Ведущий чехословацкий оружейный концерн «Шкода» не мог обойти вниманием новый класс артиллерийского вооружения, появившийся на рубеже 20–30-х годов — малокалиберные противотанковые пушки. Созданное в Пльзени орудие kpúv vz. 34 стало первым представителем этого класса, принятым на вооружение армии Чехословакии. Хотя объёмы производства этой артсистемы были небольшими, она стала основой для создания более совершенных и массовых 37-мм и 47-мм пушек.
Как известно, первые попытки создания противотанковых орудий предпринимались ещё в ходе Первой мировой войны. Окончание её вместе с послевоенным экономическим кризисом и сокращением военных расходов вынудило армии большинства стран мира умерить свои аппетиты. Одним из главных требований к вновь разрабатываемым системам вооружения становится экономия средств.
Тупик универсальности
В середине 20-х годов умы военных специалистов завоевала идея универсальности — отказа от специализированных артиллерийских орудий в пользу систем, способных выполнять несколько функций. Прежде всего, это касалось пехотной артиллерии: новые образцы таких орудий должны были не только поддерживать пехоту на всех этапах боя, но и, в случае появления вражеских танков и бронемашин, уничтожать их. Совместить качества классического пехотного орудия и противотанковой пушки в одной артсистеме оказалось нелегко. Необходимую для пехотного орудия поражающую мощь осколочно-фугасного снаряда трудно было реализовать в калибре меньшем, чем 70–75 мм. С другой стороны, для противотанковой пушки требовалась высокая начальная скорость снаряда (вовсе не обязательная, а порой даже вредная для пехотного орудия), калибр же мог быть вдвое-втрое меньшим.
Конструкторы концерна «Шкода» попытались решить эту проблему, что называется, в лоб: раз совместить противоречивые качества в одной артсистеме невозможно — создадим две! Предложенное ими орудие 37/70 ВА/АВ представляло собой 70-мм гаубицу со сравнительно коротким стволом, в который можно было вложить 37-мм ствол противотанковой пушки. Орудие получилось очень лёгким — в боевом положении оно весило всего 160 кг. Лафет оригинальной конструкции обеспечивал круговой обстрел. Однако испытания 37/70 ВА/АВ, проведённые в 1931–1932 годах, военных не удовлетворили. Малая масса орудия оказалась скорее не преимуществом, а недостатком — оно было неустойчивым при стрельбе. К тому же, прочность 37-мм ствола была крайне низкой.
Провал с орудием 37/70 ВА/АВ отнюдь не означал полного отказа от идеи универсальности. «Шкода» предприняла ещё одну попытку создания универсальной пушки — на этот раз совмещавшей в себе качества противотанковой и зенитной. В этом случае можно было обойтись одним стволом, поскольку требования по баллистике к орудиям обоих классов были сходными. Так появилась серия противотанковых/зенитных пушек Z (калибров 40 и 47 мм). Однако и на этот раз изделия «Шкоды» были забракованы военными. Для зенитного огня они имели недостаточную скорострельность, являясь не автоматическими, а полуавтоматическими, а для противотанковых целей были признаны слишком тяжёлыми.
Фирма попыталась выйти из положения, предложив самоходные варианты своих орудий на шасси грузовиков и танкеток. В частности, в 1933–1934 годах испытывалась САУ на базе танкетки MU 6, вооружённая 40-мм пушкой Z-1 со стволом длиной 71 калибр. Самоходка представляла собой настоящий «трансформер»: при переводе в положение для зенитного огня передние и боковые бронелисты складывались, обеспечивая орудию круговой обстрел. Машина весила 4,5 т (правда, на опытном экземпляре бронирование отсутствовало — его имитировала 5,5-мм мягкая сталь) и при двигателе в 55 л.с. разгонялась до 41 км/ч. Боекомплект орудия составлял 60 снарядов — для зенитки маловато, но вполне достаточно для лёгкого истребителя танков. Для борьбы с неприятельской пехотой в лобовом листе установили 7,92-мм пулемёт. Но и эта САУ не была принята на вооружение. Чешские авторы обвиняют тогдашнее министерство обороны в отсутствии перспективного мышления, мы же рискнём предположить, что военным попросту не хватило денег: как раз в то время чехословацкая армия готовилась к принятию на вооружение танков и на самоходку, выглядевшую суррогатом, предпочла не тратиться.
«Настоящая» противотанковая пушка
Вдоволь «порезвившись» с универсальными орудиями, заказчик, равно как и разработчик, пришёл к выводу о необходимости внедрения в пехотные и кавалерийские части двух различных артсистем: миномётов и противотанковых пушек. Требования к противотанковому орудию были сформулированы весной 1933 года. Главными из них являлись два параметра: бронепробиваемость не менее 30 мм на дистанции 1000 м и масса в боевом положении не более 250 кг. Бронепробиваемость выбрали, исходя из имевшихся сведений о новейших зарубежных танках, а малая масса орудия должна была обеспечить возможность передвижения орудия силами расчёта.
Уже в июне 1934 года «Шкода» представила на испытания три опытных образца 37-мм противотанковой пушки, получившей фирменный индекс А3. Первые тесты подтвердили полное соответствие изделия предъявленным требованиям, и пушки А3 передали на войсковые испытания. Они показали, что благодаря значительному углу горизонтальной наводки (составлявшему 50° — 26°30' вправо и 23°30' влево) орудие может поражать цели, движущиеся со скоростью до 40 км/ч. «Паспортная» скорострельность составляла 12 выстрелов в минуту, но подготовленный расчёт мог выдавать и вдвое больше. Этому способствовала удачная конструкция полуавтоматического затвора. Боекомплект орудия состоял из унитарных выстрелов с двумя типами снарядов: осколочной гранатой (максимальная дальность стрельбы — 4200 м) и бронебойным (масса — 850 г, эффективная дальность выстрела — 2000 м).
Ствол А3 — автофретированный моноблок длиной 36 калибров, снабжённый дульным тормозом. Тормоз отката — гидравлический, накатник — пневматический. Затвор — вертикальный клиновой.
Лафет орудия А3 имел бронированный щит и раздвижные станины, которые могли складываться для транспортировки орудия в кузове грузовика. В зависимости от рода войск, для которого предназначались пушки, имелось три разновидности исполнения лафета. В варианте «Р» (для пехоты) колёса лафета были деревянными со стальными обручами — считалось, что такие колёса лучше подходят для перемещения орудия по полю боя силами расчёта (состоявшего из пяти человек). Для кавалерии и моторизованных частей предназначались орудия с металлическими колёсами и сплошными резиновыми шинами. По результатам войсковых испытаний для кавалерийского варианта «J» складывающиеся станины признали непригодными, и такие орудия производились с цельными станинами. В пехоте пушка А3 транспортировалась одноконной упряжкой, в кавалерии — двуконной, с передком.
Уже в конце 1934 года пушку А3 приняли на вооружение чехословацкой армии под обозначением 3,7 kanon proti útočné vozbě vz. 34 (3,7 kpúv vz. 34). Она же стала основой для танкового орудия UV vz. 34, устанавливавшегося на танке LT-35 и его экспортных вариантах.
Служба
1 октября 1935 года в пехотных, горных и драгунских полках были сформированы роты поддержки (дословно — «роты оружия сопровождения», roty doprovodných zbraní). В их составе были созданы взводы противотанковых орудий, ставшие первыми специализированными противотанковыми подразделениями чехословацкой армии. Для их вооружения в начале 1935 года было заказано 160 пушек kpúv vz. 34 в исполнении «Р», 14 — в исполнении «М» (они предназначались для велосипедных батальонов) и 22 — в варианте «J». До конца года армия получила первые 46 пушек, остальная часть заказа была готова в 1936 году.
Взводы противотанковых пушек получили лишь по два орудия, излишек поступил на склады мобилизационного резерва. Для обеспечения боевой подготовки «Шкода» совместно с предприятием «Збройовка Брно» разработала для пушки kpúv vz. 34 вкладной стволик калибра 7,92 мм.
Дальнейших заказов на пушки kpúv vz. 34 не последовало, хотя министерство обороны декларировало такую возможность. Причиной, как ни удивительно, стала позиция фирмы-производителя: «Шкода» по собственной инициативе провела серию испытаний орудия на бронепробиваемость, применив в качестве мишени новую цементированную броню. Оказалось, что проникающая способность снарядов kpúv vz. 34 по такой броне существенно ниже требуемой. Поэтому «Шкода» свернула производство орудий А3, приступив к созданию пушки А4 — того же калибра, но с более длинным стволом. Таким образом, выпуск kpúv vz. 34 ограничился 196 экземплярами (танковых пушек UV vz. 34 изготовили значительно больше — 516 единиц).
Вплоть до конца 1937 года 196 пушек kpúv vz. 34 являлись единственным вооружением взводов и рот противотанковых орудий. Массовые поставки новых пушек kpúv vz. 37 не привели к полному вытеснению более старых орудий — в октябре 1938-го kpúv vz. 34 составляли примерно треть парка противотанковой артиллерии чехословацкой армии.
После Мюнхенских соглашений, определивших судьбу Чехословакии, правительство страны занялось распродажей значительной части запасов вооружений. Считалось, что в новой геополитической ситуации вооружённое сопротивление возможной германской агрессии будет невозможным — следовательно, содержать крупную армию не имеет смысла. В числе образцов, выставленных на продажу, оказалось и большинство пушек kpúv vz. 34 — все 160 экземпляров в исполнении «Р», 14 единиц модификации «М» и 8 единиц модификации «J». Однако сбыть их до оккупации Чехии в марте 1939 года не удалось. Бо́льшая часть орудий kpúv vz. 34 (113 единиц) досталась Словакии, в составе словацких войск они применялись в войне против Советского Союза. Те же экземпляры, что стали немецкой добычей, никакого интереса у новых хозяев не вызвали.
История пушки kpúv vz. 34 является отличным примером поговорки «лучшее — враг хорошего». Изделие «Шкоды» выглядело вполне достойно на фоне своих «одноклассников» — немецких и шведских 37-мм противотанковых пушек. В 1939 году kpúv vz. 34 могла поражать любые типы танков вермахта, кроме Pz.Kpfw. IV. Однако повышение требований к бронепробиваемости привело к прекращению выпуска kpúv vz. 34 и созданию нового образца противотанковой пушки в том же калибре.
Калибр, мм |
37,2 |
---|---|
Длина ствола, мм / калибров |
1330/36 |
Масса в боевом положении, кг |
273,5 («Р»), 281,7 («М»), 295,6 («J») |
Высота орудия по верхней кромке щита, мм |
1040 («Р»), 1090 («М» и «J») |
Высота линии огня, мм |
580 («Р»), 630 («М» и «J») |
Ширина орудия, мм |
1154 |
Расчёт, чел. |
5 |
Горизонтальный угол наводки, град. |
50 |
Вертикальный угол наводки, град. |
-8, +30 |
Масса бронебойного снаряда, кг |
0,85 |
Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с |
675 |
Бронепробиваемость на дистанции 500 м, мм |
31 |
Практическая скорострельность, выстр./мин |
12 |
Литература:
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. – Praga: Naše vojsko, 1975
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
- utocnavozba.wz.cz
Комментарии к данной статье отключены.