В сегодняшнем обзоре — воспоминания фронтового разведчика; биография советского итальянца Роберто Бартини; труд генерала Головина о российской «живой силе» в годы Первой Мировой; всё, что вы хотели знать о ГУКР НКО «СМЕРШ», но боялись спросить; роман о легендарной плавбатарее №3; повествование о том, что плохого случилось с римлянами в Тевтобургском лесу; тысяча лет римской армии; рассказ об охоте за линкором «Бисмарк»; что творилось в оккупированном Париже и загадки смерти генерала Паттона.
Выпускник 1941 года, московский интеллигентный парень — очкарик по близорукости — через месяц после начала войны оказался в истребительном батальоне, а потом училище, а потом — лейтенантом-миномётчиком на фронт. Знание немецкого вскоре привело во фронтовую разведку, и там уже до конца войны, из четырёх лет которой — почти два года чистыми на передовой. Ночные поиски, вылазки к партизанам, выходы в тыл к немцам, захват «языков», допросы пленных.
Формально это не мемуары, а рассказы о войне И. Бескина, записанные его женой. Скорее, напоминает устную историю от третьего лица, или биографическую прозу, приводятся письма с фронта, фотографии. Необходимо учитывать, что рассказы, записанные любящей женой, не могут не быть комплиментарными к герою. Но и с учётом этого, жизнь у Игоря Александровича Бескина выдалась трудная и тяжёлая, уже тот факт, что он прошёл всю войну, многое значит — ведь из ста советских мальчишек, родившихся в 1923 году, выжили только трое.
— М.: Яуза, Эксмо, 2014. — 320 с. — (Фронтовая разведка).
— ISBN 978-5-699-71551-0 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/26363931/)
Итальянец Роберто Бартини в Советском Союзе прожил вдвое дольше, чем в родной Италии — как приехал по заданию итальянской компартии в 1921 г., так и остался, и писал во всех анкетах «русский». Что было его главной целью, начертано у него на памятнике: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных». Самолёты авиаконструктора Бартини были необычными и всегда передовыми — на истребителе «Сталь-6» был установлен в 1933 г. мировой рекорд скорости, а на базе пассажирского «Сталь-7» был создан ДБ-240 (Ер-2).
Бартини был арестован в 1938 г. «за связь с Тухачевскими», работал в закрытых КБ, проектируя самолёты, и после освобождения в 1946 г. он занимался тем же. По сути, Бартини был генератором новых идей, воплощаемых в проектах, прототипах, экспериментальных и опытных машинах (свыше 60 единиц), и эти идеи были широко востребованы другими авиаконструкторами. И не только ими — недаром С. П. Королёв, называвший Бартини своим учителем, сказал однажды: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника».
Помимо конструирования летательных аппаратов, Бартини занимался и далёкими от этого вещами — космогонией, философией, теоретической физикой. Думается, о жизни такого, поистине замечательного человека, будет интересно прочитать в книге Якубовича.
— М.: Яуза, Эксмо, 2014. — 256 с. — (Гении авиации).
— ISBN 978-5-699-68478-6 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/24803030/)
Автор — генерал-лейтенант Н. Н. Головин, в эмиграции между мировыми войнами активно занимался военно-преподавательской работой, основал и возглавил Зарубежные высшие военно-научные курсы в Париже, а во французской Военной академии преподавал историю Первой мировой войны.
Эта книга, впервые вышедшая в Париже, в 1939 г. под названием «Военные усилия России в Мировой войне», является суммой его взглядов на очень важный вопрос, не так часто рассматривавшийся историками — как «военное напряжение» повлияло на «живую вооружённую силу» Российской империи, почему Россия, принеся такие жертвы, не оказалась в лагере победителей.
Головин анализирует психическое состояние и социальное самочувствие военнослужащих на фронте и гражданского населения в тылу, мобилизационные проблемы, вопросы снабжения войск продовольствием, вооружением и боеприпасами, потери в личном составе, а также даёт обзор, как изменялись настроения в армии и в тылу на протяжении войны.
— М.: Вече, 2014. — 560 с. — (Военные мемуары).
— ISBN 978-5-4444-1667-9 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/25170262/)
Книга отечественного исследователя истории спецслужб А. А. Здановича о ГУКР НКО «СМЕРШ» выделяется хорошим знанием предмета и живым языком. Автор, опираясь на архивные материалы, показывает структуру и очерчивает круг деятельности «СМЕРШ» на фронте и в тылу в период Великой Отечественной войны, рассказывает о наиболее интересных операциях военных контрразведчиков, причём рассказывает детально, с ёмким и профессиональным комментарием.
Во времена, когда выходит немало статей, передач и книг, распространяющих разнообразные мифы и небылицы о работе советской военной контрразведки, а некоторые деятели отечественного псевдолиберализма позволяют себе приравнивать сотрудников «СМЕРШ» к эсэсовцам, подобная книга выполняет нужную обществу функцию — заменяет дезинформацию информацией.
— М.: Крафт+, 2014. — 256 с. — ISBN 978-5-93675-211-7 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/24937272/)
Перед Великой Отечественной войной в СССР начали постройку линкоров проекта 23 (типа «Советский Союз»). Для отработки возможностей противоминной защиты была построена экпериментальная секция такого линкора, потом её использовали для учебных стрельб, а потом началась война, и эту прочную секцию переоборудовали в буксируемую плавбатарею №3. Носила она также неофициальное название «Не тронь меня!» — в честь броненосной батареи береговой обороны ЧФ конца XIX в. Плавбатарея прикрывала зенитным огнем жизненно важный Херсонесский аэродром, ежедневно отражая налеты противника, сбив несколько десятков германских самолётов и отразив около 450 воздушных атак — в течение 10 месяцев. Только после того, как батарея израсходовала боеприпасы, оставшиеся в живых комендоры сошли на берег, влившись в ряды защитников Севастополя.
Написанный на документальной основе роман В. И. Шурыгина восстанавливает подлинную историю легендарной батареи «Не тронь меня!». Впервые книга вышла в 1979 г. в «Воениздате» под названием «Железный остров»
— М.: Эксмо; Яуза, 2014. — 416 с. — (Штрафбат. Они сражались за Родину!).
— ISBN: 978-5-699-69589-8 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/25310978/)
Римский император Октавиан Август бился головой об косяк, приговаривая: «Вар, верни мне мои легионы». Таковы, в числе прочих, были последствия разгрома германцами римских войск под предводительством Публия Квинтилия Вара в 9 году н. э. в Тевтобургском лесу. Из 25 тыс. римлян выжили только 5 тыс. Рим был вынужден остановить свою экспансию в Германии и остановиться на берегу Рейна. Варвары остановили цивилизованных захватчиков, и Германия была потеряна для Рима. Так что безутешному Августу впору было приговаривать: «Варвар, верни мне мои легионы».
Прекрасно проиллюстрированная книга Майкла Макнэлли подробно описывает не только ход самого сражения, но и всей компании. Автор детально воссоздает обстановку, в которой оказались римские легионы, окруженные германскими племенами.
Кстати, точное место сражения было неизвестно до 1987 г., пока британский археолог Кланн не обнаружил россыпи артефактов на поле боя близ холма Калькризе, теперь там расположен музей битвы. Об этом тоже написано в книге.
— М.: Эксмо, 2014. — 96 с. — (Великие битвы, изменившие ход истории).
— ISBN: 978-5-699-70275-6 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/26443326/)
Римская армия, пожалуй. была самой мощной военной организацией на протяжении самого длительного периода известной нам истории человечества. Естественно, что пна протяжении сотен лет в ней многое менялось — организация, тактика, экипировка, вооружение.
Целью книги итальянский историк Маттезини определил тщательную, детальную реконструкцию боевого снаряжения римлян в течении тысячелетнего периода — с 5 века до н. э. до 5 века н. э. Очевидно, что своей цели он достиг — книга просто-напросто переполнена фотографиями и рисунками, как современных реконструкций на основе исторических документов, так и оригинальных археологических находок. Значительную часть книги составляют фрагменты из римских источников.
История римской армии оживает на страницах этой замечательной книги, в которой строго и детально, с множеством иллюстраций и рисунков воссоздана эволюция снаряжения воинов Рима на протяжении более десяти веков их истории.
— М.: АСТ, 2014. — 216 с.
— ISBN: 978-5-17-081614-9; 88-8440-439-8 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/24899519/)
Линкор «Бисмарк» был самым мощным кораблём германского флота. Для англичан, небезосновательно длительное время считавших себя хозяевами морей и океанов, прорыв такого корабля в Северную Атлантику в 1941 году был и вызовом, и огромной опасностью, особенно если учесть, что в то время британский флот испытывал определённые затруднения. Естественно, англичане постарались его утопить, что им и удалось — хотя не без потерь.
Книга шотандского военного историка Энгуса Костама, пишущего в основном на военно-морскую тематику, даёт новые факты о вооружении и защите «Бисмарка», об усилиях британцев найти немецкий линкор, несмотря на неудачно складывавшиеся для них обстоятельства. Книга иллюстрирована многочисленными фотографиями из музеев и частных коллекций, картами.
— М.: Эксмо, 2014. — 104 с. — (Великие битвы, изменившие ход истории).
— ISBN: 978-5-699-70273-2 (http://www.ozon.ru/context/detail/id/26082397/)
Париж был оккупирован немцами четыре года, после того, как был сдан французами без единого выстрела. Вообще, фактическая капитуляция Франции (пусть и называемая формально «перемирием») случилась столь стремительно и неожиданно (прежде всего для самих французов, по праву гордившихся своими усилиями в предыдущей мировой войне), что не могла не наложить мрачный отпечаток на национальное самосознание. В своём исследовании автор делает вывод, что сдача столицы без боя существенно усугубила отчаяние парижан, так понизив их самоценку¸что, возможно она до сих не вернулась к довоенному уровню.
Описываются взаимоотношения между оккупантами и парижанами, в том числе и разнообразные деловые отношения, что нечасто встречается в литературе о войне. В главе о преследовании французских евреев автор настойчиво подчёркивает, что инициатива в этом принадлежала большей частью французам, с небольшим немецким участием, причём не только в оккупированном Париже, но и в псевдонезависимом Французском Государстве со столицей в Виши. В заключение автор анализирует, как история французского участия в войне, жизни в оккупации и Сопротивления фальсифицируется в угоду политической конъюнктуре.
— New York: Little, Brown and Company, 2014. — 480 p. —ISBN-10: 0316217441; ISBN-13: 978-0316217446)
(http://www.amazon.com/When-Paris-Went-Dark-Occupation/dp/0316217441/ref=zg_bsnr_5031_3)
Билл О’Рейли — американский журналист и политический обозреватель, ведущий телепрограммы «Фактор О’Рейли» на телеканале «Fox News Channel», имеющей самый высокий рейтинг среди программ американского кабельного телевидения. И у него есть что-то вроде хобби — он пишет книги, и написал их уже около 20, причём среди них выделяется серия, все книги их которой стали бестселлерами. В этой серии все книги называются «Убийство…». Например, «Убийство Иисуса», «Убийство Кеннеди» и т. п. Хорошо знакомый российскому читателю жанр «разоблачительной» литературы. Последняя книга в этой серии, написанная в соавторстве с историком Мартином Дугласом, касается генерала Паттона, и называется, соответственно, «Убийство Паттона»
Генерал Паттон в декабре 1945 г. погиб в автокатастрофе, в которой все, кроме него, остались невредимы — «кадиллак», в котором он ехал, на малой скорости врезался в грузовик, Паттон ударился обо что-то головой, его парализовало и через 10 дней он скончался. С тех пор и ходят подозрения, что всё было не столь однозначно, и что Паттона убили, потому что он много знал.
В книге О’Рейли рассказывается о последнем дне войны, о событиях, связанных с гибелью Паттона, и даже называются имена влиятельных лиц, якобы желавших, чтобы Паттон навеки замолчал.
— New York: Henry Holt and Co,2014. — 368p. — ISBN-10: 080509668X; ISBN-13: 978-0805096682)
(http://www.amazon.com/Killing-Patton-Strange-Audacious-General/dp/080509668X/ref=tmm_hrd_title_0)
Комментарии к данной статье отключены.