Будущий президент США Дональд Трамп назвал программу создания истребителей F-35 «вышедшей из-под контроля», но в Минобороны США с ним не согласны. Вчера руководитель F-35 Joint Program Office при Минобороны США генерал-лейтенант Крис Богдан рассказал порталу breakingdefense.com, как обстоят дела со стоимостью и уровнем боеготовности новых американских истребителей.
По словам Богдана, при закупке девятой партии истребителей (LRIP 9) их стоимость снизилась на 5,5% по сравнению с LRIP 8 и на 60% – по сравнению с первой мелкосерийной партией (LRIP 1). В следующем году новые истребители будут поступать в войска по цене $102,1 млн за модификацию F-35A, $131,6 млн – за F-35B и $132,2 млн – за F-35C.
Если учесть инфляцию доллара, то эти цены сопоставимы с затратами американской армии на истребители четвертого поколения F-15 «Eagle» и F-16 «Fighting Falcon». При этом генерал Богдан указывает на то, что F-35 – истребитель пятого поколения и существенно превосходит предшественников по своим возможностям. Кроме того, при выпуске десятой партии (LRIP 10), запланированной к производству на 2018 год, стоимость самолетов снизится еще на 6–7%, а к 2019 году, когда объемы производства существенно увеличатся, цена составит $80-$85 млн за F-35A, $110 млн – за F-35B и $96 млн – за палубный истребитель F-35C.
Таким образом, новые истребители будут стоить дешевле своих «предков» четвертого поколения, однако такое удешевление возможно лишь при больших заказах. Всего в рамках программы F-35 планируется собрать порядка 3000 истребителей-бомбардировщиков (на сегодняшний день с конвейера сошло менее 200 самолетов). Из них более 2000 закупит Минобороны США и до тысячи истребителей будет продано в страны, изначально принимающие участие в программе F-35 Joint Strike Fighter (Австралию, Великобританию, Данию, Италию, Канаду, Нидерланды, Норвегию и Турцию), а также в страны, присоединившиеся к ней позднее (Израиль и Японию). Если общий объем заказов будет уменьшен, то стоимость самолетов неизбежно возрастет.
Что же касается боеготовности новых истребителей, то уже летом 2017 года США планируют развернуть неназванное количество F-35 в Европе. Ранее Корпус морской пехоты и ВВС США объявили о присвоении статуса боевой готовности первым самолетам, поступившим к ним на вооружение. Кроме того, в следующем году новые истребители начнут получать европейские заказчики. В то же время, первая пара F-35A, собранных в Италии, 12 декабря получила статус начальной боевой готовности, а 13 декабря пара F-35I прибыла в Израиль.
Программа по созданию истребителей-бомбардировщиков F-35 стартовала пятнадцать лет назад (по состоянию на 2016 год, в общей сложности было потрачено $379 млрд, что делает ее самой дорогостоящей программой вооружения в мире). На сегодняшний день реализация программы отстает от планов на шесть лет, а стоимость первых F-35 превысила отметку в $100 млн за единицу при намеченной цене в $50 млн. Одна из причин отставания от сроков и перерасхода средств – разногласия между заказчиками. Изначально планировалось разработать единую платформу для истребителей-бомбардировщиков, которые поставлялись бы в ВВС (F-35A), Корпус морской пехоты (F-35B) и ВМС США (F-35C), а также на экспорт, но в итоге были созданы три модели, существенно отличающиеся друг от друга.
Комментарии к данной статье отключены.