15 марта 1978 года последние крупные сомалийские подразделения покинули территорию Эфиопии, отступая перед преследующими их эфиопскими и кубинскими войсками. Так закончилась довольно необычная даже для Африканского континента Огаденская, или эфиопо-сомалийская война. Началась она в июле 1977 года, когда в населенный этническими сомалийцами эфиопский регион Огаден вторглась сомалийская армия.
Сложившаяся к лету 1977 года на Африканском Роге внешнеполитическая ситуация оказалась достаточно неординарной. Как и во многих регионах мира в период Холодной войны, здесь соседние государства в глобальном противостоянии капиталистического и социалистического лагерей оказались по разные стороны баррикад. Демократическая Республика Сомали с конца 1960-х годов ориентировалась на СССР и строила социализм под руководством Сомалийской Революционной Социалистической партии. Эфиопия же после Второй мировой войны сотрудничала с западными государствами, ее вооруженные силы даже принимали ограниченное участие в Корейской войне на стороне американцев.
Когда в Эфиопии в 1974 году был свергнут император Хайле Селассие, внешнеполитические ориентиры страны поначалу не претерпели особых изменений. Эфиопская армия вооружалась западным, в том числе американским оружием, обучалась по западным тактическим наставлениям западными инструкторами. Сомалийцы в это время активно вооружались советскими самолётами и танками. Но накануне Огаденской войны обе страны по разным причинам сделали внешнеполитический разворот на 180 градусов. В начале 1977 года новый руководитель Эфиопии, подполковник Менгисту Хайле Мариам, успешно расправившись со своими политическими соперниками, объявил о том, что Эфиопия выбрала курс на построение социализма. Хотя он не стремился с ходу разрывать традиционные отношения с США, американцы поспешили свернуть военные поставки. Менгисту сделал ставку на СССР, и, как показали последовавшие события, не напрасно. Что же касается Сомали, то там ситуация выглядела не менее интересно. Когда сомалийцы, не получив одобрения со стороны Советского Союза, вторглись в Эфиопию, они лишились поддержки со стороны своего могущественного союзника. И возникнувший в Сомали вакуум не преминули заполнить американцы.
В результате в войне 1977–78 годов сложилась парадоксальная ситуация. Эфиопская армия, вооруженная, в том числе, и американским оружием, сражалась в одних рядах с кубинцами и южными йеменцами с помощью советских военных советников против вооруженных советским оружием сомалийцев, которых поддерживали США (и, в меньшей степени, Китай). Война началась с относительно крупных побед армии Сомали. Но с прибытием в Эфиопию огромных партий военной техники из СССР, а также 15 тысяч кубинских и 2000 южно-йеменских солдат, баланс сил окончательно склонился в пользу нового советского союзника. Впрочем, даже с выдворением сомалийцев из Эфиопии и формальным окончанием Огаденской войны мир в регионе так и не наступил. На территории Эфиопии продолжили действовать сомалийские повстанцы, а само Сомали, армия которого потерпела сокрушительное поражение, начало все глубже скатываться в хаос.
Комментарии к данной статье отключены.