В октябре 1919 года в британском городе Линкольне собрались все, кто имел отношение к разработке первых танков. Они предстали перед специальной комиссией парламента, которая должна была оценить вклад каждого изобретателя в дело победы над Германией и назначить награду по заслугам. И вот что получилось, когда за оценку изобретательской работы взялись политики и бюрократы.
![ - 100 лет танкам. Награда для их создателей | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/445/content/1-4cbff14c861a09ad5782b347b72d05a7.jpg)
Майора Томаса Хетерингтона, автора четырнадцатиметрового «сухопутного крейсера», Уинстон Черчилль назвал генератором смелых идей и человеком, способным бороться за их воплощение. И пусть его громадная машина не могла быть построена, в остальном Хетерингтон показал себя ценным специалистом. Так решила и комиссия. Но материального поощрения изобретатель не дождался. Политики указали на то, что замыслы и идеи это одно, а технические решения — другое. В графе о сумме вознаграждения перо секретаря бесстрастно вывело ноль.
![ - 100 лет танкам. Награда для их создателей | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/437/content/2-3fae665bea4a86a98046393f92153eba.jpg)
Коммодор Мюррей Суэттер, автор неудачного «Наземного корабля», рассчитывал на премию до ста тысяч фунтов стерлингов (один фунт стерлингов 1919 года, по данным Государственного архива Великобритании, соответствует примерно 21 современному). Как-никак его детище дошло до воплощения в металле. Выводы парламентской комиссии остудили пыл изобретателя: по мнению политиков, Суэттер не имел прямого отношения к изобретению танка. К этому неутешительному вердикту приложил руку и Уинстон Черчилль, невзлюбивший инженера. Оставшись «за бортом» танкового триумфа, Суэттер продолжал военную карьеру до того момента, пока не умудрился рассердить короля одним из своих писем и не был отправлен в отставку. Остаток жизни он посвятил политике и военной теории.
![ - 100 лет танкам. Награда для их создателей | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/446/content/3-0299204cf6d7d64723f7c553cc705b5a.jpg)
Альберт Несфилд и Роберт Макфи летом 1915 года не поделили между собой проект «истребителя пулемётов». Дело дошло до скандала и судебной тяжбы. Теперь, четыре года спустя, они решили зайти в своих претензиях ещё дальше. Несфилд настаивал на том, что его корпус рациональной формы мог бы воплотиться в реальный танк, если бы не Mark I. Макфи вообще заявил, что концепция бронированного «истребителя пулемётов» придумана им, равно как и колёсный «хвост» первого серийного танка. Комиссия явно была озадачена и предложила инженерам по 500 фунтов. Несфилд в негодовании ответил, что потратил на свою работу больше, и отказался от премии. Правда, потом он долго и безуспешно добивался, чтобы её всё-таки выплатили. Макфи, также оскорблённый мизерностью вознаграждения, потребовал, чтобы ему выплатили 7,5% от общей стоимости производства танков — около 1,25 миллиона фунтов. Конечно же, Британия не собиралась отдавать столь баснословную сумму.
![ - 100 лет танкам. Награда для их создателей | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/439/content/4-48cef8d8e18d4a42cffbb14a6fc55cc9.jpg)
Полковник Рукес Кромптон тоже попал в число невезучих. Он был сильно обижен равнодушием, с которым начальство отнеслось к его проектам Mark I—Mark III. Появление «Большого Вилли» он встретил нескрываемым презрением и обозвал его «слизняком». В ответ комиссия со всем уважением оценила вклад Кромптона в создание танка суммой в 1550 фунтов.
![ - 100 лет танкам. Награда для их создателей | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/441/content/5-2d0d71fb60d9ee5c8139b836b4043ff5.jpg)
Юстас Теннисон д’Энкур был председателем Комитета по сухопутным кораблям с самого начала и проделал огромную административную работу на этом посту. Он надеялся на заслуженную премию, и неспроста. И тут — как гром среди ясного неба — прогремело заявление одного из создателей Mark I Уильяма Триттона, что, дескать, д’Энкур не привнёс в конструкцию танка ничего нового и его подписи нет ни на одном эскизе или чертеже. Комиссия приняла сторону Триттона, выплатив бывшему руководителю комитета всего 1000 фунтов. Д’Энкур отнёсся к этому философски. Он был опытным и трудолюбивым инженером, прекрасно понимавшим, что не пропадёт в Британии. Так и случилось: до 1924 года он служил британской короне, а затем ушёл на вольные хлеба.
![ - 100 лет танкам. Награда для их создателей | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/442/content/6-80c50248230ac5d889a2aff81d308ca0.jpg)
Уильям Триттон, «утопивший» д’Энкура, и Уолтер Вильсон (второй «отец» первого танка) рассчитывали на двоих получить 100 тысяч фунтов стерлингов. Внезапно в полемику с ними вступил королевский адвокат. Он назвал боевой дебют танков на Сомме полностью провальным из-за множества дефектов и поломок машин на фронте. Триттон резонно возразил, что раз уж танки настолько плохи, зачем британская армия заказала более тысячи машин? Стороны ещё немного подискутировали, но в результате комиссия всё-таки признала первенство Триттона и Вильсона в создании боевой машины нового времени. А эквивалентом их лаврового венка стали 15 000 фунтов стерлингов. На двоих. Позднее Триттон продолжал работать в William Foster & Co. Ltd, в 1939 году став управляющим директором компании. Ныне его именем в городе Линкольне названа одна из улиц. Вильсон остался верен танкам, уйдя в отставку в звании майора только в 1940 году. Его планетарная коробка передач, облегчившая жизнь танкистов, пригодилась и в мирной продукции, став эталоном для европейского автомобилестроения на десятилетия вперёд.
![ - 100 лет танкам. Награда для их создателей | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/443/content/7-79338b870239bde24722d2b6d9e83f3a.jpg)
И наконец — Эрнест Данлоп Суинтон. Казалось, никто не может поставить под сомнение его роль в изобретении танка. Но британская бюрократия смогла. Дело в том, что Суинтон работал над танком вне рамок своих служебных обязанностей и не мог подтвердить свой вклад ничем, кроме графика работ на заводе Фостера. К тому же, на момент слушаний комиссии он уже вышел в отставку в чине генерал-майора. Рассмотрев все доводы за и против, комиссия присудила Суинтону символическую премию, о которой он с горечью написал: «Я получил 1000 фунтов за победу в войне».
Однако со временем справедливость восторжествовала: в 1923 году Суинтону были пожалованы рыцарское звание и титул «отца танков». Остаток его жизни был весьма насыщенным. Он занимался вопросами гражданской авиации, успел побыть одним из директоров фирмы Citroën, возглавлял кафедру военной истории в Оксфордском университете. Наконец, с 1934 по 1938 год человек, стоявший у истоков танкостроения, командовал Британским Королевским танковым полком.
Источники:
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
- Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
- Stern A. G. Tanks 1914–1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
- Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.
Комментарии к данной статье отключены.