17 марта 1966 года личный состав крупной поисковой группы, сформированной из нескольких десятков кораблей военно-морских сил США, вздохнул с облегчением. Пилотируемый подводный аппарат «Алвин», наконец, обнаружил последнюю из четырех термоядерных бомб, потерянных при столкновении в воздухе над Испанией американского стратегического бомбардировщика B-52 c самолётом-топливозаправщиком. Тогда, 17 января, погибли все четыре члена экипажа заправщика и трое из семи летчиков, находившихся на борту B-52. Три термоядерные бомбы упали на сушу неподалеку от рыбацкой деревеньки Паломарес, где и были обнаружены в течении суток после авиакатастрофы. В двух из них от удара о землю сдетонировали заряды обычных взрывчатых веществ, что привело к разбросу плутония и сильному радиоактивному заражению двух квадратных километров территории. Третья бомба была обнаружена относительно малоповрежденной в русле реки.
У четвертого смертоносного боеприпаса (мощностью 1,45 Мт в тротиловом эквиваленте) частично раскрылся парашют, и его снесло в море. К счастью, бомбу в момент приводнения видел местный испанский рыбак Франсиско Симо Ортс, показания которого позволили локализовать район падения. Самому Ортсу даже временно пришлось сменить профессию: он был нанят американскими ВМС и на борту военного корабля помогал в поисках.
След от бомбы в виде борозды на морском дне «Алвин» засекли еще 1 марта. Когда же 17 марта был обнаружен сам боеприпас, оказалось, что он лежит в 780 метрах ниже уровня моря на крутом склоне, обрывающемся в подводный каньон Рио-Альмансора глубиной до 1300 метров. При первой попытке поднять бомбу на поверхность она сорвалась с троса. Снова найти ее удалось только 2 апреля, причем находилась она уже на глубине 880 метров. Со второго раза бомбу удалось достать. В наше время корпуса двух термоядерных бомб, уцелевших при катастрофе над Паломаресом, экспонируются в Национальном музее атомной науки и истории в Альбукерке, штат Нью-Мексико.
Комментарии к данной статье отключены.