Одним из символов битвы за Сталинград стали выпускавшиеся там же Т-34. Последние такие танки, выпущенные Сталинградским тракторным заводом, шли из цехов сразу в бой, при этом их экипажи комплектовались заводскими рабочими. Менее заметными участниками битвы, перебившей хребет немецкому блицкригу, стали Т-60, выпускавшиеся на окраине города — в посёлке Красноармейске. На находившемся там заводе № 264 танки выпускались немногим больше полугода. Тем не менее по массовости выпуска танков Т-60 эта «внеплановая» площадка стала второй после Горьковского автомобильного завода им. Молотова.
Танковое производство на судоверфи
В 1931 году в жизни посёлка Красноармейска (до 1920 года — бывшая немецкая колония Сарепта) произошло два знаковых события. Во-первых, посёлок был присоединён к Сталинграду, а во-вторых, там началось строительство верфи. Красноармейская верфь специализировалась на гражданских судах, но к концу 30-х годов появились планы её загрузки и военными заказами. В 1940 году её преобразовали в завод № 264 Наркомата судостроительной промышленности. Новым направлением для предприятия стала постройка бронекатеров проекта 1124, известных также как «речные танки».
Впрочем, деятельность завода оказалась связанной и с настоящими, «сухопутными» танками. Когда на СТЗ осваивали производство средних танков Т-34, возможности Красноармейской судоверфи было решено использовать в корпусном производстве для этой машины.
После начала Великой Отечественной войны корпусное производство для Т-34 стало одним из основных направлений работы завода № 264. В сентябре 1941 года он был переподчинён завода Наркомату танковой промышленности. Бронекатера при этом продолжали сходить со стапелей.
В конце сентября с предприятием произошли ещё бóльшие метаморфозы в плане производственной деятельности. 17 числа началась эвакуация Харьковского тракторного завода, который в тот момент производил бронетракторы ХТЗ-16 и разворачивал выпуск малых танков Т-60. Часть заводских эшелонов немцы смогли перехватить, часть оказалась на Алтае в городе Рубцовске, где был организован Алтайский тракторный завод. Остальное оборудование и рабочие ХТЗ оказались в Сталинграде.
Встречается информация, согласно которой эвакуация ХТЗ стала причиной выпуска бронетракторов, аналогичных ХТЗ-16, на СТЗ, но это не соответствует действительности. На предложение инженеров завода № 264 Красильщикова и Немчинского делать похожую машину с использованием шасси СТЗ-5 был получен резко отрицательный ответ. Вместо этого предлагалось выпускать Т-60. Ответ был датирован 5 сентября 1941 года, и мало кто тогда мог подумать, что меньше чем через месяц это предложение превратится в задание.
Прибывшие из Харькова эшелоны стали разгружать в недостроенные корпуса, в которых ещё не было отопления, складских и бытовых помещений. Октябрь и ноябрь ушли на организацию производственного процесса. Вместе с производством в Красноармейске оказалось и конструкторское бюро ХТЗ. Можно сказать, что на территории одного завода теперь находились два предприятия. Некоторое время даже на заводской документации по Т-60, который было решено выпускать в пригороде Сталинграда, красовались штампы ХТЗ. Главным конструктором образованного на заводе № 264 ОКБ стал инженер Фролов.
9 ноября вышло постановление ГКО № 876сс «О восстановлении танковых заводов, эвакуированных из Харькова, Москвы и Ленинграда». Согласно этому документу, установка оборудования на заводе № 264 должна была закончиться к 1 декабря. При этом в ноябре планировалась поставка первых тридцати Т-60, а уже в декабре — 150. С 15 января 1942 года планировался выпуск 10 танков ежедневно. К декабрю, несмотря на ряд проблем, подготовка к производству Т-60 в основном была закончена, но за ноябрь ни одного танка завод № 264 так и не выпустил. Главной причиной срыва планов стало то, что первые три двигателя прибыли на завод лишь 29 ноября.
Тому, что в качестве места сборки была выбрана судоверфь, удивляться не следует. Ещё первые советские танки строились в 1920 году на мощностях судоверфи «Красное Сормово», а в 1941 году там же был организован завод № 112. В мировой практике примеров использования судостроительных предприятий для выпуска танков предостаточно.
Другое дело, каким именно образом на заводе было поставлено корпусное производство. Как ни парадоксально это прозвучит, завод № 264, обеспечивавший СТЗ корпусами и башнями для Т-34, корпусное производство Т-60 у себя не организовал. Смежником завода № 264 по линии корпусов и башен для Т-60 оказался металлургический завод «Красный Октябрь». Расстояние между двумя предприятиями составляло больше 35 километров, и выглядит подобное решение с точки зрения логистики довольно странно.
Многоликий танк
К началу производства Т-60 на заводе № 264 находилось 37 комплектов корпусов и башен. Кроме того, имелось 13 корпусов производства Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции, не имевших башен. Эти корпуса, изготовленные с толщиной брони 20 мм, были экранированы силами завода № 264. По плану, с завода «Красный Октябрь» за декабрь должно было поступить 100 корпусов и башен, по факту же получили лишь 7 комплектов. Из этого количества один корпус «Красного Октября» оказался забракован, а остальные пришлось доделывать своими силами.
Не менее серьёзные проблемы имелись и с поставками деталей с СТЗ. За декабрь оттуда было получено всего 39 радиаторов и 91 бензобак, имелись большие задержки по тракам и другим деталям. Кроме того, на заводе № 264 часть деталей из-за неготовности производства пришлось выпускать с использованием различных обходных способов.
Несмотря на все сложности, 8 декабря завод своим ходом покинуло первые пять Т-60, ушедших в 21-й и 22-й запасные учебные танковые полки. Всего же за декабрь 1941 года в Красноармейске успели сдать 45 машин. Завод № 264 стал вторым после Горьковского автозавода предприятием, запустившим столь нужный армии малый танк в крупную серию.
Отдельно стоит упомянуть продукцию завода «Красный Октябрь». Несмотря на то что Т-60 в основном был сварной конструкции, его корпус имел и клёпаные соединения. Например, половинки бортов собирались именно на клёпках. Хватало клёпок и в других местах: они использовались при креплении главной передачи, соединении листов днища, установке буксирных крюков, «ресничек» смотровых приборов корпуса и башни, петель люков и т. д. Кроме того, хватало и штампованных деталей, некоторые из них имели сложную форму. Специфика производства на «Красном Октябре» привела к тому, что вместо клёпок здесь применялась сварка, местами довольно грубо выглядящая.
Освоение Т-60 шло довольно тяжело, в основном по вине смежников. В январе 1942 года вместо 240 танков удалось сдать всего 101. Корпуса, поступавшие с «Красного Октября», нередко приходилось дорабатывать на месте. Больше того, за январь вместо 200 корпусов завод получил лишь 92 штуки. Подводил и СТЗ, выступавший смежником по ряду важных агрегатов, включая бензобаки и радиаторы. Проблема поставок деталей со стороны СТЗ стояла настолько остро, что приходилось идти на крайние меры и выпускать танки без некоторых узлов. Например, из январского выпуска как минимум 11 машин было сдано без масляных радиаторов. Отсутствие у завода № 264 отапливаемого помещения привело к тому, что танки вместо легко смываемой белой краски на основе казеина, мела и извести красили белой нитрокраской.
Для обеспечения завода № 264 дефицитными узлами пришлось привлекать другие предприятия. Завод № 469 НКАП им. Громова (г. Горький), который изготавливал радиаторы для заводов № 37 и ГАЗ, в середине февраля получил расширенный заказ.
Несмотря на проблемы, в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) считали, что трудности временные. 30 января 1942 года был подписан договор между заводом № 264 и ГАБТУ на поставку 650 танков. Согласно этому документу, стоимость полностью укомплектованного Т-60 составила 81 тысяч рублей. Кроме того, предусматривалось создание радийной версии танка, и в случае её запуска в производство цена машины составила бы 82 700 рублей. Впрочем, за все время выпуска Т-60 ни на одном заводе так и не выпустили радийных Т-60. Виной тому стало отсутствие радиостанций.
Проблемы со смежниками продолжали преследовать завод и позднее. В феврале вместо 200 запланированных танков их сдали 67 штук, в марте ожидалось уже 250 Т-60, а в реальности было сдано 80. И виноват был не завод № 264: вместо 200 корпусов «Красный Октябрь» за первую половину февраля сдал 61, а в общей сложности было получено всего 159 корпусов. Но самой большой проблемой стал «моторный голод». Фактически количество сданных заводом № 264 танков равнялось количеству имевшихся моторов.
В марте больше проблем доставил срыва поставок комплектующих со стороны СТЗ. Особенно критично выглядела ситуация с радиаторами: вместо 350 штук за март было получено всего 35, то есть в 10 раз меньше запланированного. За этот же месяц вместо 670 бензобаков пришло 170, вместо 600 тормозных лент — 133, а вместо 5000 катков — 1257 (157 комплектов).
Вместе с тем как раз в марте начались поставки корпусов от нового смежника — завода № 180 (г. Саратов). К сожалению, подключение нового смежника означало и появление новых проблем. Дефекты саратовских корпусов сыпались в изобилии. Насколько критичным оказались эти дефекты, наглядно показывает следующий факт. С 1 марта по 4 апреля завод № 264 получил рекламации на 47 танков, отправленных в войска. Жалобы шли на трещины, при этом в случае с продукцией завода № 180 дефектной оказалась половина корпусов.
Преодолеть трудности, связанные с производством Т-60, заводу удалось только в апреле. 9 числа вышло постановление ГКО № 1571сс, согласно которому завод № 264 был обязан выпустить за 2-й квартал 1942 года 825 танков. Из этого числа 660 танков предполагалось изготовить линейными, а 165 радийными (с радиостанцией 9-Р). Цена за линейный Т-60 была утверждена на уровне 75 000 рублей, а за радийный танк — 77 500 рублей. Впрочем, как уже упоминалось выше, ни одного танка с радиостанцией так и не было сделано.
Проблемы с корпусами удалось решить благодаря энергичной деятельности заводского руководства. 16 апреля были подготовлены новые технические условия на приёмку корпусов и башен. С «Красного Октября» и завода № 180 в Москву отправились жалобы, но правда была за заводом № 264. Кроме того, завод стал практиковать использование для постройки одной машины корпусов и башен разных заводов. Благодаря решению большей части проблем предприятие в Красноармейске смогло перевыполнить план: вместо 250 танков за апрель было сдано 255.
Параллельно с решением производственных проблем заводское КБ работало и над улучшением конструкции танка. В феврале была разработана улучшенная конструкция башни, которая, подобно проекту модернизации ГАЗ, лишилась воздухопритока в лобовой части. Его переместили на башенный люк. Переработанные конструкции башни и корпуса 15 апреля были утверждены, но после жалобы «Красного Октября» в серию они не попали. Тем не менее отдельные узлы данного проекта всё же оказались на серийных танках.
Ещё в декабре 1941 года было разработано два варианта ящиков ЗИП. Первый вариант, получивший обозначение 060–21-Сб.12, напоминал малый ящик ЗИП, разработанный на ГАЗ в августе 1941 года. Второй вариант, получивший обозначение 060–21-Сб.13, по конструкции был сильно похож на ящик ЗИП для Т-34. На танках производства завода № 264 эти ящики ЗИП появились с весны 1942 года. Наиболее распространённым вариантом размещения была установка 060–21-Сб.13 на левом крыле, а 060–21-Сб.12 — на правом. Встречался и вариант установки ящиков 060–21-Сб.12 на оба крыла. Кроме того, от исходной конструкции ящиков ЗИП завод также не отказался.
Несмотря на то что модернизацию корпуса и башни не утвердили, весной 1942 года выпускавшиеся в Красноармейске Т-60 заметно преобразились. Новые штрихи в облик танков завода № 264 добавил «Красный Октябрь», который внёс ряд изменений в корпус и башню. Целью изменений было упрощение производства. Наиболее характерной деталью стало появление башенного люка восьмигранной формы, своеобразной визитной карточки танков производства завода № 264. Этот люк выпускался ещё и в двух вариантах: с загибом краёв под 45 градусов (как на обычных люках) и с загибом под прямым углом. Для установки люков новой формы пришлось переделать и крышу башни. Кроме того, воздухоприток люка механика-водителя упростили, сделав его угловатым. Как и в случае с башенным люком, существовало два варианта конструкции воздухопритока.
Примерно в это же время появилась ещё одна визитная карточка танков завода № 264. Речь об опорных катках с внутренней амортизацией, разработанных ещё в декабре 1941 года, но пошедших в производство с апреля 1942-го. Сначала военные забраковали их, но весной 1942 года, когда проблема с обрезинкой катков стала угрожать выпуску танков, о катках со внутренней амортизацией вспомнили.
Упрощённые корпуса и катки с внутренней амортизацией были характерным, но далеко не обязательным признаком танков с окраины Сталинграда. Дело в том, что с апреля 1942 года на завод № 264 стали поступать корпуса с заводов-смежников, которые ранее обеспечивали выпуск Т-60 для Горьковского автозавода. Никуда не делись и литые опорные катки, которые выпускал СТЗ, к тому же из Горького приходили ещё и штампованные катки.
В результате к лету 1942 года танки завода № 264 выходили в более чем трёхстах комбинациях. К примеру, можно встретить на фотографиях танк с утолщённым корпусом, экранированной башней, штатными ящиками ЗИП и на опорных катках с внутренней амортизацией, причём его башенный люк и люк механика-водителя могли быть разной конструкции. Получившийся хаос тем не менее имел положительный эффект: благодаря большому объёму комплектующих от разных производителей удалось увеличить объём выпуска.
Корпуса вместо танков
В мае 1942 года на заводе № 264 было построено 275 танков Т-60, что соответствовало заданию. Подобные объёмы заводу давались с большим трудом. Из-за недостатка радиаторов 102 танка выпустили с оборотными радиаторами. Кроме того, двигатели с ГАЗ им. Молотова поступали неравномерно, из-за чего завод № 264 пять дней вообще простаивал. Никуда не делись и проблемы с обрезинкой и поставками траков. Несмотря на перебои с поставками радиаторов, в июне завод при задании в 300 танков построил 311 машин.
Увеличившиеся объёмы выпуска вселяли уверенность в том, что установленный постановлением ГКО № 1880сс от 5 июня на июль 1942 года план в 325 танков, будет выполнен. Увы, к этому времени Т-60 уже окончательно устарел. 3 июля вышло постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70». Согласно ему завод № 264 с 5 июля прекращал выпуск Т-60, сконцентрировавшись на выпуске корпусов и башен для Т-34. Решение было абсолютно верным: к тому моменту уже вовсю шел выпуск Т-70, а СТЗ корпуса «тридцатьчетвёрок» были нужны как воздух. Тем не менее заводу № 264 удалось в июле сдать ещё 51 танк Т-60. Из-за несвоевременного поступления двигателей с ГАЗ и траков с СТЗ доукомплектование последних Т-60 закончилась 26 июля.
Большинство танков июльского выпуска было отправлено на комплектование частей Сталинградского и Воронежского фронтов. Часть башен Т-60 из задела была использована в качестве неподвижных огневых точек. Несмотря на все трудности, завод № 264 оказался на втором месте по числу выпущенных Т-60: всего в Красноармейске было построено 1174 таких танка.
После битвы за Сталинград завод № 264, меньше пострадавший от бомбёжек, был преобразован в ремзавод № 264. Помимо восстановления советских танков, предприятие занималось и ремонтом трофейной бронетехники. В 1944 году завод изготавливал рубки для САУ ИСУ-152, а также находился в кооперации по производству танка Т-44. А позже он вернулся к основной своей деятельности — судостроению.
А несколько лет назад предприятию, ныне носящему название ОАО «Волгоградский судостроительный завод», пришлось вспомнить славное танковое прошлое. 30 апреля 2011 года со дна реки Доброй Суровикинского района Волгоградской области был поднят Т-60, подбитый зимой 1942 года в ходе боёв за Сталинград. По ряду признаков машина явно идентифицируется как произведённая на заводе № 264. Решение о дальнейшей судьбе танка принималось несколько месяцев. Наконец 8 августа её отправили туда, где построили. На судостроительном заводе танк полностью отреставрировали, и ныне он принимает участие в памятных мероприятиях, посвящённых боям за Сталинград.
Источники:
- Материалы ЦАМО РФ.
- Материалы РГАСПИ.
- Материалы РГАКФД.
- Материалы из фотоархива автора.
Комментарии к данной статье отключены.