• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    65

    Танк со сталинградских окраин

    • ВМВ
    • танки
    • СССР
    Юрий Пашолок
    14 April '17

    Одним из символов битвы за Сталинград стали выпускавшиеся там же Т-34. Последние такие танки, выпущенные Сталинградским тракторным заводом, шли из цехов сразу в бой, при этом их экипажи комплектовались заводскими рабочими. Менее заметными участниками битвы, перебившей хребет немецкому блицкригу, стали Т-60, выпускавшиеся на окраине города — в посёлке Красноармейске. На находившемся там заводе № 264 танки выпускались немногим больше полугода. Тем не менее по массовости выпуска танков Т-60 эта «внеплановая» площадка стала второй после Горьковского автомобильного завода им. Молотова.

    Танковое производство на судоверфи

    В 1931 году в жизни посёлка Красноармейска (до 1920 года — бывшая немецкая колония Сарепта) произошло два знаковых события. Во-первых, посёлок был присоединён к Сталинграду, а во-вторых, там началось строительство верфи. Красноармейская верфь специализировалась на гражданских судах, но к концу 30-х годов появились планы её загрузки и военными заказами. В 1940 году её преобразовали в завод № 264 Наркомата судостроительной промышленности. Новым направлением для предприятия стала постройка бронекатеров проекта 1124, известных также как «речные танки».

    Впрочем, деятельность завода оказалась связанной и с настоящими, «сухопутными» танками. Когда на СТЗ осваивали производство средних танков Т-34, возможности Красноармейской судоверфи было решено использовать в корпусном производстве для этой машины.

    ​Сборка корпуса Т-60 на заводе №264, зима 1942 года. Хорошо заметно, что борта у машины сварные - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Сборка корпуса Т-60 на заводе №264, зима 1942 года. Хорошо заметно, что борта у машины сварные

    После начала Великой Отечественной войны корпусное производство для Т-34 стало одним из основных направлений работы завода № 264. В сентябре 1941 года он был переподчинён завода Наркомату танковой промышленности. Бронекатера при этом продолжали сходить со стапелей.

    В конце сентября с предприятием произошли ещё бóльшие метаморфозы в плане производственной деятельности. 17 числа началась эвакуация Харьковского тракторного завода, который в тот момент производил бронетракторы ХТЗ-16 и разворачивал выпуск малых танков Т-60. Часть заводских эшелонов немцы смогли перехватить, часть оказалась на Алтае в городе Рубцовске, где был организован Алтайский тракторный завод. Остальное оборудование и рабочие ХТЗ оказались в Сталинграде.

    Встречается информация, согласно которой эвакуация ХТЗ стала причиной выпуска бронетракторов, аналогичных ХТЗ-16, на СТЗ, но это не соответствует действительности. На предложение инженеров завода № 264 Красильщикова и Немчинского делать похожую машину с использованием шасси СТЗ-5 был получен резко отрицательный ответ. Вместо этого предлагалось выпускать Т-60. Ответ был датирован 5 сентября 1941 года, и мало кто тогда мог подумать, что меньше чем через месяц это предложение превратится в задание.

    ​Сборка башни. Как и в случае с корпусом, применение заклёпок минимальное - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Сборка башни. Как и в случае с корпусом, применение заклёпок минимальное

    Прибывшие из Харькова эшелоны стали разгружать в недостроенные корпуса, в которых ещё не было отопления, складских и бытовых помещений. Октябрь и ноябрь ушли на организацию производственного процесса. Вместе с производством в Красноармейске оказалось и конструкторское бюро ХТЗ. Можно сказать, что на территории одного завода теперь находились два предприятия. Некоторое время даже на заводской документации по Т-60, который было решено выпускать в пригороде Сталинграда, красовались штампы ХТЗ. Главным конструктором образованного на заводе № 264 ОКБ стал инженер Фролов.

    9 ноября вышло постановление ГКО № 876сс «О восстановлении танковых заводов, эвакуированных из Харькова, Москвы и Ленинграда». Согласно этому документу, установка оборудования на заводе № 264 должна была закончиться к 1 декабря. При этом в ноябре планировалась поставка первых тридцати Т-60, а уже в декабре — 150. С 15 января 1942 года планировался выпуск 10 танков ежедневно. К декабрю, несмотря на ряд проблем, подготовка к производству Т-60 в основном была закончена, но за ноябрь ни одного танка завод № 264 так и не выпустил. Главной причиной срыва планов стало то, что первые три двигателя прибыли на завод лишь 29 ноября.

    ​Ленивец без обрезинки, один из характерных признаков сталинградских Т-60. Разработана конструкция в конце 1941 года, но на чертеже заметен штамп ХТЗ - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Ленивец без обрезинки, один из характерных признаков сталинградских Т-60. Разработана конструкция в конце 1941 года, но на чертеже заметен штамп ХТЗ

    Тому, что в качестве места сборки была выбрана судоверфь, удивляться не следует. Ещё первые советские танки строились в 1920 году на мощностях судоверфи «Красное Сормово», а в 1941 году там же был организован завод № 112. В мировой практике примеров использования судостроительных предприятий для выпуска танков предостаточно.

    Другое дело, каким именно образом на заводе было поставлено корпусное производство. Как ни парадоксально это прозвучит, завод № 264, обеспечивавший СТЗ корпусами и башнями для Т-34, корпусное производство Т-60 у себя не организовал. Смежником завода № 264 по линии корпусов и башен для Т-60 оказался металлургический завод «Красный Октябрь». Расстояние между двумя предприятиями составляло больше 35 километров, и выглядит подобное решение с точки зрения логистики довольно странно.

    Многоликий танк

    К началу производства Т-60 на заводе № 264 находилось 37 комплектов корпусов и башен. Кроме того, имелось 13 корпусов производства Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции, не имевших башен. Эти корпуса, изготовленные с толщиной брони 20 мм, были экранированы силами завода № 264. По плану, с завода «Красный Октябрь» за декабрь должно было поступить 100 корпусов и башен, по факту же получили лишь 7 комплектов. Из этого количества один корпус «Красного Октября» оказался забракован, а остальные пришлось доделывать своими силами.

    Не менее серьёзные проблемы имелись и с поставками деталей с СТЗ. За декабрь оттуда было получено всего 39 радиаторов и 91 бензобак, имелись большие задержки по тракам и другим деталям. Кроме того, на заводе № 264 часть деталей из-за неготовности производства пришлось выпускать с использованием различных обходных способов.

    Несмотря на все сложности, 8 декабря завод своим ходом покинуло первые пять Т-60, ушедших в 21-й и 22-й запасные учебные танковые полки. Всего же за декабрь 1941 года в Красноармейске успели сдать 45 машин. Завод № 264 стал вторым после Горьковского автозавода предприятием, запустившим столь нужный армии малый танк в крупную серию.

    ​Такими были Т-60 завода №264 зимы-весны 1942 года. Угловатый воздухоприток механика-водителя и ленивец без обрезинки быстро позволяют определить производителя - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Такими были Т-60 завода №264 зимы-весны 1942 года. Угловатый воздухоприток механика-водителя и ленивец без обрезинки быстро позволяют определить производителя

    Отдельно стоит упомянуть продукцию завода «Красный Октябрь». Несмотря на то что Т-60 в основном был сварной конструкции, его корпус имел и клёпаные соединения. Например, половинки бортов собирались именно на клёпках. Хватало клёпок и в других местах: они использовались при креплении главной передачи, соединении листов днища, установке буксирных крюков, «ресничек» смотровых приборов корпуса и башни, петель люков и т. д. Кроме того, хватало и штампованных деталей, некоторые из них имели сложную форму. Специфика производства на «Красном Октябре» привела к тому, что вместо клёпок здесь применялась сварка, местами довольно грубо выглядящая.

    ​В декабре 1941 года было разработано несколько вариантов ящиков ЗИП. Часть из них пошла в серию - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    В декабре 1941 года было разработано несколько вариантов ящиков ЗИП. Часть из них пошла в серию

    Освоение Т-60 шло довольно тяжело, в основном по вине смежников. В январе 1942 года вместо 240 танков удалось сдать всего 101. Корпуса, поступавшие с «Красного Октября», нередко приходилось дорабатывать на месте. Больше того, за январь вместо 200 корпусов завод получил лишь 92 штуки. Подводил и СТЗ, выступавший смежником по ряду важных агрегатов, включая бензобаки и радиаторы. Проблема поставок деталей со стороны СТЗ стояла настолько остро, что приходилось идти на крайние меры и выпускать танки без некоторых узлов. Например, из январского выпуска как минимум 11 машин было сдано без масляных радиаторов. Отсутствие у завода № 264 отапливаемого помещения привело к тому, что танки вместо легко смываемой белой краски на основе казеина, мела и извести красили белой нитрокраской.

    Для обеспечения завода № 264 дефицитными узлами пришлось привлекать другие предприятия. Завод № 469 НКАП им. Громова (г. Горький), который изготавливал радиаторы для заводов № 37 и ГАЗ, в середине февраля получил расширенный заказ.

    Несмотря на проблемы, в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) считали, что трудности временные. 30 января 1942 года был подписан договор между заводом № 264 и ГАБТУ на поставку 650 танков. Согласно этому документу, стоимость полностью укомплектованного Т-60 составила 81 тысяч рублей. Кроме того, предусматривалось создание радийной версии танка, и в случае её запуска в производство цена машины составила бы 82 700 рублей. Впрочем, за все время выпуска Т-60 ни на одном заводе так и не выпустили радийных Т-60. Виной тому стало отсутствие радиостанций.

    ​Помимо восьмигранного башенного люка, эта машина легко определяется как танк завода № 264 по характерным ящикам ЗИП - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Помимо восьмигранного башенного люка, эта машина легко определяется как танк завода № 264 по характерным ящикам ЗИП

    Проблемы со смежниками продолжали преследовать завод и позднее. В феврале вместо 200 запланированных танков их сдали 67 штук, в марте ожидалось уже 250 Т-60, а в реальности было сдано 80. И виноват был не завод № 264: вместо 200 корпусов «Красный Октябрь» за первую половину февраля сдал 61, а в общей сложности было получено всего 159 корпусов. Но самой большой проблемой стал «моторный голод». Фактически количество сданных заводом № 264 танков равнялось количеству имевшихся моторов.

    В марте больше проблем доставил срыва поставок комплектующих со стороны СТЗ. Особенно критично выглядела ситуация с радиаторами: вместо 350 штук за март было получено всего 35, то есть в 10 раз меньше запланированного. За этот же месяц вместо 670 бензобаков пришло 170, вместо 600 тормозных лент — 133, а вместо 5000 катков — 1257 (157 комплектов).

    Вместе с тем как раз в марте начались поставки корпусов от нового смежника — завода № 180 (г. Саратов). К сожалению, подключение нового смежника означало и появление новых проблем. Дефекты саратовских корпусов сыпались в изобилии. Насколько критичным оказались эти дефекты, наглядно показывает следующий факт. С 1 марта по 4 апреля завод № 264 получил рекламации на 47 танков, отправленных в войска. Жалобы шли на трещины, при этом в случае с продукцией завода № 180 дефектной оказалась половина корпусов.

    ​Проект модернизации корпуса Т-60, так и не одобренный для производства - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Проект модернизации корпуса Т-60, так и не одобренный для производства

    Преодолеть трудности, связанные с производством Т-60, заводу удалось только в апреле. 9 числа вышло постановление ГКО № 1571сс, согласно которому завод № 264 был обязан выпустить за 2-й квартал 1942 года 825 танков. Из этого числа 660 танков предполагалось изготовить линейными, а 165 радийными (с радиостанцией 9-Р). Цена за линейный Т-60 была утверждена на уровне 75 000 рублей, а за радийный танк — 77 500 рублей. Впрочем, как уже упоминалось выше, ни одного танка с радиостанцией так и не было сделано.

    Проблемы с корпусами удалось решить благодаря энергичной деятельности заводского руководства. 16 апреля были подготовлены новые технические условия на приёмку корпусов и башен. С «Красного Октября» и завода № 180 в Москву отправились жалобы, но правда была за заводом № 264. Кроме того, завод стал практиковать использование для постройки одной машины корпусов и башен разных заводов. Благодаря решению большей части проблем предприятие в Красноармейске смогло перевыполнить план: вместо 250 танков за апрель было сдано 255.

    ​Та же судьба была уготована и проекту модернизации башни. После жалобы заводов «Красный Октябрь» и завода № 180 от этой идеи пришлось отказаться - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Та же судьба была уготована и проекту модернизации башни. После жалобы заводов «Красный Октябрь» и завода № 180 от этой идеи пришлось отказаться

    Параллельно с решением производственных проблем заводское КБ работало и над улучшением конструкции танка. В феврале была разработана улучшенная конструкция башни, которая, подобно проекту модернизации ГАЗ, лишилась воздухопритока в лобовой части. Его переместили на башенный люк. Переработанные конструкции башни и корпуса 15 апреля были утверждены, но после жалобы «Красного Октября» в серию они не попали. Тем не менее отдельные узлы данного проекта всё же оказались на серийных танках.

    Ещё в декабре 1941 года было разработано два варианта ящиков ЗИП. Первый вариант, получивший обозначение 060–21-Сб.12, напоминал малый ящик ЗИП, разработанный на ГАЗ в августе 1941 года. Второй вариант, получивший обозначение 060–21-Сб.13, по конструкции был сильно похож на ящик ЗИП для Т-34. На танках производства завода № 264 эти ящики ЗИП появились с весны 1942 года. Наиболее распространённым вариантом размещения была установка 060–21-Сб.13 на левом крыле, а 060–21-Сб.12 — на правом. Встречался и вариант установки ящиков 060–21-Сб.12 на оба крыла. Кроме того, от исходной конструкции ящиков ЗИП завод также не отказался.

    ​А вот катки с внутренней амортизацией с апреля 1942 года пошли в серию - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    А вот катки с внутренней амортизацией с апреля 1942 года пошли в серию

    Несмотря на то что модернизацию корпуса и башни не утвердили, весной 1942 года выпускавшиеся в Красноармейске Т-60 заметно преобразились. Новые штрихи в облик танков завода № 264 добавил «Красный Октябрь», который внёс ряд изменений в корпус и башню. Целью изменений было упрощение производства. Наиболее характерной деталью стало появление башенного люка восьмигранной формы, своеобразной визитной карточки танков производства завода № 264. Этот люк выпускался ещё и в двух вариантах: с загибом краёв под 45 градусов (как на обычных люках) и с загибом под прямым углом. Для установки люков новой формы пришлось переделать и крышу башни. Кроме того, воздухоприток люка механика-водителя упростили, сделав его угловатым. Как и в случае с башенным люком, существовало два варианта конструкции воздухопритока.

    Примерно в это же время появилась ещё одна визитная карточка танков завода № 264. Речь об опорных катках с внутренней амортизацией, разработанных ещё в декабре 1941 года, но пошедших в производство с апреля 1942-го. Сначала военные забраковали их, но весной 1942 года, когда проблема с обрезинкой катков стала угрожать выпуску танков, о катках со внутренней амортизацией вспомнили.

    ​Подбитый танк, укомплектованный опорными катками со внутренней амортизацией. Лето 1942 года - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Подбитый танк, укомплектованный опорными катками со внутренней амортизацией. Лето 1942 года

    Упрощённые корпуса и катки с внутренней амортизацией были характерным, но далеко не обязательным признаком танков с окраины Сталинграда. Дело в том, что с апреля 1942 года на завод № 264 стали поступать корпуса с заводов-смежников, которые ранее обеспечивали выпуск Т-60 для Горьковского автозавода. Никуда не делись и литые опорные катки, которые выпускал СТЗ, к тому же из Горького приходили ещё и штампованные катки.

    В результате к лету 1942 года танки завода № 264 выходили в более чем трёхстах комбинациях. К примеру, можно встретить на фотографиях танк с утолщённым корпусом, экранированной башней, штатными ящиками ЗИП и на опорных катках с внутренней амортизацией, причём его башенный люк и люк механика-водителя могли быть разной конструкции. Получившийся хаос тем не менее имел положительный эффект: благодаря большому объёму комплектующих от разных производителей удалось увеличить объём выпуска.

    Корпуса вместо танков

    В мае 1942 года на заводе № 264 было построено 275 танков Т-60, что соответствовало заданию. Подобные объёмы заводу давались с большим трудом. Из-за недостатка радиаторов 102 танка выпустили с оборотными радиаторами. Кроме того, двигатели с ГАЗ им. Молотова поступали неравномерно, из-за чего завод № 264 пять дней вообще простаивал. Никуда не делись и проблемы с обрезинкой и поставками траков. Несмотря на перебои с поставками радиаторов, в июне завод при задании в 300 танков построил 311 машин.

    ​Т-60 из состава 3-й гвардейской танковой бригады. Типичная машина поздних выпусков имеет восьмигранный башенный люк и люк механика-водителя с угловатым воздухопритоком. При этом её корпус и башня созданы не на заводе «Красный Октябрь» или заводе № 180 - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Т-60 из состава 3-й гвардейской танковой бригады. Типичная машина поздних выпусков имеет восьмигранный башенный люк и люк механика-водителя с угловатым воздухопритоком. При этом её корпус и башня созданы не на заводе «Красный Октябрь» или заводе № 180

    Увеличившиеся объёмы выпуска вселяли уверенность в том, что установленный постановлением ГКО № 1880сс от 5 июня на июль 1942 года план в 325 танков, будет выполнен. Увы, к этому времени Т-60 уже окончательно устарел. 3 июля вышло постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70». Согласно ему завод № 264 с 5 июля прекращал выпуск Т-60, сконцентрировавшись на выпуске корпусов и башен для Т-34. Решение было абсолютно верным: к тому моменту уже вовсю шел выпуск Т-70, а СТЗ корпуса «тридцатьчетвёрок» были нужны как воздух. Тем не менее заводу № 264 удалось в июле сдать ещё 51 танк Т-60. Из-за несвоевременного поступления двигателей с ГАЗ и траков с СТЗ доукомплектование последних Т-60 закончилась 26 июля.

    Большинство танков июльского выпуска было отправлено на комплектование частей Сталинградского и Воронежского фронтов. Часть башен Т-60 из задела была использована в качестве неподвижных огневых точек. Несмотря на все трудности, завод № 264 оказался на втором месте по числу выпущенных Т-60: всего в Красноармейске было построено 1174 таких танка.

    ​Сталинградские Т-60 в боях на Северном Кавказе. Три танка одного завода, и при этом у них три разных типа опорных катков - Танк со сталинградских окраин | Warspot.ru
    Сталинградские Т-60 в боях на Северном Кавказе. Три танка одного завода, и при этом у них три разных типа опорных катков

    После битвы за Сталинград завод № 264, меньше пострадавший от бомбёжек, был преобразован в ремзавод № 264. Помимо восстановления советских танков, предприятие занималось и ремонтом трофейной бронетехники. В 1944 году завод изготавливал рубки для САУ ИСУ-152, а также находился в кооперации по производству танка Т-44. А позже он вернулся к основной своей деятельности — судостроению.

    А несколько лет назад предприятию, ныне носящему название ОАО «Волгоградский судостроительный завод», пришлось вспомнить славное танковое прошлое. 30 апреля 2011 года со дна реки Доброй Суровикинского района Волгоградской области был поднят Т-60, подбитый зимой 1942 года в ходе боёв за Сталинград. По ряду признаков машина явно идентифицируется как произведённая на заводе № 264. Решение о дальнейшей судьбе танка принималось несколько месяцев. Наконец 8 августа её отправили туда, где построили. На судостроительном заводе танк полностью отреставрировали, и ныне он принимает участие в памятных мероприятиях, посвящённых боям за Сталинград.


    Источники:

    • Материалы ЦАМО РФ.
    • Материалы РГАСПИ.
    • Материалы РГАКФД.
    • Материалы из фотоархива автора.

    Юрий Пашолок

    В роли вечно отстающих на Warspot.ru
    В роли вечно отстающих
    Промежуточная революция на Warspot.ru
    Промежуточная революция
    В борьбе за обзорность на Warspot.ru
    В борьбе за обзорность
    Поделиться
    • 93
    • 218
    • 79
    • Статьи по теме
    • Комментарии (14)
    Самый массовый из легких на Warspot.ru
    Самый массовый из легких
    До последнего танка на Warspot.ru
    До последнего танка
    «Потери растут пугающе, весь фронт охвачен огнём…» на Warspot.ru
    «Потери растут пугающе, весь фронт охвачен огнём…»
    «Тридцатьчетвёрки» в Восточной Пруссии: первые километры немецкой земли на Warspot.ru
    «Тридцатьчетвёрки» в Восточной Пруссии: первые километры немецкой земли
    • Статьи по теме
    • Комментарии (14)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google