К началу советско-финской войны 1939–1940 годов на снабжении пехоты РККА не состояло специализированных бронещитков с возможностью ведения наступательных действий, а оставшиеся от царской армии щитки для установки на брустверах траншей были предназначены для обороны. Однако итоги неудачных для Красной Армии боев декабря 1939 года заставили задуматься о подвижной бронезащите бойцов, способной эффективно противостоять ружейно-пулеметному огню и одновременно вести наступление на позиции противника.
Одним из решений были бронесани, которые буксировались танками, но танки не везде могли пройти, а защита пехоте требовалась срочно. При атаке зимой по глубокому снегу боец, и так стесненный в движении теплой одеждой, не мог двигаться быстро. Вместо короткого броска до позиций противника солдатам приходилось медленно брести по сугробам под обстрелом — в итоге либо атака захлебывалась, либо подразделения несли большие потери.
Поставить всех бойцов на лыжи оказалось невозможно: было необходимо в короткое время собрать нужное количество лыж, обучить солдат хождению на них и освоить новую тактику боя. Поэтому родилась идея поставить на лыжи бронещиток (в официальных документах он именовался бронещитом), оснастить его смотровыми щелями и бойницей для личного оружия. Солдат лежа мог толкать щиток перед собой, вести огонь по противнику и был бы защищен от пуль. С учетом того, что вес щита при таком способе передвижения не играл значительной роли, толщину брони можно было сделать достаточной для противодействия пуле, выпущенной из винтовки или пулемета.
Ижорцы против кировцев
В тылу группировки частей РККА, участвовавшей в боевых действиях против Финляндии, находился развитый промышленный центр – Ленинград, с его металлургическими и металлообрабатывающими заводами, занимавшимися производством кораблей, танков и брони для них. Поэтому в конце декабря 1939 года штаб Ленинградского военного округа в лице инспектора по изобретательству разместил заказ на проектирование и изготовление лыжных бронещитов Ижорскому и Кировскому заводам.
В начале января 1940 года заказ был выполнен. Заводы изготовили два типа бронещитов, которые направили на испытания в Ленинградское Краснознамённое пехотное училище имени Кирова. Испытания проходили в Красном Селе 15 января 1940 года на стрельбище училища в присутствии комиссии, состоявшей из представителей штаба ЛВО, пехотных частей и училища, военврача, директоров Ижорского и Кировского заводов, главного конструктора Ижорского завода и заместителя начальника СКБ-2 Кировского завода.
Целью испытаний было определение бронестойкости при обстреле с различных дистанций и легкости скольжения щитков по снегу. Также предполагалось оценить удобство ведения огня, скорость приведения щитка в боевое положение, удобство погрузки и транспортировки. Для определения всех этих характеристик выделялся взвод курсантов.
Ижорский завод предоставил на испытания 20 бронещитов, которые получили на время испытаний условный индекс «ИЗП». Они были разработаны заводским КБ-1 и имели внутризаводской индекс «ЗБШ» или «ЗБ-Ш». ИЗП представлял собой цельноштампованный щит сложной формы с толщиной брони 6 мм. Для лучшей пулестойкости стенки щитка имели скосы в 35° к вертикальной плоскости и на 30° в горизонтальной. Для лучшего скольжения по снегу нижняя часть щита была загнута под углом 49°.
В правой плоскости щита была сделана бойница для стрельбы размерами 120×65 мм. Расположение бойницы обеспечивало обстрел из винтовки вправо от оси щитка на угол 40–45° и влево на угол 10–15°. При стрельбе из ручного пулемета сектор обстрела уменьшался на 5° с обеих сторон. Вес щита без лыж составлял 38,7 кг. Захват лыжи осуществлялся за счет затягивания болта между неподвижной планкой, приваренной к щиту, и подвижной лапкой.
Кировский завод предоставил 10 щитков, получивших на время испытаний индекс «КЗП», которые были разработаны заводским СКБ-2.
КЗП был сварной конструкцией, состоящей из трех основных деталей: лобового щита с заваленными верхним и нижним краями, и приваренных к нему боковых щитков. Угол верхней части лобового щитка составлял 20–25° к горизонту, нижней – 30–35°. Плоскость лобового щита также была сделана с небольшим наклоном от вертикали. Лобовой щит был двухслойным и изготавливался из двух 4-мм бронелистов, соединенных сваркой, толщина боковых листов также была 4 мм.
В правой части щита была сделана прорезь, обеспечивавшая стрельбу из винтовки в секторе 15° вправо и 10° влево по горизонту. Стрельба из ручного пулемета была возможна только по прямой, с незначительным отклонением вправо. Вес щита без лыж составлял 35,4 кг, ширина по фронту 700 мм, высота без лыж 550 мм.
Конструкция замка, скреплявшего лыжи с бронещитом, у обоих образцов позволяла проделывать эту и обратную операции за 2–3 минуты. У щита Ижорского завода конструкция захвата давала возможность использовать любые лыжи, независимо от толщины, ширины и длины, в том виде как они есть, без предварительной подготовки или обработки. Щит Кировского завода так просто поставить на лыжи было нельзя: требовалась установка специальной пластины на лыжу на заводе или в мастерской, что создавало трудности с заменой в боевых условиях. На грузовую «полуторку» ГАЗ-АА помещалось до 20 щитов любой конструкции, на трехтонный ЗИС-5 – до 35–40 штук.
В качестве недостатков у ИЗП отмечались зазор между землей и боковой частью щита, конструкция зажима лыжного замка, ослабевавшего в движении и приводившего к соскакиванию лыжи, отсутствие наблюдательного отверстия в левой боковине. Также предлагалось сделать крючки с внутренней стороны щита для развешивания патронных сумок с боеприпасами, и скобы с внешней стороны щита, чтобы была возможность перевозить его за веревку вручную, как санки. У КЗП была признана неудачной форма конструкции (малые углы наклона), что сталопричиной слабой пулестойкости, малый сектор обстрела и незаменяемость лыж в полевых условиях. У обоих типов была необработанная острая кромка бойниц, что приводило к порче цевья винтовок.
Испытания показали, что переползание бойцов по снегу со щитами на дистанции 200 метров с остановками на стрельбу по внезапно появляющимся мишеням заняло 20 минут со 100% поражением мишеней. После 200-метрового переползания была произведена атака на расстояние 65–70 метров, затем у курсантов замерили пульс. Измерение проводилось с разделением по росту: у бойцов малого роста пульс составлял до 140 ударов в минуту, среднего роста – до 120 ударов в минуту, у высоких – до 110 ударов в минуту. Общее состояние солдат характеризовалось как удовлетворительное.
Обстрел щитов вели двумя типами 7,62-мм пуль: легкой образца 1908 года и бронебойной Б-30.
Сначала щитки обстреливали с дистанции 200 метров. Все восемь попаданий легкой пулей для ижорского щитка окончились лишь отметинами на броне. Из шести таких пуль, попавших в кировский щиток, две его пробили, но лишь в тонкие боковины, поставленные перпендикулярно линии прицеливания.
При обстреле на этой же дистанции бронебойной Б-30 картина была несколько другой – из 12 попавших в ИЗП пуль три его пробили (две – в низ щита, одна – в бок по нормали), остальные оставили вмятины. Кировский КЗП повел себя хуже – из девяти попавших в него пуль пять пробили оба лобовых 4-мм щита.
Затем дистанцию огня уменьшили до 100 метров. Все 23 легкие пули, попавшие в ИЗП, лишь оставили на 6-мм броне отметины. Щиток Кировского завода получил 21 попадание легкой пулей, причем часть из них по нормали, а часть под углом в 20°. Все эти пули пробили внешнюю 4-мм пластину, но внутреннюю не осилили.
Наконец, обстрел бронебойной пулей Б-30 со 100 метров дал следующие результаты: из девяти пуль, попавших в ИЗП, две пробили его низ, а остальные оставили вмятины. По КЗП стреляли интенсивнее, и все 72 попавших пули пробили броню, причем 21 – насквозь, а 51 – только внешний экран.
По итогам испытаний комиссия сделала вывод о возможности применения обоих типов щитков после устранении выявленных недостатков. Их предполагалось использовать в массовом количестве при наступлении под ружейно-пулеметным огнем противника, а также в качестве легких передвижных бронированных точек для снайперов, наблюдателей и т.п.
Использование щитов не требовало длительного обучения, достаточно было небольшого инструктажа и тренировки не дольше одного часа. Буксировка руками за веревку не вызывала затруднений и больших усилий, т.к. щиты на лыжах не продавливали снег и скользили по поверхности. При этом у ИЗП было еще одно преимущество — при особой необходимости боец мог отсоединить лыжи от щитка и передвигаться на них, оставив щит.
Выпуск бронещитов каждым заводом мог производится самостоятельно без большой кооперации, но Кировскому заводу рекомендовалось по возможности изменить форму щита и приблизить ее к образцу Ижорского завода.
Через некоторое время было запущено серийное производство, и некоторое количество лыжных щитов Ижорского завода в феврале 1940 года попало на советско-финскую войну. Несколько штук было захвачено финнами и попало в фотохронику вместе с экспериментальными стальными нагрудниками СН-39.
Подмосковные бронещиты
Помимо ленинградских заводов, над созданием лыжного бронещита трудились и в конструкторском бюро завода №8 имени Калинина (ЗИК) в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв). Там в первых числах января 1940 года был разработан образец, получивший обозначение «150К».
Щит 150К имел складную конструкцию с бойницей в правой передней части и двумя смотровыми щелями. Верхняя кромка щита была волнистой, что был сделано специально: такая форма обеспечивала лучшую маскировку на местности из-за особенностей человеческого восприятия. Конструкция состояла из гнутой лобовой броневой пластины, к которой крепились боковины и основание. К нижней части лобовой пластины были приварены крюки для зацепа за лыжи.
Лобовая часть была наклонена на угол 30° от вертикали, угол между боковинами и основной плоскостью лобового листа составлял 45°. Толщина броневых листов могла быть от 3 до 5 мм, допускалось применение сварки для соединения отдельных деталей. Предполагалось использовать 150К и в обороне, как обычный траншейный щит, устанавливая его на бруствер со снятыми лыжами.
Конструкция завода им. Калинина обладала тем же недостатком, что и у щита Кировского завода – специальные лыжи, но огромное преимущество давало то, что он мог складываться. С некоторыми изменениями щит 150К производился, поступал в войска и использовался в боях в 1941–1942 гг.
Межвоенные эксперименты
В Ленинграде работы над усовершенствованием лыжных щитков продолжились и после окончания советско-финской войны. Так, на Ижорском заводе придумали поставить лыжный щиток на колеса и использовать в бесснежные времена года. Колеса могли устанавливаться только на щиты Ижорского завода. Платформа с колесами получила обозначение «ЗБШК» или «ЗБШ-К».
В апреле-мае 1940 года на основании приказания заместителя Народного комиссара обороны маршала Г.И. Кулика на курсах командного состава «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске состоялись испытания щитов Ижорского завода и стального нагрудника СН-40. Комиссия собралась очень представительная: заместитель генерал-инспектора пехоты генерал-лейтенант М.А. Антонюк, начальник Управления стрелкового вооружения Красной Армии бригадный инженер С.О. Склизков, заместитель начальника АБТУ генерал-майор И.А. Лебедев, помощник начальника курсов «Выстрел» генерал-майор С.А. Смирнов, инспектор Инспекции пехоты полковник С.А. Куликов.
Испытывалось пять щитов, установленных на платформу ЗБШК:
- с удлиненными боковыми стенками – 1 шт.;
- щит, доработанный по итогам первых испытаний – 2 шт.;
- щит старого образца (ЗБШ) – 2 шт.
По итогам испытаний на проходимость доработанные щиты (вес 36 кг) и ЗБШ на колесах оказались неустойчивы, при движении часто переворачивались, наблюдение из-за них было затруднено. Крепление винтовки оказалось неудобным и мешало движению, положение рук при движении тоже оказалось неудачным. Мелкие бугорки и канавки преодолевались с трудом. При фланговом обстреле щиты давали малую площадь защиты.
Щит с удлиненными стенками, наоборот, показал лучшие характеристики по проходимости и устойчивости. Несмотря на больший вес (54 кг), при движении не отставал, двигался наравне, а иногда и впереди щитов другого типа. При этом также отмечался плохой обзор и сильно затруднявшее движение крепление лыж.
Подъем всех щитов в гору по скату крутизной 4,5–5°, с проволочными заграждениями и различными мелкими препятствиями, на расстояние 225 метров занял 47 минут, при этом подъем в гору по скату со сплошной порослью и мелкими пнями оказался совершенно невозможен. Колесный ход давал возможность движения по старой, поросшей травой пахоте, с незначительным уклоном и мелкими препятствиями (воронки, канавки, бугорки и т.п.), при этом скорость движения составила 235 метров за 50 минут.
По свежей пахоте движение оказалось невозможно: колеса оказались слишком малого диаметра, и щит зарывался носом в землю. При постоянном подкапывании и расчистке расстояние 50 метров было пройдено щитком с удлиненными стенками за 45 минут, а доработанные ЗБШ преодолели это расстояние за 57 минут. После этого «упражнения» бойцы оказались сильно утомлены.
Подъем в гору с крутизной ската 10° сильно изматывал людей, 35 метров были пройдены за 12 минут. При большей крутизне подъем был бы либо очень затруднителен, либо невозможен.
При обстреле ни один из щитов не был пробит на всех дистанциях при стрельбе из винтовки легкой пулей образца 1908 года.
При обстреле бронебойной пулей Б-30 на дистанции 200 метров при стрельбе в лоб четыре щитка дали 11,1% сквозных пробоин, а один щит треснул. Стрельба с дистанции 50 метров по последнему щиту под углом к броне 30–40° дала 20% сквозных пробоин, по нижнему перегибу – 60% сквозных пробоин, по ребру – 100% пробоин. При минометном обстреле мины, падавшие перед щитками, урона не причиняли, при попадании за щитом поражались ноги.
По итогам всех испытаний комиссия посчитала целесообразным иметь щитки на вооружении Красной Армии и использовать их как армейское средство при атаке укрепленных районов и долговременных полевых укреплений.
Было сочтено, что из всех представленных на испытание бронещитов наиболее подходящим является щит с удлиненными боковыми стенками, при условии ряда изменений и дополнений:
- лобовой перегиб сделать ближе к середине лобовой части (для удобства движения);
- придать боковым стенкам соответствующий угол, чтобы повысить пулестойкость;
- крепление для лыж сделать съемным, летом не прикреплять;
- установить деревянные ручки для толкания щита;
- сделать войлочные подлокотники;
- увеличить диаметр колес, особенно переднего, и вынести его вперед к лобовой броне;
- усилить лобовую часть брони на перегибах;
- крепление винтовки сделать так, чтобы винтовка не мешала во время движения, направив ее непосредственно вдоль внутренней стенки бронещитка;
- необходимо, чтобы верхняя часть щитков имела неправильную форму, а щиты камуфлировались.
В мае 1940 года представителями Кировского завода были разработаны чертежи модернизированного лыжного варианта ЗБШ. Щит получил усиление в передней части, на правой боковой стенке был сделан крюк для приклада винтовки или пулемета, а бойница получила обшивку кожей по нижней кромке.
В 1941 году в войсках находились щитки ЗБШ Ижорского завода первоначальной конструкции, модернизированные по чертежам Кировского завода ЗБШ, щиты первоначальной конструкции Кировского завода и щиты 150К ЗИК. Использовались они в основном зимой 1941–1942 гг. в полосе Западного, Калининского, Северо-Западного, Волховского, Ленинградского и Северного фронтов. До сих пор их можно найти в лесу вблизи оплывших траншей. Некоторое количество было захвачено немцами и использовалось в качестве бронирования стрелковых ячеек либо без изменений, либо с доработками для установки пулеметов MG 34. К зиме 1942–1943 гг. щиты использовались только там, где они были ранее – в войсках ведущих позиционные бои Северо-Западного, Ленинградского, Северного фронтов.
В военное время нужда в таких изделиях осталась, но использовались они локально, конструкция щитов военного времени значительно упростилась. Выпуск во время Великой Отечественной войны был налажен в блокадном Ленинграде, ЗИК же уехал в эвакуацию, и на новом месте производство 150К не развертывалось.
Автор выражает большую признательность за помощь с обработкой чертежей Сергею Морозову. В работе использованы материалы российских архивов: РГВА, РГАЭ, ЦГА СПб, а также личные находки автора.
Комментарии к данной статье отключены.