Многие читатели наверняка помнят уроки начальной военной подготовки в советских средних школах, техникумах и ПТУ. Это «изобретение» уходит корнями в XIX век, когда ведущие европейские державы стремились подготовить к военной службе максимальное количество своих подданных. Не была исключением и двуединая монархия: в австрийских и венгерских средних школах были введены униформа и обучение пулевой стрельбе. К началу Первой мировой войны около 20% общегосударственных потребностей в новобранцах покрывали юноши, прошедшие допризывную подготовку. Чем отличалась допризывная подготовка школьников в Австро-Венгрии?
В XIX веке Австрийская империя воевала нечасто и, как правило, неудачно. Крупное поражение от пруссаков в 1866 году заставило императора Франца Иосифа I и его соратников провести кардинальные реформы: в 1867 году государство формально разделилось на два (Австрийскую империю и Венгерское королевство), а вооружённые силы перешли к всеобщей воинской повинности, во многом копируя прусскую систему. Реформы коснулись и допризывной военной подготовки, которая была тесно связана со средним образованием.
Средняя школа в Австро-Венгрии
В 1868, 1869 и 1870 годах в Австрийской империи были изданы законы о народном образовании, которые практически без изменений действовали до конца её существования. На каждом участке территории Австрии, где на расстоянии одного часа ходьбы проживало не менее 40 детей школьного возраста (обоих полов), учреждалась начальная народная школа, а в каждом округе — высшая школа (в Австрии высшие школы отвечали за второй этап среднего образования). Школьное обучение почти везде было бесплатным, расходы на содержание школ распределялись между общинами, округами и государством в зависимости от уровня доходов населения тех или иных австрийских земель. В Австрии обязательный школьный курс поначалу был восьмилетним (с 7 до 15 лет), но в 1883 году были приняты поправки к законам, сократившие его до шести лет.
В Венгрии обязательное обучение распространялось на детей 6–12 лет, общественная школа учреждалась в общинах, где имелось не менее 30 детей, родители которых не пожелали отдать их в церковную школу. В общинах с 5000 и более жителей учреждались высшие народные школы, в которых мальчики обучались три года, а девочки — два. Кроме того, в венгерских городах существовали высшие народные школы, аналогичные австрийским.
В 1884 году все начальные школы Австрии были переименованы в гимназии, началось внедрение новых учебных планов. Каждая гимназия делилась на начальную (первые четыре класса) и старшую (последние четыре класса), учебный год продолжался с 16 сентября по 16 июля. Ученики должны были поступить в 1-й класс не позже своего девятилетия, их число в каждом классе не превышало 50 человек.
Значительно меньше было реальных школ, дававших почти такое же образование, что и гимназии, но с упором на практическую сторону точных наук. Согласно уставу 1850 года, реальные школы должны были давать «среднюю степень предварительного образования, нужного для промышленных занятий, равно как и подготовку к техническим заведениям».
Униформа
В начале ХХ века правительства Австрии и Венгрии стали уделять всё больше внимания военной подготовке и организации юношества. В школах постепенно вводили обмундирование, идентичное армейскому по цвету и покрою:
- кепи из тёмно-синего сукна на каркасной основе с круглым донцем, простым кожаным козырьком и кожаным декоративным ремешком с пряжкой. Кепи украшал знак, штампованный из белой жести и представлявший собой изображение лаврового венка с литерой «G» (от латинского «Gymnasium») в центре;
- китель покроя Bluse из тёмно-синего сукна с двумя прорезными нагрудными карманами, прикрытыми трёхмысковыми клапанами. Воротник поначалу был стоячим, позднее (примерно в 1915 году) стал отложным;
- двубортное пальто (2×6 пуговиц) из сукна тёмного цвета с хлястиком на спине;
- брюки военного покроя из тёмно-серого сукна. В 1910-е годы появились обмотки из того же сукна, что и брюки, покрой брюк сменили на «полубридж»;
- чёрные ботинки.
Одним из наиболее интересных элементов обмундирования были петлицы из чёрного бархата (на воротнике кителя) с различным количеством полосок из металлизированного галуна: в I–IV классах — от 1 до 4 серебряных; в V–VIII классах — от 1 до 4 золотых.
Ученикам запрещалось отступать от предписанного регламентом обмундирования, носить с ним элементы гражданской одежды или наоборот. Единственным послаблением стало разрешение носить вместо двубортного пальто плащ-пелерину с подкладкой голубого цвета. Несмотря на жёсткие запреты, нарушения регламента имели место: так, Михаил Хроновят, живший перед Первой мировой войной в Перемышле, писал в мемуарах:
«Австрия экспериментально внедрила в Галиции для учеников гимназий регламентированную форму, которая своим видом была очень похожа на тогдашнюю военную. На твёрдой шапке ученики носили металлический знак: между двумя вкруг сложенными веточками находилась буква G, а под ней римская цифра — номер данной гимназии. С 1911 года все ученики украинской гимназии уже носили на шапках украинское Ґ. Это изменение провели сами ученики, и оно быстро прижилось, хотя не было никем утверждено».
Огневая подготовка
В начале ХХ века в старших классах средних учебных заведений была введена стрельба боевыми патронами, разрешили формирование детских дружин по образцу скаутских организаций. При этом обучение мальчиков стрельбе не было обязательным.
К обучению пулевой стрельбе привлекали юношей VII и VIII классов гимназий, реальных школ и лицеев. Занятия проводились по субботам с октября по май, общее число учебных часов должно было составлять не менее 50. Курс начинался с теоретической части, но на ней внимание не заостряли. Затем проводились упражнения в обращении с оружием и стрельба дробинками — по 100 выстрелов на каждого ученика за весь курс обучения. Стрельба должна была производиться под открытым небом: на школьном дворе, плацу местного стрелкового общества и так далее. В конце первого года обучения проводились состязания.
На второй год все повторялось с той лишь разницей, что теперь стреляли боевыми патронами — на каждого учащегося выделялось 40 штук. При этом к стрельбам допускали лишь учеников, показавших удовлетворительные результаты на теоретических занятиях и в стрельбе дробинками. По итогам пулевых стрельб учеников разделяли на три группы в зависимости от успешности поражения мишеней. Второй учебный год также завершался состязаниями. Стрельбы боевыми патронами проводились только на армейских полигонах (если они не были заняты войсками) или в тирах стрелковых обществ.
Во время всего двухгодичного периода стрелковой подготовки у учеников вырабатывали навыки глазомерной съёмки: пехота ждала призывников, способных к быстрому обучению специальности дальномерщика.
Бесплатно обеспечивать учащихся дробью и боевыми патронами, а также принятыми на вооружение образцами стрелкового оружия должны были местные ландверные (в Австрийской империи) или гонведные (в Венгерском королевстве) воинские части. Они же были обязаны ремонтировать оружие. Со своей стороны руководство учебных заведений обязывалось бережно хранить оружие и патроны к нему — дважды в год военные это проверяли. Что же касается мишеней, то военные продавали их школам, но только по номинальной стоимости.
Для проведения субботних занятий ландверные и гонведные части отправляли в школы офицеров-инструкторов, но с условием, что командированный тратил на урок и дорогу туда и обратно не более одного дня. Михаил Хроновят вспоминал:
«В перемышльской гимназии проводили это [обучение военному делу] унтер-офицеры 10-го пехотного полка [общей армии], расквартированного в Перемышле, под пристальным присмотром одного офицера. Время от времени на военном стрельбище в близлежащих Пикуличах проводились занятия по стрельбе, которые заканчивались призовой стрельбой и раздачей наград наилучшим стрелкам».
Лучше всего дело с допризывной подготовкой обстояло в Венгрии: занятия по стрельбе проводили почти все венгерские школы, общее число обучавшихся старшеклассников достигало 14 тысяч. На две тысячи меньше учеников насчитывалось в австрийских землях: чехи, уже имевшие репутацию ненадёжных поданных, неодобрительно относились к милитаризации молодёжи. А вот в Тироле и Форарльберге, пользовавшихся старинными военными привилегиями, обучение стрельбе было введено во всех школах. Накануне Первой мировой войны в Вене состоялись общеавстрийские соревнования по стрельбе среди школьников. Михаил Хроновят писал:
«В мае 1914 года в Вене прошли призовые стрельбы для всех средних школ со всей Австрии, в которых приняли участие по 10 учеников от каждой [гимназии]. На эти так называемые “Кайзер Гульдигунг унд Прайс-шиссен” послали также и все галицкие (как украинские, так и польские) гимназии по 10 лучших стрелков. Из нашей гимназии поехало нас тоже десятеро под руководством учителя».
Для проведения внешкольной военной подготовки в 1911 году в Австрии был создан «Имперский союз Юношеских дружин», объединивший молодёжные организации в Вене, Пресбауме, Граце, Клагенфурте, Бруке и некоторых городах Чехии с преимущественно немецким населением. Немногочисленные дружины существовали и в некоторых венгерских комитатах. В том же году Военное министерство общей армии издало циркуляр, в котором рекомендовало школам организовывать для учеников экскурсии в ряд военных музеев, учреждений и заведений, присутствовать на полевых занятиях и маневрах войск (для этого предписывалось наладить связь с военными комендантами).
В целом введение начальной военной подготовки в старших классах средних школ Австро-Венгрии можно признать полезным и своевременным. Несмотря на добровольный характер занятий и откровенный саботаж со стороны чешского населения, это давало государству значительное количество юношей, готовых к призыву. Так, в 1913 году через школьную «военку» прошло около 26 тысяч учащихся, а на следующий год был предусмотрен призыв 130 650 юношей — таким образом, навыки обращения со стрелковым оружием и умения в пулевой стрельбе имели почти 20% потенциальных новобранцев. Учитывая же то, что молодые люди с полным средним образованием могли проходить военную службу на особых условиях «однолетних добровольцев», предполагавших вдвое (до 1912 года — втрое) сокращённый срок пребывания в армии, базовая военная подготовка ещё в школе становилась желанной для многих. Тем более что расходы на эту подготовку полностью покрывало государство.
Источники и литература:
- Австро-Венгрiя. Военная энциклопедiя. — М.: Изд-во Тов-ва И. Д. Сытина, 1914. — Т. 1. — С. 55–78.
- Адаменко Д. Императорский и королевский военный мундир: 1914 г. — Киев, 2011. — С. 109–112.
- Вооруженныя Силы Австро-Венгрiи. Часть 1. Организацiя, мобилизацiя и составъ вооруженныхъ силъ. (По даннымъ к 1 января 1912 года.). — СПБ: Главное Управленiе Генерального Штаба, 1912. — С. 166–181.
- Галичина — український здвиг за матеріалами архіву Степана Гайдучка: [Альбом]. – Львів: Апріорі, 2014. — С. 28.
- Хроновят М. Організація Українських Січових Стрільців у Перемишлі // Вісті Комбатанта. — Нью-Йорк, 1972. — № 1. — С. 33.
- Начальное народное образованіе за границей: Австро-Венгрія // Энциклопедическiй словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. XXI-а. — СПБ, 1897. — С. 66.
- ah.milua.org.
Комментарии к данной статье отключены.