После того, как в середине января 1991 года вооруженные силы многонациональной коалиции начали операцию против вторгшегося в Кувейт Ирака, война в Персидском заливе развивалась по негативному для иракцев сценарию. К концу месяца их система ПВО была разрушена, ВВС союзников смогли практически беспрепятственно бомбить позиции иракских войск и военные объекты. Иракцы же полагали, что их противники дадут себя втянуть в наземные сражения. Опираясь на опыт, полученный их армией в недавно отгремевшей ирано-иракской войне, они рассчитывали нанести возглавляемой США коалиции тяжелые потери в живой силе. Это должно был помочь принудить чувствительные к человеческим жертвам в своих армиях западные государства к заключению мира.
Обнаружив, что сухопутные войска коалиции не спешат входить ни в Кувейт, ни в Ирак, Саддам Хусейн решил взять инициативу в свои руки. 29 января 1991 года несколько сотен единиц бронетехники из состава двух механизированных и одной танковой дивизии иракской армии вторглись в Саудовскую Аравию. Наступление развивалось в сторону расположенного в 10 километрах от границы с Кувейтом приморского городка Рас-аль-Хафджи.
Для командования коалиции иракское вторжение в Саудовскую Аравию оказалось неожиданностью. Хотя гражданское население Хафджи с началом операции на всякий случай был заблаговременно эвакуировано, непосредственно границу с Кувейтом на 70-километровом отрезке от Персидского залива до того места, где она «поворачивает» на северо-запад, прикрывали лишь восемь наблюдательных постов, на которых несли службу американские «морские котики», морские пехотинцы и армейский спецназ. Эти подразделения, эквивалентные приблизительно двум пехотным батальонам, поддерживались расположенной в тылу бригадой из состава 2-й бронетанковой дивизии. Южнее располагались саудовская бригада национальной гвардии и катарский бронетанковый батальон.
Поначалу иракское вторжение шло успешно. Фактор внезапности и то, что командование операцией «Буря в пустыне» было сильно увлечено авиаударами по территории Ирака и Кувейта, позволили иракцам к половине первого ночи 30 января занять Хафджи. Иракское радио поспешило заявить о громкой победе, в результате которой «американцы были изгнаны с еще одного участка арабской территории». Но уже около 17 часов того же дня подоспевшие к городу саудиты и катарцы приступили к его освобождению. К слову, это сражение, в ходе которого катарская танковая рота на французских AMX-30 столкнулась с иракскими Т-55, оказалось первым боевым столкновением для катарской армии с момента ее создания. Упорные бои в Хафджи продолжались до 1 февраля, когда союзные арабские подразделения при поддержке авиации США выбили иракцев из Хафджи.
Комментарии к данной статье отключены.