Повествование первой части статьи о действиях Балтийского флота в конце лета 1941 года под Выборгом остановилось на том моменте, когда 27 августа Сводный полк моряков Выборгского усиленного сектора (ВУС) береговой обороны пытался пробиться к частям 23-й армии. Моряки Шхерного отряда в это же время изо всех сил обороняли свою базу в Трангзунде. В дальнейшем героические усилия балтийских моряков позволили эвакуировать значительную часть сил 23-й армии, окруженных финнами.
Тяжелая ситуация
28 августа попыткам прорыва Сводного полка навстречу окруженным частям 23-й армии была поставлена точка. Штаб Выборгского сектора считал, что численный перевес противника и то, что он всегда мог обойти советские части с флангов, поставили Сводный полк в исключительно тяжелое положение. Полк оказался не в состоянии сбросить противника в воду.
Сами окруженные войска 23-й армии продолжали совершать отчаянные попытки выйти из окружения.
Из советских источников известно, что к 15 часам 28 августа правый фланг Сводного полка был обойден противником. Финны вышли в тыл Сводному полку в районе Роккала, перебили его тылы и санитарную часть. В 16 часов командование полка приняло решение выходить из окружения в направлении Роккала. Все средства связи огнем противника были выведены из строя, у командования полка контакта со своими подразделениями и со штабом сектора не было. Потери личного состава полка доходили до 50 %, при этом часть раненных пришлось выносить на руках.
К исходу дня 28 августа подразделения полка с ожесточенными боями вышли из окружения, отбили захваченный финнами 120 мм миномет, две 45-мм пушки (из трех имевшихся), но потеряли до двенадцати 50-мм минометов и шесть станковых пулеметов. Понесший большие потери, Сводный полк все же смог отойти к реке Роккалан-йоки (Гороховой), на рубеже которой занял оборону.
Правда, и финны оценили действия своей 8-й пехотной дивизии как не слишком удачные.
Таким образом, оставшиеся в окружении части 23-й армии могли рассчитывать только на себя. А 29 августа ситуация стала еще более напряженной.
Ключом к Выборгскому заливу был остров Тейкарсаари, расположенный так, что с него просматривались, а если надо, то и простреливались все основные фарватеры, ведущие в залив и из него.
Исход борьбы за окончательное господство над Выборгским заливом решался в бою за этот остров. Ранним утром 29 августа 2-й финский батальон береговой обороны в составе 425 человек высадился на остров Тейкарсари. На острове, кроме личного состава Выборгского сектора, обслуживавшего пост службы наблюдения и связи (СНИС), находилось 40 бойцов 1-й заставы 103-го погранотряда под командованием лейтенанта Девятых. Из четырех имевшихся поначалу 45-мм орудий к этому моменту на острове осталось только два.
В последовавшем бою финны почти полностью уничтожили гарнизон Тейкарсари. Смогли спастись лишь несколько человек, один из которых вплавь добрался до острова Туппурансаари. Шхерный отряд не смог помешать финскому десанту. Финские потери при штурме острова были минимальными – 6 человек убитыми и 16 – ранеными.
Среди любителей военной истории широко распространено мнение, что остров Тейкарсари был захвачен финами еще 25 августа 1941 года. Оно основано на дате, указанной в сборнике документов о действиях пограничников в 1941 году. Но во всех остальных документах, в том числе отчете Выборгского сектора о боях 1941 года, советских журналах боевых действий, финском отчете о захвате острова, в качестве даты захвата острова приводится именно 29 августа. Скорее всего, составители характеристики боевых действий Койвисткого погранотряда допустили ошибку.
После этого успеха финнов Шхерному отряду осталось только эвакуировать Трангзунд. В ночь с 29 на 30 августа защищавший его личный состав на катерах и кораблях перешел в Койвисто. Выборгский залив стал полностью финским.
Сводный полк смог удержать оборону на рубеже по реке Роккалан-йоки. В то же самое время часть сил 23-й армии, наконец, пробилась из окружения. Более-менее организованно в район Койвисто вышли части 115-й стрелковой дивизии В.Ф. Конькова. Это были относительно боеспособные части, чего нельзя было сказать о вышедших из окружения остатках 43-й стрелковой дивизии.
Тем не менее, самыми боеспособными подразделениями в районе Койвисто по-прежнему продолжали оставаться морские. На армейцев было трудно положиться, люди оказались деморализованы тяжелым поражением, отступлением и окружением.
В этих условиях требовал немедленного решения серьезный вопрос – что делать дальше? Удержать Койвисто было невозможно, а финны уже находились далеко на юге Карельского перешейка. Очевидно, что единственным разумным выходом из сложившейся ситуации была эвакуация, которую следовало провести как можно быстрее.
Эвакуация
В ночь с 31 августа на 1 сентября командование Северо-западного направления приказало эвакуировать части 23-й армии. Прикрыть эвакуацию должны были части Выборгского усиленного сектора береговой обороны. Возглавить процесс эвакуации поручалось начальнику штаба Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) контр-адмиралу Ю. А. Пантелееву. Командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своих мемуарах приписал идею эвакуации непосредственно себе.
Обеспечивать эвакуацию должен был Сводный полк моряков ВУС и артиллерийские батареи. Позже бойцов береговой обороны предполагалось вывезти на остров Бьерке, где Выборгский сектор должен был продолжить свою деятельность.
В отечественной литературе упоминается, что для проведения эвакуации был сформирован специальный отряд в составе канонерских лодок «Кама» и «Волга», бронекатеров № 213 и 214, отряда десантных барж, транспортов Балтийского пароходства «Отто Шмидт» (капитан Н. А. Фафурин), «Мееро» (капитан В. А. Цибулькин) и «Барта» (капитан М. А. Фармаковский). Это не совсем соответствует действительности.
Ю.А. Пантелеев прибыл Койвисто рано утром 1 сентября. Ему пришлось организовывать весь процесс практически с нуля. И одно из первого, что он сделал – наладил организацию вывоза раненных. 1 сентября на прибывший около 11 часов утра транспорт «Аурания» удалось погрузить и вывести более 1800 человек. Упомянутая выше канонерская лодка «Волга» прибыла в район Койвисто уже по просьбе Ю.А. Пантелеева. И только когда он смог обрисовать сложившуюся ситуацию, в Кронштадте сформировали отряд транспортов, которому и предстояло вывезти людей из Койвисто.
Более чем 2400 человек вывез транспорт «Тиина». На шхуну «Нева» погрузили 400 человек. Канонерская лодка «Волга» ушла в Ленинград, имея на борту почти 1000 человек. Людей грузили на минные заградители, на имевшиеся в наличии мотоботы. Последние самостоятельно ушли в Ленинград ранним утром 2 сентября.
Пока шла погрузка на все имеющиеся в наличии средства, транспорты так и не пришли. Поэтому Ю.А. Пантелеев приказал грузить людей и на канонерскую лодку «Кама», а также на баржу СБ-2. В итоге на барже оказалось до 2000 человек, и она тоже вышла в Ленинград.
А с транспортами вышла заминка.
Из оставшихся на берегу почти 3000 человек часть было решено перебросить на Бьерке. Люди начали грузиться на канонерскую лодку «Кама». На ней смогли расположиться почти 1000 бойцов и командиров. Когда один транспорт все же подошел, на него удалось за очень короткое время погрузить значительную часть оставшихся людей. При эвакуации погиб транспорт «Мееро», который считался подорвавшимся на мине. Впоследствии стало известно, что он был потоплен финским торпедным катером.
Подсчеты спасенных
В литературе встречаются разные сведения о том, кто и сколько вывез из Койвисто людей. По разным оценкам, было эвакуировано от 6000 до 13 804 человек личного состава. Впрочем, можно вспомнить и мемуары адмирала Трибуца, где говорится о более чем 27 000 человек. Но последняя цифра, ставшая на время почти канонической, не выдерживает сопоставления с известными теперь источниками.
Сам Ю.А. Пантелеев в своем докладе об эвакуации привел данные, что вместо первоначально предполагаемой перевозки 7000–8000 человек, из Койвисто в Ленинград было перевезено 13 800 человек. Из них раненных – 1710, боеспособных военнослужащих – 11 940 человек, гражданских – 150 человек. Кроме того, на остров Бьерке из Койвисто было перевезено еще 2000 человек личного состав Выборгского сектора, 500 человек из состава армейских подразделений (в частности, из состава 101-го гаубичного артиллерийского полка) и 100 гражданских. В итоге общее количество перевезенных силами КБФ составляет 16 400 человек.
Среди эвакуированных частей были управление Выборгского сектора береговой обороны, истребительный отряд города Койвисто, 103-й погранотряд, прокуратура, трибунал, Сводный полк (около 2 тысяч человек). Части сектора были перевезены на остров Бьерке. В результате Выборгский сектор береговой обороны оказался в тылу противника.
По данным из мемуаров В. Ф. Трибуца, в ходе эвакуации было потеряно два бронекатера, баржа с материальной частью 32-го артдивизиона, два железнодорожных артиллерийских транспортера и торпедный катер. Несомненно, готовя текст своих книг, бывший командующий флотом использовал часть доступных ему документов. Но здесь он в буквальном смысле свалил в кучу потери Шхерного отряда и частей сектора не только за несколько дней августа, но за более продолжительный период.
Упомянутые железнодорожные транспортеры, например, были из состава 12-й отдельной железнодорожной батареи. Позиция для них готовилась на Карельском перешейке. Командовал орудиями старший лейтенант Щукин. Они не смогли выйти из окружения при отходе на юг, и случилось это не под Выборгом, а гораздо южнее.
Выводы
Что касается самих бойцов береговой обороны, то Выборгский сектор находился на островах Бьерке вплоть до конца октября 1941 года. Затем его подразделения были эвакуированы. Основная часть личного состава сектора влилась в только что созданную Приморскую оперативную группу Ленинградского фронта на Ораниенбаумском плацдарме. Воссоздан Выборгский сектор будет только летом 1944 года.
В боевых действиях лета-осени 1941 года к северу от Ленинграда четко проявились все недостатки советской подготовки к отражению вражеской агрессии. В полной мере это можно сказать и про действия сил флота. При этом, однако, части Выборгского сектора с его скромными силами сделали в конце августа 1941 года все, что было в их силах для спасения сухопутных частей. Несмотря на ряд досадных ошибок, таких, как неудачная артиллерийская «поддержка» со стороны двух эсминцев или потеря двух железнодорожных транспортеров, моряки хотя бы частично смогли спасти ситуацию.
Несмотря на большие потери, второпях созданный Сводный полк Выборгского сектора сохранил боеспособность и оказался костяком обороны Койвисто. Благодаря его действиям стала возможной одна из самых удачных операций по эвакуации личного состава всего начального периода войны. Причем вывезены тысячи советских солдат и матросов оказались буквально из-под носа у противника.
Можно ли было предотвратить форсирование Выборгского залива финнами? Ответ на этот вопрос будет, скорее, отрицательным. С имеющимися силами и средствами и в сложившейся к середине августа 1941 года обстановке ни флот, ни армия этого сделать не могли.
Автор благодарит за помощь в работе Олега Балашова и Вячеслава Никитина.
Источники и литература:
- Документы Центрального Военно-морского архива.
- Козунено Д. А. 1941 год: Хроника боев на Карельском перешейке. СПб., 2014.
- Левченко Б.П. В кильватере, без огней… Л., 1981.
- Пантелеев Ю.А. Морской фронт. М., 1965.
- Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. М., 1985.
Комментарии к данной статье отключены.