• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    51

    Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки»

    • ВМВ
    • авиация
    • Германия
    Михаил Быков /Юрий Сергиевич
    27 September '16

    Большую часть Второй мировой войны на западном фронте активно сражались только авиация и флот. Наиболее кровавой как по жертвам на земле, так и по потерям в воздухе стала ночная бомбардировочная кампания, которую вели Королевские ВВС Великобритании. По статистике, безвозвратные потери Бомбардировочного Командования приближались к 50% общей численности его экипажей, и значительная часть этих потерь стала результатом действий немецких ночных истребителей. Однако первые попытки «ловли чёрной кошки» были не самыми успешными.

    Ночная истребительная авиация зародилась ещё в начале Первой мировой войны в Великобритании как ответ на рейды немецких бомбардировщиков и цеппелинов. В Германии же она тогда отсутствовала как класс, несмотря на регулярные налёты ночных бомбардировщиков союзников. Отдельные немецкие фронтовые лётчики-истребители по собственной инициативе и с одобрения непосредственных командиров всё же участвовали в ночных перехватах, и один из них даже сумел стать «ночным асом», одним из двух за войну.

    ​«Мессершмитт» Bf 110 прослужил в немецкой ночной истребительной авиации всю войну - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    «Мессершмитт» Bf 110 прослужил в немецкой ночной истребительной авиации всю войну

    В рейхсвере, а затем после прихода к власти нацистов о ночных истребителях также не забывали, но эта тема была отнюдь не в верхней части списка задач при воссоздании боевой авиации, поэтому вплотную к созданию специализированных ночных истребительных подразделений люфтваффе пришли только в 1938 году, начав отработку ночных действий в составе эскадр JG 132 Richthofen, JG 134 Horst Wessel, JG 234 Schlageter и Lehrgeschwader Greifswald.

    Результатом войсковых испытаний стало решение о формировании двух постоянных эскадрилий. Первой в феврале 1939 года сформировали 10-ю эскадрилью истребительной эскадры «Рихтгофен» (тогда она именовалась 10.(N)/JG 131, а в мае стала 10.(N)/JG 2), а в начале июня началось формирование 11-я эскадрильи 2-й учебной эскадры, 11.(N)/LG 2, впрочем, затянувшееся до августа.

    Во второй половине июня Министерство авиации приняло решение о резком увеличении численности ночных истребителей, и 24 числа началось формирование сразу 10 новых эскадрилий в составе 20-й, 21-й, 70-й, 71-й и 72-й истребительных эскадр, но уже 10 июля девять из них переквалифицировали в дневные.

    Лёгкие перехватчики

    По состоянию на август 1939 года за ночное ПВО Рейха отвечали 10.(N)/JG 2 (район Берлина), 11.(N)/LG 2 (балтийское побережье) и 10.(N)/JG 72 (граница с Францией). 1 сентября эскадрилью ночников из LG 2 перевели на бельгийскую границу и переименовали в 10.(N)/JG 26, а 5 сентября для прикрытия подходов со стороны Северного моря сформировали 10-ю (ночную) эскадрилью ZG 26. В январе 1940 года для действий над Северным морем на запад перевели и «рихтгофенов».

    ​«Мессершмитты» из ночной эскадрильи 11.(N)/JG 2 в Норвегии - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    «Мессершмитты» из ночной эскадрильи 11.(N)/JG 2 в Норвегии

    Вооружение у всех ночных эскадрилий было однотипное: устаревшие истребители-бипланы «Арадо» Ar 68E и Ar 68F, в дополнение к которым осенью 1939 года начали поступать также уже считавшиеся устаревшими «Мессершмитты» Bf 109D. Лётчики выполняли патрульные полёты не в темноте, а в вечерних и предрассветных сумерках, когда было больше шансов на визуальное обнаружение самолётов противника. Какой-либо координации действий с прожекторными батареями и прочими наземными частями ПВО не было, поэтому закономерным результатом таких действий стало полное отсутствие каких-либо успехов в тёмное время суток. Зато при отражении дневных налётов перехватчики сумели одержать первые победы (одну в сентябре и шесть – в декабре 1939 года).

    3 февраля 1940 года все немецкие ночные истребители были сведены в трёхэскадрильную группу IV.(N)/JG 2. В апреле бипланы были выведены из боевого состава части, хотя и продолжали числиться на её балансе. Сначала группа действовала на континенте, но 11-я и 12-я эскадрильи в мае-июне прошли через командировку в Норвегии.

    Всего в ночных перехватах лётчики группы добились трёх успехов, а открыл счёт ночных побед обер-фельдфебель Вилли Шмале (Willi Schmale) из 12.(N)/JG 2, сбивший в ночь на 21 апреля британский бомбардировщик «Бэттл». Успехи дневных боёв ночных истребителей снова были более существенными, хотя и не слишком большими (не менее шести побед).

    ​Ar 68E-1 из состава эскадрильи 10.(N)/JG 72, Мангейм, осень 1939 года. Самолёт несёт стандартный камуфляж RLM 70/71/65. На борту перед кабиной нанесена эмблема эскадрильи, но бортовые коды, вопреки обыкновению, отсутствуют - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    Ar 68E-1 из состава эскадрильи 10.(N)/JG 72, Мангейм, осень 1939 года. Самолёт несёт стандартный камуфляж RLM 70/71/65. На борту перед кабиной нанесена эмблема эскадрильи, но бортовые коды, вопреки обыкновению, отсутствуют

    Одномоторные истребители, состоявшие на вооружении первых ночных частей люфтваффе, несли стандартную для того периода трёхцветную окраску: “ломаный” камуфляж из зелёных красок RLM 70 Schwarzgrün и RLM 71 Dunkelgrün на верхних и боковых поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau нижних. От обычных дневных истребителей их отличали только тактические обозначения, состоявшие из буквы «N» по одну сторону креста и тактического номера по другую. Достоверно известны обозначения белого и чёрного цветов, но возможны и другие расцветки (серый, красный, жёлтый).

    Зимой 1939–1940 гг., после введения нового стандарта истребительного камуфляжа, на бипланах чёрно-зелёные поля были перекрашены в серый с зеленоватым отливом RLM 02 Grau, а на монопланах в дополнение к этому границу верхних и нижних цветов подняли к самой «спине». Однако светлый “низ” не всем казался подходящим для ночников, и ещё в 1939 году на части самолётов нижние поверхности начали красить в чёрный цвет, а в некоторых случаях истребители были целиком чёрными. Такой “самодеятельностью” занимались только на бипланах, монопланы же оставались в стандартной дневной окраске (возможно, из-за того, что их рассматривали как универсальные перехватчики).

    ​Bf 109D-1 (W.Nr. 630), на котором зимой 1939–1940 гг. летал в Йевере командир 10.(N)/JG 26 обер-лейтенант Йоганнес Штайнхоф (Johannes Steinhoff). Самолёт несёт новый «истребительный» камуфляж RLM 71/02/65 с высокой границей цветов на фюзеляже, на киле отметки о победах, которые лётчик одержал во время дневного перехвата 18 декабря. Ещё в 1938 году обер-лейтенант Штайнхоф командовал подразделением LG Greifswald, занимавшимся отработкой ночных перехватов, поэтому когда летом 1939 года началось формирование 11.(N)/LG 2, он был назначен её командиром. Штайнхоф оставался в этом качестве после перевода эскадрильи в JG 26 и JG 2, одержав четыре победы (все днём). С лета 1940 года он воевал в дневной истребительной авиации, командуя сначала эскадрильей, потом группой и эскадрой, и одержав ещё 172 победы, в том числе шесть – на реактивной технике - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    Bf 109D-1 (W.Nr. 630), на котором зимой 1939–1940 гг. летал в Йевере командир 10.(N)/JG 26 обер-лейтенант Йоганнес Штайнхоф (Johannes Steinhoff). Самолёт несёт новый «истребительный» камуфляж RLM 71/02/65 с высокой границей цветов на фюзеляже, на киле отметки о победах, которые лётчик одержал во время дневного перехвата 18 декабря. Ещё в 1938 году обер-лейтенант Штайнхоф командовал подразделением LG Greifswald, занимавшимся отработкой ночных перехватов, поэтому когда летом 1939 года началось формирование 11.(N)/LG 2, он был назначен её командиром. Штайнхоф оставался в этом качестве после перевода эскадрильи в JG 26 и JG 2, одержав четыре победы (все днём). С лета 1940 года он воевал в дневной истребительной авиации, командуя сначала эскадрильей, потом группой и эскадрой, и одержав ещё 172 победы, в том числе шесть – на реактивной технике

    В июне 1940 года, ещё до завершения французской кампании, IV./JG 2 была выведена в Германию для перевооружения на Bf 109E, а 22 числа она была включена в состав формирующейся 1-й ночной истребительной эскадры на правах II группы, но всего через неделю была переименована в III./NJG 1.

    В ночь на 9 июля один из пилотов 8-го штаффеля группы, обер-фельдфебель Герман Фёрстер (Hermann Förster), ранее уже одержавший одну ночную и пять дневных побед в IV./JG 2, сбил бомбардировщик «Уитли», одержав первую победу ночных истребителей как отдельного вида авиации. Она же стала последним успехом ночных Bf 109 в 1940 году: уже в августе III./NJG 1, так и не завершив перевооружение на «Эмили», сменила свои Bf 109 на двухмоторные Bf 110. Высвободившиеся одномоторники пошли в том числе на формирование 10-й и 11-й эскадрилий NJG 1, которые в октябре по завершению подготовки были преобразованы в Verstärkte Jagdstaffel Holland – «Усиленную истребительную эскадрилью «Голландия»», лишившись своей ночной специализации.

    Средние перехватчики

    Выбор «Мессершмитта» Bf 110 в качестве основного самолёта ночной истребительной авиации был абсолютно логичен. Да, он уступал в скорости и манёвренности одномоторным истребителям, но ему и не надо было участвовать в манёвренных свахтках, а большая продолжительность полёта и лишняя пара глаз были дополнительным подспорьем во время патрулирования.

    В начале войны Bf 110 состояли на вооружение частей «разрушителей», ранее носивших более понятное название «тяжёлых истребителей». Одна из таких групп, I./ZG 1 под командованием гауптмана Вольфганга Фалька (Wolfgang Falck), 9 апреля перебазировалась на один их только что захваченных датских аэродромов. Почти сразу эта база начала подвергаться регулярным ночным налётам британских бомбардировщиков. Благодаря наличию РЛС «Фрейя» воздушную тревогу объявляли вовремя, и лётчики заблаговременно спускались в укрытия, но вскоре командиру группы всё это надоело. Решив, что тот же радар сможет помочь и в наведении на цель, он договорился о проведении ночных тренировок, отобрав для них три лучших экипажа: обер-лейтенантов Вернера Штрайба (Werner Streib), Гюнтера Радуша (Günther Radusch) и фельдфебеля Мартина Тира (Martin Thier), и сам тоже решил поучаствовать.

    ​Эмблема на борту Bf 110, ранее принадлежавшая I./ZG 1, позже стала символом немецких ночных истребителей вообще - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    Эмблема на борту Bf 110, ранее принадлежавшая I./ZG 1, позже стала символом немецких ночных истребителей вообще

    В ночь на 1 мая все четверо поднялись на перехват «Веллингтонов». Уже на рассвете офицеры сумели догнать три идущих вместе бомбардировщика и пошли в атаку, но в последний момент те «нырнули» в стоящий над водой туман и благополучно ускользнули. Наутро группа перелетела на восток в преддверии осуществления плана «Гельб», и ночные эксперименты прекратились, но рапорт гауптмана Фалька, утверждавшего, что после установки пламегасителей на стволы оружия и выхлопные патрубки Bf 110 станет лучшим ночным истребителем, сделал своё дело: 22 июня I./ZG 1 была переформирована в I./NJG 1, а четыре дня спустя самого Фалька поставили во главе 1-й ночной эскадры, которую ему же предстояло сформировать.

    В короткий срок экипажи прошли ночную подготовку и в июле приступили к несению боевого дежурства. Самолёты выполняли патрулирование в зоне прожекторных полей и проводили атаки освещённых бомбардировщиков (система «Helle Nachtjagd»). В ночь на 20 июля обер-лейтенант Штрайб открыл счёт побед части, сбив «Уитли». Позже этот пилот стал единственным немецким ночным асом 1940 года, одержав восемь побед.

    ​Bf 110C, на котором в июле 1940 года с авиабазы Гютерсло летал командир 2./NJG 1 обер-лейтенант Вернер Штрайб. Самолёт несёт стандартный камуфляж RLM 70/71/65. Лейтенант Штрайб начал войну в составе I./ZG 1, в начале июня 1940 года он возглавил её 2-ю эскадрилью, вскоре преобразованную в 2./NJG 1. С октября 1940 года он командовал группой, с июля 1943 года – эскадрой, а в марте 1944 года в чине майора (позже оберст-лейтенанта) стал инспектором ночной истребительной авиации. Всего он одержал 68 побед (в т.ч. три дневных), став четвёртым по результативности лётчиком-ночником - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    Bf 110C, на котором в июле 1940 года с авиабазы Гютерсло летал командир 2./NJG 1 обер-лейтенант Вернер Штрайб. Самолёт несёт стандартный камуфляж RLM 70/71/65. Лейтенант Штрайб начал войну в составе I./ZG 1, в начале июня 1940 года он возглавил её 2-ю эскадрилью, вскоре преобразованную в 2./NJG 1. С октября 1940 года он командовал группой, с июля 1943 года – эскадрой, а в марте 1944 года в чине майора (позже оберст-лейтенанта) стал инспектором ночной истребительной авиации. Всего он одержал 68 побед (в т.ч. три дневных), став четвёртым по результативности лётчиком-ночником

    В августе, как уже было сказано выше, III./NJG 1 прошла перевооружение с Bf 109 на 110, потом в начале сентября I./ZG 76 была переформирована в II./NJG 1, а 1 октября V.(Z)/LG 1 – в I./NJG 3, доведя число ночных эскадрилий Bf 110 до 11, но фактически в боях принимали участие только три штаффеля I./NJG 1. Всего во второй половине 1940 года их лётчики одержали 20 подтверждённых побед.

    Ночные Bf 110 первоначально несли окраску и маркировку, идентичную дневным «разрушителям»: камуфляж RLM 70/71/65 и «бомбардировочные» бортовые коды чёрного цвета, но затем их начали красить целиком в чёрный цвет RLM 22 Schwarz, а бортовые коды стали светло-серыми RLM 77 Hellgrau. На части самолётов для маркировки использовали какую-то более тёмную краску (вероятно, красную RLM 23 Rot).

    Тяжёлые перехватчики

    Кроме Bf 110, поздней веной 1940 года в люфтваффе был опробован и более тяжёлый тип «разрушителя» – построенный на базе бомбардировщика истребитель Ju 88C. Он был спроектирован ещё до войны, но ввиду большего приоритета бомбардировочной модификации впервые появился на фронте только весной 1940 года в составе Zerstörerstaffel/KG 30, задействованной в ходе норвежской кампании. В середине июня она была отведена в Германию, а с 1 июля развернута в II./NJG 1 двухэскадрильного состава. Её 4-я эскадрилья получила на вооружение те же «Юнкерсы», а 5-я – спешно переделанные из бомбардировщиков и разведчиков «Дорнье» Do 17Z.

    ​Do 17Z из состава 2./NJG 2 в ночной окраске «бомбардировочного» стандарта. Хорошо видно плохое качество использованной чёрной краски - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    Do 17Z из состава 2./NJG 2 в ночной окраске «бомбардировочного» стандарта. Хорошо видно плохое качество использованной чёрной краски

    Предполагалось, что благодаря большей дальности полёта такие самолёты смогут отодвинуть передний край обороны Рейха прямо к английским аэродромам (система «Fernnachtjagd»). Впрочем, первые боевые вылеты группы были не настолько амбициозны, но уже в августе её самолёты начали действовать над Англией. Сначала они занимались простой свободной охотой, но осенью была разработана тактика трёх волн: первая волна направлялась к британским базам по данным радиоперехвата (готовясь к вылету, английские экипажи проверяли работу радиостанций), вторая встречала бомбардировщики над морем, а третья преследовала их на обратном пути.

    Боевой счет части открыли экипажи фельдфебелей Отто Визе (Otto Wiese) и Георга Шрамма (Georg Schramm) из 5./NJG 1, в ночь на 24 июля одновременно одержавшие две победы над Северным морем. Следующим успеха добился экипаж обер-фельдфебеля Петера Лауффса (Peter Lauffs) из 4./NJG 1, одержавший победу над Англией в ночь на 18 августа.

    ​Ju 88C-2 (W.Nr 0227) из состава 3./NJG 2 зимой 1940–1941 гг. Самолёт несёт бомбардировочный камуфляж RLM 70/71/22 с закрашенными обозначениями (осталась только индивидуальная кодовая буква). 9 января он был сбит английской зенитной артиллерией, экипаж унтер-офицера Отто Крегера (Otto Kräher) погиб - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    Ju 88C-2 (W.Nr 0227) из состава 3./NJG 2 зимой 1940–1941 гг. Самолёт несёт бомбардировочный камуфляж RLM 70/71/22 с закрашенными обозначениями (осталась только индивидуальная кодовая буква). 9 января он был сбит английской зенитной артиллерией, экипаж унтер-офицера Отто Крегера (Otto Kräher) погиб

    К концу лета во II группе была сформирована 6-я эскадрилья на «Юнкерсах», а в I группе 3-я эскадрилья начала получать «Дорнье». В бой тяжёлые перехватчики этих подразделений вступили уже осенью в составе других частей: в начале сентября II./NJG 1 была преобразована в I./NJG 2, а 3./NJG 1 переведена в состав новой II группы как эскадрилья 4./NJG 1/ Cвоё перевооружение она завершила только к началу следующего года, одновременно с началом получения новых Do 215B-5.

    Экипажи 4./NJG 1 в сентябре-октябре 1940 года проводили испытания системы наведения перехватчиков с земли по данным «спарки» радаров «Фрейя» и «Вюрцбург» (система «Dunkel Nachtjagd»), и 16 октября лейтенант Людвиг Беккер (Ludwig Becker) одержал ночную победу, сбив бомбардировщик «Веллингтон».

    В ноябре 1940 года 1./ZG 2 была преобразована в 4./NJG 2 и получила Do 17Z, после чего число эскадрилий тяжёлых перехватчиков увеличилось до пяти (три на «Дорнье» и две на «Юнкерсах»), а их экипажам до конца года засчитали 21 подтверждённую победу (восемь на Do 17 и 13 на Ju 88), 15 из которых были одержаны над Англией.

    ​Do 17Z-7 (W.Nr 2817) из состава 2./NJG 2, район Тилбурга, Голландия, осень 1940 года. 9 ноября при возвращении из предрассветного патрулирования над Северным морем самолёт был атакован английскими истребителями, но обер-фельдфебель Герберт Шмидт (Herbert Schmidt) сумел пикированием выйти из-под удара и на одном моторе на бреющем полёте дойти до базы, приземлившись с убранными шасси. Машина окрашена по стандарту для ночных бомбардировщиков с камуфляжем RLM 70/71 на верхних поверхностях при чёрных нижних и боковых. Опознавательные знаки на фюзеляже закрашены, но бортовые коды присутствуют - Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки» | Warspot.ru
    Do 17Z-7 (W.Nr 2817) из состава 2./NJG 2, район Тилбурга, Голландия, осень 1940 года. 9 ноября при возвращении из предрассветного патрулирования над Северным морем самолёт был атакован английскими истребителями, но обер-фельдфебель Герберт Шмидт (Herbert Schmidt) сумел пикированием выйти из-под удара и на одном моторе на бреющем полёте дойти до базы, приземлившись с убранными шасси. Машина окрашена по стандарту для ночных бомбардировщиков с камуфляжем RLM 70/71 на верхних поверхностях при чёрных нижних и боковых. Опознавательные знаки на фюзеляже закрашены, но бортовые коды присутствуют

    Первоначально тяжёлые перехватчики несли стандартный камуфляж RLM 70/71/65, но затем их нижние и боковые поверхности были перекрашены в чёрный цвет в соответствии со стандартами бомбардировочной авиации, официально утверждёнными 16 июля 1940 года. При этом достаточно часто оказывались закрашены и опознавательные знаки. Цвет бортовых кодов сменили на «ночной» RLM 77, а на некоторых самолётах (преимущественно «Юнкерсах») на борту оставляли только одну букву, которую рисовали белым контуром.

    Зимой 1940–41 годов прошёл постепенный переход к полностью чёрной окраске, ставшей стандартом для ночной истребительной авиации на следующие два года. Судя по фотографиям, на некоторых машинах мог встречаться и переходный вариант, когда на верхних поверхностях прежний камуфляж проступал из-под слишком тонкого слоя RLM 22.

    Рисунки Михаила Быкова

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: ночные осы британского короля на Warspot.ru
    Цвета военного неба: ночные осы британского короля
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября

    Юрий Сергиевич

    Цвета военного неба: боевые ястребы пустыни на Warspot.ru
    Цвета военного неба: боевые ястребы пустыни
    Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке
    Цвета военного неба: реактивная экзотика в бою на Warspot.ru
    Цвета военного неба: реактивная экзотика в бою
    Поделиться
    • 5
    • 1
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Цвета военного неба: убийцы свистящих монстров на Warspot.ru
    Цвета военного неба: убийцы свистящих монстров
    «Русские при появлении наших самолётов мгновенно… открывают огонь» на Warspot.ru
    «Русские при появлении наших самолётов мгновенно… открывают огонь»
    Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера на Warspot.ru
    Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера
    Тайна генерала Хелинга на Warspot.ru
    Тайна генерала Хелинга
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google