Солнечным днём 16 ноября 1920 года Крым покинул последний пароход с солдатами и офицерами Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля, а также членами их семей. Считается, что из Крыма удалось эвакуировать до 135 000 человек, из которых до 70 000 были военными — им предстояло начать новую жизнь, в том числе разместиться на территориях умирающей Османской империи, выделенных оккупационным командованием Антанты. Наиболее значительную часть решивших остаться под командованием Врангеля эвакуированных солдат и офицеров (более 25 000 человек) разместили в лагерях у города Галлиполи на печально известном одноимённом полуострове; казаки обосновались на острове Лемнос и в нескольких лагерях в районе Константинополя: Санджак-Тепе, Кабакджа и Чилингир. Черноморский флот ушёл в тунисскую Бизерту.
Началось длинное «Галлиполийское сидение» организованной военной силы в совершенно не организованном для этого голом поле и руинах без крыши над головой, что отягощалось наличием более 1500 женщин и детей. Отсутствовали в достаточном количестве продовольствие и вода, не было медикаментов, однако к лету 1921 года быт стал несколько налаживаться параллельно с отъездом людей: большая часть Русской армии уехала в августе-декабре 1921 года в Болгарию и Сербию, а последние «галлиполийские сидельцы» покинули турецкие берега в мае 1923 года.
Идея отметить участников «Галлиполийского сидения» особым нагрудным знаком появилась вскоре после прибытия в лагеря, но реализована она была только к годовщине эвакуации из Крыма. 15 ноября 1921 года барон Врангель своим приказом утвердил проект знака в виде прямого плоского равноконечного железного креста с надписью «Галлиполи» на его перекладине и датами «1920–1921» на верхнем и нижнем лучах. Надписи на знаке и его окантовка оставались в цветах металла, а фон предполагался чёрным. Носились «Галлиполийские кресты» на левой стороне груди, на клапане кармана или выше него, при наличии наград — ниже их.
Тем же приказом утверждались кресты аналогичного вида с надписями «Кабакджа 1920–1921», «Лемносъ 1920–1921» и «Бизерта 1920–1921», а также крест только с датами «1920–1921» — для тех эвакуированных, кто не попал в конкретные лагеря. Сразу после утверждения проекта знаков началось их изготовление — здесь же, в лагерях. Материалом служил всевозможный металлический хлам, который можно было переплавить, — вплоть до консервных банок. Изготовленные кустарным способом кресты получались грубыми и примитивными. Кроме официально утверждённых крестов, известны кресты с названиями других лагерей — «Чаталджа», «Санджак-Тепе» и «Чилингир». Позднее для тех, кто не уехал с Галлиполи в 1921 году, были официально утверждены кресты с датами «1920–1922» и «1920–1923».
Самым редким из официальных «Галлиполийских крестов» стал знак «Лукулл», учреждённый Врангелем 3 января 1922 года. С момента эвакуации из Крыма яхта Черноморского флота «Лукулл», по сути, была в течение двух лет плавучим штабом барона в Босфоре, пока 15 октября 1921 года итальянский пароход «Адриа», идущий из России, не протаранил судёнышко в борт. Яхта ушла на дно в течение буквально пары минут, погибло два человека из её экипажа. Право носить крест с надписью «Лукуллъ 1920-1921» получили лишь члены экипажа яхты да адъютанты Врангеля и казаки его охраны — всего немногим более 50 человек.
В силу многообразия «Галлиполийских крестов», изготовлявшихся не одно десятилетие по всему миру как профессиональными ювелирами, так и кустарно, говорить можно лишь об их общих чертах — это равнобокий крест, вписывающийся в квадрат размерами от 30×30 до 40×40 мм, содержащий две даты и название места пребывания «сидельца», чаще всего покрытый чёрной эмалью, лаком или мастикой. Различаются как материалы, из которых изготавливались знаки (бронза, серебро, железо, алюминиевые и оловянно-свинцовые сплавы), так и способ крепления к одежде (всевозможные булавки, скобы и закрутки). Со временем получили распространение «фрачные» миниатюрные версии знака размерами примерно 17×17 мм, носившиеся на лацкане на булавках.
Многочисленные кустарные знаки личного изготовления, а также стилизации и подделки, всплывающие на аукционах и тематических форумах, по сей день неизменно вызывают споры фалеристов, и чаще определяющим фактором в признании подлинности знака становится его провенанс — то есть история предыдущих переходов от одного владельца к другому.
Комментарии к данной статье отключены.