• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Все четыре колеса…

    • ПМВ
    • персоналии
    • автотранспорт
    Евгений Бей
    16 July '14

    В статье рассматривается краткая история возникновения автомобильных войск Российской империи в предвоенный период и участие в этом процессе отдельных государственных и военных деятелей.

    Как известно, Первая мировая война явилась катализатором повсеместного индустриального развития. В кратчайшие сроки появлялись и получали дальнейшее развитие совершенно новые виды вооружения и военной техники. Своеобразный гигантский скачок из прошлого в будущее совершило поколение 50-х годов XIX века, из которого вышло большинство генералов Первой мировой: от лошадей к автомобилям, самолетам и телефонам.

    Применительно к Российской империи таким генералом стал военный министр (1909–1915 гг.), генерал-адъютант В. А. Сухомлинов, несправедливо преданный забвению в советской историографии великой войны. Между тем военный министр многое сделал для пользы отечественных вооруженных сил. В этой небольшой статье мы коснемся одного из многих аспектов его деятельности – моторизации русской армии.

    Международный пробег на Приз Императора Николая II. Распоряжался на старте
    известный энтузиаст российского автомобилизма – почетный председатель Киевского
    клуба автомобилистов, Военный министр генерал от кавалерии Владимир Александрович Сухомлинов.
    16 июня 1910 г. (http://dartzkombat.com).

    В России увлечение автомобилизмом пришло из-за границы: в мае 1903 г. по примеру французских, немецких и английских организаций было создано «Российское Автомобильное Общество». Поначалу на новое увлечение смотрели скорее как на забаву, нежели как на серьезное дело, занимающее определенное место в экономическом, военном и общекультурном развитии государства. Переосмысление происходило постепенно. 10 октября 1909 г. Николай II даровал Обществу наименование «Императорского». Это означало коренной поворот во взглядах правительственных сфер на автомобилизм – за ним наконец признали государственное значение.

    Сухомлинов имел возможность наблюдать и оценить применение автомобилей в деле еще в 1902 г. во время маневров под Курском, где он возглавлял штаб Южной армии генерала Куропаткина. Здесь впервые проявилось его благосклонное отношение к вопросу моторизации армии. В дальнейшем, возглавив войска Киевского военного округа, Сухомлинов выступал в роли энтузиаста автомобильного дела. В 1906 г. при непосредственном участии Владимира Александровича при штабе округа были учреждены первые в России курсы военных шоферов, которые готовили «толковых, хорошо знающих дело, дисциплинированных автомобилистов». В 1908 г. Сухомлинов стал первым председателем созданного киевского клуба автомобилистов (ККА), а с основанием в 1912 г. Царскосельского автомобильно-спортивного клуба (ЦСАСО) являлся его почетным членом.

    Высочайший смотр в Новом Петергофе по окончании Испытательного пробега штабных
    и санитарных автомобилей, 1912 г. Перед нами – «четыре кита» военного автомобилизма русской армии,
    слева направо: командир Учебной автомобильной роты подполковник П. И. Секретев, начальник ОВОСО ГУГШ
    генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин, начальник ГУГШ генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский
    и Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов.
    На заднем плане – штабные автомобили «Руссо-Балт С 24/30» (http://russianarms.mybb.ru)

    В 1908 г. Сухомлинов отмечал огромное отставание отечественных вооруженных сил в плане современного технического оснащения по сравнению с иностранными армиями, в которых они давно нашли применение. Например, в русско-японскую войну 1904–1905 гг. в действующих войсках насчитывалось всего около 20 автомобилей. Первый по-настоящему боевой автомобиль испытали в русской армии только в 1906 г. – блиндированный (защищенный стальной броней) «Шарон, Жиардо и Вуа» с пулеметной башней, обкатанный во французской армии еще в 1903 г. Однако тогда испытания в армии быстро свернули – в первую очередь это объяснялось недостаточным финансированием Военного министерства, а во-вторых, в командных кругах были уверены в том, что армии нужны «простые повозки на крепких осях».

    Когда Сухомлинов представил в Военный совет план по закупке и испытанию 20 автомобилей с целью применения их в войсках, члены совета засомневались в том, что такой «сложный и хрупкий инструмент» будет приемлем для нашей армии. «А генерал Скугаревский вообще требовал, чтобы во избежание излишнего пользования автомобилями их держали под замком», – отмечал в изумлении Владимир Александрович.

    В 1910 г. в рамках программы новой организации армии по распоряжению военного министра В. А. Сухомлинова в Отделе военных сообщений Главного управления Генерального штаба было создано Автомобильное отделение, на которое возлагалась функция снабжения автомобильной техникой и имуществом. На основе автомобильных команд железнодорожных батальонов, расквартированных в европейской части России, были сформированы 8 автомобильных рот. Но самое главное, что с мая 1910 г. была установлена система управления автомобильной службой. Всеми организационными и техническими вопросами автомобильного дела в русской армии теперь ведал Отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба. 16 мая 1910 г. был подписан приказ о формировании 1-й Учебной автомобильной роты. Необходимо понимать, что под стандартным строевым названием «рота» в стране появился первый испытательный, исследовательский и учебный центр, впоследствии преобразованный в первую в России Военную автомобильную школу.

    Николай II, военный министр В. А. Сухомлинов и офицеры Учебной автомобильной роты.
    Санкт-Петербург, 1913 г. (http://forum.kazakia.info).

    Всего же к началу Первой мировой войны в распоряжении императорской армии находилось 418 грузовых, 259 легковых, две санитарные, 32 машины вспомогательного назначения и 101 мотоцикл. Это, конечно, более чем скромная цифра, но ее нужно оценивать в сравнении. В германской армии в начале войны было только 83 грузовика, большинство из которых вышли из строя при переходе через Арденны – техника была еще недостаточно совершенна для того, чтобы служить войне.

    За четыре предвоенных года в Империю была ввезена 21 000 автомобилей, значительная часть из которых могла быть изъята в случае войны на нужды армии согласно утвержденного 17 июля 1914 г. «Положения о военно-автомобильной повинности». Правда, при этом невозможно было избежать разномастности автомобильного парка, что не могло не сказаться на проблеме обеспечения запчастями. К тому же массовая мобилизация автотранспорта затруднялась и тем, что отсутствовала необходимая инфраструктура снабжения топливом в полевых условиях. На подготовленность отечественного транспорта к новой войне, конечно, влияли технологическая зависимость от Европы, низкий уровень образования, особенно технического, среди резервистов, плохое качество дорог и ремонтной базы.

    В заключение, возвращаясь к персоналии, отметим, что, поддерживая технические новшества в армии, генерал Сухомлинов явился настоящим покровителем военного автомобилизма. Его прямое содействие созданию и развитию автомобильных войск России трудно переоценить.

    Евгений Бей

    Неслышная безжалостная смерть… на Warspot.ru
    Неслышная безжалостная смерть…
    Поделиться
    • 0
    • 0
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Зарождение огнеметных частей в императорской армии на Warspot.ru
    Зарождение огнеметных частей в императорской армии
    
Наполеон на Северном Полюсе на Warspot.ru
    Наполеон на Северном Полюсе
    Символы Великой войны на Warspot.ru
    Символы Великой войны
    Латиноамериканские боевые багги на Warspot.ru
    Латиноамериканские боевые багги
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google