animation, режиссёром выступил Мотоки Танака. 12-серийное аниме Azur Lane транслировалось на японском ТВ с октября 2019 по март 2020 года. Сериал также был лицензирован для международных стриминговых сервисов Funimation и Wakanim (на втором из них доступен перевод на русский язык).
Как обычно в случае экранизации компьютерных игр, аниме Azur Lane сложно назвать чем-то иным кроме масштабной рекламы исходного продукта. Сериал представляет самых известных и популярных героинь основных фракций, знакомит с основой «лора» игры. В нём рассказывается о том, как «Империя сакуры» и «Железная кровь» пытаются использовать загадочные технологии, полученные ими от сирен, а «Лазурный путь» противостоит им. При этом самые разумные представители фракций понимают, что им стоит объединиться в борьбе с общим врагом.
Аниме-версия Azur Lane вызвала у широкой аудитории весьма противоречивые впечатления. Отсутствие у студии Bibury Animation опыта в создании сериалов и, судя по всему, проблемы с финансированием проекта, обусловили довольно низкое качество анимации, местами бросающееся в глаза. Негативная реакция зрителей привела к тому, что студия отложила выпуск двух последних серий на три месяца для исправления графики — не самая частая ситуация в аниме-индустрии. Всё это принесло аниме Azur Lane несколько скандальную славу. При этом как развлекательное произведение сериал вполне интересен и не уступает многим другим образцам анимешной фантастики. В любом случае на январь 2021 года уже анонсирован новый аниме-сериал Azur Lane: Bisoku Zenshin! («Лазурный путь: Малый вперёд!»), экранизация одноимённой манга.
Говоря об игре Azur Lane, нельзя не упомянуть её продвижение среди международной аудитории. Как уже говорилось выше, в этом плане китайский проект выгодно отличается от своего японского прародителя Kantai Collection. Разработчики «Лазурного пути» стремятся к развитию и поддержке международного фэндома, что отражается на их рекламной стратегии. Так, после запуска глобальной версии игры в августе 2019 года «живой ивент» Azur Lane был проведён не где-нибудь, а на корабле-музее «Айова» в Лос-Анджелесе. Русскоязычной аудитории хорошо известна коллаборация Azur Lane с онлайн-игрой World of Warships. Начиная с 2018 года, организованы уже три сезона совместных игровых ивентов, познакомивших игроков «Мира кораблей» с героинями «Лазурного пути».
Предварительные итоги таковы, что авторам Azur Lane удалось создать весьма популярный в мировом масштабе продукт, востребованный и за пределами Дальневосточного региона. Например, на известнейшем американском веб-форуме Reddit количество подписчиков группы Azur Lane заметно превышает количество подписчиков группы World of Warships — 112 000 человек против 83 000 человек соответственно. Остаётся лишь в очередной раз повторить, что стилистика милитари-моэ может кому-то показаться странной и непонятной, но она уже стала неотъемлемой частью глобальной массовой культуры. Игра Azur Lane — яркий тому пример.
Источники:
- https://myanimelist.net/
- https://azurlane.koumakan.jp/Azur_Lane_Wiki
- https://azurlane.yo-star.com/
- https://www.reddit.com/r/AzureLane/
Комментарии к данной статье отключены.