17 июля 1929 года на новый уровень вышел конфликт вокруг Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – СССР разорвал дипломатические отношения с Китаем и отозвал из этой страны своих дипломатических и торговых представителей. После революций 1917 года и гражданской войны в России судьба важной дальневосточной транспортной артерии, построенной как южная ветка Транссибирской магистрали, оказалась под вопросом. Но в 1924 году, после установления дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем, КВЖД была признана совместным коммерческим предприятием этих двух стран.
К сожалению, и после этого стратегически важная железная дорога осталась камнем преткновения. Политическая ситуация в Китае была очень сложной, относительно устойчивая власть центрального правительства над северными регионами страны была установлена только в 1928 году. Частыми были враждебные акции и провокации в отношении советских сотрудников КВЖД со стороны различных китайских группировок, а также осевших в Маньчжурии белогвардейцев. С конца 1928 года китайцы начали поэтапный захват железной дороги, а 27 мая 1929 года полиция Харбина даже ворвалась в советское консульство.
После отзыва советских дипломатов из Китая обстановка вокруг КВЖД продолжала накалятся и 12 октября перешла в «горячую» стадию. Советские артиллерия и авиация нанесли удары по китайским береговым батареям и военным кораблям Сунгарийской флотилии в Лахасусу (Тунцзяне). В октябре – ноябре 1929 года Красная Армия провела ряд успешных операций с использованием танков и авиации, заняв несколько приграничных китайских городов. 22 декабря СССР и Китай подписали Хабаровский протокол, в соответствии с которым КВЖД снова признавалась совместным предприятием и восстанавливала работу в нормальном режиме. Советские войска были выведены с территории Маньчжурии.
Комментарии к данной статье отключены.