Командование Британских вооруженных сил увековечило 1943 год в военной истории одной из самых оригинальных и неординарных боевых операций.
Британцы ставили в приоритет не прямое уничтожение сил противника, а лишение его производственных мощностей. Главной целью стал вывод из строя основной оружейной кузницы нацистской Германии – Рурского индустриального района. Необходимым ресурсом для сталелитейной промышленности является вода, которой заводы снабжались из близлежащих водохранилищ. Логично, что для снижения производственных мощностей надо было заводы этой воды лишить.
Но каким образом, если для разрушения укрепленных бетоном десятиметровых насыпей плотин понадобилось бы не менее 30 тонн взрывчатки? Поднять в воздух такой груз самолеты того времени не могли. Торпедирование плотин тоже было неблагодарным занятием, так как предусмотрительные немцы защитили их специальными противоторпедными сетями.
Выход из сложившейся ситуации предложил английский инженер Барнс Уоллес, который внес на рассмотрение поражающий воображение проект. Это была бомба, которая перед метанием раскручивалась до 500 оборотов в минуту, а затем, после сброса и первого соприкосновения с поверхностью воды, прыгала как камешек, которым мальчишки пускают «блинчики» по поверхности воды. Достигнув цели (плотины) бомба погружалась на дно, и, когда она оказывалась на необходимой глубине, срабатывал гидростатический взрыватель.
План был труднореализуемым, но выполнимым. Для налета подготовили 19 четырехмоторных бомбардировщиков Авро «Ланкастер», конструкцию которых дополнили приводом для вращения взрывоопасного груза. Проблема наведения была решена гениально просто: на каждом самолете разместили по два прожектора, один из которых светил прямо вниз, а второй – под определенным углом к первому. При совмещении двух пятен света в одно самолет выдерживал нужную высоту – 18 метров.
В ночь на 16 мая 1943 года успешно прошла знаменитая операция Chastise, что можно перевести с английского как «кара», «возмездие». Несмотря на то, что плотины водохранилища были повреждены, и рурские заводы стали удовлетворять свои потребности в воде всего на 50–60 %, британцы тоже понесли большие потери – из 19 экипажей на свои аэродромы вернулось только 11. Немцы были впечатлены находчивостью противника, и в будущем значительно усилили зенитное прикрытие плотин. К сожалению, оригинальное изобретение инженера Уоллеса в дальнейшем не применялось.
Истории известны еще случаи подобного типа бомбометания. Бомбардировка кораблей сопровождалась тремя главными проблемами, которые стали настоящей головной болью для командования военно-морской авиации. Самолетам-торпедоносцам приходилось очень близко подлетать к целям, рискуя быть сбитыми палубными зенитными орудиями. Бомбардировка с большой высоты была неэффективной из-за маневрирования судов и низкой точности атаки. Использование пикирующих бомбардировщиков ограничивалось малым количеством специализированных самолетов.
Для решения этого комплекса проблем был разработан своеобразный комбинированный способ бомбометания и торпедирования, известный ныне как топ-мачтовый.
В целом топ-мачтовое бомбометание очень похоже на классическое торпедирование с воздуха. Самолет приближался к цели на низкой высоте, сближаясь с ним до определенного расстояния, и производил сброс бомбы, которая, как «камень-блинчик» прыгала по поверхности воды, пока не достигала борта цели.
Главное отличие такого способа воздушной атаки судов заключается в том, что, в отличие от торпеды, которая достигает корабля за 30–40 секунд, бомба делает это за 2–3 секунды. Вдобавок, точность топ-мачтового бомбометания значительно выше точности классического. Ну и, наконец, топ-мачтовое бомбометание не требует каких-либо специальных изменений в конструкции самолета.
Почему же Британские ВВС не использовали топ-мачтовый метод для атаки дамб на рурских водохранилищах? Ведь это сэкономило бы ресурсы и бюджет, затраченный на разработку бомбы специальной конструкции? Ответ прост. Мощности бомбы, метание которой возможно выполнить топ-мачтовым методом, не хватило бы для разрушения целой плотины. К тому же, разрушение надводной части дамбы не принесло бы желаемого результата. Поэтому легендарную прыгающую бомбу с полной уверенностью можно назвать эффективным но одноразовым изобретением.
Комментарии к данной статье отключены.