В статье рассматривается краткая история возникновения автомобильных войск Российской империи в предвоенный период и участие в этом процессе отдельных государственных и военных деятелей.
Как известно, Первая мировая война явилась катализатором повсеместного индустриального развития. В кратчайшие сроки появлялись и получали дальнейшее развитие совершенно новые виды вооружения и военной техники. Своеобразный гигантский скачок из прошлого в будущее совершило поколение 50-х годов XIX века, из которого вышло большинство генералов Первой мировой: от лошадей к автомобилям, самолетам и телефонам.
Применительно к Российской империи таким генералом стал военный министр (1909–1915 гг.), генерал-адъютант В. А. Сухомлинов, несправедливо преданный забвению в советской историографии великой войны. Между тем военный министр многое сделал для пользы отечественных вооруженных сил. В этой небольшой статье мы коснемся одного из многих аспектов его деятельности – моторизации русской армии.
В России увлечение автомобилизмом пришло из-за границы: в мае 1903 г. по примеру французских, немецких и английских организаций было создано «Российское Автомобильное Общество». Поначалу на новое увлечение смотрели скорее как на забаву, нежели как на серьезное дело, занимающее определенное место в экономическом, военном и общекультурном развитии государства. Переосмысление происходило постепенно. 10 октября 1909 г. Николай II даровал Обществу наименование «Императорского». Это означало коренной поворот во взглядах правительственных сфер на автомобилизм – за ним наконец признали государственное значение.
Сухомлинов имел возможность наблюдать и оценить применение автомобилей в деле еще в 1902 г. во время маневров под Курском, где он возглавлял штаб Южной армии генерала Куропаткина. Здесь впервые проявилось его благосклонное отношение к вопросу моторизации армии. В дальнейшем, возглавив войска Киевского военного округа, Сухомлинов выступал в роли энтузиаста автомобильного дела. В 1906 г. при непосредственном участии Владимира Александровича при штабе округа были учреждены первые в России курсы военных шоферов, которые готовили «толковых, хорошо знающих дело, дисциплинированных автомобилистов». В 1908 г. Сухомлинов стал первым председателем созданного киевского клуба автомобилистов (ККА), а с основанием в 1912 г. Царскосельского автомобильно-спортивного клуба (ЦСАСО) являлся его почетным членом.
В 1908 г. Сухомлинов отмечал огромное отставание отечественных вооруженных сил в плане современного технического оснащения по сравнению с иностранными армиями, в которых они давно нашли применение. Например, в русско-японскую войну 1904–1905 гг. в действующих войсках насчитывалось всего около 20 автомобилей. Первый по-настоящему боевой автомобиль испытали в русской армии только в 1906 г. – блиндированный (защищенный стальной броней) «Шарон, Жиардо и Вуа» с пулеметной башней, обкатанный во французской армии еще в 1903 г. Однако тогда испытания в армии быстро свернули – в первую очередь это объяснялось недостаточным финансированием Военного министерства, а во-вторых, в командных кругах были уверены в том, что армии нужны «простые повозки на крепких осях».
Когда Сухомлинов представил в Военный совет план по закупке и испытанию 20 автомобилей с целью применения их в войсках, члены совета засомневались в том, что такой «сложный и хрупкий инструмент» будет приемлем для нашей армии. «А генерал Скугаревский вообще требовал, чтобы во избежание излишнего пользования автомобилями их держали под замком», – отмечал в изумлении Владимир Александрович.
В 1910 г. в рамках программы новой организации армии по распоряжению военного министра В. А. Сухомлинова в Отделе военных сообщений Главного управления Генерального штаба было создано Автомобильное отделение, на которое возлагалась функция снабжения автомобильной техникой и имуществом. На основе автомобильных команд железнодорожных батальонов, расквартированных в европейской части России, были сформированы 8 автомобильных рот. Но самое главное, что с мая 1910 г. была установлена система управления автомобильной службой. Всеми организационными и техническими вопросами автомобильного дела в русской армии теперь ведал Отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба. 16 мая 1910 г. был подписан приказ о формировании 1-й Учебной автомобильной роты. Необходимо понимать, что под стандартным строевым названием «рота» в стране появился первый испытательный, исследовательский и учебный центр, впоследствии преобразованный в первую в России Военную автомобильную школу.
Всего же к началу Первой мировой войны в распоряжении императорской армии находилось 418 грузовых, 259 легковых, две санитарные, 32 машины вспомогательного назначения и 101 мотоцикл. Это, конечно, более чем скромная цифра, но ее нужно оценивать в сравнении. В германской армии в начале войны было только 83 грузовика, большинство из которых вышли из строя при переходе через Арденны – техника была еще недостаточно совершенна для того, чтобы служить войне.
За четыре предвоенных года в Империю была ввезена 21 000 автомобилей, значительная часть из которых могла быть изъята в случае войны на нужды армии согласно утвержденного 17 июля 1914 г. «Положения о военно-автомобильной повинности». Правда, при этом невозможно было избежать разномастности автомобильного парка, что не могло не сказаться на проблеме обеспечения запчастями. К тому же массовая мобилизация автотранспорта затруднялась и тем, что отсутствовала необходимая инфраструктура снабжения топливом в полевых условиях. На подготовленность отечественного транспорта к новой войне, конечно, влияли технологическая зависимость от Европы, низкий уровень образования, особенно технического, среди резервистов, плохое качество дорог и ремонтной базы.
В заключение, возвращаясь к персоналии, отметим, что, поддерживая технические новшества в армии, генерал Сухомлинов явился настоящим покровителем военного автомобилизма. Его прямое содействие созданию и развитию автомобильных войск России трудно переоценить.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации