В 7 часов утра 12 октября 1915 года в Национальном тире, расположенном в коммуне Схарбек бельгийской столицы Брюсселя, немецкие солдаты расстреляли британскую медсестру Эдит Кэвелл. Она была арестована ещё в августе того же года по подозрению в укрывательстве солдат Антанты, а смертный приговор получила, будучи обвинённой в государственной измене — несмотря на то, что гражданкой Германии не являлась.
Эдит Луиза Кэвелл родилась в 1865 году в графстве Норфолк на востоке Англии. В 1895 году она получила профессию медсестры и работала в различных английских больницах, а с 1907 года возглавляла школу сестринского дела в Брюсселе. Накануне мировой войны Эдит гостила у своей матери в Норфолке, но с её началом вернулась в Бельгию. Её школа продолжала работать как подразделение Красного Креста, в том числе и после оккупации Брюсселя, оказывая медицинскую помощь раненым военнослужащим армий обеих сторон.
С ноября 1914 года Кэвелл начала укрывать раненых британских и французских солдат и со своими сообщниками переправлять их, а также молодых бельгийцев, достигших призывного возраста, в нейтральные Нидерланды. На суде Эдит признала эти факты, сообщив, что даже получила письменные благодарности от солдат, благополучно добравшихся до Англии. Смертный приговор ей был вынесен в строгом соответствии с германским законодательством, согласно которому статья уголовного кодекса об измене в военное время распространялась и на иностранных граждан. Однако он нарушал подписанную Германией Первую Женевскую конвенцию, гарантировавшую безопасность медицинскому персоналу.
Даже вмешательство послов нейтральных США и Испании не смогло спасти Кэвелл. Однако в конечном счёте расстрел медсестры оказался для Германии большой ошибкой. Она стала знаковой фигурой для пропаганды государств-членов Антанты, и в особенности – для британской. И без того не красящий германских военных инцидент обрастал всё новыми ужасными подробностями. В частности, на открытках и плакатах изображался выдуманный сюжет, согласно которому Эдит перед расстрелом упала в обморок при попытке надеть ей на глаза повязку, и немецкий офицер застрелил её, лежавшую без сознания, из пистолета. Наряду с такими военным преступлениями немцев, как вторжение в нейтральную Бельгию и потопление «Лузитании», расстрел Эдит Кэвелл широко освещался в американской прессе накануне вступления США в Первую мировую войну на стороне Антанты.
Комментарии к данной статье отключены.