Тяжёлые бои на Новой Гвинее в 1942 году стали для американцев и австралийцев настоящей школой войны в джунглях. Годом позже у союзников появилось достаточно сил и средств для того, чтобы показать, чему они научились, — и войска генерала Макартура отлично справились со своей задачей. Морской и воздушный десанты, эффективное использование авиации, оперативное снабжение, удачная работа разведки — благодаря всему этому союзники смогли нанести японцам болезненное поражение на берегах залива Хуон, у городков Саламуа и Лаэ.
Ситуация на Новой Гвинее в 1943 году
Кампания 1942 года в Папуа-Новой Гвинее оказалась богатой на яркие события. В мае японцы попытались высадить морской десант в Порт-Морсби, что привело к сражению между американскими и японскими авианосцами в Коралловом море. В августе-сентябре последовали драматичное сухопутное наступление японцев по тропе Кокода и десантная операция в заливе Милн. Наконец, в конце года австралийцам и американцам удалось оттеснить противника к побережью, где разгорелись тяжёлые и кровопролитные бои у деревень Буна, Гона и Санананда.
В ходе этих сражений союзники ликвидировали прямую угрозу столице австралийской колонии — городу Порт-Морсби, где находился единственный на острове оборудованный порт и крупные аэродромы. В свою очередь, японцы по-прежнему контролировали проливы Витязь и Дампир между Новой Гвинеей и Новой Британией, тем самым преграждая союзникам путь к Филиппинам. Помимо этого, в руках японцев оставался стратегически важный залив Хуон с гаванями и прибрежными аэродромами.
Сухопутная кампания 1943 года началась позиционной войной в джунглях, где ни одна из сторон не могла добиться серьёзного успеха и с переменным успехом шли «бои местного значения». Важные стратегические последствия имел бой в море Бисмарка 3–4 марта 1943 года: самолёты союзников разгромили морской конвой с подкреплениями для гарнизона Лаэ, японцы лишились 4 эсминцев и 8 транспортов, погибли почти 3000 моряков и солдат. 11–14 апреля японцы ответили серией воздушных ударов по гаваням и аэродромам союзников на Новой Гвинее, но серьёзного результата не добились. В это же время обе стороны готовились к более активным боям на суше.
Еще в конце 1942 года японское верховное командование полностью передало Новую Гвинею в сферу ответственности сухопутных войск, после чего армейские части на острове оказались в прямом подчинении 8-й группы армий генерала Хитоси Имамуры (штаб в Рабауле). На остров начали перебрасываться части армейской авиации. Дополнительное соглашение о распределении обязанностей между армией и флотом было заключено весной 1943 года. После поражения в море Бисмарка Императорский флот резко ограничил активность по снабжению армейских частей. Теперь снабжение войск в радиусе действия союзной авиации проводилось главным образом с помощью подлодок и самоходных барж. Разумеется, это существенно ограничило возможности японских вооружённых сил на острове (прежде всего гарнизона Лаэ). Бывший начальник штаба 18-й армии генерал-лейтенант Канэ Ёсихара писал в послевоенных мемуарах:
«Что касается снабжения, то мы в то время не могли перебрасывать материалы транспортными судами. Хотели мы того или нет, но у нас не оставалось другого выхода кроме подводных лодок. Однако у их грузовместимости существовали ограничения. Даже при максимальном использовании сил флота в то время мы могли эффективно снабжать войска лишь в 10 000 человек».
Летом 1943 года японские силы на Новой Гвинее были представлены 18-й армией под командованием генерал-лейтенанта Хатазо Адати, состоявшей из 20-й, 41-й и 51-й пехотных дивизий (общая численность — около 80 000 человек, разбросанных по различным гарнизонам и позициям). Оборона залива Хуон возлагалась на 51-ю пехотную дивизию генерал-майора Хидемицу Накано, которая базировалась в Лаэ и Саламауа и состояла из 66-го, 102-го и 115-го пехотных полков, а также артиллерийского, разведывательного полков и вспомогательных частей (общая численность — около 15 000 человек). Воздушную поддержку войскам на Новой Гвинее могла обеспечить 4-я воздушная армия генерал-лейтенанта Кумаити Терамото. Впрочем, из-за тяжёлых потерь, понесённых армейскими лётчиками, японцам снова пришлось рассчитывать на части 11-го воздушного флота ВМС, базировавшиеся на Новой Британии. 8-й японский флот (штаб в Рабауле) практически не вмешивался в ход боёв на Новой Гвинее, сконцентрировавшись на обороне Соломоновых островов.
Для союзников стратегическая ситуация выглядела гораздо более благополучной. Главнокомандующий союзными силами в юго-западной части Тихого океана генерал Дуглас Макартур с начала 1943 года намеревался следовать так называемому плану «Cartwheel» («Колесо телеги»), который предусматривал серию наступательных операций на Новой Гвинее и Соломоновых островах. В случае успеха союзники надеялись к 1944 году блокировать (или захватить) Рабаул — ключевую японскую базу в регионе — и открыть дорогу на Филиппины. Для выполнения своей части плана Макартур в марте 1943 года получил собственные морские силы — только что сформированный 7-й флот США (в состав которого в том числе вошли корабли Королевского Австралийского ВМФ) под командованием контр-адмирала Артура Карпендера. Боевых кораблей в составе 7-го флота имелось немного, но он мог предоставить амфибийные силы, в которых остро нуждался американский главнокомандующий.
В 1943 году абсолютное большинство сухопутных войск, находившихся в распоряжении Макартура, составляли части австралийской армии, которыми командовал генерал Томас Блэми. 1-й австралийский корпус (командующий — генерал-лейтенант Эдмунд Херринг), действовавший на Новой Гвинее, насчитывал около 54 000 человек. Он включал в себя лучшие войска Австралии: 7-ю пехотную дивизию генерал-майора Джорджа Вэйси, которая вынесла основную тяжесть боёв на Новой Гвинее в 1942 году; недавно вернувшуюся из Северной Африки 9-ю пехотную дивизию генерал-майора Джорджа Вуттена, а также 3-ю пехотную дивизию генерал-майора Стэнли Сэвиджа, сформированную из частей, уже воевавших на Новой Гвинее. Кроме того, готовилась к отправке на фронт свежая 5-я пехотная дивизия генерал-майора Эдварда Милфорда. Американская армия в летней кампании 1943 года оказалась представлена частями не выше полкового уровня, зато огромную роль играла 5-я воздушная армия США (командующий — генерал-лейтенант Джордж Кенни), в оперативном подчинении которой находились некоторые части Королевских Австралийских ВВС.
Освобождение Саламауа
На дальних подступах к прибрежному городку Саламауа 17-я бригада 3-й австралийской пехотной дивизии ещё с начала 1943 года вела затяжные бои с японским «отрядом Окабе» (отдельная боевая группа 18-й армии под командованием генерал-майора Тору Окабе) численностью около 800–1000 человек. В январе-феврале австралийцам удалось отбить наступление на деревню Вау (в 40 км от Саламауа), где располагался небольшой аэродром. Контролируя эту базу, части 17-й бригады медленно продвигались по джунглям к побережью. В конце апреля разгорелись бои к югу от Саламауа, у деревни Мубо. Постепенно, к середине лета, командир 51-й пехотной дивизии генерал Накано собрал на этом участке фронта свои главные силы (6000–7000 человек). Штаб 3-й австралийской пехотной дивизии также бросал в бой новые части. Только 12 июля австралийцы смогли оттеснить противника от Мубо.
В конце июня 15-я бригада 3-й пехотной дивизии начала наступление на Саламауа с запада, со стороны деревни Бобдуби. 30 июня союзники высадили в заливе Нассау (к югу от города) тактический морской десант, состоявший из боевой группы 162-го американского пехотного полка и части 2/6-го австралийского пехотного батальона (общая численность — примерно 1400 человек). Теперь силы японской 51-й пехотной дивизии у Саламауа оказались окружены с трёх сторон, а на прибрежном плацдарме удалось разместить лёгкие гаубицы. Впрочем, наступление союзников всё равно развивалось крайне медленно. До середины августа американцы и австралийцы увязли в горах на так называемом хребте Рузвельта (это неофициальное название он получил от солдат в честь подполковника 162-го пехотного полка США Арчибальда Рузвельта, сына бывшего президента США Теодора Рузвельта). Серьёзного успеха удалось достичь лишь 18 августа, когда американский 162-й пехотный полк захватил важную высоту, гору Тамбу, что позволило корректировать артогонь по японским позициям.
Борьба за Саламауа была наполнена всеми сомнительными «прелестями» войны в джунглях. Один из офицеров 3-й австралийской пехотной дивизии сообщал в своём рапорте:
«Такие условия дождя, грязи, гнили, вони, мрака и, в конце концов, чувство того, что ты окружён бесконечными джунглями и высокими горами, могут разрушить даже самые крепкие нервы. Добавим к этому постоянную угрозу смерти, поджидающей тебя среди непроглядной зелени, и мы поймём, что нервы должны быть самыми крепкими, а мораль — самой сильной, для того, чтобы выжить в таких условиях и сохранить бодрость боевого духа».
Большим успехом союзников в этот период стал быстрый разгром японской 4-й воздушной армии, который хоть и не имел прямого отношения к боям за Саламауа, но оказал существенное влияние на всю кампанию. Главные силы японской армейской авиации на Новой Гвинее (около 130 самолётов) летом 1943 года базировались на аэродромах полуострова Вевак в 650 км от залива Хуон. 17 августа 1943 года силы 5-й воздушной армии США (47 тяжёлых бомбардировщиков B-17 и B-24, 30 средних бомбардировщиков B-25 и 80 истребителей P-38) нанесли ряд мощных ударов по аэродромам Вевака. Дополнительные рейды прошли 20 и 21 августа. За четыре дня американцы уничтожили в воздухе и на земле около сотни японских самолётов, потеряв всего десять своих. После этого 4-я воздушная армия фактически вышла из игры на ближайшие месяцы.
В конце августа измотанную в боях 3-ю австралийскую пехотную дивизию под Саламауа сменила свежая 5-я пехотная дивизия. Союзники продолжали неспешно осаждать противника, вынуждая того ослабить оборону Лаэ и сковать войска, находившиеся в южной части залива Хуон. Поэтому, когда в начале сентября стартовала десантная операция союзников в Лаэ, она оказалась для японских штабистов болезненным и неожиданным ударом, разрушившим все их планы. Командующий 18-й армией генерал Адати приказал 51-й пехотной дивизии оставить позиции и прорываться на север, после чего 11 сентября австралийская пехота без боя вошла в Саламауа. В ходе боёв за этот крошечный городок (с апреля по сентябрь 1943 года) союзники потеряли убитыми 424 человека, потери японцев оцениваются примерно в 2700 человек убитыми.
Освобождение Лаэ
В отличие от сражения за Саламауа, продолжавшегося почти погода, освобождение Лаэ представляло собой чётко спланированную и быструю операцию, получившую название «Postern» («Задняя дверь»). Медленный ход событий в Саламуа сыграл позитивную роль в общем замысле: главные силы японской 51-й пехотной дивизии (включая даже дивизионный штаб) оказались скованными на юге. По данным союзников, в районе Лаэ находилось до 7000 японских военнослужащих (включая тыловиков) из частей 41-й и 51-й пехотных дивизий, а также наземных сил флота, которыми командовал генерал-майор Рёити Сёги. Стоит отметить, что амфибийным силам 7-го флота США в операции «Postern» предстояло пройти боевое крещение, а для австралийской армии то был лишь второй в истории морской десант после знаменитой высадки в Галлиполи 1915 года.
Утром 4 сентября 1943 года 9-я австралийская пехотная дивизия высадилась с десантных кораблей вблизи Лаэ. Прикрытие с моря обеспечивали 8 американских эсминцев, 12 охотников за подлодками и 5 тральщиков. Операцией лично руководил командующий амфибийными силами 7-го флота контр-адмирал Дэниэл Барби. Сопротивление японцев в зоне высадки оказалось слабым, и поначалу самые большие проблемы десантниками доставили внезапно появившиеся три японских средних бомбардировщика G4M, которые сбросили бомбы, тяжело повредив десантный бот LCI-339 (на его борту погибли 20 человек, позднее судно затонуло). Несмотря на это, уже к 10 часам утра на берегу находились все силы 9-й дивизии — около 8000 человек.
Активные воздушные атаки, в которых участвовали 80 японских самолётов из 11-го воздушного флота ВМС, последовали днём. Неоценимую помощь союзникам оказывал эсминец радиолокационного дозора «Reid», который наводил на цель истребительное прикрытие (48 истребителей P-38). И всё же японские пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы добились определённого успеха. Десантный корабль LST-473 получил два бомбовых попадания — 6 человек погибли, пострадала транспортируемая техника. Ещё более тяжёлым по последствиям оказалось торпедное попадание в LST-471, которое забрало жизни 51 человека. Впрочем, все эти атаки не помешали находившейся на берегу австралийской пехоте за несколько часов выгрузить 1500 т военного имущества. Моряки адмирала Барби успешно справились со своей первой боевой задачей и доказали, что им по плечу десантные операции стратегического масштаба.
Морской десант 4 сентября оказался лишь частью операции «Postern». На следующий день Макартур преподнёс японцам неприятный сюрприз, высадив воздушный десант на аэродроме у деревни Надзаб. В воздухе господствовали американские истребители, бомбардировщики тщательно «обработали» наземные цели в зоне высадки. После этого 79 военно-транспортных самолётов C-47 доставили к цели американский 503-й парашютный пехотный полк в полном составе: 1700 человек выпрыгнули с парашютами за несколько минут. Сопротивления они не встретили, однако три парашютиста разбились при прыжке. Сразу после этого ещё с пяти самолётов десантировались бойцы австралийского 2/4-го полевого артиллерийского полка вместе с разобранными на части лёгкими гаубицами. Стоит отметить, что за высадкой десанта лично наблюдал генерал Макартур, находившийся на бомбардировщике B-17. Десантники получили с воздуха боеприпасы и необходимое снаряжение, благодаря чему успешно удерживали позиции до подхода передовых частей 7-й австралийской пехотной дивизии (8 сентября). По злой иронии судьбы, самой крупной единовременной потерей союзников в Надзабе стало падение американского бомбардировщика B-24 на колонну австралийских грузовиков с пехотой, забравшее жизни шестидесяти человек.
7-я и 9-я австралийские дивизии двинулись в наступление на Лаэ с двух сторон. Теоретически у японцев могли найтись силы для того, чтобы оказать сопротивление, однако они оказались разбросаны по берегу залива Хуон и не были готовы к серьёзной обороне. Сначала штаб 51-й дивизии пытался перебрасывать бойцов с позиций у Саламауа на север, к Лаэ и Надзабу. Однако уже 8 сентября командир дивизии генерал Накано приказал своим людям уходить ещё севернее — на соединение с главными силами 18-й армии. Впрочем, задержать продвижение противника японцы всё же смогли — как обычно, они храбро дрались и пытались контратаковать. 13 сентября в одном из таких боёв австралийский рядовой Ричард Келлигер из 7-й пехотной дивизии заслужил высшую награду Британской империи — Крест Виктории (он успешно подавил японскую огневую точку и спас раненого командира).
Так или иначе, генерал Накано не получил приказа держаться до последнего человека, благодаря чему смог отступить. По некоторым оценкам, он вывел из Саламауа и Лаэ почти половину имевшихся там сил (в источниках фигурируют данные о примерно 7000 человек). Конечно же, отступление оказалось крайне тяжёлым, и в середине октября с 18-й армией соединились лишь остатки воинского соединения без техники и тяжёлого вооружения, обременённые множеством больных и голодных людей. И всё же относительно успешный выход из ловушки нескольких тысяч бойцов заслуживает самой высокой оценки.
Прорыв из Лаэ стал для японской 18-й армии первым из череды отступлений на Новой Гвинее, которые будут повторяться до самого окончания войны. Бывший начальник штаба армии Канэ Ёсихара описывал происходившее так:
«Когда дивизия оставила Лаэ, она взяла с собой столько продовольствия, сколько можно было. Доставленные из Саламуа запасы сейчас использовались для отступления. Здоровые люди, такие, как из морских частей, могли взять провизии на 14–15 дней, но армейские части находились на пределе истощения и могли рассчитывать лишь на недельный запас продовольствия. С таким запасом продуктов они должны были пересечь горы на высоте 3 км и проделать путь в 400 километров. Особенно тяжёлым было положение больных. Поскольку они не могли отступать, не оставалось ничего иного, как прибегнуть к чрезвычайным мерам. По собственному желанию они совершали самоубийства, используя гранаты или винтовки».
16 сентября 1943 года силы 7-й и 9-й австралийских пехотных дивизий соединились в Лаэ. В сентябрьских боях 7-я дивизия и 503-й парашютный пехотный полк потеряли 119 человек убитыми, а также более 400 ранеными и эвакуированными по болезни. 9-я дивизия потеряла погибшими 151 человека, ранены были также около 400 бойцов. Серьёзная победа далась союзникам относительно небольшой ценой и, что самое главное, продемонстрировала принципиально новый подход к ведению боевых действий. Эффективное использование морских и воздушных сил, высокая (по меркам ландшафта Новой Гвинеи) манёвренность, оперативное снабжение войск и небольшие санитарные потери — всё это убедительно показывало, что войска Макартура и Блэми усвоили уроки войны в джунглях и многому научились. Впрочем, борьба с главными силами японской 18-й армии только начиналась…
Источники и литература:
- http://www.awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала).
- Dexter David «Australia in the War of 1939–1945. Volume VI — The New Guinea Offensives» (1st edition, 1961) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070205/.
- Miller John. «Cartwheel: The Reduction of Rabaul. United States Army in World War II: The War in the Pacific» http://www.ibiblio.org/hyperwar/USA/USA-P-Rabaul/index.html.
- Pelvin Richard «Second World War: A generation of Australian heroes». — Richmond, Victoria: Hardie Grant Books (Australia), 2014.
- Sakaida Henry «Japanese Army Air Forces aces 1937–45». — London: Osprey, 1997.
- Shindo Hiroyuki «Japanese air operations over New Guinea during the Second World War» https://www.awm.gov.au/journal/j34/shindo.asp.
- «The Fifth Air Force in the Huon peninsula campaign: January to October 1943», https://web.archive.org/web/20060520173639/http://afhra.maxwell.af.mil/numbered_studies/467697.pdf.
- Yoshihara Kane «Southern Cross», http://ajrp.awm.gov.au/ajrp/ajrp2.nsf/Web-Pages/SouthernCross?OpenDocument.
- Моррисон Самуэль Элиот. «Американский ВМФ во Второй мировой войне: Прорыв барьера у архипелага Бисмарка, июнь 1942-май 1944». — Москва: «АСТ», 2003
Комментарии к данной статье отключены.