Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и как минимум 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.
К сожалению, лётчик не оставил мемуаров, но на основании бесед с ним его друг, писатель Георгий Реймерс, издал документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин». В этой книге и других изданиях, посвящённых асу, особенно выделяются два эпизода: уничтожение в последний день 1943 года транспортного самолёта, перевозившего 18 генералов и других высокопоставленных немецких офицеров, и последующий поединок с немецким асом, получившим в книге имя «Граф». Попробуем на основании сохранившихся архивных данных разобраться, что в этих историях миф, а что — реальность.
Говорят, под Новый год что ни пожелается…
Документы 329-й истребительной авиадивизии и входившего в неё 66-го истребительного авиаполка сохранились в архиве Министерства обороны Российской Федерации и отличаются от фондов других частей и соединений завидной полнотой. Согласно им, 31 декабря 1943 года сразу после полудня старший лейтенант Камозин во главе шестёрки «Аэрокобр» вылетел с Тамани на задание по разведке войск противника на Керченском полуострове. Лётчики должны были исследовать обширный район Заморск — Багерово — Тархан — Глубокая Балка — Грязевая Пучина — Катерлез — Булганак.
Подходя к Казантипскому заливу, в 12:35 разведчики заметили следующий на аэродром Багерово на высоте 400 метров немецкий двухмоторный транспортный самолёт неустановленного типа под прикрытием четвёрки «Мессершмиттов» Bf 109: пара летела позади, два других находились в стороне. Отделившаяся от советской группы пара старшего лейтенанта Павла Камозина и его ведомого младшего лейтенанта Алексея Владыкина атаковала транспортник в лоб. Затем советские лётчики развернулись и произвели две атаки в хвост, выпустив с убийственной дистанции 20–25 метров 10 пушечных 37-миллиметровых снарядов, 146 крупнокалиберных 12,7-мм пуль и 500 пуль винтовочного 7,62-мм калибра.
Согласно докладу лётчиков, в результате немецкая машина рухнула в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели увидеть вражеский самолёт горящим на земле, после чего вступили в бой с зазевавшимися было немецкими истребителями, произведя две атаки на виражах. Однако, находясь далеко от своей территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в облака, взяв курс на свой аэродром.
Поскольку в одном из наградных листов на Камозина, составленных в январе 1944 года, упоминание об этой победе отсутствует, можно сделать вывод, что победу ему сначала не засчитали. Однако после освобождения Керченского полуострова, якобы по опросам местных жителей, было установлено, что на упавшем транспортном самолёте летело 18 немецких генералов и офицеров с высокими званиями, которые везли награды и подарки на Новый год. Будто бы немцы оградили место падения «важной птицы», никого туда не пускали и целую неделю носили траурные повязки на рукавах. Таким образом, победа аса получила не только подтверждение, но и известность.
В настоящее время достоверно известно, что в декабре 1943 года в районе Крымского полуострова не погиб ни один генерал вермахта. Более того, представляется совершенно невероятным, что в радиусе действия советских истребителей в одном самолёте могло лететь такое количество высокопоставленных офицеров. Если отбросить фантастическую легенду о погибших генералах, то победа могла бы иметь под собой вполне реальные основания, учитывая, что советские лётчики произвели по транспортнику в общей сложности три атаки и израсходовали немалую часть боекомплекта. Настораживает лишь пассивность сопровождающих немецких истребителей, позволивших паре Камозина трижды беспрепятственно атаковать транспортную машину. Также в оперативных документах почти ничего не сказано об оставшейся четвёрке лётчиков группы Камозина, хотя они могли продолжить выполнять разведку и не видеть падение немецкого транспортника.
Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт старшего лейтенанта Камозина, хотя по факту он атаковал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся немецких данных о потерях, то в них подходящий транспортный или другой подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Возможно, атакованная немецкая машина лишь получила незначительные повреждения и благополучно совершила посадку, поэтому в список потерь не попала, либо потеря попала в сводки за 1944 год, которые сохранились далеко не в полном объёме.
А был ли «Граф»?
Как повествуют Реймерс и его коллеги, после гибели большой группы генералов немцы объявили настоящую охоту на советского лётчика и прислали на Керченский полуостров для уничтожения Камозина аса по прозвищу «Граф» из некоей «бриллиантовой эскадрильи Геринга». Характеризуя его, советские авторы сообщают, что ранее немецкий ас расстреливал с воздуха беззащитных женщин и детей во Франции, бомбил советские госпитали в Минске и удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Думается, комментарии в данном случае будут лишними.
Как вспоминал один из асов группы II./JG 52 лейтенант Петер Дюттманн (Lt. Peter Düttmann, 152 победы), благодаря радиоперехвату немецкие лётчики в ходе боёв за Крым действительно знали фамилии или позывные многих своих визави. Однако, даже владея подобной информацией, выделять кого-то из противников немцы не спешили и уж тем более не стали бы присылать для уничтожения специального аса. «Экспертов» в составе группы гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn) хватало и без этого, да и сам он в январе 1944 года с 1000 боевых вылетов и 240 победами был одним из самых результативных лётчиков Восточного фронта. Никакой охоты за отдельными советскими лётчиками не велось: в боях против 4-й и 8-й ВА, а также ВВС ЧФ у истребителей II./JG 52 хватало других задач.
Однако рассмотрим описанный Реймерсом и другими авторами поединок немецкого и советского асов — ведь, по всем законам литературного жанра, противники не могли не встретиться. В отечественных публикациях описание боя, в котором Камозину удалось сбить опытного врага, выглядит следующим образом:
«Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четвёрку на высоту 6500 метров. Да, “Граф” предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания — значит, устал и горючее на исходе. Вёл воздушный бой — значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.
У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошёл командир мимо “Графа” и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился лёгкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу “Графу” ринулись два резервных самолёта, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.
Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда “Граф” заложил очередной вираж, бросил самолёт в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолёт начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с “Графом” — гордостью “бриллиантовой” эскадрильи Германа Геринга».
Анализ всех боёв Павла Камозина в Крыму после 31 декабря 1943 года по оперативным документам 66-го ИАП и 329-й ИАД даёт понять, что литературный эпизод вполне соотносится с реальным воздушным боем. Он состоялся 27 января 1944 года над восточной частью Керченского полуострова.
В 15:00 на задание по прикрытию наземных войск Отдельной Приморской армии в район Тархан — Керчь — Булганак взлетела четвёрка «Аэрокобр», ведомая старшим лейтенантом Камозиным. Прикрывал спину комэска опытный лётчик лейтенант Алексей Глоба, недавно назначенный командиром звена. Вторую пару возглавлял начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Капустик, которому тоже было не занимать опыта: он успел повоевать ещё в Китае в 1937–1938 годах. Относительно слабым звеном маленькой группы был только напарник Капустика лейтенант Яков Кондратьев. Это был лётчик довоенной выучки, но на фронт инструктор 11-го запасного авиаполка прибыл в качестве стажёра лишь за неделю до описываемых событий, и это был всего 16-й по счёту его боевой вылет.
Около 15:40 радиостанция наведения сообщила о нахождении в районе южнее Керчи немецких «охотников». Направившись в указанный район и набрав высоту 6000 метров, советские лётчики заметили выше себя пару Bf 109 и решили пойти на хитрость. Пара Капустика ушла на солнце, а Камозин с ведомым сделали вид, будто неспешно уходят, не замечая опасности. Рассчитывая на лёгкую добычу, пилоты «Мессершмиттов» с 7000 метров начали пикировать за «Аэрокобрами». Находящая в стороне пара Капустика зашла в хвост ничего не подозревающим немецким истребителям, и её ведущий сбил один Bf 109, который горящим упал в районе посёлка Эльтиген. Второй «Мессершмитт» был настигнут парой Камозин — Глоба и тоже сбит. Вражеский самолёт упал западнее Эльтигена и был засчитан обоим лётчикам как групповая победа. Обе заявки подтвердила радиостанция наведения заместителя командующего 4-й ВА генерал-майора С. В. Слюсарева.
По сохранившимся немецким данным, в этот день минимум по одной потере понесли обе действующие над Керченским полуостровом группы эскадры JG 52. Сначала в одном из утренних боев с лётчиками 57-го Гв.ИАП был сбит Bf 109G-6 W.Nr.140185 «чёрная 7» из 5./JG 52, а его пилот унтер-офицер Людвиг Фогель (Uffz. Ludwig Vogel) получил ранение. На этот успех могут претендовать капитан В. М. Савченко, а также старшие лейтенанты С. М. Мартынов и А. Д. Козыревский — каждый из них заявил по победе, но Мартынов и Козыревский падения сбитых самолётов не наблюдали.
Определить автора победы над одним из «Мессершмиттов» прибывшей под Керчь незадолго до этого группы I./JG 52 сложнее. По немецким данным, вылетевшая на «свободную охоту» пара лейтенанта Франца Шалля (Lt. Franz Schall, 137 побед) и унтер-офицера Антона Реша (Uffz. Anton Resch) из 3./JG 52 столкнулась с шестёркой «Аэрокобр». Бой закончился для немецких истребителей неудачно: пилотируемый унтер-офицером Решем Bf 109G-6 W.Nr.20581 «жёлтая 3» получил 26 пулевых и снарядных пробоин, а сам лётчик, одержавший к этому моменту 11 побед, был тяжело ранен и надолго выбыл из строя.
К сожалению, время вылета немецкой пары неизвестно, поэтому сказать точно, кто из лётчиков 329-й ИАД одержал победу над Решем, пока не представляется возможным. Помимо Камозина с Глобой и Капустика, на этот успех могли претендовать ещё несколько лётчиков 329-й ИАД: всего в этот день они заявили об уничтожении семи Bf 109 и одного Fw 190, а ещё четыре Bf 109 были учтены как подбитые. Вполне возможно, что унтер-офицер Реш был подбит в бою именно с группой Камозина, но и в этом случае предпочтительнее выглядит заявка Фёдора Капустика: он произвёл первую, внезапную для противника атаку, которая, скорее всего, пришлась по ведомому «Мессершмитту».
Необъявленная охота за Камозиным
Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать одно: аса по прозвищу или фамилии Граф в небе Крыма Павел Камозин не сбивал, поскольку такого в составе групп I./JG 52 и II./JG 52 попросту не было. Зато у немцев были другие «эксперты», в боях с которыми неоднократно доставалось самому будущему дважды Герою. Так, 16 ноября 1943 года «Аэрокобра» советского аса была подбита, по его словам, немецкой зениткой. Лётчику пришлось совершить вынужденную посадку, самолёт отправился в ремонт. Возможно, Камозин не заметил атаку «Мессершмитта» командира II./JG 52 гауптмана Баркхорна, который в это время заявил сбитыми два истребителя американского производства.
Спустя две недели, 5 декабря, в бою с большой группой пикировщиков Ju 87 и прикрывающих их Bf 109 самолёт Камозина вновь был подбит — на сей раз, видимо, фенрихом Хансом Эллендтом (Fhr. Hans Ellendt, 64 победы) из 4./JG 52, после чего «Аэрокобру» добил командир 6./JG 52 лейтенант Хельмут Липферт (Ltn. Helmut Lipfert, 203 победы). Камозину снова удалось сесть вынужденно на косе Тузла, но теперь «Аэрокобра» восстановлению не подлежала.
23 января 1944 года в бою над Керчью в районе горы Митридат его истребитель был подбит лейтенантом Хайнцем Эвальдом (Ltn. Heinz Ewald, 84 победы) из штабного звена группы II./JG 52. Наконец, 11 марта самолёт аса в районе косы Тузла подвергся атаке начинающего «эксперта» из 5./JG 52 лейтенанта Вальтера Вольфрума (Ltn. Walter Wolfrum, 137 побед) и получил серьёзные повреждения. Камозин сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить благополучную посадку, после чего очередная «Аэрокобра» была отправлена в ремонтные мастерские.
Кроме того, ещё дважды, 25 ноября 1943 и 23 марта 1944 года, истребитель советского аса был подбит в воздушных боях с «Мессершмиттами», но на победы никто из немецких лётчиков не претендовал. Как видно из приведённых примеров, и без целенаправленной охоты на Камозина ему нередко доставалось. Впрочем, советскому асу везло: во всех описанных случаях он сам не получил ни одной царапины. Была в этом и заслуга самой «Аэрокобры» — недаром советские лётчики за живучесть с любовью называли американскую машину «несгораемым сейфом». Умер Павел Камозин в 1983 году в Брянске.
Несмотря на нелёгкие испытания, берегла судьба и несостоявшегося «Графа» — немецкого аса Антона Реша. Вернувшись в I./JG 52 в конце мая 1944 года, Реш явно прибавил в мастерстве и к сентябрю имел уже 63 победы, но в том же месяце был сбит советской зениткой, выпрыгнул с парашютом и снова получил тяжёлое ранение. Возвратившись в свою часть в 1945 году, он довёл счёт до 91 победы, хотя, по другим данным, их было всего 65. 7 апреля 1945 года лётчик был награждён Рыцарским крестом. После пребывания в советском плену Реш благополучно вернулся в Германию и умер в родном городке Штольберге в 1975 году.
В завершение истории с «Графом» и мифическими генералами можно сказать, что единственным неопределённым моментом остаётся первоисточник этих легенд. Как известно, дыма без огня не бывает, да и вряд ли ещё при жизни Павла Камозина его биограф Реймерс решился бы на тиражирование историй, не имеющих никакого основания. Стало быть, где-то ещё ждут своего исследователя пожелтевшие документы военного времени с фантастическими разведывательными данными или красочными донесениями политотдела…
Автор благодарит Матти Салонена и Алексея Пекарша за данные, использованные в работе над статьёй. Фото из коллекции автора и Алексея Пекарша.
Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net.
Источники и литература:
- ЦАМО РФ, фонд 66-го ИАП.
- ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД.
- Реймерс Г. К. Внимание! В небе Камозин. — Тула: Приокское книжное издательство, 1975.
- Зефиров М.В. Асы люфтваффе. Кто есть кто. Скорость. — М.: АСТ, 2010.
- Bernd Barbas: Die Geschichte der I. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. — Eigenverlag, Überlingen.
- Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. — Eigenverlag, Überlingen.
- Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn. — Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014.
- Peter Düttmann: Wir kämpften in einsamen Höhen. — Eigen-Verlag, Falk Klinnert, Auflage, 2002.
- Michael Balss: Deutsche Nachtjagd. Materialverluste in Ausbildung und Einsatz. — VDM, Zweibrücken, 1999.
- http://podvignaroda.ru.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации