1 января 1927 года Капистран Гарса, лидер мексиканской Ассоциации католической молодежи, опубликовал свой манифест «К нации», в котором заявил, что «настало время битвы», победа в которой «принадлежит Богу». С этого момента принято отсчитывать начало так называемой «Войны кристерос» (Guerra de los Cristeros), восстания, в котором против правительственных войск Мексики выступали отряды радикально настроенных сторонников католической церкви.
Еще со времен принятия либеральной конституции 1857 года в Мексике проводилась последовательная антиклерикальная политика, в соответствии с которой влияние церкви в стране постепенно ограничивалось. Мексиканская революция 1910 – 1920 годов еще больше ослабила позиции католического духовенства. В соответствии с новой конституцией 1917 года Мексика становилась светской страной, в которой церковь полностью отделялась от государства. Упразднялись монастыри и церковные школы, священники лишались права занимать государственные должности, а в проповедях им запрещалось касаться любых политических вопросов. В 1926 году президент Плутарко Элиас Кальес инициировал принятие законов, в соответствии с которым за нарушения антиклерикального законодательства предусматривалась уголовная ответственность. В ответ с средины года католическая церковь приостановила богослужения и призвала паству к экономическому бойкоту государства. В некоторых штатах (Халиско, Гуанахуато, Сакатекас) католики перестали посещать театры, использовать общественный транспорт, а католические преподаватели отказались преподавать в светских школах. Затем, поскольку мирные методы не смогли принудить государство отказаться от антиклерикальной политики, с молчаливого одобрения церкви борьба перешла на новый уровень.
Самоназвание мятежников, «кристерос», происходило от испанского Cristo – Христос. И даже на используемых ими флагах имелась надпись «Viva Cristo Rey», в переводе — «Да здравствует Король-Христос». Впрочем, методы их борьбы шли в разрез с заповедями Иисуса о любви к ближнему. Сражаясь с правительственными войсками, их отряды, вооруженные преимущественно старыми ружьями, испытывали большие трудности со снабжением. Поэтому кристерос вынуждены были прибегать к набегам на города, ограблениям поездов и ранчо, чем оттолкнули от себя значительную часть населения страны. Большую роль в обеспечении кристерос ресурсами сыграли «бригады Жанны д’Арк» — женские формирования, собиравшие для повстанцев одежду, продукты питания, медикаменты, а также занимавшиеся контрабандой оружия и боеприпасов в районы боевых действий.
Восстание кристерос унесло жизни более 90 тысяч человек. Перемирие противостоящим сторонам удалось заключить лишь через два с половиной года при посредничестве Ватикана и США. 27 июня 1929 года в Мексике впервые после начала конфликта зазвучали церковные колокола. В целом победа оказалась за правительством, но и духовенство получило некоторые уступки, в том числе – вернуло часть конфискованного имущества. После этого католическая церковь прекратила поддержку мятежников, многие из которых, впрочем, еще около двух лет продолжали сопротивление, чувствуя себя обманутым.
Комментарии к данной статье отключены.