« – Здесь перекресток, – говорит шофер, – обе дороги ведут к вражеским позициям. Однако для меня важно только одно – хорошее шоссе, чтобы не пострадали шины, господин генерал… Я отвечаю за штабной автомобиль…
Вдруг удар, оглушительный удар, и звезды становятся большими, как колеса. Млечный Путь густой, словно сливки. Он – Биглер – возносится во вселенную на одном сиденье с шофером. Все остальное обрезано, как ножницами. От автомобиля остался только боевой атакующий передок.
– Ваше счастье, – говорит шофер, – что Вы мне через плечо показывали карту. Вы перелетели ко мне, остальное взорвалось. Это была сорокадвухсантиметровка. Я это предчувствовал. Раз перекресток, то шоссе ни черта не стоит. После тридцативосьмисантиметровки могла быть только сорокадвухсантиметровка. Ведь других пока не производят, господин генерал».
Так Ярослав Гашек описывал действие огня самого тяжелого австро-венгерского орудия – 42-сантиметровой береговой гаубицы. Несмотря на то, что таких гаубиц изготовили считанные единицы, они получили широкую известность на фронтах Первой мировой войны.
В конце XIX века береговая артиллерия большинства армий мира строилась на основе комбинации пушек и гаубиц, причем дальнобойность последних совсем незначительно уступала пушкам. Однако бурный прогресс артиллерии в 1900-е годы привел к существенному увеличению дальности стрельбы корабельных пушек. Если в начале века орудия главного калибра линкоров могли вести огонь на дистанции не более 12 км, то к 1910 году этот показатель превысил 20 км. Теперь кораблям уже не было нужды входить в зону действия береговых гаубиц, и этот класс артиллерии, казалось бы, приближался к своей «естественной кончине». Единственной сферой применения береговых гаубиц оставалась противодесантная оборона – десантным кораблям волей-неволей приходилось приближаться к берегу и попадать под гаубичный огонь. Особенно актуальным это являлось для стран, имевших сложную береговую линию, не изобиловавшую удобными для высадки местами. В полной мере это относилось к адриатическому побережью Австро-Венгрии, поэтому в двуединой монархии развитие береговых гаубиц продолжилось.
В 1907 году в конструкторском бюро концерна «Шкода» (город Пльзень) в инициативном порядке началась разработка «берегового крепостного орудия крупного калибра для навесной стрельбы». Проектирование осуществлял 6-й конструкторский отдел, возглавляемый Освальдом Дирмозером. Военные проявили интерес к новой разработке лишь в мае 1909 года, предоставив «Шкоде» детальные тактико-технические требования к 420-мм гаубице. Поскольку эскизный проект был уже готов, разработка технической документации заняла меньше года.
27 июля 1913 года на заводском полигоне успешно прошла финальная серия испытательных стрельб 420-мм гаубицы, открывшая орудию путь к принятию на вооружение. Военные заказали восемь гаубиц, присвоив им обозначение 42 cm L/15 Küstenhaubitze (применялось также обозначение 42 cm Küstenhaubitze М 14).
Конструкция
42 cm L/15 Küstenhaubitze представляла собой стационарное орудие, предназначенное для установки в береговых крепостях. Нарезной ствол гаубицы длиной 15 калибров имел 84 нареза и весил почти 26 т. Клиновой затвор, открывавшийся вправо, весил 931 кг. Гидропневматические противооткатные устройства состояли из тормоза отката (два цилиндра) и накатника (один цилиндр), их рабочее давление составляло 60 атмосфер.
Подъемный механизм обеспечивал угол вертикального наведения от −1,5° до +70°, причем стрельба была возможна только в диапазоне углов возвышения от +15° до +70°, а заряжание осуществлялось при фиксированном угле +12°. Горизонтальное (круговое) наведение обеспечивалось поворотом основания орудийной установки. Общая масса башенной установки составляла почти 210 т.
Монтаж орудия начинался с установки на бетонном основании погона с зубчатым венцом (собирался из отдельных сегментов). Далее на нем размещалось основание погонной шаровой опоры, укладывались шары, затем устанавливался верхний обод шаровой опоры вместе с полом поворотного барбета. К полу приклепывались боковые стенки. Затем в барбете монтировались поворотные и подъемные механизмы, люлька ствола и сам ствол, а также зубчатый сектор вертикальной наводки, подъемник для снарядов и дополнительное оборудование. После монтажа орудия барбет прикрывался сверху противоосколочным куполом с толщиной брони 8–15 мм.
Боеприпасы на тележках подавались к нижнему уровню орудийной башни и подавались на верхний уровень с помощью подъемника. Теоретически скорострельность орудия составляла 2 выстрела в минуту, но на практике была значительно ниже из-за необходимости приведения ствола в положение для заряжания и последующего восстановления наводки. Все механизмы башни имели основной электрический привод и резервный ручной. Расчет башни состоял из 27 человек.
Гаубица вела огонь фугасными снарядами М 14/9 массой около 1 т. Заряжание – раздельно-гильзовое (использовались три заряда массой 92,5 кг, 96 кг и 104,4 кг). Полный заряд обеспечивал снаряду начальную скорость в 415 м/с. При этом максимальная дальность стрельбы составляла 12,7 км, минимальная – 3,8 км. Уже во время Первой мировой войны был разработан облегченный дальнобойный снаряд массой 808 кг (максимальная дальность стрельбы возросла почти на 2 км), а также шрапнель.
На стационарных позициях
Первоначальными планами австро-венгерского командования предусматривалось размещение гаубиц 42 cm L/15 Küstenhaubitze в двух четырехорудийных батареях возле основных военно-морских баз. В крепости Пола 420-мм батарея расположилась у подножия холма Гомила (возле нового бронированного форта Градина), в крепости Котор – у маяка. К моменту начала Первой мировой войны успели начать строительство только первой батареи, а вторая находилась на стадии проектирования.
Помимо четырех орудийных установок, батарея в Поле должна была включать хранилище боеприпасов (общий боекомплект на батарею – 1000 снарядов), командный пункт и другие необходимые элементы инфраструктуры, включая узкоколейку, связывавшую склад боеприпасов с огневой позицией. Командный пункт, располагавшийся на холме Гомила, имел дальномер М 15 производства венской фирмы «Отто Ганзер» (с линзами «Цейсс»), обеспечивавший 24-кратное увеличение. Дальномер защищался бронированным колпаком. Для ведения огня ночью рядом с ним подготовили позицию для двухметрового прожектора, который устанавливался на специальной тележке и мог отъезжать в бункер по рельсам.
К началу Первой мировой войны на батарее в Поле успели смонтировать одно орудие и частично подготовить позицию для второго. Единственная 420-мм гаубица, использовавшаяся по своему первоначальному назначению, оставалась на позиции в течение всей войны (в 1917 году на ее бронированном куполе оборудовали площадку для малокалиберной зенитки).
В новом амплуа
Успешное применение в первые недели войны немецких 210- и 240-мм орудий, а также австро-венгерских 305-мм мортир побудило командование отказаться от планов дальнейшего монтажа 420-мм гаубиц на стационарных позициях и использовать их на сухопутном фронте. Это оказалось непростой задачей – ведь М 14 проектировалась как стационарная установка. Для ее перемещения требовалось 39 железнодорожных вагонов и платформ (при том, что в сухопутном варианте отказались от бронированного колпака, что дало экономию в 35 т). В семи вагонах перевозился боекомплект, в десяти – личный состав, полевая кухня и другое имущество, один вагон занимало телефонное оборудование, еще два – подъемные механизмы. Остальные вагоны и платформы отводились под детали и узлы орудия. В целях облегчения монтажа и демонтажа гаубицы большинство клепаных соединений было заменено болтовыми.
Оборудование позиции начиналось с прокладывания железнодорожной ветки, которая на конечном участке была двухпутной – по ней передвигался козловой кран, с помощью которого монтировалась гаубица. Затем отрывался котлован под фундамент объемом около 50 кубометров. Если на стационарной позиции фундамент был бетонным, то на полевой котлован заполняли плотно уложенными деревянными брусьями квадратного сечения. Затем при помощи козлового крана осуществляли монтаж элементов орудийной установки в той же последовательности, что и на стационарной позиции. Ввиду отсутствия бронированного колпака над установкой сооружали деревянный каркас, на который при непогоде натягивали брезент. Из-за менее прочного, чем на стационарной позиции, фундамента стрельба была возможна в диапазоне углов возвышения от +40° до +70°. Также отсутствовал штатный подъемник боеприпасов – вместо него использовали простую лебедку, смонтированную с внешней стороны поворотного цилиндра на раме из двутавров. Оборудование позиции 420-мм гаубицы требовало привлечения строительной роты численностью 150–200 человек и занимало до 40 часов.
Боевая карьера
Первой 420-мм гаубицей, попавшей на фронт, стало орудие №2, изначально предназначавшееся для батареи в Поле. Его доставили под Тарнов, и 12 января 1915 года оно открыло огонь по железнодорожной станции, расположенной в этом городе. Уже второй выпущенный снаряд разрушил железнодорожную стрелку, третий и четвертый попали в здание вокзала, пятый – в банк, где находился штаб русской 3-й армии. Результатом пятого попадания стала гибель около 200 русских солдат и офицеров. Успех во многом был обусловлен взаимодействием артиллеристов с самолетом-корректировщиком «Альбатрос» B.I, оборудованным радиостанцией. Этот эпизод стал первым в истории случаем воздушной корректировки артиллерийского огня с применением радиосвязи. Обстрелы Тарнова сверхтяжелой гаубицей продолжались до конца февраля 1915 года. Затем 1-ю 42-см береговую гаубичную батарею (такое обозначение получило орудие) под командованием капитана Карла Мартиновского перебросили под Прасныш. Дальнейшей ее целью стала крепость Новогеоргиевск (Модлин), которая обстреливалась 420-мм гаубицей и несколькими батареями 305-мм мортир на рубеже июля-августа 1915 года. Под интенсивным огнем тяжелой артиллерии крепость смогла продержаться всего десять дней.
С Восточного фронта 1-я батарея попала в Южный Тироль (под Роверетто), а в конце сентября 1915 года обстреливала белградскую крепость Калемагдан. Здесь гаубица получила повреждения, и ее пришлось отправить в ремонт на завод-изготовитель. Взамен 1-й батарее передали еще одно орудие такого же типа – гаубицу №3. По железной дороге и водным путям ее доставили в район Котора. Туда же прибыла и 2-я батарея (командир – капитан Эмиль Круг) с гаубицей №4. В январе 1916 года обе гаубицы поддерживали наступление на Ловчен. Когда в начале февраля благодаря успешным действиям австро-венгерских войск удалось устранить угрозу военно-морской базе Котор, обе батареи переместили в Южный Тироль. Туда же прибыла и вновь сформированная 3-я батарея (командир – капитан Рудольф Петтерс), получившая отремонтированную гаубицу №2. 420-мм гаубицы приняли участие в «карательной экспедиции» – майском наступлении 1916 года, имевшем целью прорыв итальянских укрепленных позиций на плато Ассаджио и выход в долину в направлении Венеции. Однако из-за Брусиловского прорыва, начавшегося на Восточном фронте, значительную часть австро-венгерских войск пришлось перебросить туда.
На Восточный фронт отправили и 2-ю 42-см береговую гаубичную батарею – в начале июля 1916 года она оказалась в Ходорове. Однако уже через несколько дней ее перевезли в Венгрию, на полигон Хаймастер – здесь из гаубицы провели серию стрельб для уточнения таблиц стрельбы. В сентябре 1916 года эта батарея вместе с 1-й попала в Болгарию. Известно, что 420-мм гаубицы участвовали в наступлении на Румынию в составе армии Макензена.
В июле 1917 года 2-я батарея вновь попала в Восточную Галицию, где участвовала в контрбатарейной борьбе у Золотой Горы. В конце года ее вернули на Адриатику, установив гаубицу на береговой позиции под Триестом (в Пирано). Здесь орудие и встретило окончание войны, после чего было подорвано собственным расчетом.
3-я батарея оставалась на Итальянском фронте – в августе 1916 года ее орудие установили в долине Лесахталь. 1-я батарея также действовала на Итальянском фронте, у форта Хенсель (крепость Мальборет), а позднее была передислоцирована в Полу, где ее орудие установили на недостроенной береговой батарее рядом с единственной стационарной башенной установкой 420-мм гаубицы. Весной 1918 года в связи с реорганизацией тяжелой артиллерии батареи 42-см береговых гаубиц в административном отношении подчинили 3-му, 8-му и 10-му полкам тяжелой артиллерии.
В 1919 году одна из гаубиц М 14, попавшая в руки итальянцев (вероятно, орудие 3-й батареи), экспонировалась в Риме у «Алтаря Отечества».
В годы Первой мировой войны 420-мм береговые гаубицы практически не применялись по своему прямому назначению, но широко использовались на сухопутных фронтах. Главным их недостатком являлась низкая мобильность – даже в облегченном варианте орудие весило 117 т (в боевом положении). Большая масса отдельных узлов исключала их транспортировку безрельсовым транспортом, а для монтажа орудия на позиции требовался козловый кран. Поэтому из восьми заказанных 42 cm L/15 Küstenhaubitze в мобильный вариант переделали только три (напомним, что самое первое орудие все же установили на стационарной позиции, предусмотренной проектом). Остальные четыре ствола, предназначавшиеся для береговой батареи в Которе, использовали в новых гаубицах 42 cm Autohaubitze М 16, перевозившихся бензоэлектрическими тягачами «Даймлер» и не требовавших подъемного оборудования. Однако история этих орудий заслуживает отдельной статьи.
Калибр, мм |
420 |
---|---|
Масса орудия в боевом положении, кг |
117000 |
Масса снаряда |
808–1000 |
Длина ствола, мм |
6300 |
Угол вертикальной наводки |
от +40° до +70° |
Угол горизонтальной наводки |
360° |
Начальная скорость снаряда, м/с |
273–415 |
Скорострельность, выстр./час |
7–10 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
14600 |
Список литературы:
- Chorzępa J. Największy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1
- Chrzanowski Ł., Olejko A., Sydow M. Artylerijski postrach I wojny światowej // Militaria XX wieku. – 2014. – № specialny 3
- Ortner M. C. The Austro-Hungarian Artillery From 1867 to 1918. – Vienna: Militaria, 2007
- Prašil M. Škoda heavy guns. – Atlegen, 1997
Комментарии к данной статье отключены.