Осенью 1943-зимой 1944 годов японские войска, занимавшие Новую Гвинею, потерпели жестокое поражение и оказались на грани разгрома. И всё же, после двух лет борьбы они по-прежнему удерживали позиции в австралийской части острова. Японцы накапливали силы и надеялись, что смогут выстоять на «оборонительном периметре» своей империи. Глубокий прорыв войск генерала Макартура в апреле 1944 года стал для противника шокирующей неожиданностью…
Ситуация на Новой Гвинее весной 1944 года
К началу 1944 года положение японской 18-й армии на Новой Гвинее выглядело крайне тяжёлым – две из трех ее дивизий (20-я и 51-я пехотные) были разбиты в боях на полуострове Хуон в течение предыдущей осени. В таких обстоятельствах командующий армией генерал-лейтенант Хатазо Адати разместил остававшуюся у него относительно свежую 41-ю пехотную дивизию в районе полуострова Вевак (на северном побережье острова). Генерал Адати окончательно утратил связь с портом Рабаул на острове Новая Британия, который долгое время был ключевой базой японских сил в регионе. Кроме того, японцы практически полностью лишились позиций в восточной части острова, принадлежавшей Австралии.
Теперь для 18-й армии ключевыми стали коммуникации с западной частью Новой Гвинеи, еще не затронутой боевыми действиями. До войны эта территория была частью Голландской Ост-Индии (нынешней Индонезии), японцы заняли её без сопротивления и долгое время она не играла стратегической роли. Но к началу 1944 года столица голландских владений, крошечный приморский городок Холландиа (Hollandia, c 1968 года – Джаяпура), расположенный на северном берегу Новой Гвинеи, стал едва ли не единственной оборудованной гаванью, остававшейся в руках японцев. Именно через неё теперь шло снабжение японской группировки на острове. В Холландии разместились штабы 4-й японской воздушной армии и 9-го японского флота, состоявшего лишь из небольшого количества сторожевых кораблей, катеров и самоходных барж.
В Холландии имелся гарнизон (примерно 11 000 человек из различных тыловых частей армии и флота), был построен аэродром, шло строительство дорог в джунглях. Впрочем, боеспособность тыловиков оказалась крайне низкой – это показали дальнейшие события. Довести же подготовку позиций до конца японцы не успели. Штаб 18-й армии считал, что союзники продолжают наступление в австралийской части острова, и усиливал боеспособные войска в районе Вевака. По этой причине, а также из-за господства союзников на море и в воздухе гарнизон Холландии так и не смогли усилить полноценными боевыми частями. Бывший начальник штаба 18-й армии генерал-лейтенант Канэ Ёсихара писал в своих мемуарах:
«Фактически, никакой обороны в Холландии не имелось. Хотя армия назначила командиром сектора обороны генерал-майора Китазоно из 4-го транспортного полка и решила перебросить туда 66-й пехотный полк [из состава 51-й пехотной дивизии – прим. авт.]. Но прежде чем полк достиг места назначения, в Холландии высадились американцы, и доставка подкреплений стала невозможна».
Для главнокомандующего силами союзников в юго-западной части Тихого океана американского генерала Дугласа Макартура северный берег Новой Гвинеи имел свою ценность. Контролируя эту местность, он мог наступать дальше на север, к Филиппинам. Этот замысел вступал в явное противоречие с планами командующего американским Тихоокеанским флотом адмирала Честера Нимица, который предлагал прорываться к Филиппинам из центральной части Тихого океана, где находилась зона его ответственности. Впрочем, накопленное Соединенными Штатами материально-техническое превосходство над противником позволяло наступать сразу по двум стратегическим направлениям, к чему склонялся и Объединенный комитет начальников штабов.
Подготовка американского наступления
В январе 1944 года Макартур и Нимиц встретились в Пёрл-Харборе, где договорились о координации действий на ближайшие месяцы. В середине 1944 года флот и морская пехота Нимица должны были прорвать японский «оборонительный периметр» на островах центральной части Тихого океана. Макартур же обязался очистить от противника северное побережье Новой Гвинеи, включая прилегающие к нему острова. После этого, осенью 1944 года, должно было прийти время возвращения на Филиппины. В феврале-марте штабы Макартура и Нимица согласовали свои намерения с Объединенным комитетом начальников штабов в Вашингтоне.
В контексте войны на Новой Гвинее особое значение имело то, что американский генеральный штаб напрямую предложил Макартуру атаковать гавань Холландиа. Это подразумевало, что позиции японской 18-й армии в районе Вевака окажутся обойденными с моря. Союзникам предстояла самая дерзкая и масштабная десантная операция в юго-западной части Тихого океана с начала войны. Они должны были совершить «прыжок» на более чем 600 км относительно своих передовых позиций (на 900 км относительно места высадки предыдущего морского десанта в Финшхафене). Впервые решающую роль в боях на Новой Гвинее предстояло сыграть не австралийской армии, а американским сухопутным войскам – частям 6-й армии генерал-лейтенанта Уолтера Крюгера.
Перенос боевых действий в центральную и западную части Новой Гвинеи ставил союзников перед серьезными вызовами, и речь шла не только о географии. В отличие от восточной, австралийской части острова, голландская Новая Гвинея оставалась практически неизученной и неосвоенной. Если австралийцы еще в 20-е годы создали эффективную колониальную администрацию и наладили дружественные отношения с папуасами, то голландские власти начали интересоваться развитием своей части острова лишь в конце 30-х годов и почти ничего сделать не успели.
В западной Новой Гвинее союзникам приходилось иметь дело с чрезвычайно враждебным окружением. Это касалось как неизведанной, даже по суровым меркам острова, природы, так и практически полного отсутствия контактов с местным населением. Если на австралийской территории можно было рассчитывать на туземных проводников, разведчиков, санитаров, носильщиков, то папуасы центральной и западной частей Новой Гвинеи относились к белым откровенно враждебно. Такие обстоятельства привели к ряду трагических событий, самым известным из которых можно назвать гибель разведгруппы Сиффлета.
Боец отряда «М» (спецназ австралийской военной разведки) сержант Леонард Сиффлет вместе с двумя подчиненными занимался сбором разведданных на границе австралийских и голландских владений. В октябре 1943 года его группа подверглась нападению враждебно настроенных туземцев, которые пленили чужаков и выдали их японцам. После двух недель пыток и допросов пленных публично обезглавили в городке Аитапе по приказу контр-адмирала Митиаки Комады. Экзекуция снималась на фото – один из снимков, запечатлевший последние минуты жизни Сиффлета, позднее был найден американцами в трофейных бумагах и стал важным свидетельством японских военных преступлений. Стоит отметить, что адмирал Комада после войны заслуженно окончил свою жизнь на виселице.
В марте 1944 года, непосредственно перед началом американского наступления в голландской Новой Гвинее, погибла еще одна австралийская разведгруппа, которая должна была изучить район предстоящей десантной операции. И вновь разведчики стали жертвами враждебных аборигенов. Таким образом, в распоряжении Макартура имелась крайне скудная информация о будущих местах боев. Забегая вперед, скажем, что это не помешало общему ходу операции, хотя и создало американцам существенные трудности – главным образом, в вопросах ориентирования и снабжения.
Точный план операции по захвату Холландии штабисты Макартура разработали в марте 1944 года. Он получил красноречивое название «Reckless» («Безрассудный») и требовал значительно больших усилий по сравнению с предыдущими морскими десантами на Новой Гвинее. Имевшихся сил 5-й воздушной армии США было недостаточно для обеспечения высадки в глубоком тылу противника. Требовалась поддержка авианосцев, которые на тот момент отсутствовали в составе 7-го флота США, приданного Макартуру. Пришлось запрашивать участие авианосцев в операции напрямую у адмирала Нимица, но тот мог выделить корабли лишь на ограниченный срок, с учетом собственного наступления в центральной части Тихого океана.
Решающую роль в операции предстояло сыграть 1-му корпусу 6-й американской армии, которым командовал генерал-лейтенант Роберт Эйхельбергер, уже имевший немалый опыт боёв на Новой Гвинее. В состав корпуса вошли части 24-й и 41-й пехотных дивизий, которым предстояло высаживаться не только в самой Холландии, но и в находившемся почти на 200 км восточнее городке Аитапе (операция «Persecution» («Преследование»). Всего американцы собирались десантировать с моря более 70 000 человек. В отличие от предыдущих боев на Новой Гвинее, Австралию должны были представлять лишь летчики, моряки и небольшое количество военных инженеров.
Операция «Reckless»
30 марта-3 апреля 1944 года самолёты 5-й воздушной армии США (в составе которой действовали части Королевских австралийских ВВС) нанесли серию ударов по аэродромам японской 4-й воздушной армии (армейские ВВС), базировавшейся в Холландии. Атаки проходили в условиях господства союзников в воздухе, и их лётчики били наверняка, с минимальной высоты. После этого в районе операции у японцев осталось лишь два десятка боеспособных самолётов, и в дальнейших событиях 4-я воздушная армия не играла никакой роли. Сами японцы считают разгром армейской авиации одной из ключевых причин дальнейших поражений. Японский историк Хироюки Синдо пишет:
«Как жуткое повторение предыдущего разгрома у Вевака [имеются в виду события осени 1943 года – прим. авт.] воздушные силы в Холландии были уничтожены воздушными рейдами 30–31 марта. Около 150 самолётов погибли на земле. Командир 6-й воздушной дивизии и начальник штаба 4-й воздушной армии были сняты со своих постов – уже во второй раз так много японских самолётов погибло на земле. Но на сей раз японцам не дали времени на восстановление сил».
17–18 апреля 1944 года конвои с войсками 1-го американского корпуса покинули базы в Финшхафене и на островах Адмиралтейства, направившись в зону высадки. Если предыдущие крупные морские десанты союзников на Новой Гвинее прикрывались лишь эсминцами, торпедными катерами и охотниками за подлодками, то сейчас потребовался более солидный эскорт – существовала угроза того, что японский флот попытается контратаковать. Поэтому с конвоем шли самые мощные на тот момент корабли 7-го флота США: австралийские тяжелые крейсера «Australia» и «Shropshire», американские легкие крейсера «Phoenix», «Boise» и «Nashville».
Операция «Reckless» стартовала утром 22 апреля. По согласованному с Нимицем плану действий, к этой дате (в первый и последний раз за всю войну) у берегов Новой Гвинеи появились главные силы Тихоокеанского флота США – знаменитое Оперативное соединение 58 контр-адмирала Марка Митшера. Армада включала в себя пять тяжелых и пять легких авианосцев, шесть линкоров, семь тяжелых и один легкий крейсер, 23 эсминца. 22 апреля палубные самолёты поддерживали высадку в Холландии, после чего наносили удары по Аитапе и острову Вакде (следующей цели союзников). К 28 апреля все корабли соединения покинули зону операции.
Под прикрытием палубной авиации и корабельной артиллерии (огонь по берегу вели крейсера и эсминцы из эскорта войсковых конвоев) началась высадка пехоты. План операции «Reckless» предусматривал довольно сложный порядок действий. Непосредственно у Холландии, на берегах залива Гумбольдт, высаживались части 41-й пехотной дивизии (командир – генерал-майор Хорас Фуллер). Высадку на участке «Белый» с моря поддерживали американские легкие крейсера. 24-я пехотная дивизия (командир – генерал-майор Фредерик Ирвинг) высаживалась в заливе Танахмерах, в 40 км восточнее города. Десант на участке «Красный» поддерживали с моря австралийские тяжелые крейсера. За ходом событий лично наблюдал генерал Макартур, находившийся на борту крейсера «Nashville».
На «Красном» участке японская береговая оборона отсутствовала как таковая – появления здесь противника явно не ожидали. Впрочем, недостаток разведданных чуть было не подвёл американцев в заливе Танахмерах. На основном плацдарме «Красный 2» люди и техника высаживались в болота, скапливаясь на узкой полоске сухой земли. Эту проблему пытались решить, на ходу изменив планы и перебросив силы на изначально вспомогательный плацдарм «Красный 1». Но он находился в узком заливе, и путь к нему оказался прегражден коралловыми рифами. Понадобилась почти неделя работы сапёров, чтобы подготовить «Красный 1» к приёму тяжелых десантных судов. Впрочем, при отсутствии заметного сопротивления со стороны японцев уже 26 апреля высадившиеся части 24-й пехотной дивизии вышли к северному берегу озера Сентани, выполнив свою часть задачи.
Зона высадки 41-й пехотной дивизии к югу от Холландии была «нарезана» на четыре плацдарма. В отличие от залива Танахмерах, здесь японцы находились на берегу, но из-за полной внезапности нападения также не смогли организовать заметного сопротивления. Выжившие после артобстрела и бомбежки оставили свои позиции без боя, наблюдались даже случаи добровольной и относительно массовой сдачи в плен – не самое частое явление для Тихоокеанского театра военных действий. Например, без боя была взята потенциально крайне опасная батарея 75-мм зенитных орудий на господствующей высоте, которую американцы назвал «Блин». Первый день десантной операции обошёлся американцам всего лишь в 6 убитых и 16 раненых.
Слабое сопротивление японцев в Холландии стало для союзников своего рода приятным сюрпризом. Командующий 6-й американской армией генерал Крюгер писал:
«Безудержное бегство противника при появлении наших сил в Аитапе и Холландии было беспрецедентным случаем в истории нашей кампании против японцев. Мало того, что большинство бежало, не оказывая сопротивления, те, кто остались, чтобы сражаться, не сумели оказать такого сопротивления, которое мы считали неотъемлемой частью характера японца».
Десант в Холландии преподнес американцам немало и других сюрпризов. Так, они обнаружили большой отряд военнопленных – 120 сикхов из капитулировавшей в Сингапуре британской армии, которых направили на Новую Гвинею для принудительных работ. Также в городе оказались 125 монахинь и миссионеров различных национальностей, работавших среди туземцев и интернированных японцами. Таким образом, появление американских пехотинцев принесло свободу и, с высокой долей вероятности, спасло от смерти немалое число жертв японской агрессии. Примечательно и то, что именно в Холландии (в одном из штабных помещений) была найдена фотография казни сержанта Сиффлета, позднее ставшая знаменитой.
При фактическом отсутствии сопротивления противника, американцы все же понесли заметные потери в людях и материальных ресурсах – во многом, по собственной вине. Уже во время бомбежки 22 апреля на одном из японских складов начался пожар, который американцы фактически проигнорировали. Вечером 23 апреля японский бомбардировщик, прорвавшийся к плацдарму «Белый 1», сбросил на очаг возгорания серию бомб, что привело к взрыву боеприпасов. Массово загорелись выгруженные на берег американские грузы, пожар быстро стал неконтролируемым и приобрел катастрофические размеры – пришлось даже эвакуировать людей из зоны высадки. Погибли 24 и получили ранения 100 человек, было уничтожено 60% грузов, выгруженных на берег 22–23 апреля, огонь на участке «Белый 1» не утихал до 27 апреля.
Из-за страшного пожара части 41-й пехотной дивизии, находившиеся на берегах залива Гумбольдт, столкнулись с острой нехваткой ресурсов (проблему удалось решить лишь в первых числах мая). И все же 41-я дивизия продолжила наступление вглубь острова. 26 апреля на северном берегу озера Сентани она соединилась с 24-й пехотной дивизией, ранее высадившейся в заливе Танахмерах. Американцы взяли под свой контроль японские аэродромы, где обнаружили немало трофейной авиатехники. После соединения началось закрепление на занятых позициях и «зачистка» прилегающей территории – боевые действия в районе Холландии шли до начала июня.
Операция «Persecution»: предварительные итоги
Что касается вспомогательного десанта в Аитапе (операция «Persecution»), то он также состоялся утром 22 апреля 1944 года – на берег высаживалась боевая группа 163-го пехотного полка 41-й пехотной дивизии под командованием бригадного генерала Дженса Доу. Вопреки опасениями союзников, в зоне высадки находилось лишь несколько сотен японских тыловиков, которые укрылись в джунглях, не оказав сопротивления. Американцы потеряли лишь двух человек убитыми. 23 апреля в Аитапе дополнительно высадился 127-й пехотный полк 32-й пехотной дивизии, после чего американская группировка закрепилась на плацдарме и втянулась в бои местного значения с частями японской 18-й армии. Бои разной степени интенсивности продолжались почти всё лето 1944 года и не принесли успеха японцам.
Очень быстро стало очевидным, что битва за Холландию выиграна американцами. Войска Макартура достигли своих стратегических целей и не имели необходимости углубляться в непроходимые джунгли. Значительный успех обошелся американцам в 152 погибших и пропавших без вести, а также 1057 раненых (цифры по состоянию на 6 июня 1944 года, когда операция формально завершилась). Из японского гарнизона Холландии и Аитапе около 700 человек попали в плен, 3300 погибли на месте, остальные оказались рассеяны в джунглях. Генерал Ёсихара мог лишь с грустью констатировать:
«Было очень жалко, что Холландия, стратегически важная позиция в центральной Новой Гвинее, оказалась захвачена противником практически без сопротивления с нашей стороны. Прежде Холландия была важнейшей точкой в зоне операций армии, и оборона её была нашей задачей. Но армия оказалась в безнадежной ситуации, и когда пыталась наступать, то оказалась неспособна на это… Вражеская атака на Холландию означала удар по нашим силам в западной Новой Гвинее. Это ставило японские армию и флот в отчаянное положение».
Штабы японских сухопутных сил и ВМС весьма энергично, пусть и с опозданием, отреагировали на падение Холландии и вторжение союзников в голландскую Новую Гвинею. В свою очередь, Макартур не собирался останавливаться на достигнутом и без перерыва продолжил наступление. Летом 1944 года на суше, на море и в воздухе разгорелась масштабная и упорная борьба – последовавшие события стали во многом решающими для всей войны на Новой Гвинее.
Источники и литература:
- http://www.awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- Gill George Hermon «Royal Australian Navy, 1942–1945» (1st edition, 1968) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/
- Odgers, George James «Australia in the War of 1939–1945. Volume II – Air War Against Japan, 1943–1945 (1968 reprint)» https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070210/
- Shindo Hiroyuki «Japanese air operations over New Guinea during the Second World War» https://www.awm.gov.au/journal/j34/shindo.asp
- Smith Robert Ross. «The approach to the Philippines. United States Army in World War II: The War in the Pacific» http://ibiblio.org/hyperwar/USA/USA-P-Approach/index.html#index
- Yoshihara Kane «Southern Cross» http://ajrp.awm.gov.au/ajrp/ajrp2.nsf/Web-Pages/SouthernCross?OpenDocument
- Моррисон Самуэль Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой войне: Острова Гилберта, Маршалловы и Новая Гвинея» – Москва: «АСТ», 2005
Комментарии к данной статье отключены.